4 Царств 16 глава

Четвертая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Ахаз, сын Иоафама, стал царём в Иудее в семнадцатый год царствования Факея, сына Ремалии.
2 Ахазу было двадцать лет, когда он стал царём. Он правил в Иерусалиме шестнадцать лет. Он не делал то, что Господь считал правильным. Он не подчинялся Господу, Богу своему, как его предок Давид.
3 Ахаз жил, как жили цари Израильские. Он даже своего сына принёс в жертву на огне, следуя страшным грехам народов, которых Господь прогнал из страны, когда пришли израильтяне.
4 Он совершал жертвоприношения и воскурял фимиам на высотах, на холмах и под каждым зелёным деревом.
5 Тогда Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалии, царь Израильский, пошли, чтобы воевать против Иерусалима. Они окружили Ахаза, но не могли одолеть его.
6 В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф. Он выгнал из Елафа всех иудеев. Сирийцы вселились в Елаф и живут там и сегодня.
7 Ахаз отправил послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: "Я — твой слуга. Я тебе как сын. Приди и спаси меня от царя Сирийского и от царя Израильского, которые напали на меня".
8 И взял Ахаз серебро и золото, которое было в храме Господа и в сокровищницах царских палат, и отправил его в дар царю Ассирийскому.
9 И послушался царь Ассирийский Ахаза, и пошёл воевать против Дамаска. Он захватил Дамаск и выселил его жителей в Кир, а Рецина убил.
10 Затем царь Ахаз отправился в Дамаск, чтобы встретиться с Феглаффелласаром, царём Ассирийским. Ахаз увидел алтарь в Дамаске и послал священнику Урии набросок алтаря с детальным планом его устройства.
11 Священник Урия построил алтарь по образцу, который прислал из Дамаска царь Ахаз, ещё до того, как царь Ахаз вернулся из Дамаска.
12 Когда царь вернулся из Дамаска, он увидел алтарь, подошёл к нему и принёс на нём жертвы.
13 На алтаре он принёс свои жертвы всесожжения и хлебные приношения. Он совершил возлияние и окропил стороны алтаря кровью приношений содружества.
14 Ахаз взял медный алтарь, который стоял перед Господом с передней стороны храма между новым алтарём и храмом Господа, и поставил его с северной стороны от своего нового алтаря.
15 Затем царь Ахаз приказал священнику Урии: "На большом алтаре сжигай утренние всесожжения и вечерние хлебные приношения. Также сжигай на нём жертвы всесожжения от царя и хлебное приношение от него, и всесожжение от простых людей, и хлебное приношение от них, и приношения возлиянием от них. Также сжигай на этом алтаре утренние всесожжения, вечерние хлебные приношения и другие приношения, и возлияния от царя, и от простых людей. Окропляй большой алтарь кровью жертв всесожжения и кровью других жертв. А медным алтарём я буду пользоваться для того, чтобы вопрошать Господа".
16 Священник Урия сделал всё, что приказал ему царь Ахаз.
17 Царь Ахаз срезал ободки с передвижных подстав и снял с них умывальницы, в которых священники мыли руки. Он снял резервуар с медных волов, которые поддерживали его, и поставил его на каменный пол.
18 В храме было построено крытое место для субботних встреч. Но Ахаз убрал это крытое место. Ахаз также убрал и наружный царский вход. Ахаз сделал это ради царя Ассирийского.
19 Остальные дела, которые совершил Ахаз, описаны в летописи царей Иудейских.
20 Ахаз умер и был похоронен со своими предками в городе Давида. Новым царём, вместо него, стал его сын Езекия.

Новой Женевской Библии

16:1 В семнадцатый год Факея. Т.е. в 735 г. до Р.Х. Мнения исследователей относительно хронологии царствования Ахаза и ее соотнесенности с хронологией царствований израильских, а также иудейских царей в значительной степени расходятся между собой (ср. 15:33, 37; 17:1; 18:1; см. также: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы).

