4 Царств 25 глава

Четвертая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Навуходоносор, царь Вавилонский, пришёл со всем своим войском сразиться против Иерусалима. Это произошло десятого числа десятого месяца в девятый год царствования Седекии. Он расположил своё войско вокруг Иерусалима и построил земляной вал вокруг города.
2 Войско Навуходоносора стояло вокруг Иерусалима до одиннадцатого года царствования Седекии.
3 Голод в городе становился сильнее и сильнее, и на девятый день четвёртого месяца в городе не осталось еды.
4 Навуходоносор и его войско наконец прорвались через городскую стену. Царь Седекия и все его воины бежали в ту ночь через тайные ворота в двойных стенах возле царского сада. Вавилонцы стояли вокруг города, но Седекия и его люди убежали по дороге в пустыню.
5 Вавилонское войско преследовало царя Седекию, и настигли его возле Иерихона; воины же Седекии оставили его и разбежались.
6 Вавилонцы отвели Седекию к царю Вавилонскому в Ривлу. Они решили наказать Седекию.
7 Они убили сыновей Седекии у него на глазах, а затем выкололи Седекии глаза, надели на него оковы и отвели его в Вавилон.
8 Навузардан был слугой и начальником лучших воинов Навуходоносора. Он пришёл в Иерусалим седьмого числа пятого месяца в девятнадцатый год царствования Навуходоносора в Вавилоне
9 и сжёг храм Господа, царские палаты и все дома в Иерусалиме. Он разрушил даже самые большие дома.
10 Затем Вавилонское войско, которое было с Навузарданом, разрушило стены вокруг Иерусалима.
11 Навузардан захватил всех людей, которые ещё оставались в городе. Он взял весь народ в плен, и даже тех, кто пытался сдаться.
12 Навузардан оставил там только самых бедных из простого народа, чтобы они ухаживали за виноградниками и полями.
13 Вавилонские воины разбили на кусочки медные колонны в храме Господа. Они разбили медные подставы и большой медный резервуар. Затем они отнесли всю эту медь в Вавилон.
14 Вавилонцы также забрали тазы, лопатки, инструменты для подрезания светильников, ложки и всю медную посуду, которой пользовались в храме Господа.
15 Навузардан забрал все кадильницы и чаши, он забрал все вещи, сделанные из чистого золота, и все вещи, сделанные из чистого серебра.
16 Навузардан взял: две колонны, один резервуар и подставы, которые Соломон сделал для храма Господа; и меди в них было слишком много, чтобы её взвесить.
17 Каждая из двух колонн была высотой в восемнадцать локтей. Венцы на колоннах были медные, высотой в три локтя, украшенные сеткой и плодами гранатового дерева; и обе колонны были одинаковые.
18 Из храма Навузардан взял главного священника Сераию, второго священника Цефанию, и трёх мужчин, стоявших на страже у порога.
19 А из города Навузардан взял одного начальника, который руководил войском, пять царских советников, которые ещё находились в городе, и одного секретаря, командующего войском. Он считал простой народ, и выбирал некоторых из них в солдаты — шестьдесят человек из простого народа, которые были в городе.
20 Затем Навузардан привёл всех этих людей к царю Вавилонскому в Ривлу, в землю Емаф.
21 И царь Вавилонский убил их там, в Ривле. И народ Иудеи был выселен из своей земли.
22 Навуходоносор, царь Вавилонский, оставил некоторых из народа в земле Иудейской. И был там человек по имени Годолия, сын Ахикама, сына Шафана. Навуходоносор сделал его начальником над этими людьми в Иудее.
23 Военачальниками были Исмаил, сын Нефании, и Иоханан, сын Карея, и Сераия, сын Танкумефа из Нетофафа, и Иезания, сын Маахитянина. Когда эти военачальники и их люди услышали, что царь Вавилонский сделал Годолию начальником, они пошли в Массифу, чтобы встретиться с Годолией.
24 Годолия дал обещание этим военачальникам и их людям. Он сказал им: "Не бойтесь вавилонцев. Оставайтесь здесь, в земле, и служите царю Вавилонскому. Тогда вам будет хорошо".
25 Исмаил, сын Нефании, сына Елишамы, был из царской семьи. В седьмой месяц Исмаил, и десять человек с ним, напали на Годолию, и убили его, и всех евреев, и вавилонцев, которые были с Годолией в Массифе.
26 Затем все военачальники и весь народ бежали в Египет, от самого незначительного до самого важного, из-за страха перед вавилонцами.
27 Позже Евилмеродах стал царём Вавилонским. Он выпустил царя Иудейского из темницы в тридцать седьмой год после того, как был захвачен Иехония. Это было в двадцать седьмой день двенадцатого месяца со времени начала правления Евилмеродаха.
28 Евилмеродах был милостив к Иехонии. Он посадил его на более важное место, чем других царей, которые были с ним в Вавилоне.
29 Евилмеродах позволил Иехонии снять тюремную одежду, и Иехония до конца своей жизни ел за одним столом с Евилмеродахом.
30 Царь Евилмеродах кормил Иехонию изо дня в день до конца его жизни.

