3 Царств 19 глава

Третья книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Царь Ахав рассказал Иезавели обо всём, что сделал Илия, и о том, что он убил мечом всех пророков.
2 И отправила Иезавель посланца к Илии сказать: "Я обещаю, что завтра к этому времени я убью тебя, как ты убил этих пророков. Если я не сделаю этого, тогда пусть боги накажут меня".
3 Когда Илия услышал об этом, он очень испугался и убежал, чтобы спасти свою жизнь. Он пришёл в Вирсавию Иудейскую и оставил там своего слугу, которого взял с собой.
4 А сам целый день шёл по пустыне. Он сел под кустом и стал просить себе смерти. Он сказал: "Довольно мне, Господи! Возьми жизнь мою. Я не лучше предков моих".
5 Затем он лёг под деревом и уснул. И коснулся Ангел его и сказал: "Встань, поешь!"
6 Илия огляделся и увидел у изголовья лепёшку, выпеченную на углях, и кувшин воды. Он поел и попил, а затем снова лёг и заснул.
7 Позже Ангел Господень снова пришёл к нему, коснулся его и сказал: "Встань, поешь, иначе у тебя не будет сил для дальней дороги".
8 Он встал, поел и напился, и, подкрепившись той пищей, шёл сорок дней и ночей до Божьей горы Хорива.
9 Там Илия вошёл в пещеру и провёл в ней ночь. Затем было к нему слово Господа. Господь сказал ему: "Почему ты здесь, Илия?"
10 Илия ответил: "Господи, Бог Всемогущий, я всегда служил Тебе. Но израильтяне отказались от Твоего завета, разрушили Твои алтари и убили Твоих пророков. Я — единственный пророк, оставшийся в живых. А сейчас они пытаются убить и меня тоже!"
11 И сказал Господь Илии: "Выйди и стань на горе перед лицом Господа. Господь пройдёт мимо тебя". Затем подул сильный ветер, разрушающий горы и сокрушающий скалы перед Господом. Но Господа не было в ветре! После ветра было землетрясение. Но Господа не было в землетрясении.
12 После землетрясения был огонь. Но Господа не было в огне. После огня был тихий, нежный звук.
13 Когда Илия услышал этот звук, он закрыл лицо своё плащом, вышел и встал у входа в пещеру. Затем голос сказал ему: "Илия, почему ты здесь?"
14 Илия ответил: "О Господи, Бог Всемогущий, я всегда усердно служил Тебе. Но израильтяне нарушили Твой завет, разрушили Твои алтари и убили Твоих пророков. Я — единственный пророк, оставшийся в живых. А сейчас они пытаются убить и меня тоже".
15 И сказал ему Господь: "Пойди обратно по той дороге, по которой ты пришёл, в пустыню вокруг Дамаска. Войди в Дамаск и помажь Азаила на царство в Сирии.
16 Затем помажь Ииуя, сына Намессиина, стать царём над Израилем. Затем помажь Елисея, сына Сафата, из Авел-Мехолы. Он будет пророком вместо тебя.
17 Азаил убьёт много людей. Тех, кто спасётся от меча Азаила, убьёт Ииуй. А тех, кто спасётся от меча Ииуя, убьёт Елисей.
18 Но даже после этого в Израиле останется семь тысяч человек. Их колени не преклонялись перед Ваалом, и они никогда не целовали его идолов".
19 И ушёл Илия оттуда и нашёл Елисея, сына Сафата. Он вспахивал двенадцать акров земли. Елисей распахивал двенадцатый, когда пришёл Илия. Илия подошёл к нему и протянул ему свой плащ.
20 Елисей сразу оставил своих волов и побежал за Илией. Елисей сказал: "Позволь мне поцеловать мать мою и отца моего на прощание. Потом я пойду за тобой". Илия ответил: "Хорошо, иди. Я не остановлю тебя".
21 Елисей ушёл и зарезал пару волов. Он сжёг плуг и сварил мясо. Затем он раздал его людям, и они съели его. После этого Елисей пошёл за Илией и стал его помощником.

Новой Женевской Библии

19:1 пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия. Иезавель активно участвовала в управлении царством (см. ком. к 16:25; 18:4). Совместно с Ахавом она делает все, чтобы наказать Илию за истребление пророков Ваала (ст. 2).

19:3 в Вирсавию. Вирсавия находилась на самом юге Иудеи. Как и в предыдущий раз, Илия бежит от преследования за пределы владений израильских царей (17:3−6.9).

