2 Летопись 26 глава

Вторая книга Летопись
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Затем народ Иудеи выбрал Озию новым царём вместо Амасии. Амасия был отцом Озии. В то время Озии было шестнадцать лет.
2 Озия заново отстроил город Елаф и возвратил его Иудее. Озия сделал это после того, как Амасия умер и был похоронен со своими предками.
3 Озии было шестнадцать лет, когда он стал царём. Он правил в Иерусалиме пятьдесят два года. Его мать звали Иехолия. Она была из Иерусалима.
4 Озия поступал так, как хотел Господь. Он подчинялся Богу, как делал его отец Амасия.
5 Озия следовал Богу при жизни Захарии. Захария учил Озию, как уважать и подчиняться Богу, и, когда Озия подчинялся Господу, Бог даровал ему успех.
6 Озия дрался на войне против филистимлян. Он разрушил стены вокруг городов Гефы, Иавнеи и Азота. Озия построил города возле города Азот и в других местах на земле у филистимлян.
7 Бог помогал Озии в битве с филистимлянами и с аравитянами, жившими в Гур-Ваале, и с меунитянами.
8 Аммонитяне платили дань Озии, и имя Озии прославилось до самых границ Египта. Он был знаменит, потому что был очень могуществен.
9 Озия построил башни в Иерусалиме у угловых ворот, у ворот долины и на углу, где стена поворачивала. Озия укрепил эти башни.
10 Озия построил башни в пустыне, а также вырыл много колодцев. У него было много скота на холмах и на низменностях. Земледельцы Озии были и в горах, и на плодородных землях. У него также были люди, которые ухаживали за полями, где рос виноград. Он любил земледелие.
11 У Озии было хорошо обученное войско. Воины были разделены на отряды писцом Иоиелом и начальником Маасеем. Ханания был их вождём. Иоиел и Маасей пересчитывали воинов и поделили их на отряды. Ханания был одним из приближённых царя.
12 Над этими воинами было две тысячи шестьсот вождей.
13 Эти вожди семей отвечали за триста семь тысяч пятьсот воинов, которые мужественно вступали в сражение и помогали царю в борьбе с неприятелем.
14 Озия дал войску щиты и копья, шлемы и латы, луки и камни для пращей.
15 В Иерусалиме Озия сделал машины, которые были изобретены умными людьми. Эти машины стояли на башнях и на углах стен. Машины метали стрелы и большие камни. Озия стал знаменитым, и в отдалённых местах люди знали его имя. Ему много помогали, и он стал могущественным царём.
16 Но когда Озия сделался сильным, его гордость стала причиной его гибели. Он не был предан Господу, Богу своему. Он вошёл в храм Господа, чтобы воскурять фимиам на алтаре для воскурения фимиама.
17 Священник Азария и восемьдесят храбрых священников, которые служили Господу, последовали за ним.
18 Они сказали Озии, что он не прав. Они сказали ему: "Озия, не твоё дело воскурять фимиам Господу. Воскуряют фимиам Господу только священники, потомки Аарона. Эти священники были подготовлены для священной службы воскурения фимиама. Выйди из Святого-Святых. Ты не был верен, и Господь Бог не почтит тебя за это!"
19 Но Озия рассердился, а в руке у него была кадильница для воскурения фимиама; и, когда Озия разозлился на священников, у него на лбу выступила проказа. Это произошло перед священниками в храме Господа, возле алтаря для воскурения фимиама.
20 Главный священник Азария и все священники смотрели на Озию и увидели проказу у него на лбу. Священники торопили Озию выйти из храма, да он и сам торопился выйти, потому что Господь наказал его.
21 Царь Озия был прокажённым до самой смерти. Он должен был жить в отдельном доме и не мог войти в храм Господа. Иоафам, сын Озии, следил за царским дворцом и стал управляющим народа земли.
22 Остальные дела Озии, от начала до конца, были записаны пророком Исайей, сыном Амоса.
23 Озия умер и был похоронен возле своих предков на поле царских гробниц, ибо люди говорили: "Озия — прокажённый". И новым царём вместо Озии стал его сын Иоафам.

Новой Женевской Библии

26:1−23 Летописец рассказывает о царствовании Озии подробнее, чем книга Царств. Из этого источника он заимствует начало и конец своего рассказа (ср. 26:1−4 с 4Цар 14:21−22 и 15:1−3; 26:21−23 с 4Цар 15:5−7), среднюю же часть добавляет от себя (26:5−20). Весь рассказ делится на четыре части: воцарение Озии (26:1−2), послушание царя закону и сопутствующее ему благословение (26:3−15), непослушание и возмездие (26:16−20), итоги царствования Озии и его кончина (26:22, 23).

26:1 Озию. Озия царствовал в 792/91−740/39 гг. до Р.Х. В книге Царств Озия часто (но отнюдь не всегда) называется Азарией. В этой связи вероятнее всего предположить, что Азария — личное имя царя, а Озия — имя, данное ему при восшествии на престол.

26:4 точно так, как делал Амасия, отец его. Летописец сравнивает Озию с его отцом, чье царствование тоже было отмечено как благословением, так и осуждением (см. ком. к 26:1−23).

26:5 прибегал он к Богу... прибегал к Господу. См. ком. к 7:14.

во дни Захарии. О личности Захарии достоверных сведений не имеется. Он был советником царя и, видимо, сподвижником Исаии (Ис 8:2). Подобно тому, как Иоас хранил верность закону до тех пор, пока был жив Иодай, Озия, руководимый Захарией, также совершал дела, угодные Богу (см. ком. к 24:2).

26:6−15 Летописец иллюстрирует благословение, данное Озии победой над внешним врагом (26:6−8), успешным обустройством им внутренних дел в стране (26:9−10) и возрастанием военной мощи Иудеи (26:11−15).

26:7 против Меунитян. См. ком. к 20:1. Указание на успешное противостояние Озии этому народу должно напомнить читателю о победе, одержанной над ним Иосафатом (20:1−30).

26:9 построил Озия. Озия восполнил урон, нанесенный Иерусалиму в результате поражения, которое потерпел Амасия (25:23). См. ком. к 1Пар 11:4−9.

26:13 триста семь тысяч пятьсот. См. ком. к 1Пар 12:23−37.

26:16−20 Войдя в силу, Озия возгордился и стал выказывать непочтение к Богу и к требованиям закона. Примерно то же в свое время было и с Ровоамом (12:1). Возгордившегося царя Бог покарал проказою. Ср. 4Цар 15:5.

26:16 возгордилось сердце его. Моисей предостерегал Израиль от того, чтобы достигнутые им успехи не внушили народу мысль о возможности полагаться только на себя, забыв о Боге (Втор 8:10−18).

26:17 Азария. О священнике Азарии, кроме того, что он вместе с восемьюдесятью другими священниками отважился воспротивиться нечестивому поступку царя, ничего более не известно.

26:18 это дело священников. Согласно закону Моисееву, кадить в храме имели право только священники (Исх 30:7−9; Чис 16:39−40).

26:21 отлучен был от дома Господня. Озия не допускался в храм, как того требовал закон Моисеев (Лев 13:46; Чис 5:1−4).

26:22 описал Исаия. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор.

26:23 на поле царских гробниц. Озия был похоронен не в царской усыпальнице, а в некотором отдалении от нее, поскольку наказание проказой обесчестило его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.