20:2 См. 16:14.
20:3 См. 15:18; 17:14.
20:4 См. 6:6−11.
20:5 глубокие воды. См. ком. к 18:4.
вычерпывает их. Если «глубокие воды» являются символом бездны, то разумный человек способен извлечь мудрость из ее глубин. Этот стих можно понимать также как утверждение для человека возможности самопостижения.
20:6 Многие проповедуют верность, но немногие следуют ей.
20:7 См. 13:22 и ком.; 14:11.
Праведник. См. 8:18 и ком. Праведный отец — большее счастье для детей, нежели отец богатый.
20:9 Данный стих отрицает возможность самооправдания человека перед Богом.
20:10 См. 11:1 и ком.
20:11 отрока. Соответствующее древнееврейское слово включает широкий возрастной диапазон от младенчества до начала зрелости.
20:13 См. 6:6−11; 19:15.
20:14 Торг при купле-продаже представлял собой прочно укоренившийся ритуал, и данная пословица, хотя и несколько иронично, ссылается на устоявшиеся обычаи.
20:15 См. 3:14−15; 8:10−11; 16:16. Пословица не осуждает богатство, но учит, что мудрость предпочтительнее.
20:16 Возьми платье. Имеется в виду залог за ссуду.
за чужого. Или, возможно, «за чужестранца», хотя в любом случае речь идет о человеке, не внушающем доверия. Купеческая мудрость учит: прежде чем заключать сделку, надо подстраховаться.
20:17 См. 9:17.
хлеб. Это слово служит метафорой «богатства», стяжая которое человек забывает о нравственных устоях и потому пожинает горькие плоды.
20:18 При принятии решений человеку следует взвешивать все обстоятельства и не полагаться на волю случая (1:5; 15:22; ср. Лк 14:28−32).
20:20 См. Исх 21:17.
того светильник погаснет. См. 13:9 и ком. Смерть настигнет этого человека как кара за нарушение закона.
20:21 поспешно захваченное вначале. Т.е. захваченное нечестным путем.
20:22 Это наставление имеет сходство с принципом, сформулированным во Втор 32:35 и Рим 12:19). Бог спасает не народ в целом (Втор 32:35−36), а каждого человека в отдельности, и Он стоит не только на страже Своего народа, но и каждого его члена, являясь Мстителем за зло.
20:23 См. ст. 10.
20:24 См. 16:1, 9 и ком.; 19:21. Знания, основанные на опыте, безграничны. Лежащий в основе израильской мудрости страх Господень является не только дисциплинирующим фактором, но и путеводной нитью, не позволяющей уклониться от пути праведности.
20:27 Светильник Господень. Всевидящему оку Божиему открыты даже наши потаенные мысли (ср. ст. 24).
20:28 Милость и истина. Эти же древнееврейские слова употреблены в 3:3 (см. ком.). Здесь они могут означать принципы царского правления. Вполне возможно, что они относятся к завету Божиему со всем коленом Давидовым (2Цар 7:11−14).
20:29 См. 16:31 и ком. С годами физическая сила ослабевает, а мудрость преумножается.
20:30 В отличие от закона, мудрость не предписывает определенных наказаний за те или иные проступки, но наказания, тем не менее, следуют незамедлительно.