Псалмы 105 псалом

Псалмы
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Восхваляйте Господа! Благодарите за доброту Его. Любовь Его бесконечна.
2 Не хватит слов, чтоб описать Его величие. Не хватит слов, чтоб восхвалить Его.
3 Блажен, кто соблюдает справедливость, кто праведен в любые времена.
4 Так вспомни, Господи, меня, когда покажешь людям доброту Свою, когда спасать их будешь, и ко мне приди на помощь.
5 Господь, позволь мне разделить с Твоим народом всё то хорошее, что делаешь Ты для него. Позволь мне быть счастливым с ним, Тобою гордость разделить.
6 Грешили мы не менее отцов, творили беззаконие и несправедливость.
7 Когда отцы наши в Египте были, Твоих чудес не поняли они. Не помня доброты Твоей, восстали у моря Красного против Тебя.
8 Но Бог их спас ради Своего имени. Господь их спас, чтоб Свою силу показать.
9 Он повелел, и расступилось море, и Он провел, как посуху, отцов.
10 И спас Он их, избавив от врагов.
11 Покрыли воды их, и ни один не спасся.
12 И Господу тогда поверили отцы, и восхвалили Его имя.
13 Но вскоре позабыли, что Он сделал, советами Его пренебрегли.
14 Но стали голодны они в необитаемой пустыне, и Господа решили испытать. В пустыне предались они желаньям, и Господа решили испытать.
15 И Он исполнил всё, о чём они просили, но также и болезни страшные наслал.
16 И позавидовали все они тогда, и Моисею, и Арону — посвящённым.
17 Бог наказал завистливых людей. Земля разверзлась, поглотив Дафана и Авирана со всеми их людьми.
18 Вдруг пламя вспыхнуло, и нечестивцы все сгорели.
19 Они тельца возле Хариба сотворили и золотому истукану поклонялись.
20 И господа святого променяли на изображение быка, жующего траву.
21 Они забыли спасшего их Бога, Который чудеса творил в Египте,
22 Который диво сотворил в земле у Хама и страшное творил у моря Красного.
23 Господь хотел их истребить, но Моисей, Его избранник, встал перед Ним, не дав Господню гневу разгореться.
24 И в землю благостную, Ханаан, идти они не пожелали, Его не веря обещаньям. Они ослушались Его.
25 В шатрах своих они роптали и не подчинялись Богу.
26 Тогда Он поднял руку и поклялся, что сгинуть их в пустыне Он заставит,
27 а их потомков победят народы, и разбросают их по всей земле.
28 Тогда они Пеорскому Ваалу поклонились. Устраивали оргии они, и ели жертвопринесённых богам бездушным.
29 И Бог от этого разгневался на них, и разразилась среди них чума.
30 Но Финеес молился Богу. Хотел он помешать народу совершать эти грехи. Услышал Бог его, и прекратил смертельные болезни.
31 За это Финееса запомнят сотни поколений.
32 У вод Меривы люди вызвали гнев Божий, на Моисея беды навлекли.
33 И огорчили люди Моисея, и погрешил устами он своими.
34 Они не уничтожили народы Ханаана, как им велел Господь,
35 а стали жить средь них, усвоив их обычаи.
36 Поклонялись идолам они, что стало их ловушкой.
37 И жертвовали демонам и сыновей, и дочерей своих.
38 Невинную кровь проливали, кровь сыновей и дочерей, которых жертвовали идолам, и осквернили землю кровью той.
39 Делами недостойными своими запачкали себя и осквернили.
40 И потому на них разгневался Господь, и надоело Ему наследие Его.
41 Господь их передал другим народам, и стали ими управлять враги.
42 От угнетения врагов их жизнь невыносимой стала.
43 Господь их много раз спасал, но их влекло к непослушанью, и потерялись они в собственном грехе.
44 Но зов их слышал Он, когда они в несчастье были,
45 и Он смягчился от Своей любви, и вспомнил данный им завет.
46 И тем народам, что пленили их, внушил Он состраданье.
47 Ты спас нас, Господи, и вместе всех собрал, чтобы могли Тебя мы славить.
48 Да будет Бог Израиля во веки восхвалён, да скажут все "Аминь! Восхваляйте Господа!"

Новой Женевской Библии

Пс 105 Псалом посвящен истории спасения. Основной темой данного псалма является человеческий грех и сохраняемое, вопреки ему, милосердие Божие. Псалом объединяет характерные черты хвалебного гимна (когда в нем говорится о Боге) и плача (когда речь идет человеческих грехах). Последнее молитвенное восклицание псалма в ст. 47 (ст. 48 представляет собой славословие, завершающее четвертую книгу Псалтири) призывает Господа помочь Своему народу в одолевающих его бедствиях. Стихи 1:47 и 48 данного псалма повторяются в 1Пар, гл. 34−36.

