4 Царств 3 глава

Четвертая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Иорам, сын Ахава, стал царём над Израилем в Самарии. Он начал царствовать на восемнадцатый год царствования Иосафата, царя Иудейского, и царствовал двенадцать лет.
2 Он делал то, что Господь считал злом, но не так, как отец его и мать. Он убрал колонну Ваала, которую сделал его отец.
3 Но он продолжал совершать грехи, какие совершал Иеровоам, сын Навата, и которыми он вводил в грех израильтян. Иорам не положил конец грехам Иеровоама.
4 Меса, царь Моавитский, владел большим количеством скота. Он должен был доставлять израильскому царю по сто тысяч овец и шерсть от ста тысяч баранов.
5 Но после смерти Ахава, моавитский царь восстал против израильского царя.
6 В то время царь Иорам вышел из Самарии и собрал весь народ Израиля.
7 Он также отправил посланников к Иосафату, царю Иудейскому, сказать: "Царь Моавитский восстал против меня. Пойдёшь ли ты со мной на войну против Моава?" Иосафат сказал: "Да, я пойду с тобой. Мы объединимся в одно войско и мои люди будут как твои люди, и мои кони будут как твои кони".
8 Иосафат спросил Иорама: "Какой дорогой мы должны идти?" Иорам ответил: "Мы должны идти через Едомскую пустыню".
9 И вышел царь Израильский с царём Иудейским и с царём Эдомским. Они шли вокруг Мёртвого моря семь дней, и не было у них достаточно воды ни для войска, ни для животных, которые были с ними.
10 Наконец израильский царь сказал: "Ах, Господь созвал нас, трёх царей, вместе, чтобы моавитяне разбили нас!"
11 Но Иосафат сказал: "Здесь должен быть один из пророков Господа. Давайте через него спросим у Господа, что нам делать". Один из слуг израильского царя сказал: "Здесь есть Елисей, сын Сафата. Елисей был слугой Илии".
12 Иосафат сказал: "У Елисея есть слово Господа". И пошли к нему царь Израильский, Иосафат и царь Эдомский.
13 И сказал Елисей израильскому царю: "Чего ты хочешь от меня? Иди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей!" Израильский царь ответил Елисею: "Нет, потому что Господь собрал сюда трёх царей, чтобы предать нас в руки Моава".
14 И сказал Елисей: "Так же верно, как жив Господь Всемогущий, перед Которым я стою, если бы я не уважал Иосафата, царя Иудейского, я бы даже не взглянул на тебя и не заметил бы тебя!
15 А теперь приведите ко мне человека, который играет на гуслях". И когда этот человек заиграл на гуслях, мощь Господа сошла на Елисея.
16 И он сказал: "Так говорит Господь: Выкопай рвы по всей долине,
17 ибо Господь говорит, что вы не увидите ни ветра, ни дождя. Вся долина наполнится водой, которую будете пить и вы, и ваш скот, и другие животные.
18 Господу это легко сделать. Он также позволит вам разбить моавитян.
19 Вы поразите каждый укреплённый город, каждый главный город. Вы срубите все хорошие деревья. Вы перекроете все источники воды. Все лучшие поля вы уничтожите, забросав их камнями".
20 Утром, во время утреннего жертвоприношения, вода потекла со стороны Эдома, и долина наполнилась водой.
21 Моавитяне услышали, что цари идут воевать против них. Тогда они собрали вместе всех мужчин, достаточно взрослых, чтобы носить доспехи, и встали на границе.
22 Этим утром моавитяне встали рано. Солнце сияло в воде в долине, и моавитянам показалось, что это кровь.
23 Они сказали: "Смотрите, кровь! Наверное, цари сразились между собой и уничтожили друг друга. Давайте пойдём и возьмём всё ценное!"
24 Но когда моавитяне подошли к израильскому лагерю, израильтяне вышли и атаковали их. И побежали моавитяне. А израильтяне шли за ними и били моавитян.
25 Израильтяне разрушали города. На хорошие поля каждый из них бросил по камню, пока полностью их не закидали камнями. Они перекрыли все источники воды и вырубили все хорошие деревья. Только в Кир-Харешете камни оставались на своих местах. Но пращники окружили город и атаковали его.
26 Когда моавитский царь увидел, что битва слишком тяжела для него, он взял семьсот человек, вооружённых мечами, чтобы пробиться к Эдомскому царю. Но сделать это они не смогли.
27 Тогда моавитский царь взял своего старшего сына, который должен был царствовать после него, и принёс его в жертву на городской стене. Это очень огорчило израильтян. И они оставили моавитского царя и возвратились в свою землю.

