Исаия 30 глава

Книга пророка Исаии
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Господь сказал: "Посмотрите на этих детей, они не повинуются Мне, они строят планы без Моей помощи и заключают соглашения с другими народами, но Мой Дух не желает тех соглашений. Они лишь умножают свои грехи.
2 Не спросив Меня, они идут за помощью в Египет, надеясь получить спасение у фараона и защиту от Египта.
3 Но Я говорю, что вам он не поможет прятаться в Египте, он не спасёт вас.
4 Ваши правители ушли в Цоан, и послы ушли в Ханес.
5 Но все они будут раздосадованы, ибо зависят от народа, который им не поможет. Египет беспомощен, от него не будет помощи, а только — стыд и срам".
6 Печальна весть о животных в Негеве: Негев — опасное место, он полон львов, ехидн и летучих змей. Но некоторые люди проходят через Негев в Египет, они кладут богатства свои на спины ослов и верблюдов и несут свои сокровища народу, который им не поможет.
7 Египетский народ бессилен, и помощь его напрасна, и потому Я дал ему имя "Ни на что не способный дракон".
8 Теперь запиши в книгу, чтобы видели все, запиши на будущее, ради последних дней.
9 Эти люди, как дети, не подчиняющиеся родителям, они лгут и не слушают поучений Господних.
10 Они говорят пророкам: "Не смотрите сны о том, что нам делать, не говорите нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное.
11 Убирайтесь! Уходите! Уберите с глаз наших Святого Израилева!"
12 Святой Израилев так говорит: "Вы отказываетесь принять весть от Господа, вы хотите помочь себе, полагаясь на силу и обман.
13 Ваша вина в том, что вы подобны высоким стенам, но эти стены потрескались, и они упадут и разобьются на части.
14 Вы будете подобны большому глиняному горшку, разбившемуся на бесчисленные, бесполезные черепки, в них не принесёшь ни воды из колодца, ни углей из костра".
15 Создатель, Святой Израиля, говорит: "Если вы вернётесь ко Мне, то будете спасены. Вы обретёте силу свою, если поверите в Меня. Будьте спокойны и терпеливы".
16 Но вы не хотите и говорите: "Мы убежим и ускачем на конях". Это верно, вы помчитесь на конях, но кони вашего врага будут быстры.
17 От угрозы одного врага побегут тысячи, пять врагов пригрозят, и вы все побежите. И останутся от вашей армии лишь древки флагов на вершинах холмов.
18 Господь желает явить вам Своё милосердие, Он медлит, Он хочет возвысить и успокоить вас. Господь справедлив, и каждый, кто ждёт Его помощи, будет благословлён.
19 Народ Господний будет жить в Иерусалиме на горе Сион. Вы не будете больше плакать, Господь ваш плач услышит и утешит, Господь услышит вас и вам поможет.
20 Господь мой дал вам горести и причинил боль: вы день ото дня ели их, как хлеб и воду. Но Бог — ваш учитель, Он уже не будет скрываться от вас, и вы увидите Его своими глазами.
21 И если ты уклонишься налево или направо, то за спиной услышишь голос, который скажет: "Это правильный путь, иди по нему".
22 У тебя статуи, покрытые серебром и золотом, эти истуканы осквернили душу твою и ввели в грех. Ты перестанешь служить им и выбросишь их, как мусор или грязное тряпьё.
23 Господь пошлёт тебе дождь, ты будешь сажать семена, и земля даст тебе хлеб, урожай твой будет обилен, и твои стада будут пастись на обширных полях.
24 И скот и ослы твои ни в чём не будут знать нужды, лопатой и вилами ты будешь давать корм своему скоту.
25 И на каждой горе и на каждом холме будут ручьи. Всё это будет после того, как падут башни, многие будут убиты.
26 В то время свет луны будет, как свет солнца, а солнечный свет будет в семь раз ярче, чем был. Солнечный свет одного дня будет равен свету семи дней, когда Господь перевяжет раны Своего поражённого народа и исцелит его от всех причинённых ему болей.
27 Вот имя Господа идёт издали, гнев Его, как огонь в густых облаках дыма, уста Его исполнены негодования и язык Его, как огонь всепоедающий.
28 Дыхание Господа подобно великой реке, воды которой поднимаются до самого горла, Господь будет судить народы, просеивая их через сито погибели. Господь будет править ими, как будто в зубах у народов узда.
29 В это время ты будешь петь счастливые песни, как в праздничную ночь, ты будешь счастлив, пока идёшь по горе Господней, пока слышишь свирель на пути к Скале Израиля — Господу.
30 И прогремит величественный глас Господа, и все увидят Его могущественную, карающую руку, она будет подобна великому всепоедающему огню, сила Господня — буря с великим дождём и крупным градом.
31 Ассирия содрогнётся, услышав глас Господа. Господь поразит Ассирию жезлом Своим.
32 Под звук барабанов и лютен Господь победит Асссирию Своей великой рукой.
33 Тофет уже давно готов для царя, он широк и глубок, там много дров и огня. Дыхание Господа, как поток горящей серы, сожжёт его.

Новой Женевской Библии

30:1 — 31:9 В этих стихах Исаия говорит о безрассудстве тех, кто полагается только на человеческие силы.

30:1−7 Пророчества о крушении надежд, связанных с Египтом.

30:1 Горе непокорным сынам. Советникам Езекии.

