2 Летопись 6 глава

Вторая книга Летопись
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Тогда Соломон сказал: "Господь сказал, что Он будет жить в тёмном облаке.
2 Господи, я построил храм для Тебя. Это высокий храм, место, чтобы жить Тебе там вечно!"
3 Соломон повернулся и благословил весь народ Израиля, стоявший перед ним.
4 Он сказал: "Благословен Господь, Бог Израиля! Господь сделал то, что обещал, когда говорил с моим отцом Давидом. Вот что говорил Господь Бог:
5 "С тех пор, как Я вывел Мой народ из Египта, Я не выбрал город ни в одном колене Израиля, чтобы построить там храм Моему имени. Я не избрал человека, чтобы он правил Моим народом, народом Израиля.
6 Но теперь Я избрал Иерусалим местом для Моего имени, и Я избрал Давида, чтобы он правил Моим народом, Израилем".
7 Мой отец Давид хотел построить храм имени Господа, Бога Израиля.
8 Но Господь сказал моему отцу: "Давид, это хорошо, что ты хочешь построить храм Моему имени.
9 Но не ты построишь этот храм. Твой собственный сын построит храм Моему имени".
10 Теперь Господь сделал то, что Он говорил. Я — новый царь вместо моего отца Давида. Теперь я сижу на троне Израиля. Это то, что обещал Господь. И я построил храм имени Господа, Бога Израиля.
11 Я поставил в храме ковчег завета, в котором хранится Соглашение, заключённое Господом с народом Израиля".
12 Соломон встал у алтаря Господа перед всем народом Израиля, которой там собрался, и простёр руки.
13 Соломон сделал бронзовый помост, длиной в пять локтей, шириной в пять локтей и высотой в три локтя, и поставил его посреди наружного двора. Он встал на помосте на колени перед всем собравшимся народом Израиля и, протянув руки к небу,
14 сказал: "Господи, Боже Израиля, нет бога, подобного Тебе, ни на небесах, ни на земле. Ты хранишь Свой завет любви и доброты. Ты хранишь Свой завет к слугам Твоим, если они живут правильно и всем сердцем подчиняются Тебе.
15 Ты выполнил Своё обещание моему отцу Давиду. Ты дал это обещание Своими устами. А сегодня Ты Своими руками исполнил это обещание.
16 Теперь, Господи, Боже Израиля, сдержи своё обещание, которые Ты дал слуге Твоему Давиду. Ты говорил: "Человек из твоей семьи всегда будет сидеть передо Мной на престоле Израиля, но так будет, если только твои сыновья будут осторожны в том, что они делают. Они должны подчиняться Моему закону так, как подчинялся ты".
17 Теперь же, Господи, Боже Израиля, сделай так, чтобы Твоё обещание, данное слуге Твоему Давиду, сбылось.
18 Но мы знаем, что на самом деле Ты, о Боже, не будешь жить на земле с людьми. Небеса и вселенная не могут вместить Тебя! И мы знаем, что храм, который я построил Тебе, не может вместить Тебя!
19 Но услышь молитву мою и мою мольбу о прощении. Господи, Боже мой, услышь мой зов к Тебе! Услышь молитву, с которой я, слуга Твой, обращаюсь к Тебе.
20 Я молю, чтобы Твои глаза были открыты и смотрели на этот храм день и ночь. Ты говорил, что здесь Ты поместишь Своё имя. Так услышь мою молитву, которой я буду молиться, глядя на это место.
21 Услышь мои молитвы и молитвы, которыми молится Твой народ Израиля, глядя на это место. Услышь с небес, где Ты обитаешь, наши молитвы и помилуй нас!
22 Может случиться, что один человек причинит зло другому человеку. Тогда обвиняемый должен будет поклясться Твоим именем. Когда он придёт, чтобы поклясться перед Твоим алтарём в храме,