16:2 Двадцати лет был Ахаз. По всей видимости, в течение нескольких лет Ахаз являлся соправителем своего отца Иоафама (см. ком. к 15:33).

шестнадцать лет царствовал. Ахаз царствовал в 732−715 гг. до Р.Х.

16:3 ходил путем царей Израильских. Главный грех Иеровоама I, повторяемый всеми последующими израильскими царями, заключался во введении богослужений противоречивших установлениям закона, и устройстве новых культовых центров в Вефиле и Дане (3Цар 12:26−33). Эти культовые центры способствовали распространению в северном царстве языческих верований и обрядов.

даже сына своего провел через огонь. Бесчеловечные жертвоприношения детей практиковались у соседних с Иудеей народов, евреям же они строго возбранялись законом (3:27; Лев 18:21; Втор 18:10). Ахаз, однако, был не единственным царем Иудеи, нарушившим этот запрет (17:17; 21:6; 23:10; Иер 7:31; Иер 32:35).

подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. Своим поведением избранный народ фактически приравнял себя к народам которых Господь изгнал из Ханаана, дабы отдать эту землю Израилю. Тем самым он изменил своему призванию стать «царством священников и народом святым» (Исх 19:6).

16:5 Тогда пошел Рецин... Факей. Цари Израиля и Сирии стремились подчинить себе Иудею, чтобы заставить ее выступить на своей стороне против Ассирии (15:19, 25, 37). В этой ситуации в качестве мудрого советника Ахаза проявил себя пророк Исаия (Ис 7:1−17).

16:6 Рецин... возвратил Сирии Елаф. Тем самым сирийцы свели на нет результаты победы, ранее одержанной над ними Азарией (14:22).

Идумеяне вступили в Елаф. Идумеяне, таким образом, обратили себе на пользу поражение Иудеи.

до сего дня. См. ком. к 3Цар 8:8.

16:7 к Феглаффелласару. См. ком. к 15:19, 29.

16:8 взял Ахаз серебро и золото. Ахаз, как и многие иудейские цари до него предпринимает попытку обеспечить безопасность страны, богато одаривая враждебного царя (12:18; Исх 23:8; 3Цар 15:18; Ис 5:23; Иез 22:12). В ассирийских источниках отмечается, что в 734 г. до Р.Х. Иоахаз (т.е. Ахаз, царь иудейский) заплатил даньТиглатпаласару III (Феглаффелласару).

16:9 переселил жителей его в Кир. Падение Сирии явилось исполнением предсказанного пророками Амосом (Ам 1:5) и Исаией (Ис 7:16). Точное местоположение Кира не установлено (Ис 22:6; Ам 9:7).

16:13 мирной жертвы. См. Лев 7:11−21. Перечисленные жертвоприношения были совершены и при освящении Соломонова храма (3Цар 8:64). Это обстоятельство свидетельствует о том, какое важное значение придавал Ахаз сооружению в Иерусалиме языческого жертвенника.

16:14 поставил его сбоку сего жертвенника на север. Новый жертвенник, таким образом, потеснил старый на его центральном месте в храме, и, соответственно старый жертвенник был лишен своей функции в богослужении.

16:15 утреннее всесожжение. См. Исх 29:38−39.

вечернее хлебное приношение. См. ком. к 3Цар 18:36.

жертвенник медный останется до моего усмотрения. Возможный перевод: «жертвенник медный останется у меня для гадания». Т.е. Ахаз использует старый жертвенник не по его настоящему назначению, а для гадания по внутренностям жертвенных животных. Такое гадание было распространено среди соседних с Израилем языческих народов, евреям же закон категорически воспрещал прибегать к нему (Лев 19:26; Втор 18:10).

16:17 ободки у подстав... умывальницы. См. 3Цар 7:27−37.

море. См. 3Цар 7:22−26.

с медных волов. По всей видимости, медь, из которой были сделаны эти волы, также пошла на уплату дани ассирийцам.

16:19 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар 11:41.

16:20 воцарился Езекия. См. 18:1 — 20:21.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.