Новой Женевской Библии

25:1 В девятый год... в десятый месяц. Т.е. в январе 588 г. до Р.Х.

25:2 до одиннадцатого года. До июля 586 г. до Р.Х. (Иер 39:2; Иер 52:5−7). Некоторые исследователи датируют падение Иерусалима 587 г. до Р.Х.

25:3 усилился голод. Во время осады жители Иерусалима терпели тяжкие лишения (Иер 38:2−3; Плач 4:10).

25:4 к воротам, между двумя стенами. Имеются в виду ворота в стене, окружавшей «город Давида»; возможно, это были ворота Источника (Неем 3:15).

25:6 к царю Вавилонскому в Ривлу. См. ком. к 23:33.

25:7 самому Седекии ослепили глаза. На Ближнем Востоке ослепление было распространенным наказанием для бунтовщиков.

отвели его в Вавилон. Седекия поплатился за то, что не внял советам Иеремии (Иер 38:14−28) и Иезекииля (Иез 12:13). Так, Иеремия уговаривал его сдать Иерусалим без боя, поскольку Божия кара все равно неотвратима, а мирная сдача спасла бы город от страшных разрушений. Упорство Седекии обернулось тяжкими последствиями как для него, так и для всего народа. Седекия вскоре умер в вавилонском плену (Иер 52:11).

25:8 В пятый месяц, в седьмой день. Т.е. в августе 586 г. до Р.Х.

25:9 все домы... большие сожег огнем. Навуходоносор причинил городу страшные разрушения, стремясь исключить возможность возрождения Иудеи, отныне вавилонской провинции, центром которой мог стать Иерусалим. В отличие от ассирийцев, заселивших территорию северного царства представителями покоренных ими народов (17:24−31; Езд 4:2), царь вавилонский оставляет Иудею почти обезлюдевшей.

25:10 стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское. Разрушив городские стены, Навуходоносор мог быть уверен, что Иерусалим уже никогда не станет центром восстания против вавилонского владычества.

25:11 переметчиков, которые передались царю Вавилонскому. Следует полагать, что некоторые из иудеев перешли на сторону Навуходоносора еще до последней осады Иерусалима. Переселение этих людей могло быть продиктовано либо желанием наградить их за службу, либо опасением за их личную безопасность.

прочий простой народ выселил. Вавилоняне произвели вторичную депортацию населения Иудеи (24:10−17), оставив на родине лишь небольшое количество бедняков, чтобы было кому возделывать поля и виноградники (ст. 12).

25:13 столбы медные. См. 3Цар 7:15−22.

подставы. См. 3Цар 7:27−39.

море медное. См. 3Цар 7:23−26.

25:14 тазы, и лопатки... сосуды медные. См. 3Цар 7:40, 45, 50.

25:15 кадильницы, и чаши. См. 24:13; 3Цар 7:50; Иер 15:13; 20:5; 27:16−22.

25:17 в одном столбе... на другом столбе. См. 3Цар 7:15−22.

25:18 Сераию первосвященника. Сераия был правнуком Хелкии (22:4, 8; 1Пар 6:13−14) и предком Ездры (Езд 7:1).

25:21 поразил их царь Вавилонский. Вавилоняне жестоко расправились с остававшимися в Иерусалиме сановниками, из которых далеко не все были людьми военными.

в Ривле. См. ком. к 23:33.

выселены Иудеи из земли своей. Из всех предусмотренных заветом кар изгнание — самая тяжкая (Лев 26:33; Втор 28:36).

Военные действия Навуходоносора против Иудеи (605−586 гг.до Р.Х.).

25:22 Над народом же, остававшимся в земле Иудейской... поставил начальником Годолию. Упразднив в Иудее царское правление, Навуходоносор назначает туда своего наместника. Годолия был другом пророка Иеремии (Иер 26:24) и хоро-шо известным в Иудее человеком. Выбор Навуходоносора пал на него, поскольку царь полагал, что его кандидатура не вызовет недовольства у населения, остававшегося в Иудее (см. Иер 40:10−12).