23 услышь его с небес и рассуди слуг Твоих. Накажи виновного и заставь его страдать так, как он заставил страдать других людей. Оправдай человека, который был прав и невинен.
24 Может случиться, что враг поразит Твой народ Израиля за то, что он согрешит против Тебя. И тогда, если народ Израиля вернётся к Тебе, исповедуется имени Твоему, помолится и будет просить Тебя в этом храме,
25 услышь с небес и прости грех народа Твоего Израиля. Верни их обратно в землю, которую Ты дал им и их предкам.
26 Может случиться, что небо закроется и не будет дождя, если народ Израиля согрешит против Тебя. Но если народ Израиля, сожалея о своём грехе, будет молиться, глядя на это место, и исповедует имя Твоё, и перестанет грешить, ибо Ты причинишь им страдания,
27 тогда услышь их с небес. Услышь и прости грехи слуг Твоих, народа Израиля. Укажи им тогда правильный путь, по которому они должны идти. И пошли дождь на Твою землю, на землю, которую Ты дал Своим людям.
28 На земле может быть голод или страшные болезни, или ржа будет губить урожай, или плесень, или саранча, или враг нападёт на народ Израиля в их городах, или будет какая-то эпидемия в Израиле,
29 и кто-нибудь из Твоего народа Израиля вознесёт молитву или прошение, — каждый человек знает своё горе и боль, — протянув руки к этому храму,
30 услышь его с небес, где Ты обитаешь. Услышь и прости. Дай каждому человеку то, что он заслужил, потому что Ты знаешь, что у человека на сердце. Лишь Ты Один знаешь, что у человека на сердце.
31 Тогда люди будут бояться и подчиняться Тебе, пока будут жить на земле, которую Ты дал нашим предкам.
32 Услышь также человека, который не из Твоего народа Израиля, когда он приходит из далёкой страны, чтобы помолиться этому храму, ибо он слышал о Твоей великой славе и силе.
33 Услышь с небес, где Ты живёшь, и сделай то, о чём попросит Тебя чужеземец. Тогда все народы земли будут знать Твоё имя и уважать Тебя так, как уважает Тебя народ Израиля. И все народы земли будут знать, что этот храм, который я построил, называется Твоим именем.
34 Когда Ты пошлёшь Свой народ сразиться с врагом, и они помолятся Тебе, повернувшись лицом к этому городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил Твоему имени,
35 услышь их молитву с небес, услышь их просьбу и помоги им.
36 Когда люди согрешат против Тебя, — ибо нет человека, который бы не согрешил, — и Ты разгневаешься на них и позволишь врагу поразить их, взять в плен и увести в далёкую или близкую землю,
37 и когда они потом одумаются и будут молиться Тебе, находясь в земле, куда были взяты в плен, и будут говорить: "Мы согрешили, мы творили зло и вели себя безнравственно",
38 и когда они обратятся к Тебе всем своим сердцем и душой в земле, куда были взяты в плен, и будут молиться, обратившись к своей земле, земле, которую Ты дал их предкам, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему, —
39 тогда услышь их с небес, где Ты живёшь. Прими их молитвы и мольбы и помоги им, и прости Свой народ, который согрешил против Тебя.
40 А теперь, мой Бог, я прошу Тебя, открой очи Свои и уши и обрати внимание на молитвы, которые мы возносим с этого места.
41 А теперь, Господи Боже, встань и явись в особое место Твоё, в ковчег завета, могущество Твоё указывающий. Пусть священники Твои в спасение облачены будут. Пусть Твои праведные последователи радуются этим благам.
42 Господи Боже, не отказывай помазаннику Твоему. Помни Давида, Твоего верного слугу!"

