2 Царств 21 глава

Вторая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Во времена царствования Давида, на земле три года подряд был голод. Давид помолился Господу, и Господь ответил ему: "Это из-за Саула и его кровожадного дома, за то, что он убил гаваонитян".
2 Гаваонитяне не были израильтянами. Они были амореями. Израильтяне поклялись не причинять им зла, но Саул, питая сильные чувства к Израилю и Иудее, пытался истребить их. Царь созвал гаваонитян и говорил с ними.
3 Давид сказал им: "Что мне сделать для вас? Что мне сделать, чтобы снять грех Израиля, чтобы вы благославили народ Господа?"
4 Гаваонитяне ответили Давиду: "Нам не нужно ни серебро, ни золото Саула и его дома, и нет у нас права убивать кого-либо в Израиле". Давид спросил: "Что вы хотите, чтобы я сделал для вас?"
5 И они ответили царю Давиду: "Саул губил нас и хотел истребить весь наш народ, живущий на земле Израиля.
6 Выдай нам семь его сыновей, и мы повесим их перед Господом на горе Гиве Саула, избранного Господом". Царь Давид ответил: "Я выдам их вам".
7 Но царь пощадил Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саула, потому, что между Давидом и Ионафаном была клятва, данная Давидом перед Господом.
8 Давид отдал им Армона и Мемфивосфея. Они были сыновьями Саула и Рицпы, дочери Айя. Давид также отдал пять сыновей Мелхолы, дочери Саула, которых она родила Адриэлу, сыну Верзеллия, из Мехолы.
9 Он отдал их в руки гаваонитян, и они повесили их на горе перед Господом. Все семеро погибли вместе; они были умерщвлены в первые дни жатвы ячменя.
10 Рицпа, дочь Айя, взяла покрывало печали и расстелила его на камне. И от начала жатвы до начала дождей Рицпа сидела там день и ночь. Она не позволяла прикасаться к телам ни птицам небесным в дневное время, ни диким зверям в ночное время.
11 Давиду донесли, что сделала Рицпа, дочь Айя, наложница Саула.
12 Тогда Давид пошёл и взял кости Саула и кости сына его Ионафана у жителей Иависа Галаадского (жители Иависа Галаадского тайно взяли их с площади Беф-Сана после того, как филистимляне убили Саула в Гелвуе).
13 Давид перенёс оттуда кости Саула и кости сына его Ионафана. Они также принесли и кости тех семерых, которые были повешены.
14 Кости Саула и кости сына его Ионафана были похоронены в земле Вениаминовой в могиле Киса, отца Саула. Народ сделал всё, что велел им царь. И тогда Бог услышал молитвы людей на земле.
15 И снова началась война между филистимлянами и Израилем. Давид со своими людьми вышел сразиться с филистимлянами, но он очень утомился и ослабел.
16 У Иесвия, одного из потомков Рефаима, было копьё, медная часть которого весила триста сиклей, и был у него новый меч. Иесвий хотел убить Давида,
17 но Авесса, сын Саруи, спас Давида. Он поразил филистимлянина и убил Иесвия. Тогда люди Давида поклялись ему, говоря: "Никогда больше ты не выйдешь с нами на войну, чтобы Израилю не потерять своего величайшего вождя".
18 И снова была война с филистимлянами в Гобе. Тогда Совохай Хушатянин убил Сафута, одного из потомков Рефаима.
19 А потом было ещё одно сражение с филистимлянами в Гобе. Тогда Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, убил Голиафа Гефянина, у которого древко копья было длинным, как ткацкий навой.
20 И было ещё одно сражение в Гефе. Там был один очень рослый человек, у которого было по шесть пальцев на руках и по шесть пальцев на ногах, всего двадцать четыре. Он также был одним из потомков Рефаима.
21 Этот человек провоцировал израильтян, но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давида.
22 Эти четверо были потомками Рефаима в Гефе. Они пали от руки Давида и его слуг.

Новой Женевской Библии

21:1 — 24:25 Этими главами завершается повествование о царствовании Давида, и они, таким образом, являются эпилогом к первым двум книгам Царств.

21:1 Был голод. Голод, нередко постигавший землю Ханаана (Быт 12:10; Быт 26:1; Руфь 1:1), часто осмысливается как проявление Божиего суда (см., напр., 24:13; Втор 32:24; 3Цар 17:1; 4Цар 8:1; Пс 104:16; Ис 14:30; Иер 11:22; Иез 14:21; Откр 6:8).

во дни Давида. Данный стих носит обобщенный характер. Возможно, голод, о котором идет речь, настал после появления Мемфивосфея при дворе Давида (ср. ст. 7; гл. 9), но прежде восстания Авессалома (16:8), хотя это предположение не бесспорно.

Саула и кровожадного дома его. Саул пытался истребить гаваонитян (ст. 2; 4:3 и ком.), хотя и не преуспел в этом.

21:2 Израильтяне же дали им клятву. См. Нав, гл. 9. Несмотря на то, что израильтяне, перед тем как принести эту клятву, не вопросили Господа (Нав 9:14) и были обмануты гаваонитянами, она сохраняла свою силу (Нав 9:19).