105:1 Славьте Господа. Псалом начинается и заканчивается (ст. 48) призывом славить Господа.

ибо Он благ. Псалмопевец сознает, что источником переносимых Израилем несчастий являются грехи народа, а не природа Божия.

105:3 Блаженны. См. ком. к Пс 1:1.

творящие правду. Как вскоре признает сам псалмопевец, Израиль не столько творил правду, сколько, напротив, непрестанно грешил. Этим и объясняется отсутствие Божиего благословения.

105:4 Вспомни. См. ком. к Пс 104:5.

о мне. Псалмопевец нисколько не сомневается в том, что Господь придет на помощь Своему народу, однако не уверен, удостоится ли он сам Божиего благословения.

105:6 Согрешили мы. Этот стих открывает тему упорного непослушания Израиля воле Господа.

105:7 возмутились у моря. Псалмопевец вспоминает, как предки его соплеменников, бывшие свидетелями десяти казней египетских, усомнились в могуществе Божием, оказавшись между египетским войском и Чермным морем (Исх, гл. 14).

105:9 Грозно рек морю Чермному. Персонифицированное воспроизведение перехода евреев через Чермное (Красное) море.

105:10 спас... избавил. Господь — Спаситель Своего народа. Употребленные здесь древнееврейские глаголы в ВЗ, как правило, имеют значение спасения от угрозы, исходящей от вооруженного противника.

105:13 скоро забыли дела Его. Народ недолго хранил благодарность Господу-Избавителю. Подобно тому как память бывает связана с послушанием (см. ком. к Пс 104:5), скорое забвение сопряжено с греховной непокорностью.

105:17 Дафана... Авирона. См. Чис, гл. 16.

105:19 Сделали тельца. См. Исх, гл. 32.

105:20 променяли славу свою. Т.е. заменили Бога золотым истуканом и поклонялись ему как богу.

105:22 дивное в земле Хамовой. «Земля Хамова» — одно из наименований Египта, встречающееся также в Пс 104:23. Под «дивным» подразумеваются, прежде всего, десять казней египетских.

105:23 Моисей... стал пред Ним в расселине. См. Исх 32:11−14. Моисей предстал перед Богом за весь свой народ и тем самым спас его от Господнего гнева. В определенном смысле этот его поступок прообразует великое служение Иисуса Христа, принявшего смерть во имя спасения Своего народа.

105:24 презрели они землю желанную. Т.е. землю ханаанскую, которую Бог сделал наследием Израиля. Израильтяне же усомнились в Его власти утвердить их в Ханаане (Чис, гл. 13−14).

105:26 поднял Он руку Свою. Этот жест, которым по обычаю сопровождалась клятва, свидетельствует о решимости Господа обрушить кару на головы сынов Израиля.

105:28 к Ваалфегору. Ваал был божеством народов восточного Средиземноморья в те времена, когда Израиль вступил в их пределы. В разных местностях это божество могло принимать несколько отличающиеся одно от другого обличия и, соответственно, имена.

жертвы бездушным. Иначе: «жертвы мертвым». Возможно, имеются в виду погребальные обряды хананеев, носившие черты разнузданных оргий. Эпизод, связанный с поклонением евреев Ваалфегору, описан в Чис, гл. 25.

105:31 вменено ему в праведность в роды и роды. Когда Израиль начал склоняться к язычеству, Финеес сделал все, чтобы остановить народ и вернуть его а пути Господа. За этот праведный поступок Господь вступил в завет с ним и с его родом, навеки вручив ему священническое достоинство.

105:33 огорчили дух его. Точнее: «восстали против духа Его» (Святого Духа), т.е. они не верили Богу, что Он не даст им погибнуть в пустыне.

105:34 Не истребили народов. Господь заповедал Израилю истребить населявшие землю обетованную языческие народы (Втор 7:1−6). Однако израильтяне не сделали этого, и уцелевшие хананеи стали орудием Божиего суда за грехи избранного народа.

105:37 приносили... в жертву бесам. Безжизненные истуканы язычников на деле олицетворяют собой вполне конкретную духовную реальность — бесов.

105:39 блудодействовали поступками своими. Поклоняясь ложным богам, иудеи совершали своего рода духовное прелюбодеяние.

105:43 они же раздражали Его упорством своим. В книге Судей представлена яркая картина цикличного чередования греха, раскаяния в нем и прощения, определявшего собой всю историю избранного народа.

105:45 вспоминал завет Свой. См. ком. к Пс 104:5. Один из важнейших моментов заветных отношений между Богом и избранным народом — Его готовность внять молитвам даже впавших в беззаконие израильтян.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.