Новой Женевской Библии

6:1−2 Соломон выразил надежду на вечное пребывание Бога в построенном им храме (см. ком. к 5:13−14).

6:5−10, 20, 24, 26, 32−34, 38 имя... имени... имя... имени. См. ком. к 1Пар 13:6.

6:9 не ты построишь. О том, почему Давид не мог стать строителем храма, см. 1Пар 22:6−10 и ком.

6:10 слово Свое, которое изрек. См. ком. к 1Пар 17:1−15.

6:11 с сынами Израилевыми. В 3Цар 8:21 сказано: «с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской». Летописец, однако, не упоминает об исходе, поскольку тема завета с Давидом (6:10) в его повествовании преобладает над темой завета Моисеева. Именно с обетованиями, данными Давиду, вернувшийся из плена народ связывал свои надежды на восстановление царства (см. ком. к 6:40−42; 1Пар 17:1−27).

6:13 Этот стих отсутствует в древнееврейском (масоретском) тексте 3Цар 8. Вероятнее всего, он был опущен переписчиком.

среди двора. См. ком. к 4:9.

6:14 Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Соломон отмечает двусторонний характер обусловленных заветом отношений между Богом и Его народом: Бог хранит завет, но народ со своей стороны должен также хранить верность Ему, поскольку любое отступничество непременно повлечет за собой Божественное воздаяние (Втор 7:9−12; Втор 30:15−19).

6:16−17 Соломон имеет в виду данное через пророка Нафана обетование вечного царствования Давидовой династии (см. ком. к 1Пар 17:7−14).

6:16 если только сыновья твои будут наблюдать за путями своими. Этими словами подчеркивается необходимость соблюдения верности закону. См. 3Цар 8:25.

ходя по закону Моему. См. ком. к 1Пар 16:40.

6:18−39 Соломон молится о том, чтобы храм стал национальным центром искренней, действенной молитвы. Он просит Бога услышать обращенные к Нему молитвы (6:18−21), а затем описывает семь ситуаций, когда народ может возносить молитвы в храме или обратясь к храму (6:22−39).

6:18 небеса небес не вмещают Тебя. См. ком. к 2:6.

6:19−21 на молитву... будут молиться. См. ком. к 7:14.

6:21 услышь с места обитания Твоего, с небес. В своей молитве Соломон употребляет это выражение четыре раза (6:21, 30, 33, 39). Храм же был тем местом на земле, откуда, через обитавшее там Имя, открывался доступ к небесному престолу (см. ком. к 1Пар 13:6).

6:22 потребуют от него клятвы. См. Исх 22:10−11; Лев 6:1−7.

6:24 поражен будет народ... за то, что согрешил. Военное поражение часто рассматривается в качестве Божией кары за нарушение завета (Лев 26:17; Втор 28:25−26, 36−37, 47−57).

6:24, 26, 32, 34.38 молиться. См. ком. к 7:14.

6:24, 26, 38 обратятся. См. ком. к 7:14.

6:26 не будет дождя. Дождь и засуха представлялись соответственно Божиим благословением и наказанием (см. ком. к 7:13−15; Лев 26:3−4; Втор 11:13−14; Агг 1:10−14).

6:28 Голод... язва моровая... саранча или червь. Голод или эпидемия болезни часто рассматривались в качестве Божией кары за нарушение завета (Лев 26:16, 20, 25−26; Втор 28:20−22, 27−28, 35, 42). См. ком. к 7:13−15.

6:32−33 иноплеменник. Соломон надеется, что и иноплеменники будут получать ответ на вознесенные ими в храме молитвы. Ветхозаветные пророки периода после вавилонского пленения часто предсказывали вхождение язычников в состав Божиего народа (Ис 56:6−8; Иоиль 2:28; Зах 8:20−23; Зах 14:16−21; ср. Пс 86). С пришествием Иисуса Христа массовое вхождение язычников в царство Господа стало реальностью (Рим 3:29; Гал 3:14).

6:34−35 выйдет... на войну. Летописец неоднократно сообщает о случаях, когда Бог отвечал на молитвы, обращенные к нему во время битвы (см. ком. к 12:1−8; 13:13−16; 14:11−12; 18:31−32; 20:5−17; 32:20−22; 1Пар 5:18−22).

6:36−39 отведут их пленившие их ... сделай, что потребно для них. Пленение часто представляется Божиим наказанием за нарушение завета (Втор 28:36−37, 64). За отрезок истории, что охватывает повествование летописца, эта просьба Соломона была исполнена дважды: сначала Манассия (33:10−13), а затем весь остаток Израиля (36:21−23) были уведены в плен в Вавилон, но после возвратились в землю обетованную.

6:40−42 Летописец заменяет окончание молитвы Соломона, приведенное в 3Цар 50:51, на несколько измененные слова Пс 131:8−10. У пророка Самуила в этом месте говорится о завете с Моисеем, у летописца же в центре внимания — завет с Давидом (6:42; ср. 6:11). Соломон призывает Бога пребывать в храме (6:41), приносить радость и торжество священникам и всему народу (6:41), а также помнить данное Давиду обетование любви (6:42).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.