Исаия 37 глава

Книга пророка Исаии
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Езекия выслушал весть и разорвал на себе одежды, потом облачился в одежды печали и пошёл в храм Господний.
2 Езекия отправил смотрителя дворца Елиакима, царского секретаря Севну и старейшин из священников к пророку Исайи, сыну Амоса, которые тоже облачились в одежды печали.
3 Они пришли и сказали Исайи: "Царь Езекия объявил сегодняшний день днём печали и скорби. Он будет тяжёл, как день, когда должен родиться ребёнок, но у него слишком мало сил, чтобы выйти из утробы матери.
4 Может быть, твой Господь Бог услышит слова ассирийского военачальника. Царь Ассирии послал его сказать слова, хулящие Живого Бога, и Господь, твой Бог, слышал эти упрёки. Молись, Исайя, за оставшихся в живых людей Израиля".
5 И пришли слуги царя Езекии к Исайи. Исайя ответил слугам Езекии:
6 "Передайте вашим правителям, что Господь говорит: "Не бойтесь слов ассирийского военачальника, не верьте злым словам, которые воины царя Ассирии говорили обо Мне.
7 Я пошлю против Ассирии дух, царь Ассирии получит весть об опасности, грозящей его стране, и возвратится обратно. И тогда Я покараю его мечом в его собственной стране".
8 Царь Ассирии получил весть, в которой говорилось, что царь Эфиопии Тиргак начал войну против него. И царь Ассирии оставил Лахис.
9 Военачальник ассирийский, услышав это, направился тоже в Ливну, где царь Ассирии сражался с эфиопской армией. Потом он отправил гонца к Езекии со словами:
10 "Ты должен сказать следующее Езекии, царю Иудеи: "Не давай Богу, в Которого веришь, тебя одурачивать. И не говори, что Бог не позволит Иерусалиму быть побеждённым ассирийским царём.
11 Ты слышал о царях Ассирии, которые победили все страны? Так и тебя царь Ассирии победит и убьёт.
12 Разве спасли те народы их боги? Нет, их уничтожили мои отцы. Мой народ победил города Гозан, Харан, Рецеф, народ Едена, живущий в Фалассаре.
13 Где цари Емафа и Арпада, где царь Сепарваим, где цари Ены и Иввы? Их нет, они уничтожены".
14 Езекия получил весть и прочитал её, а потом отправился в храм Господний, где развернул свиток с вестью и положил перед Господом.
15 И начал Езекия молиться Богу и сказал:
16 "Господь Всемогущий, Бог Израиля, Ты сидишь, словно царь на херувимах. Ты и только Ты — Бог, правящий всеми царствами на земле. Ты сотворил небеса и землю.
17 Услышь меня, открой свои очи и узри слова Сеннахирима, принесшего мне эту весть, хулящую Тебя, живого Бога.
18 Господи, цари Ассирии на самом деле уничтожили все эти страны!
19 Цари Ассирии сожгли богов тех народов, но это были идолы, сделанные человеком из дерева или камня, они не были истинным Богом. Потому-то он и смог истребить их!
20 Но Ты — Господь, наш Бог, и мы просим Тебя спасти нас от царя Ассирии. И все другие народы узнают, что Ты — единственный, Господи, что Ты — Бог".
21 И тогда Исайя, сын Амоса, послал весть Езекии. Он сказал: "Ты молился Господу, Богу Израиля, о вести, пришедшей от Сеннахирима.
22 И вот какое слово о нём послал тебе Господь: "Царь Ассирии, невеста Сиона презирает тебя и насмехается над тобой. Дочь Иерусалима насмехается над тобою.
23 Царь Ассирии, ты говорил обо Мне плохо, ты надо Мною смеялся. Подними взор к небу и увидишь, что ты говорил плохо о Святом Израиля.
24 Ты заставил своих слуг говорить против Господа, ты сказал: "Я могуч, у меня много колесниц, я силой своей Ливан покорил, я на высокие горы Ливана забрался и срубил его великие деревья. Я был на самой высокой горе и в самой густой чаще леса.
25 Силой своей я победил Египет, я зачерпнул руками и напился воды, и вошёл я в реки Египта, и они пересохли от ног моих".
26 Но Господь сказал: "Царь Ассирии, даже в своей отдалённой стране ты, наверное, слышал, что Я сам создал всё это! Я создал это много лет назад! А сегодня Я привёл тебя сюда. Я позволял тебе разрушать другие города, чтобы сделать дело Моё и превратить города эти в груды камней.
27 Люди, жившие в тех городах, были слабы, они были напуганы и опозорены, они были травой полевой, травой на крышах домов. Так сжигает знойный пустынный ветер траву раньше, чем она станет высокой.
28 Я всё знаю о тебе и о твоей армии, знаю о том, где ты стоял лагерем, знаю, когда ты вышел и когда возвратился, знаю и о твоём яростном гневе против Меня.
29 Да, ты неистовствовал против Меня и говорил обо Мне плохо, Я это слышал и за это тебя накажу. Я продену в твой нос крюк и вложу тебе в рот удила, Я заставлю тебя покинуть страну Мою той же дорогой, которой ты пришёл сюда".
30 И сказал Господь Езекии: "Я дам тебе знамение, что слова эти истинны. В этом году ты должен будешь есть зерно, оставшееся с прошлого года, на следующий год урожай принесут растения, которые вырастут сами по себе, а на третий год ты посеешь семена и соберёшь зерно, посадишь виноградники и будешь есть их плоды.
31 И тогда те из Иудеи, кто выживет, будут расти, словно растение, у которого сильные корни внизу и множество плодов над землёй.
32 Ибо оставшиеся придут из Иерусалима, будут выжившие на Сионе". И великая любовь Всемогущего Бога сделает всё это.
33 Поэтому вот что говорит Господь царю Ассирии: "Ты не войдёшь в этот город и не выпустишь в него ни одной стрелы, и не подойдёшь к стенам его со своими боевыми машинами. Ты не построишь вал вокруг городских стен.
34 Ты повернёшь обратно в свою страну и пойдёшь по той же дороге, по которой пришёл сюда, не войдя в город! Так говорит Господь.
35 Я защищу и спасу этот город, Я сделаю всё ради Себя и ради слуги Моего, Давида".
36 И сошёл Ангел Господний и убил сто восемьдесят пять тысяч человек в ассирийском стане. Люди проснулись утром и увидели мёртвые тела вокруг себя.
37 И отступил Сеннахирим, царь Ассирии, и пошёл в Ниневию.
38 Однажды Сеннахирим находился в храме своего бога Нисроха, и два его сына, Адрамелех и Шарецер, зарубили его мечом, а сами убежали на Арарат. И новым царём Ассирии стал его третий сын, Асардан.

