Иов 1 глава

Книга Иова
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Человек по имени Иов жил в стране Уц. Иов был хорошим и верующим человеком, он поклонялся Богу и был в стороне от зла.
2 У Иова было семь сыновей и три дочери;
3 во владении у него было семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, тысяча быков и пятьсот ослиц. У Иова было множество слуг, и он считался самым богатым человеком на востоке.
4 Сыновья Иова по очереди устраивали пиры в своих домах и приглашали своих сестёр.
5 Иов просыпался рано утром после таких пиров и приносил жертвы за каждого из своих детей. Думал он: "Может быть, дети были беззаботными и согрешили против Бога на пиру своём". Иов делал это каждый раз, чтобы дети были прощены за грехи свои, если согрешили.
6 Пришёл день для ангелов предстать перед Господом, и Сатана пришёл вместе с ними.
7 Господь спросил Сатану: "Где ты был?" "Я бродил по земле", — ответил Сатана.
8 Тогда спросил Господь: "Видел ли слугу моего, Иова? Никто на земле не сравнится с ним: он действительно хороший человек, поклоняется Богу и держится в стороне от зла".
9 И воскликнул Сатана: "Конечно, Иов поклоняется Богу, потому что у него есть на то причины.
10 Ты всегда охраняешь и его, и семью его, и всё, что имеет он. Ты помогаешь ему во всем, что он делает. Ты благословил его, и он так богат, что повсюду можно видеть его стада.
11 Но если заберёшь всё, что у него есть, то он будет проклинать Тебя в лицо".
12 "Что ж, — сказал Господь, — делай что хочешь с владениями его, но не трогай его самого". На этом ушёл Сатана от Господа.
13 И вот однажды дети Иова ели и пили вино в доме старшего брата.
14 Тогда пришёл человек к Иову и сказал: "Быки были на пашне, и ослицы паслись рядом.
15 Но напали на нас савеяне и увели всех животных твоих, и убили они всех слуг твоих. Я один уцелел, чтобы рассказать обо всём".
16 Пока этот вестник ещё говорил, другой появился перед Иовом и сказал: "Молния ударила с неба и сожгла овец и слуг твоих. Я один уцелел, чтобы рассказать тебе обо всём".
17 И пока говорил второй вестник, ещё один появился перед Иовом и сказал: "Халдеи напали на нас с трех сторон и забрали верблюдов, убив всех слуг твоих. Я один уцелел, чтобы рассказать тебе обо всём".
18 Третий гонец ещё не закончил своей речи, как появился другой и поведал: "Дочери и сыновья твои ели и пили вино в доме старшего брата.
19 Вдруг сильный ураган из пустыни пришёл и разрушил этот дом, похоронив твоих детей под обломками. Я один уцелел, чтобы рассказать тебе обо всём".
20 Услышав всё это, Иов разорвал на себе одежду и от скорби обрил себе голову. Затем упал на землю и стал молиться Богу:
21 Когда я родился на свет, был я гол, ничего не имел. Когда я уйду из жизни этой, снова буду гол, ничего не имея. Господь нам даёт, Господь и забирает. Славьте же имя Его!
22 Иов не согрешил и не обвинил Господа в том, что случилось.

Новой Женевской Библии

1:1 Уц. Вероятно, область к юго-востоку от Палестины, между Едомом и Евфратом.

непорочен, справедлив и богобоязнен. Данное утверждение следует понимать не в том смысле, что Иов не имел грехов, но что он стремился к праведности.

1:3 семь тысяч мелкого скота... верблюдов ... волов... ослиц. В патриархальные времена богатство человека измерялось поголовьем домашнего скота (ср. Быт 30:43). Упоминание о верблюдах свидетельствует, что Иов жил в регионе, прилегающем к пустыне Аравийского полуострова.

всех сынов Востока. Потомков Авраама от наложниц, отправленных им на восток (Быт 25:6) и населявших Аравию и Месопотамию, которая называется «страною восточною» (Быт 29:1; Чис 23:7).

