Притчи 30 глава

Книга Притчи Соломона
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Это мудрые изречения Агура сына Иакея, переданные Ифииму и Укалу.
2 Я самый худший на земле. И нет во мне понимания должного.
3 Я не научился быть мудрым и ничего не знаю о Боге.
4 Кто когда поднялся на небо и возвратился обратно? Кто когда поймал рукой ветер? Кто когда удержал воду в одежде своей? Кто создал всю землю? Как имя его, и кто сын его? Скажи мне, если знаешь ответ!
5 Каждое Слово Господне — истинно. Он — спасение для идущих к Нему.
6 Не пытайся изменить, сказанное Богом; если попробуешь, Он накажет тебя и докажет, что ты лжёшь.
7 Господи, прошу тебя, прежде чем я умру, сделай две вещи для меня:
8 Помоги мне не лгать. Не дай мне быть слишком бедным или слишком богатым. Дай мне только, что нужно каждый день.
9 Если будет у меня больше, чем нужно, буду думать, что без Тебя обойдусь. Но могу украсть, если буду бедным, и Имя Твоё позором покрыть.
10 Никогда не говори хозяину плохо о слуге его. Если скажешь, хозяин тебе не поверит, и будет тебя подозревать.
11 Некоторые говорят против отцов своих и не уважают матерей.
12 Есть люди, думающие хорошо о себе, когда на самом деле они плохие.
13 Есть такие, кто думает, что они намного лучше других.
14 Есть люди, зубы которых подобны мечам, а челюсти словно ножи. Время тратят они на то, что всё отбирают у бедных.
15 Некоторые хотят забрать всё, что могут получить, они всегда говорят: "Давай, давай, давай". Есть три вещи, которые никогда не насытить, даже четыре, которым всегда всего мало:
16 место смерти, бездетная женщина, пересохшая земля, ждущая дождя, и горящее пламя, которое не остановить.
17 Будет наказан любой, кто смеётся над отцом, или мать не слушает свою. Так же плохо будет ему, как если бы глаза его выклевал стервятник или дикие птицы.
18 Есть три вещи, которые трудно понять мне, даже четыре, которые не понимаю:
19 орёл, парящий в небесах, змея, ползущая по скалам, корабль, плывущий через океан, и мужчина, влюбленный в женщину.
20 Неверная жена ведёт себя так, будто ничего не сделала плохого. Она ест, принимает ванну и говорит, что ничего не совершила.
21 Есть три вещи на земле, которые приносят несчастья, вернее четыре, которые земля не выносит:
22 слуга, который становится царём, глупый, у которого есть всё необходимое,
23 женщина, исполненная ненависти, но всё равно находящая мужа, и служанка, властвующая над хозяйкой своей.
24 Есть четыре маленьких твари на земли, но мудростью они обладают:
25 Муравьи маленькие и слабые, но они собирают всё лето пищу себе,
26 барсук, небольшой зверёк, но способный устроить нору свою в скалах.
27 Нет царя у саранчи, но работают многие вместе.
28 Мала ящерица, можно руками поймать, но можно увидеть её, живущей в покоях царей.
29 Есть три твари, которые кажутся важными, когда ходят:
30 лев — самый сильный зверь и он ничего не боится.
31 Гордо ходящий петух и козёл, а также и царь посреди своего народа.
32 Если ты был глуп, занимаясь происками и карабкаясь на самый верх, то следи за тем, что говоришь.
33 Если человек сбивает молоко, он делает масло; если бьёт другого по носу, то появится кровь, точно так же, если рассердишь людей, то будешь причиной дела в суде.

Новой Женевской Библии

30:1−33 Особенности учительных жанров и, в частности, книги Притчей как собрания мудрых высказываний и иносказаний затрудняют определение авторства различных частей главы (см. ст. 1; ср. 1:1 и ком.).

30:1 Агура, сына Иакеева. О личности этого человека ничего не известно, однако многие исследователи полагают, что он был чужеземцем (см. ком. к 22:17 — 24:22).

изречения. Существует вероятность того, что это древнееврейское слово обозначает топоним «Масса» (см. 31:1), следовательно, Агур и Лемуил — измаильтяне из Массы, которая находилась в Аравии (Быт 25:14).