Новой Женевской Библии

37:1 разодрал одежды свои и покрылся вретищем. Эти знаки скорби и раскаяния выражают смирение и осознание всецелой зависимости от воли Божией.

37:3 силы нет родить. Езекия подчеркивает тщету человеческих усилий в трудную минуту (см. ком. 26:17−18).

37:4 Бог твой. То, что Езекия использует эти слова вместо «мой (наш) Бог», может являться признанием им того, что в прошлом он полагался на Египет, а не на Господа (см. ком. к 36:6).

хулить. Царь уверен, что Господь защитит Свое славное имя.

Бога живаго. Данные слова выражают веру Езекии и его ревность об имени Божием.

37:7 возвратится... поражу. См. ст. 36:37. Передавая Езекии слова Бога, Исаи стремится укрепить веру царя.

37:8−13 Сеннахирим снова пытается соблазнить Езекию отречься от веры в Бога и подчиниться владычеству ассирийцев.

37:8 Ливны. Город, завоеванный в свое время Иисусом Иавином и отданный левитам. Один из городов-убежищ.

37:9 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак, который во главе египетских войск «вышел сразиться» с Сеннахиримом в 701 г. до Р.Х., взошел на престол лишь в 689 г. до Р.Х.

37:10−11 Сеннахирим сомневается в том, что во власти Божией спасти Иудею.

37:12 отцы. Сеннахирим напоминает о военной славе Ассирии, сопровождавшей ее на протяжении многих поколений.

Гозан... Едена. Города в Месопотамии.

37:13 Емафа... Иввы. Арамейские города (ср. 36:18, 19; 10:7−9).

37:14−20 Езекия не отвечает на дерзость Рабсака и обращается к Богу с молитвой. В отличие от Ахаза, Езекия молится, исповедуя свою твердую веру в Господа — Царя, Творца и Спасителя (ср. 38:2). Богословский акцент в этих стихах обобщает учение Исаии о сущности Бога.

37:16 Господи Саваоф. См. ком. к 1:9.

Боже Израилев. По завету Господь является Богом всех двенадцати колен Израилевых (ср. ст. 21; 17:6; 21:17; 24:15; 29:23; 41:17; 45:3; 48:2; 52:12).