сына Ахикама. Отец Годолии, Ахикам, был советником Иосии (22:12).

25:23 в Массифу. Получив назначение на пост наместника в Иудее, Годолия обосновался в Массифе, городе, находившемся приблизительно в двенадцати километрах к северу от Иерусалима (см. Иер 40:1−6).

25:24 поклялся. См. ком. к 3Цар 1:17.

25:25 в седьмой месяц. Т.е. в октябре 586 г. до Р.Х.

Исмаил... из племени царского. Дед Исмаила, Елисам, был царским писцом в царствование Иоакима (Иер 36:12; Иер 41:1). Сам он принадлежал к партии, представители которой считали Годолию недостойным пособником врагов Иудеи и выступали за активное сопротивление вавилонскому владычеству (об этом подробнее см. в Иер 40:13 — 41:18). Возможно, что в планы Исмаила входило восстановление в стране монархии, причем себя он, скорее всего, рассматривал в роли претендента на престол.

поразил Годолию. Этот поступок Исмаила сделал положение Иудеи еще более тяжелым (Иер 44:1−14). Для выселенных в Вавилон иудеев смерть Годолии стала тяжкой потерей — в воспоминание о ней они учредили пост, подобный тем, что были установлены в память о поражении Иудеи и разрушении Иерусалима (Зах 7:5; Зах 8:19).

25:26 пошли в Египет. Опасаясь вавилонян, причастные к убийству Годолии иудейские лидеры вместе со своими сторонниками из простого народа спасаются бегством в Египет, правитель которого был врагом Вавилона (см. ком. к 24:20). Предписания закона (Втор 17:14−20) строго воспрещают израильским вождям уводить народ обратно в Египет (Втор 17:16). В своем стремлении к власти предводители антивавилонского заговора, сами того не осознавая, навлекают на себя одно из проклятий завета: возвращение в Египет, страну унижения и рабства (Втор 28:68).

25:27−30 Автор Третьей и Четвертой книг Царств завершает свое повествование на оптимистической ноте, сообщая о милости, оказанной пленному Иехонии царю иудейскому, вавилонским царем Евилмеродахом.

25:27 В тридцать седьмой год переселения Иехонии... в двенадцатый месяц. Т.е. в марте 561г. до Р.Х.

Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения. Евилмеродах был сыном и наследником Навуходоносора (см. ком. к 24:1).

вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного. В вавилонских хозяйственных записях того периода говорится о том, что продовольственное содержание в виде масла и ячменя, помимо прочих, выдавалось также Яукину (Иехонии), царю Иауды (Иудеи), и его пяти сыновьям. Милостью к пленным иудеям Евилмеродах, по-видимому, ознаменовал свое восхождение на престол.

25:28 поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне. Во Втор 4:25−31; Втор 30:1−10 и в молитве Соломона на освящение храма (3Цар 8:46−53) упоминается о возможном пребывании народа Божиего в иноземном плену как о Божией каре за грехи. Во всех этих текстах подчеркивается необходимость для плененных покаяния (Втор 4:30; Втор 30:2; 3Цар 8:47). Соломон в своей молитве просит Господа сделать так, чтобы победители проявили сострадание к пленникам (3Цар 8:50); милость вавилонского царя к Иехонии можно, таким образом, рассматривать в качестве исполнения Господом этой просьбы. Втор 30:3−5 обещает последующее возрождение народа Божиего, начало которому было положено в 538 г. до Р.Х., когда евреям было позволено возвратиться на родину (Езд 1:1−4; Ис 44:24−28; Ис 45:1−6). Содержащееся же во Втор 30:6 обещание, что Господь «обрежет... сердце» Своего народа, чтобы тот действительно от всей души полюбил Его, исполнилось только при нисхождении Святого Духа (Деян 2:14−21; 2Кор 3:1−6).

25:29 всегда имел пищу у него. См. ком. к 3Цар 2:7. Выделение вавилонянами Иехонии из числа прочих пленников оживило надежду евреев на то, что обетование Господа о доме Давидовом, несмотря ни на что, сбудется (2Цар 7:8−16). Автор Третьей и Четвертой книг Царств, не уставая повторять о свершившемся над Иудеей суде Божием (21:10−15; 23:26−27; 24:3−4, 20; 25:21), дает, однако, понять, что падение Иудеи и разрушение Иерусалима отнюдь не означали конца правления Давидовой династии. Для тех, кто верит Божиему слову, есть основания с надеждой смотреть в будущее.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.