Притчи 31 глава

Книга Притчи Соломона
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Это мудрые изречения царя Лемуила. Этому научила его мать.
2 Ты мой сын, мой любимый, о котором просила в молитве.
3 Не теряй силу свою на женщин, они разрушают царей. Не растрачивайся на них.
4 Лемуил, не мудро царю пить вино, как не мудро правителю пива хотеть.
5 Они могут пить слишком много и забыть, что закон говорит, тогда отнимут они права бедных.
6 Нищим пиво отдай, отдай вино тем, чья жизнь такая горькая.
7 Будут пить и забудут про бедность свою, будут пить и забудут несчастья свои.
8 Говори за тех, кто не может говорить, защищай права нищих!
9 Говори и требуй справедливости! Защищай права бедных и нуждающихся!
10 Очень трудно найти совершенную женщину, но цена её превыше драгоценностей.
11 Муж её зависит от неё, он бедности никогда не узнает.
12 Она всю жизнь старается для мужа и никогда не причиняет бед.
13 Всё время занята она, трудясь над шерстью и одеждой.
14 Словно корабль, приплывший издалека, она отовсюду приносит пищу в свой дом.
15 Утром встаёт она рано, еду всей семье готовит и отдаёт распоряжения служанкам.
16 Она земли приобретает, осматривая их, она использует деньги во благо и сажает виноградники.
17 Трудится она много, ей сил хватает на любую работу.
18 Занимаясь обменом вещей, она получает прибыль, она трудится допоздна.
19 Она прядёт свои нити и ткёт своё полотно.
20 Всегда подаёт она бедным и помогает всем, кто в нужде.
21 Она о семье своей не волнуется, если идёт снег — она обеспечила всех тёплой одеждой.
22 Она делает простыни и покрывала, на ней на самой одежда из прекрасного полотна.
23 Люди чтут её мужа, он один из известных на этой земле.
24 Она успешна в делах, она купцам продаёт сотканные ею одежды.
25 Она и сильна, и уважаема всеми.
26 Она говорит мудро и знает наставления мудрые.
27 Она не ленива и заботится о всём доме.
28 Дети её говорят о ней хорошо, муж её хвалится ею:
29 "Есть много хороших женщин, но ты ни с кем не сравнима".
30 Грация и красота могут и обмануть. Но женщина, которая чтит Господа, должна быть восхвалена.
31 Воздай ей по добродетелям её, восхвали при народе за всё ею совершённое.

Новой Женевской Библии

31:1 Слова Лемуила царя. См. ком. к 30:1. Лемуил не был царем Израиля. К тому же особенности этой части книги определенно наводят на мысль о ее египетском или, возможно, вавилонском происхождении. Глава отличается особой направленностью; назначение ее в том, чтобы подготовить правителя к его будущим обязанностям. С точки зрения формы, наставления в этой главе ничем не отличаются от тех, что были представлены в гл. 1−9 (см. Введение: Характерные особенности и темы), только в данном случае все наставления даны от лица матери (ср. 1:8; 4:1). Необходимо отметить, что первостепенную роль в обучении детей играл отец, однако благочестивые женщины также могли принимать в нем участие (14:1 и ком.). История Израиля знает женщин выдающейся мудрости (см., напр., 2Цар 14:2; 2Цар 20:16).

31:2 сын обетов моих. Возможно, имеются в виду обеты, даваемые перед рождением детей (как поступила Анна в 1Цар 1:11).

31:3 губительницам царей. Царя губят те, кто отвращает его от обязанностей правителя.

31:8−9 Обязанность царя заботиться о справедливости в Израиле рассматривалась в контексте завета (Втор 17:14−20).

31:10−31 Это часть главы представляет собой поэму-акростих (где каждый стих начинается с очередной буквы еврейского алфавита) во славу женщины, которая воплощает собой мудрость как в житейском, так и в духовном смысле. Порядок, в котором перечисляются ее добродетели, обусловлен в большей мере требованиями акростиха, нежели последовательностью изложения. Тем не менее, поэма в целом представляет собой связное, хотя и несколько идеализированное, описание женщины.

31:10 Кто найдет. Образ такой женщины не является предметом несбыточных мечтаний, но чтобы найти ее, необходимо немало потрудиться.

31:11 не останется без прибытка. Такая уверенность обоснована не только искусностью женщины в домашнем хозяйстве, но и ее мудростью, т.е. верностью завету.

31:12 См. 18:22.

31:13 с охотою работает своими руками. Букв.: «удовольствие (она получает от) своих рук». Иначе говоря, работа не обременяет ее.

31:15 раздает... урочное. Т.е. распределяет обязанности.

31:16 Она может умело вести дело и пускать в оборот полученные средства.

31:18 светильник ее не гаснет. Данные слова представляют собой либо метафору благополучия, либо говорят о прилежании женщины, работающей и по ночам. Эти слова можно трактовать и в духовном смысле.

31:23 Прилежание и сноровка, с которыми жена управляется в домашнем хозяйстве, снимают с мужа все заботы о нем и освобождают ему время для служения народу израильскому.

у ворот. См. 1:21 и ком.

31:24 См. ст. 18.

31:25 Крепость и красота — одежда ее. Эти слова относятся либо к характеру женщины, либо, что более вероятно, если исходить из содержания второй части стиха, к ее благосостоянию, которое столь прочно, что ей не нужно заботиться о будущем.

31:26 кроткое наставление. Такая женщина исполняет все, к чему обязывает ее положение жены, матери и повелительницы слуг.

31:30−31 боящаяся Господа. См. 1:7 и ком. Книга Притчей заканчивается так же, как начиналась: житейская мудрость без откровения Божиего до определенного момента является достаточной, однако только самооткровение Творца открывает высшую истину.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.