Исаия 7 глава

Книга пророка Исаии
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Ахаз, сын Иоафама, сына Озии, был царём Иудеи. Рецин был царём Сирии, Факей, сын Ремалина, Царь северной Иудеи, был царём Израиля. Во времена, когда Иудеей правил Ахаз, Рецин и Факей пошли войной на Иерусалим, но не смогли его победить.
2 И семье Давида была весть: армия Сирии и армия Ефрема объединились вместе и разбили общий лагерь. Услышав эту весть, Ахаз и его люди испугались и заколебались, словно деревья под порывами ветра.
3 Тогда Господь сказал Исайе: "Ты и твой сын Шеарясув должны поговорить с Ахазом. Пойдите туда, где водопровод впадает в верхний пруд, по улице, ведущей к полю прачек.
4 Скажи Ахазу: "Будь осторожен, но спокоен, не бойся двух старых обгорелых головней, Рецина и сына Ремалина, они когда-то ярко горели, но теперь лишь дымятся.
5 Они придумали план против тебя и сказали:
6 Мы должны завоевать Иудею и разделить её для себя, а сына Тавеила сделаем новым царём Иудеи".
7 Господь, мой Бог, сказал: "Их планы не сбудутся, и ничего не случится,
8 пока Рецин — властитель Дамаска, Ефрем — ныне народ, но через шестьдесят пять лет перестанет быть народом.
9 Их планы не сбудутся, пока Самария — столица Ефрема и властитель Самарии — сын Ремалина. Если ты не веришь этой вести, то и тебе не должны верить люди".
10 Господь продолжал говорить с Ахазом.
11 И сказал Господь: "Проси знамения, что всё это истинно. Это знамение может прийти из глубин преисподней или с небесных высот".
12 Но Ахаз ответил: "Я не буду просить о знамении и не буду искушать Бога".
13 Тогда Исайя сказал: "Слушай меня внимательно, семья Давида. Ты испытываешь терпение людей, и это тебе безразлично, но теперь ты испытываешь терпение моего Бога.
14 Мой Создатель пошлёт тебе знамение: Взгляни на эту молодую женщину, ребёнка ждущую. Скоро она родит сына, и назовут его Эммануилом.
15 Он вырастет на молоке и мёде, он жизнь свою построит так, чтоб научиться творить добро и зла не принимать.
16 Но прежде, чем он повзрослеет, чтоб зло отвергать и избирать добро, земля Ефрема и Сирия опустеют. Ты этих двух царей сейчас боишься.
17 Но бойтесь Господа, ибо Господь наведёт несчастия и беды, которые придут к твоему народу и людям из рода твоего отца. Что сделает Господь? Он приведёт против вас царя Ассирии.
18 И в это время Господь призовёт "муху", которая сейчас возле египетских рек, и "пчелу", которая сейчас в Ассирии. Эти враги налетят на твою страну.
19 Они раскинут лагерь возле скал, у пустынных потоков, среди кустарника и ям с водою.
20 Господь использует Ассирию, чтобы наказать Иудею. Ассирия будет нанята, и Господь, как бритвой, обреет ею волосы с головы и ног Иудеи и даже сбреет ей бороду.
21 В те времена можно будет держать лишь одну молодую корову и двух овец.
22 Молока будет столько, что на каждого хватит масла, и каждый в стране будет есть молоко и мёд.
23 Сейчас в этой земле есть поля, на которых раскинулись тысячи виноградников, каждая лоза которых стоит тысячу серебреников, но эти поля зарастут сорняками и терновником.
24 Земля одичает и будет пригодна лишь для охоты.
25 Люди, которые когда-то работали там и растили урожай, больше туда не придут, земля будет полна сорняков и колючек, и только овцы и скот будут бродить в тех местах".

Новой Женевской Библии

7:1 — 11:16 Исаия изрекает ряд пророчеств о суде и надежде, относящихся к войне Иудеи с Израилем и Сирией (734−732 гг. до Р.Х.).

7:1 во дни Ахаза. Союз Сирии и Израиля против Иудеи существовал в период 734−732 гг. до Р.Х. Еще при жизни царя Иоафама, Факей, царь Израиля, и Расой (Рецин), царь Сирии, предпринимали совместные враждебные акции против Иудеи. К 734 г. до Р.Х. угроза со стороны сирийско-израильского союза стала еще более актуальной.

7:2 дому Давидову. Такое обращение к Ахазу служит напоминанием о завете, который Господь заключил с Давидом, пообещав даровать ему вечное потомство, престол и царство (2Цар 7:12−16). Попытки свергнуть этот род и заменить его другим (родом «сына Тевеилова», ст. 6) не могут увенчаться успехом, поскольку обещания Господа неизменно верны.

всколебалось... колеблются. Надменный царь Ахаз оказался неспособным успокоить свой народ. Реакция правителя вызвала панику у всего народа (см. 22:3 и ком.).

7:3 Шеарясув. Имя означает «остаток возвратится» (10:20−22).

7:4 не страшись. Цель этого ободрения состоит в том, чтобы обратить взор Ахаза от безнадежной политической ситуации к Божиему видению.

от двух... дымящихся головней. Оба царства в скором времени были разрушены: Дамаск — Феглаффелласаром III (Тиглатпаласаром) в 732 г. до Р.Х., а Самария — Саргоном II в 722 г. до Р.Х.

