Притчи 20 глава

Книга Притчи Соломона
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Вино и пиво лишают человека разума, он становится шумен, начинает хвастать и совершать глупости.
2 Гнев царя, словно рык льва. Если рассердишь царя, можешь лишиться жизни.
3 Любой глупец может начать спор, поэтому уважай того, кто отказывается спорить.
4 Ленивый слишком ленив, чтобы сеять, поэтому во время жатвы он ищет хлеб, но не находит ничего.
5 Советы людские — словно глубокий колодец, мудрый будет черпать из них.
6 Многие могут называть себя "верными друзьями", но трудно найти такого, на кого можно положиться.
7 Добрый человек живёт доброй жизнью, и дети его будут благословенны.
8 Царь может видеть зло своими глазами, когда он судит людей.
9 Может ли человек сказать, что всегда поступает хорошо? Может ли сказать, что он безгрешен? Нет!
10 Господь ненавидит тех, кто обманывает других, пользуясь неверными весами.
11 Даже ребёнок своими поступками показывает хороший он, или плохой. Следя за ним, легко узнаёшь честен ли он и хорош.
12 У нас есть глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, — их сотворил для нас Господь.
13 Если любишь спать, то проснёшься бедным, но используй время для работы, и у тебя будет много хлеба.
14 Человек, покупающий что-либо у тебя, всегда говорит: "Это не очень хорошее и слишком дорого стоит", но потом хвалится перед другими удачной покупкой.
15 Золото и драгоценности могут сделать человека богатым, но разумная речь человека стоит гораздо дороже.
16 Если взялся отвечать за долги другого, потеряешь рубаху свою.
17 Если получаешь что-нибудь обманом, это может показаться хорошим, но в итоге окажется, что ничего не будет стоить.
18 Перед тем как строить планы, получи добрый совет и, если начинаешь войну, найди тех, кто тебя направит.
19 Кто разносит слухи о других, не заслуживает доверия. Не будь другом того, кто много говорит.
20 Кто говорит против отца или матери, тот подобен угасающему свету.
21 Если ты легко получил богатство, ты его не будешь ценить.
22 Не стремись сам наказать того, кто тебе вредит. Господь его накажет и сделает тебя победителем.
23 Иные пользуются неправильными гирями и неточными весами, обманывая других. Это неправедно и ненавистно Господу.
24 Господь решает, что случится в жизни каждого. Как человек сам может знать, что произойдёт в его жизни?
25 Осторожно подумай перед тем, как дать Богу обещание, чтобы потом не пожалеть о данном обете.
26 Мудрый царь определит, кто из людей злой, и накажет виновных.
27 Господь способен видеть даже то, что в душе человека.
28 Истинный и преданный царь сохранит свою силу, преданность поддержит царство его.
29 Мы восхищаемся силой юноши, но уважаем седину старого.
30 Наказание может очистить человека от совершённых им неправедных поступков. Боль способна изменить человека изнутри.

Новой Женевской Библии

20:2 См. 16:14.

20:3 См. 15:18; 17:14.

20:4 См. 6:6−11.

20:5 глубокие воды. См. ком. к 18:4.

вычерпывает их. Если «глубокие воды» являются символом бездны, то разумный человек способен извлечь мудрость из ее глубин. Этот стих можно понимать также как утверждение для человека возможности самопостижения.

20:6 Многие проповедуют верность, но немногие следуют ей.

20:7 См. 13:22 и ком.; 14:11.

Праведник. См. 8:18 и ком. Праведный отец — большее счастье для детей, нежели отец богатый.

20:9 Данный стих отрицает возможность самооправдания человека перед Богом.

20:10 См. 11:1 и ком.

20:11 отрока. Соответствующее древнееврейское слово включает широкий возрастной диапазон от младенчества до начала зрелости.

20:13 См. 6:6−11; 19:15.

20:14 Торг при купле-продаже представлял собой прочно укоренившийся ритуал, и данная пословица, хотя и несколько иронично, ссылается на устоявшиеся обычаи.

20:15 См. 3:14−15; 8:10−11; 16:16. Пословица не осуждает богатство, но учит, что мудрость предпочтительнее.

20:16 Возьми платье. Имеется в виду залог за ссуду.

за чужого. Или, возможно, «за чужестранца», хотя в любом случае речь идет о человеке, не внушающем доверия. Купеческая мудрость учит: прежде чем заключать сделку, надо подстраховаться.

20:17 См. 9:17.

хлеб. Это слово служит метафорой «богатства», стяжая которое человек забывает о нравственных устоях и потому пожинает горькие плоды.

20:18 При принятии решений человеку следует взвешивать все обстоятельства и не полагаться на волю случая (1:5; 15:22; ср. Лк 14:28−32).

20:20 См. Исх 21:17.

того светильник погаснет. См. 13:9 и ком. Смерть настигнет этого человека как кара за нарушение закона.

20:21 поспешно захваченное вначале. Т.е. захваченное нечестным путем.

20:22 Это наставление имеет сходство с принципом, сформулированным во Втор 32:35 и Рим 12:19). Бог спасает не народ в целом (Втор 32:35−36), а каждого человека в отдельности, и Он стоит не только на страже Своего народа, но и каждого его члена, являясь Мстителем за зло.

20:23 См. ст. 10.

20:24 См. 16:1, 9 и ком.; 19:21. Знания, основанные на опыте, безграничны. Лежащий в основе израильской мудрости страх Господень является не только дисциплинирующим фактором, но и путеводной нитью, не позволяющей уклониться от пути праведности.

20:27 Светильник Господень. Всевидящему оку Божиему открыты даже наши потаенные мысли (ср. ст. 24).

20:28 Милость и истина. Эти же древнееврейские слова употреблены в 3:3 (см. ком.). Здесь они могут означать принципы царского правления. Вполне возможно, что они относятся к завету Божиему со всем коленом Давидовым (2Цар 7:11−14).

20:29 См. 16:31 и ком. С годами физическая сила ослабевает, а мудрость преумножается.

20:30 В отличие от закона, мудрость не предписывает определенных наказаний за те или иные проступки, но наказания, тем не менее, следуют незамедлительно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.