1:4 каждый... в свой день. Семейство Иова живет в соответствии с установленным родовым порядком, подчиняясь нормам и правилам, исходящим, по всей видимости, от Иова как от главы, т.е. отца и правителя.

1:5 Когда круг пиршественных дней совершался. Празднества были связаны с календарным циклом и имели, по всей видимости, религиозный характер. Поскольку Иов в них не участвовал, эти празднества, очевидно, носили языческий характер.

посылал за ними и освящал их. Иов исполнял обязанности не только правителя, но и первосвященника. Характерным является упоминание о том, что он «посылал за ними», т.е. не дети Иова заботились о своем духовном состоянии, а их отец: он вставал рано утром, он «возносил всесожжения по числу всех их».

похулили Бога в сердце своем. Букв.: «благословили Бога» — эвфемизм, означающий «прокляли Бога». Дети Иова не разделяли со своим отцом его веру и не были причастны к его праведности. Иными словами, они были богохульниками и кара, которая постигнет их, будет, по всей видимости, заслуженной. Здесь Иов, подобно Моисею, выступает одновременно и вождем, и законодателем, и первосвященником, и посредником между «сынами востока» (и своими сынами) и Богом, и ходатаем за них. Однако сыны Иова, в отличие от народа Израилева (который, впадая в грех, все же каялся), не имели представления ни о святости Бога, ни о праведности, ни о грехе, ни, тем более, о покаянии. Очистительные жертвы приносили не они — вместо них и за них это делал праведный Иов, который даже определенно не знал, в чем именно согрешили его дети, поскольку в их празднествах не участвовал и свидетелем их богохульства не был. Но, зная нравы своих детей, просил у Бога прощения за них.

1:6 — 2:13 Автор рисует картину происходящего на небесах.

1:6 был день, когда пришли сыны Божии. Эти слова противопоставляются ст. 5, где говорится, что Иов посылал за своими сыновьями, чтобы те предстали и пред ним, и пред Господом. В контексте Священного Писания понятие сыны Божии может иметь отношение не только к ангелам (Пс 88:7), но и к людям (Пс 81:6).

между ними пришел. Т.е. вместе с ними, как один из них.

сатана. В Ветхом Завете это слово встречается только в трех книгах (1:6; 2:1; 1Пар 21:1; Зах 3:1−2). При этом, сатана нигде не выступает противоборцем Богу; противодействие сатаны касается только человека и в тех пределах, в которых это допускает Господь. Слова «Господь да запретит тебе, сатана» (Зах 3:2) — являются наглядным выражением меры свободы, отпущенной сатане Господом (ср. 1:12; 2:6). См. статью «Сатана».

1:7 я ходил по земле. Земля — сфера действия сатаны.

1:8 обратил ли ты внимание твое..? То, что сатана «обращает внимание» на сынов человеческих, судя по данному тексту, входит в сферу его обязанностей и полномочий. В этой связи особое значение приобретают слова Иисуса: «...идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин 14:30). Очевидно, что князь мира все же кое-что имел в Иове, несмотря на непорочность последнего.

человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. Эта характеристика Иова, данная ему Богом, полностью повторяет характеристику, данную автором в ст. 1. Таким образом, Иов в глазах людей (и в своих собственных) полностью соответствовал тому, как видел его Господь. Но и в первом, и во втором случае слово «праведность» отсутствует (ср. Быт 6:9; Быт 7:1). И это не случайно, поскольку праведность и будет предметом разговора Иова и его друзей.

1:12 Сатане позволено испытать Иова, однако его власть ограничена пределами, положенными Богом. См. ком. к 1:6.

1:13 И был день. Все беды обрушиваются на Иова в течение одного дня.

сыновья его и дочери его ели и вино пили. См. ком. к 1:4; 1:5. С этих слов начинается перечень несчастий, обрушившихся на Иова, ими (см. ст. 18) и заканчивается. Однако на этот раз Иов не успел принести очистительных жертв за своих детей.

1:20 Знаки глубокой покорности, скорби и смирения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.