7:7 Господь Бог... говорит. Сбудется только то, что говорит Господь; совет земных царей не может устоять перед Господом.

7:8 шестьдесят пять лет. Имеется в виду не разрушение Самарии, которое последовало через 13 лет после изречения этого пророчества (в 722 г. до Р.Х.), а депортация остатка израильского народа в Ассирию и заселение опустошенной территории Израильского царства переселенцами из Месопотамии при ассирийском царе Асархаддоне (см. ком. к 37:38; 4Цар 17:24; Езд 4:2). Таким образом, пророчество включает в эти 65 лет 14 лет правления Ахаза, 29 лет правления Езекии и 22 года правления Манассии.

7:9 не верите... не удостоверены. Букв.: «если вы не поверите (евр.: «таамину»), то вы не будете упрочены (евр.: «теамену»). Пророк использует игру слов (однокоренных), чтобы показать, как вера (через надежду) перерастает в уверенность. Слово «аминь», происходящее от этого же корня, является одновременно выражением веры («я верую») и уверенности («истинно так»).

7:10−17 В этих стихах содержится знамение Девы и Младенца.

7:11 проси себе знамения. Любого ощутимого подтверждения истинности пророчества.

в глубине... на высоте. Для Божиих пророков нет ничего невозможного. Силой Бога они могут вернуть мертвого из преисподней («из глубины») — как Илия (3Цар 17:17−24), и заставить солнце пойти вспять (38:7−8).

у Господа Бога твоего. Господь еще называет Себя Богом Ахаза, тем самым свидетельствуя, что царь не полностью отпал от своего Господа.

7:14 Дева. В оригинале еврейское слово «алма» («дева») употреблено с определенным артиклем, который указывает, что речь идет не о деве вообще, а о единственной, всем известной Деве — Марии. В Новом Завете евангелист Матфей, говоря о непорочном зачатии Мессии, указывает, что оно явилось исполнением пророчества Исаии (Мф 1:18−25). См. статью «Рождение Иисуса от девы».

Еммануил. В переводе с еврейского: «С нами Бог». Это — не собственное имя Мессии. С одной стороны, оно указывает на Божие присутствие и покровительство, с другой — на свойства того Младенца, о котором говорится в пророчестве.

Еще до рождения Иисуса предпринимались попытки соотнести пророчество с конкретным историческим лицом. Так, иудеи полагали, что Исаия под Еммануилом подразумевал сына Ахаза Езекию. Однако к моменту произнесения пророчества Езекия уже родился (ему было, как минимум, два года). Кроме того, жена Ахаза не могла быть названа девою. Другие экзегеты полагали, что Исаия имел в виду здесь своего собственного сына — Магер-шелал-хаш-база («спешит грабеж, ускоряет добыча»). Однако имя этому сыну пророка дал Сам Господь (8:1), и это имя по своему лексическому значению в корне противоречит имени Еммануил. Следовательно, эти имена не могут относиться к одному человеку. Кроме того, к моменту произнесения пророчества пророк уже был женат и жена его названа «пророчицей» (8:1), а не девой. Третья точка зрения предполагает, что Еммануил — имя собирательное и относится к новому, только еще имевшему народиться поколению иудейского народа. Но в таком случае употребление слова «дева» невозможно, тем более — с определенным артиклем. При такой интерпретации пророчества слово «дева» по значению совпадает с понятием «дом Давида». Но такое толкование пророчества лишает всякого смысла само слово «знамение», поскольку рождение нового поколения не может служить знамением от Бога. Слова «Сам Господь даст вам знамение» указывают на уникальность и особую значимость этого знамения, что и осуществилось в Иисусе Христе: Сам Бог вочеловечился ради спасения человека. Таким образом, Иисус Христос явился знамением — видимым образом невидимого Бога. Возможно поэтому Он отвергал требования фарисеев дать им знамение в подтверждение Его истинности — истинность знамения не подтверждаете другим знамением.

7:15 молоком и медом. Образное выражение, противоположное понятию «твердая пища» (ср. 1Кор 3:2).

доколе не будет разуметь. Пока не возмужает. Иисус Христос — Сын Божий, приняв на Себя человеческую природу, провел ее по пути восхождения к Богу, по пути духовного возмужания. Тот период Его жизни, о котором у Луки сказано: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (2:52), соответствует периоду «молока и меда» у Исаии.

отвергать худое и избирать доброе. Высшую степень избрания добра и отвержения зла Иисус явил во время искушения в пустыне (см. Мф 4:3−11).

16 ибо прежде. Прежде чем родится Мессия, произойдет немало событий, эпохальных для истории народа Иудейского.

будет оставлена обоими царями. См. 4Цар 15:29−30; 4Цар 16:9.

18 в тот день. См. ком. к 2:11. Падение Дамаска, Самарии и опустошение Иудеи станут началом Божиего суда.

мухе... пчеле. Египтяне и ассирийцы.

20 обреет. Сбривание волос было символом траура (15:2).

бритвою. Т.е. силой оружия.

нанятою. Ахаз сокровищами приобрел союзника в лице Феглаффелласара, царя Ассирии, иначе говоря, сам нанял ассирийское войско, чтобы оно вторглось в эти земли (4Цар 16:8). В конечном итоге Господь возвысит Ассирию, «жезл гнева Моего» (10:5).

21 в тот день. См. ком. к 2:11.

22 по изобилию. В земле иудейской останется так мало людей, что даже незначительное количество пищи покажется изобилием.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.