19:4 довольно уже, Господи. Илия, благодаря Божиему вмешательству победивший пророков Ваала, ощущает теперь разочарование и угнетенность. Хотя Господь показал Свое могущество в победе над Ваалом, Илия, пророк Его, тем не менее вынужден скрываться от Ахава и Иезавели, которые все еще имеют власть. Вопиющее несоответствие между зримым (т.е., господством в Израиле приверженцев Ваала) и незримым (всевышним господством Иеговы) повергает пророка в рыдания и заставляет его искать смерти.

19:7 дальняя дорога пред тобою. Илии предстояло направиться к горе Хорив (называемой также горой Синай), на которой Бог явился Моисею. Местоположение этой горы не установлено (Исх 3:1; Исх 17:6; Исх 33:6; Втор 1:2, 6, 19; Втор 4:10, 15).

19:11 Господь пройдет. Бог подготавливает Илию к Своему явлению так же, как Он прежде подготавливал Моисея (Исх 33:21−23; Исх 34:2).

19:11−12 не в ветре Господь... не в землетрясении... не в огне. Этими грандиозными явлениями сопровождалось явление Господа Моисею на горе Синай (Исх 19:9; Исх 20:18−19; Исх 24:17; Втор 4:11−12; Втор 5:23−25).

19:12 веяние тихого ветра. Господь ответил на молитву Илии, но не так, как ожидал пророк. Бог пребывает с Илией в безмолвии, но безмолвие это отнюдь не означает молчания и бездействия Божия. Что же касается ветра, землетрясения и огня, то они символически соответствуют Азаилу (ст. 15), Ииую (ст. 17) и Елисею (ст. 17), а «веяние тихого ветра» — семи тысячам, сохранившим верность Господу (ст. 18).

19:13 закрыл лице свое милотью своею. Точно так же, как Моисей не мог, увидев Бога, остаться в живых и потому при приближении Господа был «покрыт рукою» Его (Исх 33:20−23), Илия при словах о «тихом ветре» скрывает свое лицо в ожидании откровения.

19:15 пойди... чрез пустыню в Дамаск... помажь Азаила в царя над Сириею. Хотя для пророков было вполне обычным помазать на царство, совершенно необычным было для них помазать кого-либо в иностранном государстве. Таким образом, по замыслу Божиему именно Азаил должен стать исполнителем суда над домом Ахава (4Цар 8:7−15, 28−29; 4Цар 10:32−33; 4Цар 12:17−18; 4Цар 13:3, 22).

19:16 Ииуя... помажь в царя над Израилем. Ииуй был военачальником у Ахава, а затем у его сына Иорама (4Цар 9:5−6). По повелению Елисея Ииую предстояло довершить истребление дома Ахава (4Цар 9:1−10, 17).

Елисея... сына Сафатова. Имя этого пророка переводится с древнееврейского как «Бог есть спасение» или «Бог спасает». Пророческое служение Елисея имеет много общего со служением Илии: оба пророка отстаивали верность закону Моисееву (18:17−46; 4Цар 3:13); они оба вовлекали в сферу своей деятельности не только царей и народ Израиля, но и иноплеменников (17:17−24; 4Цар 5:1−10); подвергаясь преследованиям со стороны царей, ни тот ни другой пророк не перестали обличать их (21:19−22; 4Цар 9:1−10).

19:17 кто убежит от меча Азаилова. Дом Ахава будет истреблен не единовременно — те из его представителей, которые останутся в живых после Азаила, будут убиты Ииуем (4Цар 9:24). Если же кто-либо из них избежит гибели от руки Ииуя, то он неминуемо будет предан смерти Елисеем. Господь, таким образом, предусматривает полное и окончательное истребление дома царя-отступника.

19:18 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч. Это число условно — оно не обозначает точного количества израильтян, сохранивших верность Господу, а несет в себе значение завершенности.

всех сих уста не лобызали его. Обряд поклонения Ваалу включал в себя целование его участниками изваяния этого божества (Ос 13:2).

Илия и Елисей.

19:20 что сделал я тебе? Илия велит Елисею, исполнив свои домашние обязанности, непременно придти к нему, поскольку, набросив на Елисея свою милоть, Илия действительно «сделал» ему нечто в высшей степени важное — посвятил на пророческое служение. См. ком. к 4Цар 2:13.

19:21 заколол их. Елисей демонстрирует полную готовность порвать с прежним образом жизни во имя следования новому призванию. Такого же самоотречения требовал Иисус от своих учеников (Мк 1:16−20; Мк 2:14) и последователей (Мк 8:34−38).

стал служить ему. Елисей не становится сразу равным Илии, первое время оставаясь при нем учеником и помощником. Моисей имел такого же «служителя» (Иисус Навин), которого готовил себе в преемники (Исх 24:13; Исх 33:11).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.