Притчи 2 глава

Книга Притчи Соломона
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Сын мой, прими всё, что я говорю тебе, помни мои наставления.
2 Слушай мудрость и постарайся её понять.
3 Ищи мудрость и взывай к пониманию.
4 Ищи мудрость, как серебро, ищи, как спрятанный клад.
5 Если будешь делать это, тогда научишься уважению к Господу и воистину узнаешь о Боге.
6 Господь даёт мудрость, знания и разум исходят из Его уст.
7 Он помогает добрым и честным людям.
8 Он охраняет тех, кто справедлив к другим, Он бережёт Своих святых людей.
9 Господь даст тебе Свою мудрость, и ты поймёшь добрые и праведные дела.
10 Мудрость поселится в сердце твоём, и душа твоя будет счастлива знанием.
11 Мудрость и понимание тебя охранят.
12 Мудрость и понимание тебя отведут от неверных путей, по которым идут злые люди. Злы они, и зло всё, что они говорят.
13 Они отказались от доброты и живут во грехе,
14 они счастливы, творя недоброе, и наслаждаются злом.
15 Тем людям нельзя доверять, они лгут, но мудрость твоя и понимание твоё тебя охранят.
16 Чужеземка может быть сладкоречива и будет преследовать тебя ради греха.
17 Женщина эта вышла замуж, когда была молодой, но она оставила мужа. Она не исполнила своих супружеских обетов, данных перед Богом.
18 Если ты по слабости войдёшь в её дом, ты сделаешь первый шаг к разрушению. Если ты будешь следовать за ней, она приведёт тебя к могиле.
19 Она сама, как могила, и если человек приходит к ней, он уже никогда не вернётся назад, и жизнь его уже не будет прежней.
20 Мудрость поможет тебе следовать примеру добрых людей, идти их путём.
21 Люди, живущие праведно, обретут свою землю, творящие добро останутся на ней.
22 Но злые потеряют землю, они будут изгнаны с той земли.

Новой Женевской Библии

2:1−22 Эта глава не изобилует обычными для наставлений повелительными формами; ее выразительность достигается за счет содержания самих притч. Приобретающий мудрость человек вступает на путь спасения, ему открываются знания о Боге и блаженство жизни (ст. 5:9, 21). Основной вывод главы в том, что, с одной стороны, мудрость является даром Божиим, а с другой — сам человек должен немало потрудиться, чтобы приобрести ее (см., напр., ст. 4, 6).

2:1 сохранишь при себе. Т.е. «исполнишь».

2:2 ухо твое сделаешь внимательным. Художественный прием (парафраз выражения «внимательно слушать»).

сердце. Т.е. средоточие разума и чувства.

2:3 Ср. Мф 7:7−8; Лк 11:9−10.

2:4 отыскивать его, как сокровище. Ср. Мф 13:44.

2:5 уразумеешь страх Господень. Если в 1:7 страх Господень назван началом мудрости, данный стих определяет его как предмет познания. Двуединая природа мудрости — божественный дар и человеческое стремление — исключает противоречие этих утверждений. Знание о Боге дается в Его спасительном откровении и становится основой мудрости. Страх Господень — это первая ступень, с которой начинается познание Бога, подготавливающее человечество к явлению Сына Божия.

2:6 Господь дает мудрость. Не имеет значения, каким образом люди приобретают свой опыт и знание о мире, ибо, в конечном счете, Бог является источником истины. В Своем откровении Он дает мудрость, и всякое знание истинно лишь в свете этого откровения (3:5).

из уст Его. В книге Притчей и во Второзаконии по-разному выражена одна и та же мысль: Слово Божие — первооснова всего земного знания (Втор 8:3). Даже еще до грехопадения Адам нуждался в слове Божием, дабы уразуметь свое место среди прочих творений Божиих.

2:7 Нравственные правила для тех, кто ищет мудрость, определены Богом. Мудрость не ограничивается упражнениями в нравственности, как не является залогом исполнения закона. Однако, несмотря на это, мудрость включает в себя нравственность, чистоту и праведность.

2:8 пути правды. Т.е. такой образ жизни, при котором мудрость проявляется в следовании установленному Богом справедливому миропорядку.

святых. Т.е. тех, кто имеет страх Господень. Соответствующее древнееврейское слово обозначает верность завету. Древнеизраильская мысль строилась вокруг понятия завета, и хотя прямые ссылки на него не так уж часты, мудрые люди никогда не стремились найти другой — не связанный с заветом, но, вместе с тем, праведный — образ жизни.

2:9 всякую добрую стезю. Литература мудрости важна и тем, что дает возможность понять, как Бог руководит нашей жизнью.

2:10 приятно душе. Нарушение установленного Богом миропорядка (грехопадение) повлекло за собой искажение нравственных ориентиров; требуется время (и усилия), чтобы «знание» стало «приятно душе».

2:16 от чужой. Нарушение супружеской верности расценивается как вероломное отступление от установленного Богом порядка в человеческих взаимоотношениях (5:1−23; 6:20−29; 7:1−27). В данном случае словом «чужая» называется женщина, которой чуждо понятие о святости брака, т.е. неверная жена или блудница (6:26; 7:10).

2:17 руководителя. Т.е. мужа.

завет Бога своего. Если под словом «чужая» в предыдущем стихе подразумевалась не израильская женщина, то слово «завет» в данном случае относится к браку, заключенному перед лицом иноплеменного бога. Однако предпочтительнее считать, что речь идет об израильтянке, преступившей Синайские заповеди.

2:18 к смерти. Слово «смерть» в данном случае подразумевает окончательное и безвозвратное падение в пучину греха (ср. 5:23, где об умершем говорится, что он «теряется»).

2:19 никто... не возвращается. См. ком. к ст. 18.

2:20−22 Жизнь является достоянием праведников и навсегда утрачивается грешниками. В этих стихах жизнь осмысливается в понятиях завета. Среди других обетовании, предвещающих христианское понятие вечной жизни (Исх 20:12; Втор 1:8; Втор 26:1−9), главное — обетование земли. Непорочные и мудрые наследуют землю, а грешные будут извержены из нее (Втор 28). В таком случае мудрость понимается как способность разобраться в превратностях существования, сообразуясь с Божиим планом спасения. Как Христос делает верующих в Него свободными (Ин 8:36), так и ветхозаветное избавление наделяет народ Божий свободой властвовать над землей и приобретать знание о мире и о своем месте в нем.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.