заключают союзы. Это место можно было бы перевести как «плетут сети» или же «присоединяются к трапезе». И в том, и в другом случае смысл этого стиха именно таков, каким он представляется в русском переводе (29:16 и ком.). Подразумеваете союз с Египтом против Ассирии.

не по духу Моему. Господь желает, чтобы Его народ прежде всего обращался за помощью к Нему.

30:2 в Египет. В 701 г. до Р.Х. Иудея рассчитывала на помощь египетских войск в борьбе с Сеннахиримом (20:5; 4Цар 8:21).

укрыться под тенью. Только Господь способен защитить Свой народ от опасности (ст. 3; 4:6; 16:3; 25:4−5; 32:2; 49:2; 51:16; ср. Пс 17:8; Пс 35:7; Пс 91:1; Пс 120:5).

30:3 будет для вас стыдом. Союз с Египтом не принесет Иудее спасение.

30:4 князья. Иудейские посланники к египетскому фараону.

в Цоане. См. ком. 19:11.

до Ханеса. Город в среднем Египте — в пятидесяти километрах к югу от Каира и на северо-западе от Тафны (Гераклеополиса).

30:6 на животных. Т.е. на вьючных животных, караваны которых шли по пустыне, доставляя дары иудеев в Египет (ст. 7−11).

30:8 на доске... в книгу. Пророчества о безрассудной надежде на помощь египтян должны быть записаны в назидание потомкам.

30:9 мятежный. Это слово, редко встречающееся у Исаии, принадлежит к числу самых часто употребляемых у Иезекииля (Иез 2:5−8; Иез 3:9, 26, 27; Иез 12:2, 3, 9, 25; Иез 17:12; Иез 24:3; Иез 44:6).

дети. См. ком. к 1:2.

закона. Отвергнутое слово Божие включает в данном случае и проповедь самого Исаии (ср. Притч 2:1).

30:10 правды... лестное. Народ хочет слышать от пророка только хорошие вести.

провидящим... пророкам. Проповедь многих пророков совпадала с тем, что хотели услышать от них люди (9:15; 28:7; 29:10; 44:25; 1Цар 22:8; Иер 6:14; Иер 14:13−16; Иер 20:9−10; Иер 28:8, 9; Иез 13; Ос 9:7−9; Ам 2:12; Ам 7:12, 16; Мих 2:6−11; Мих 3:5, 11), чего никак нельзя сказать об Исаие.

30:11 Святаго Израилева. См. ком. к 1:4.

30:12 Посему. Народу, не пожелавшему услышать голоса пророков Божиих, теперь предстоит услышать Его Самого.

Святый Израилев. См. ком. к 1:4.

слово. Т.е. слово Божие, реченное через Исаию (ст. 8:9).

30:13 беззаконие. Упорное непослушание Богу, чьей помощи иудеи предпочли союз с Египтом, приведет их к гибели.

30:16 на конях убежим... ускачем. Точнее: «устремимся... поскачем». Евреи рассчитывали на колесницы, которые мог предоставить им Египет. Очевидно, планировались наступательные действия против ассирийцев.

за то и побежите. Т.е. кони и колесницы, которые предназначались для нападения на ассирийцев, понадобятся евреям, чтобы спастись бегством.

30:18 помиловать... сжалиться. Несмотря ни на что, Господь исполнен милости и сострадания к Своему народу (Ос 11:9).

Бог правды. См. ком. к 1:21.

блаженны. В данном контексте — те, кто испытает благо от Господа.

30:19−26 Господь обещает вновь даровать радость и блаженство народу Сиона.

30:19 на Сионе. См. ком. к 1:8.

услышит... ответит. Эти слова относятся прежде всего к молитвам, которые возносит Богу страдающий народ (59:1; 65:24; Суд 2:18).

30:20 хлеб в горести. Не только физический хлеб для пропитания, но и слово Божие, которое в Писании часто ассоциируется с хлебом.

воду в нужде. Вода, кроме прямого лексического значения, имеет в Писании и переносный смысл, выступая символом надежды.

учители. Данное слово можно понимать как относящееся к пророкам, однако, основываясь на древнееврейском тексте, где оно стоит в единственном числе, предпочтительнее считать, что Исаия называет «учителем» Самого Бога (28:9−13; 29:11−12; 30:5).

30:22 Это пророчество касается периода после вавилонского пленения. Возвратившийся из плена народ уже не впадал в идолопоклонство.

30:25 в день великого поражения, когда упадут башни. Т.е. когда Господь ниспровергнет народы, враждебные народу иудейскому.

30:26 будет светлее всемеро. Свет богопознания и богообщения не будет затмеваться поклонением идолам.

обвяжет... исцелит. Когда возвратит Господь народ Свой из вавилонского плена.

30:27−33 В заключительной части главы пророк повествует о неизбежном поражении Ассирии, используя символику богоявления.

30:27 имя Господа. Под словом «имя» подразумевается Сам Бог.

30:28 до шеи. См. ком. к 8:8.

30:29 песни... со свирелью. Здесь изображено праздничное паломничество на Сион.

на гору. См. ком. к 2:2.

к твердыне Израилевой. Твердыней (крепостью, оплотом) Израиля всегда был Сам Господь.

30:33 Тофет. Долина и овраг на южной окраине Иерусалима, где в жертву Молоху — божеству аммонитян — приносили младенцев, сжигая их на костре (57:5; 4Цар 23:10; Иер 7:31−32; Иер 19:6, 11−14). Часто в Писании ассоциируется с шеолом — преисподней.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.