Ифиилу... Укалу. Данные слова могут быть или именами тех людей, к которым обращается Агур, или имеют значение: «Я устал, о Боже; я устал, о Боже, и ослабел» (согласно масоретскому тексту).

30:2−3 Данное утверждение, более свойственное книгам Иова и Екклезиаста, не только свидетельствует о кротости и смирении, но и обнаруживает тайну бытия и промысла Божиих. Автор остро чувствует ограниченность человеческих знаний и мудрости. Понимание того, что за пределами нашего знания располагается область тайны, является наиболее существенным из всего того, что дает книга Притчей. Ибо это напоминает о том, что Бог является не объектом познания, а Творцом всего сущего. Возможно, в тоне этого стиха чувствуется ирония человека над самим собой, однако ст. 4 поясняет ее смысл.

30:4 Вопросы Агура свидетельствуют о том, что эмпирическим познанием невозможно постичь Бога.

30:5−6 Представленное в данных стихах богословское понимание слова Божиего предполагает, что Агур, обратившись в веру Израиля, мыслит в категориях закона и пророческих писаний. В ст. 5 цитируется Пс 17:31, а в ст. 6 имеется аналогия с Втор 4:2. Оба стиха показывают, что знание Бога исходит из Его откровения и приобретается верой (1:7 и ком.).

30:5 чисто. Т.е. в высшей степени верно.

30:6 Не прибавляй к словам Его. Прибавлять что-либо к словам Божиим — значит судить о них и считать, что их нужно адаптировать к человеческим понятиям. В таком случае непосредственная основа знания и истины отделяется от Бога и переходит к людям. В этом заключается сущность гуманистической философии и здесь же — главный источник греха.

30:7−9 Эта молитва отражает желание научиться той мудрости, о которой говорит книга Притчей.

30:8 питай меня насущным хлебом. В этих словах — просьба о достатке, который позволит избежать крайностей нищеты и, в то же время, не предполагает излишней роскоши.

30:9 кто Господь? Человек, пресыщенный материальными благами, вскоре забывает о своей зависимости от Бога (Втор 8:10−18; Лк 12:16−21).

30:10 Это высказывание обнаруживает лишь поверхностную связь с предшествующими и последующими. Смысл его в том, что вмешательство в чужие дела может привести к нежелательным последствиям.

30:11−14 Если эти стихи не являются простым перечислением тех, кто заслуживает Божией кары, то содержащиеся в них изречения выражают объединение мудрости и пророчества.

30:11 проклинает... не благословляет. См. 20:20 и ком.

30:12 чист в глазах своих. См. 16:2; 21:2 и ком.

30:15 давай, давай. Жадность не знает меры — чем больше получает человек, тем большего он желает.

30:18−19 Эти четыре «пути» непостижимы либо потому, что идущие по ним не оставляют следов, либо потому, что они одновременно и просты, и таинственны. Некоторые исследователи полагают, что в центре внимания должен находиться четвертый путь, для которого остальные три служат метафорой.

30:20 Данное высказывание не является частью предыдущего и противопоставляет ему другой «путь».

30:21 трясется земля. То, о чем говорится в ст. 22−23, вряд ли способно повлечь за собой столь ужасные явления, как те, что изображены здесь. Возможно, речь идет о природном бедствии, но, скорее всего, это гипербола, обозначающая такое положение вещей, с которым невозможно примириться.

30:24−28 Относительно перечислительных высказываний см. ком. к 6:16−19. Даже если эти высказывания представляют собой всего лишь наблюдения за природой, они все равно решают одну из задач мудрости, раскрывая устройство мира и взаимосвязь явлений. Однако в большинстве притчей подобного рода о явлениях природы упоминается для того, чтобы в иносказательной форме провести параллели с человеческой жизнью (см., напр., 6:6−11). Всем названным существам приписывается некоторая мудрость, благодаря которой они выживают.

30:29−31 О методе перечисления см. ком. к 6:16−19. В этих же стихах говорится о сходстве между человеческим обществом и царством природы, а, стало быть, о тех соответствиях, которыми проникнут весь тварный мир.

30:32 положи руку на уста. Т.е. не говори ничего, что могло бы усугубить положение.

30:33 сбивание... толчок... возбуждение. В древнееврейском тексте в трех случаях стоит слово «толчок», что подчеркивает общие моменты во всех трех ситуациях.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.