Притчи 28 глава

Книга Притчи Соломона
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Злые всего боятся, но добрый смел, как лев.
2 Если страна отказывается подчиняться, то в ней будет много недолгих и плохих правителей, но если у народа один мудрый правитель, он будет долговечен.
3 Правитель, приносящий несчастья бедным, подобен ливню, смывающему урожай.
4 Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми, принимая закон, ты против злых.
5 Злобные не понимают справедливости, но любящие Господа понимают её.
6 Лучше быть бедным и честным, чем богатым и злым.
7 Подчиняющийся закону — умён. Тот, кто дружит с никчёмными, позорит отца своего.
8 Если разбогател, обманывая бедных, то всё потеряешь. Богатство твоё перейдёт к тому, кто был добр с бедными.
9 Если человек отказывается следовать наставлениям Господа, тогда Он не услышит молитву его.
10 Плохой человек может строить планы навредить доброму, но сам попадёт в свой капкан, и только хорошее случится с добрым.
11 Богатые всегда считают себя умными, но бедный, который мудр, видит правду.
12 Когда правителем становится добрый человек, все счастливы, но если избран плохой — люди таятся.
13 Человек никогда не добьётся успеха, если он прячет свои грехи, но если о своих грехах он говорит открыто и признаётся, что был неправ, то Бог и люди будут к такому милосердны.
14 Почитающий Господа будет благословлён, но упрямо отказывающийся почитать Бога, призовёт беду.
15 Когда жестокий правит слабыми, он как рассерженный лев или медведь, готовый к драке.
16 Немудрый правитель вредит своим людям, но честный и ненавидящий обман правитель, будет править долго.
17 Виновный в убийстве другого никогда не найдёт мира в душе. Не поддерживай такого.
18 Кто живёт праведно, тот одержит победу, злой же падёт вскоре.
19 Много работающий будет иметь много хлеба, но теряющий время на мечты будет всегда беден.
20 Господь благословит следующего Ему, но пытающийся только разбогатеть будет наказан.
21 Судья должен быть справедливым и не должен оправдывать по знакомству. Но некоторые судьи изменяют решения за маленькую плату.
22 Себялюбивый желает одного — стать богатым, не понимает такой, как близок он к бедности.
23 Если ты помогаешь человеку, указывая на его ошибки, он позже будет очень этому рад. Это гораздо лучше, чем всегда говорить людям только приятное.
24 Некоторые крадут у отца и матери, говоря: "Это не грех". Такой так же плох, как приходящий в дом и всё разбивающий.
25 Себялюбивый приносит беды, но верующий будет вознаграждён.
26 Самоуверенный глуп, но мудрый избежит несчастья.
27 У дающего бедным будет всего в изобилии, тот же, кто отворачивается, будет проклят многократно.
28 Когда правителем избран злой — люди таятся, но когда он побеждён, вновь к власти приходит добрый.

Новой Женевской Библии

28:1 По сравнению с предшествующими, эта глава более насыщена богословскими размышлениями. Иногда они открыто выражены в словах о Боге или о законе и праведности, а иногда выступают в скрытой форме — в виде противопоставления правды и порока, в основе которого лежит представление о провидении и суде Божием. Так, ст. 1 лучше истолковывать как размышление над праведностью Божией, нежели как обобщение человеческого опыта.

28:4 закона. Скорее всего, это слово относится к закону Моисея. Несмотря на то что учительная традиция обращается более к человеческому опыту, нежели к Божественному откровению, сами мудрецы, оставаясь в лоне завета, не обходят своим вниманием вопросы, связанные с законом и его предписаниями.

28:5 справедливости. Это слово относится к духовной власти Бога над вселенной или же к тому справедливому миропорядку, который зиждется на этой власти.

ищущие Господа. Т.е. люди, чья вера открывает им всеобщий закон подчинения каждой вещи и каждого явления всевластию Божию.

разумеют все. В этих словах речь идет не о всезнании или непогрешимости суждений, а о том, что лишь в свете Божественного откровения открывается правда жизни.

28:6 См. также ст. 11.

28:7 закон. Данное слово подразумевает либо полученное наставление, либо закон Моисея (или одновременно и то и другое; см. ст. 4 и ком.; 23:19, 25 и ком.).

28:8 ростом и лихвою. См. Лев 25:35, 38, где изложены основы добровольной и бескорыстной помощи ближним (см. также Втор 23:19−20).

28:9 См. 15:8, 29.

закона. См. ст. 4 и ком. Речь идет о самооткровении Божием, записанном Моисеем. Молитва — это наш ответ Богу на Его откровение, и, естественно, молитва того, кто пренебрегает и даже отвергает слово Божие, не может быть принята Богом.

28:10 См. 26:27.

непорочные. См. 2:7 и ком. Речь идет о справедливости Божией и об особой каре, предусмотренной для тех, кто пытается совратить верных Ему (Мф 5:19; Мф 18:6).

28:11 См. ст. 6. Богатство не всегда связано с неправедностью, так же как и бедность — с мудростью. Но чаще дело обстоит именно так (ст. 6, 8, 20, 22, 25, 27).

мудрец в глазах своих. См. 26:5, 16. Нет большего глупца, чем тот, который мнит себя мудрым (ср. 1Кор 1:18−25).

28:13 См. Пс 31:1−4; 1Ин 1:6−9. В данном стихе размеренность и благополучие человеческой жизни связывается с обостренным личностным восприятием Бога. Тайный грех наиболее губителен для жизни. Исповедь и покаяние восстанавливают связь человека с Богом, которая основана на милосердии Божием.

28:14 Блажен. См. 3:13 и ком.

в благоговении. См. 1:7 и ком.

ожесточает сердце свое. Иначе говоря, восстает против Бога (см. Исх 7:3, 13).

28:15 См. ст. 3 и 16.

28:16 Вторая часть этого стиха содержит скрытое утверждение, что алчный тиран несет гибель самому себе.

28:17 Убийце не удастся избежать Божией кары, и никто не в силах его спасти.

28:18 См. ст. 13:14, а также 10:9 и ком.

28:19 См. 12:11 и ком.

28:22 завистливый человек. См. 23:6 и ком.

нищета постигнет его. Смысл этого стиха либо в том, что завистнику недостает мудрости, дабы распорядиться богатством, либо в том, что Господь не допустит его обогащения.

28:23 См. 27:5. Справедливый упрек более способствует человеческим взаимоотношениям, чем лесть, которая только подрывает их.

28:24 См. 19:26 и ком.

28:25 разжигает ссору. См. 6:13 и ком.

надеющийся на Господа. Упование на Господа не означает бездеятельности, а свидетельствует о смиренном согласии с Богом и Его волей. Вера и надежда суть тот же страх Господень (1:7 и ком.).

28:26 надеется на себя. См. 3:5−6 и ком. Самонадеянность представляет собой губительную противоположность упованию на Господа.

ходит в мудрости. Иными словами, уповает на Господа.

28:27 См. 11:24−26; 14:21; 22:9 и ком.

на том много проклятий. Проклятия здесь либо являются следствием порочной жизни, либо представляют собой противоположность благословениям Божиим.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.