Новой Женевской Библии

3:1 в восемнадцатый год Иосафата. Исходя из сказанного в 1:17, можно заключить, что Иорам, царь иудейский, в течение приблизительно пяти лет (852−848 гг. до Р.Х.) был соправителем своего отца Иосафата. Следовательно, «второй год Иорама» (1:17) мог, в то же самое время, быть и «восемнадцатым годом Иосафата» (3:1). См.: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы.

3:2 хотя не так, как отец его и мать его. Т.е. не в такой степени, как Ахав и Иезавель.

снял статую Ваала. См. ком. к 3Цар 14:23. Иорам проводит незначительную реформу, пытаясь хоть в какой-то мере искупить грехи родителей.

3:3 грехов Иеровоама ... он держался. См. ком. к 3Цар 12:31. не отставал от них. Реформа, которую хотел провести Иорам, не была радикальной. Он не пытался решительно покончить с идолопоклонством, распространившимся в северном царстве.

3:4 Меса, царь Моавитский. Согласно надписи на так называемом «камне Месы», царь моавитский признавал, что он, как и его предшественники, являлся вассалом Израиля. Однако в той же надписи он хвастливо заявлял, что ему удалось освободить свою страну от израильского владычества и сделать так, чтобы «Израиль сгинул навсегда», что, конечно, было явным преувеличением.

присылал царю Израильскому. Одним из вассальных обязательств Месы было снабжение царя израильского домашним скотом.

3:9 царь Едомский. По-видимому, правитель Едома (Идумеи) был вассалом царя Иудеи и поэтому был вынужден выступить на его стороне (8:20; 3Цар 22:47).

3:11 нет ли здесь пророка Господня? Точно с таким же вопросом Иосафат в свое время обратился к Ахаву (3Цар 22:7).

3:14 Если бы я не почитал Иосафата. Елисей соглашается пророчествовать для собравшихся у него царей, но только потому, что среди них присутствовал Иосафат, чье царствование отличалось благочестием (3Цар 22:43).

3:15 позовите мне гуслиста. Своей игрой музыкант должен был создать соответствующую обстановку для восприятия Божественного откровения (1Цар 10:5−6; 1Цар 19:20−24).

рука Господня коснулась Елисея. Т.е. на Елисея в этот момент низошло пророческое вдохновение (Иез 1:3; Иез 8:1; Иез 13:9).

3:16 на сей долине. Очевидно, долина Заред, примыкающая к северо-восточному побережью Мертвого моря (Втор 2:13).

3:20 Поутру, когда возносят хлебное приношение. См. Исх 29:38−39; Чис 28:3−4.

полилась вода по пути от Едома. Едомские горы, естественно, выше уровня Мертвого моря, поэтому вода текла с юга на север по направлению к Мертвому морю.

3:22 показалась эта вода красною, как кровь. Вода окрасилась благодаря красному песчанику, характерному для Едома (Быт 25:30).

3:25 в Кир-Харешете. По всей видимости, этот город был столицей Моава (Ис 16:7, 11; Иер 48:31, 36); он располагался приблизительно в семнадцати километрах к востоку от Мертвого моря и в двадцати двух километрах севернее долины Заред.

3:27 взял он сына своего первенца. Жертвоприношение Месы было призвано умолить бога Шамшу (Шемеша) спасти моавитян от неминуемого поражения. Жертвоприношения детей были категорически запрещены в Израиле (Исх 34:20; Втор 18:10) однако два иудейских царя — Ахаз и Манассия — все же совершали их (16:3; 21:6).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.