седящий на Херувимах. См. 1Цар 4:4; 2Цар 6:2; Пс 79:1; Пс 98:1. Помимо глубокого богословского смысла, в этих словах заключается напоминание о Святом Святых иерусалимского храма, где ковчег завета размещался между фигурами двух херувимов.

Ты один Бог. См. 44:8; 45:5, 6, 14, 22; 46:9.

сотворил небо и землю. В своей молитве царь подчеркивает величие Яхве как единственного Создателя Вселенной (42:5; 45:8, 12, 18; 27:10−11).

37:17 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь. Езекия, исповедуя живого Бога, обращается к Нему как к собеседнику. Езекия не имеет такого тесного общения с Богом, как Исаия, но убежден, что его молитва будет услышана — об этом свидетельствует его непоколебимая уверенность, что Господь Сам защитит Иерусалим от ассирийцев.

Бога живаго. См. 36:20.

37:19 О споре Исаии с идолопоклонниками см. 2:8.

37:20 Господи Боже наш. Ср. ст. 4; см. ком. к 25:9.

Ты, Господи, Бог один. См. ком. к ст. 16.

37:21−35 Господь передает через Исаию Свое слово к Езекии и его народу.

37:22 девствующая дочь Сиона. Иерусалим. «Дочь Сиона» — традиционный парафраз, широко используемый в Писании для обозначения иудейской столицы. Пророк имеет в виду, что столица Иудеи никогда никем не была завоевана, она «девственна» и обручена с Богом.

посмеется... покачает вслед тебя головою. Иерусалим не будет взят Сеннахиримом и только посмеется вслед неудачливому «соискателю».

37:23 на кого возвысил голос. Сеннахирим (в лице Рабсака) возвысил голос на тех, кого охраняет и защищает Господь, следовательно — на Самого Господа.

Святаго Израилева. См. ком. к 1:4.

37:24 со множеством колесниц. Военная мощь составляла главный предмет гордости ассирийцев.

взошел на высоту гор. Поэтический оборот, выражающий величие. В данном контексте употреблен в ироническом значении (см. ком. к ст. 22).

Ливана. См. 33:9; 35:2.

37:25 откапывал я... осушу. Любые притязания на господство над мирозданием являются вызовом суверенной власти Бога.

37:26 Разве не слышал ты..? Риторический вопрос, утверждающий, что и Сеннахирим, и Рабсак не могли не знать того, о чем говорит Господь.

Я издавна сделал это. Ассирия является ничем иным, как орудием воли Божией.

предначертал. Посредством Ассирии свершилась Божественная воля в отношении царств мира сего (10:5−19; 40:6−8; Пс 36:1−2; Мих 4:9−13; см. ком. к 27:10−11).

37:28 Я знаю. Ассирия всецело во власти Господа и не сможет избежать Его суда (ср. Пс 138).

37:30 знамение. Ниспровержение ассирийцев и спасение остатка Израиля свидетельствуют о постоянстве, с которым Господь совершает Свой промысел.

в этот год... на третий год. Господь обещает Свое благословение Езекии не только в данной ситуации, но и на будущее. Народ Иудеи будет сеять и есть свой хлеб, но делать это ему позволит не царь Ассирии (36:16), а Господь — Бог Израилев.

37:31 остаток. Сохранившие верность Господу.

корень... плод. Мессианское пророчество. Господь не только обещает помощь, но, более того, говорит, что Иерусалим будет местом, откуда придет Спаситель (ст. 32). И это обетование — залог того, что Сеннахирим не сможет взять город.

37:35 охранять... спасти. Осада Иерусалима Сеннахиримом не принесла успеха Ассирии. Господь не покинул Свой народ, будучи верен обетованию, данному Давиду (8:8, 10; 2Цар 7:16).

раба. См. ком. к 20:3.

37:36−38 Чудесное спасение Иерусалима и поражение Ассирии.

37:36 Ангел Господень. Иерусалим был спасен вмешательством сверхъестественной силы. Ср. Исх 12:12.

37:38 в доме. Смерть Сеннахирима в доме Нисроха, по мысли Исаии, противостоит жизни, обретенной Езекией в Доме Божием (ст. 1).

убили его мечом. Двадцать лет спустя после осады Иерусалима, в 681 г. до Р.Х., Сеннахирим принял смерть от рук собственных сыновей.

в землю Араратскую. В горные области Урарту.

Асардан. Исаия говорит об Асархаддоне, правившем Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.