по ревности своей о потомках Израиля и Иуды. В своих попытках истребить гаваонитян Саул был движим националистическими, а не религиозными чувствами. С точки зрения политической выгоды, он, должно быть, хотел избавить свое родное племя вениамитян от нежеланного соседства с аморреями. О кровной связи Саула с Гаваоном см. 1Пар 8:29; 1Пар 9:33.

21:3 наследие Господне. См. ком. к 20:19.

21:6 семь. В данном случае это число символизирует завершенность, а не указывает на действительное количество гаваонитян, умерщвленных Саулом.

в Гиве Саула, избранного Господом. Точнее: «в Гаваоне на горе Господней» (правильность такого прочтения отчасти подтверждается Септуагинтой); ср. «на горе пред Господом» (ст. 9) и «главный жертвенник» в Гаваоне (3Цар 3:4).

21:7 пощадил царь Мемфивосфея. См. ком. к ст. 1; гл. 9.

клятвы именем Господним... между Давидом и Ионафаном. См. ком. к 1Цар 20:13.

21:8 Рицпы. См. ст. 10:11; 3:7.

Мемфивосфея. Речь в данном случае идет о Мемфивосфее, сыне Саула, которого не следует путать с названным тем же именем сыном Ионафана (4:4).

Адриэлу. См. 1Цар 18:19. Отца Адриэла, Верзеллия из Мехолы, не следует путать с носившим то же имя галаадитянином (17:27; 19:31; 3Цар 2:7).

21:9 в начале жатвы ячменя. Т.е. в апреле (см. ком. к Руфь 1:22).

21:10 пока не полились на них воды Божии с неба. Засушливый сезон на Ближнем Востоке оканчивался, как правило, в начале октября, так что этот дождь следует, вероятно, считать предвестником конца голода (ст. 1).

не допускала касаться их птицам небесным. У евреев считалось величайшим позором допустить, чтобы тела убитых стали пищей для птиц и зверей (Втор 28:26; 1Цар 17:44, 46; Пс 78:2; Ис 18:6; Иер 7:33; Иер 16:4). Рицпа была намерена стеречь тела до тех пор, пока не удастся похоронить их надлежащим образом (ст. 11−14).

21:11−14 Неусыпное бдение Рицпы побудило Давида собрать не только останки недавно погибших, но и кости Саула и Ионафана, и предать их погребению в усыпальнице Киса, отца Саула.

21:14 и умилостивился Бог над страною после того. Точно такие же слова звучат в конце книги (24:25), после прекращения моровой язвы, которую навлекла предпринятая Давидом перепись.

21:15−22 Данные стихи описывают победы Давида и его воинов над филистимлянами. Даже приблизительную хронологию этих событий установить затруднительно.

21:16 один из потомков Рефаимов. Слово «Рефаимы» в данном контексте следует, по всей видимости, связывать с народом, населявшим Ханаан до прихода туда израильтян (Быт 14:5; Быт 15:20; Втор 2:20; Нав 17:15) и славившимся огромным ростом (см., напр., Втор 3:11). «Рефаимами» иногда называли и другие народы, отмеченные особой силой и статью (такие как эмимы, замзумимы и енакимы, Втор 2:10−11, 20−21). Иисус Навин поразил енакимов и на горе Иудиной, и на горе Израилевой (Нав 11:21−22), однако те могли уцелеть в Газе, Гефе и Азоте — т.е. на территории, о которой идет речь в следующих стихах.

триста сиклей. Т.е. около трех килограммов. Наконечник копья Голиафа весил вдвое больше (1Цар 17:7).

21:17 Авесса. См. ком. к 2:18.

светильник Израиля. В этой метафоре находит отражение то обстоятельство, что обетование благословения и все упования Израиля были сосредоточены исключительно на личности Давида и на его доме (см. ком. к 1Цар 3:3).

21:18 Рефаимов. См. ком. к ст. 16.

21:19 убил Елханан... Голиафа. Т.е. данный стих приписывает победу над Голиафом не Давиду, а другому человеку. Соответствующий ему стих 1Пар 20:5 однозначно разрешает это недоразумение, ибо в нем говорится, что Елханан поразил «Лахмия, брата Голиафова». Однако именно по этой причине названное место книги Паралипоменон вызывает сомнения у большинства комментаторов. Некоторые из них склонны объяснять текст книги Царств, исходя из предположения, что Елханан — второе имя Давида (ср. 12:25, где Соломон наречен вторым именем Иедидиа). Но такое объяснение создает некоторые трудности для объяснения 1Пар 20:5, разве что победы над Голиафом и Лахмией были одержаны действительно одним человеком — Давидом-Елхананом. Неоспоримым, однако, является факт победы Давида над Голиафом.

21:20 Рефаимов. См. ком. к ст. 16.

21:22 от руки Давида и слуг его. Давид не только присутствовал при поединках, но и сам сражался с Иесвием (ст. 16−17).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.