Иеремия 13 глава

Книга пророка Иеремии
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Вот что Господь сказал мне: "Иеремия, пойди и купи себе льняной пояс, опояшь им себя и следи, чтобы он не намок".
2 И купил я пояс льняной, как повелел мне Господь, и опоясал себя.
3 И весть Господня пришла ко мне во второй раз:
4 "Возьми, Иеремия, пояс, который ты купил, пойди к Евфрату и спрячь его среди камней".
5 Я пошёл к Евфрату и спрятал свой пояс, как велел мне Господь.
6 Позже Господь мне сказал: "Иди к Евфрату и возьми свой пояс, который Я велел тебе там спрятать".
7 И я пошёл к Евфрату, отыскал свой пояс и вытащил его из-под камней, но теперь я не мог носить его — он был испорчен и стал ни на что не годен.
8 Тогда ко мне опять пришла весть от Господа:
9 "Пояс испорчен и ни на что не годен. Так же Я поступлю с гордостью людей Иудеи и с гордостью Иерусалима.
10 Я уничтожу гордых и злых людей Иерусалима: они отказываются слушать Мои слова, они упрямы и делают то, что хотят, они поклоняются другим богам. Эти люди станут, как льняной пояс, ни на что не годны.
11 Так же, как туго обёрнут пояс вокруг тела, так и Я обернул все семьи Израиля и Иудеи вокруг Меня". Так сказал Господь. "Я сделал так, чтобы эти люди стали Моим народом. Тогда бы они принесли Мне славу, честь и хвалу. Но они не послушали Меня".
12 "Иеремия, скажи людям Иудеи то, что говорит Господь, Бог Израиля: "Каждый бурдюк должен быть наполнен вином". Эти люди будут смеяться и скажут тебе: "Конечно, мы знаем, что каждый бурдюк должен быть полон вина".
13 Тогда ты скажешь им: это то, что говорит Господь. Я сделаю каждого, кто живёт на этой земле, беспомощным, как пьяный человек. Я говорю о царях, сидящих на троне Давида, о священниках, о пророках и обо всех, кто живёт в Иерусалиме.
14 Я заставлю каждого из них спотыкаться и падать на другого — отцы и дети будут падать друг на друга". Это слова Господа: "Я не буду сочувствовать им или испытывать жалость, Я не позволю милосердию остановить Меня, чтобы Я не уничтожил людей Иудеи".
15 Слушай и внимай, Господь говорил тебе: не будь гордым.
16 Господу твоему Богу честь воздавай, восхваляй Его, или Он принесёт мрак, восхваляй до того, как пойдёшь на тёмные холмы. Вы, люди Иудеи, надеетесь на свет, но в тьму густую превратит его Господь.
17 Если, люди Иудеи, вы не послушаете Господа, я спрячусь и буду плакать, и ваша гордыня будет причиной моего горького плача. Глаза мои слезами переполнятся, потому что стадо Господа поймано будет.
18 Скажи царю и вдовствующей царице, чтобы с тронов сошли. Короны с их голов уже упали.
19 Города в пустыне Негеф закрыты, их никто не может открыть; весь народ Иудеи изгнан, их увели, как пленных.
20 Иерусалим, слушай, с севера подходит враг. Где твоё прекрасное стадо, данное тебе Господом? Ты должен был заботиться о нём.
21 Что ты скажешь, когда Господь предъявит тебе счёт? Научить о Боге ты должен был свой народ. Твои вожди должны были вести людей, но долга своего не выполнили. Поэтому схватят тебя боли, как роженицу.
22 Ты можешь спросить себя: "За что мне всё это?" За то, что твои грехи бессчётны, юбка порвана твоя и ноги босы. Ты несёшь на себе свой позор.
23 Как чернокожий человек не может изменить цвет кожи, как барс не может своих пятен сбросить, так и Иерусалим не может измениться и зло творит всегда.
24 "Я заставлю тебя покинуть дома твои. Ты побежишь во все стороны, ты будешь как солома, которую разносит ветер пустыни.
25 Всё, что с тобой случится — только часть плана Моего, за то, что ты Меня забыл и верил чужим богам". Так говорит Господь.
26 "Я задеру юбку твою тебе на лицо, и все тебя увидят и застыдят.
27 Я видел мерзости, которые ты творила, Я слышал смех твой и прелюбодейство, Я знаю похотливость твоих планов, Я видел тебя на холмах и в поле. Горе будет тебе, Иерусалим, долго ли ещё будешь пребывать в этих грязных грехах?"

Новой Женевской Библии

13:1 льняной пояс. Льняной пояс, или набедренник символизирует сокровенные отношения, установленные Богом со Своим народом. Льняное одеяние напоминает об Израиле как о «царстве священников» (Исх 19:26; Исх 28:31).

13:4 к Евфрату. Можно предположить, что на самом деле речь идет о каком-то более близком месте (возможно, это расположенная неподалеку от Анафоф Фара, название которого, тем не менее, напоминает о Евфрате и, следовательно, о вавилонском плене.

13:6 По прошествии же многих дней. Т.е. после многих лет изгнания.

13:7 испорчен, ни к чему стал негоден. Порча пояса символизирует развращение народа, уже недостойного общения с Богом.

13:12−13 Я наполню вином до опьянения. В этом стихе вино является символом гнева Божиего (25:15−19).

13:16 темноты... света... тень смерти... тьмою. «Свет» и «тьма» являются распространенными метафорами спасения и суда (Ис 9:2; Ам 5:18−20); выражение «тень смерти» встречается также в Пс 22:4.

13:18 царю и царице. Возможно, речь идет о царе Иехонии и его матери Нехуште (4Цар 24:8); в таком случае пророчество относится ко времени нашествия Навуходоносора на Иерусалим в 597 г. до Р.Х. (см. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания).

упал с головы вашей венец славы. См. 22:24−26. Этот стих провозглашает конец исторической династии Давида и ставит, таким образом, под вопрос данное ему обетование (2Цар, гл. 7); новое исполнение этого обетования см. 33:14−26.

13:19 Южные города. Города, расположенные в засушливых южных областях Иудеи и защищавшие ее от соседей — союзников Вавилона (таких, как моавитяне; см. 4Цар 24:2), уже не могли спасти страну от разграбления, и, таким образом, «гордость» Иудеи не имела под собой никаких оснований.

13:20 от севера. См. 4:6. Иудея уязвима как с юга (ст. 19), так и с севера.

13:22 открыт подол у тебя. Образ общественного позора.

13:23 Может ли Ефиоплянин... пятна свои? Этот риторический вопрос обнаруживает присущую пророчеству в целом уверенность в том, что Иудея неспособна к покаянию и послушанию Богу (31:31−34 и ком.).

13:24 как прах. Ср. Пс 1:4.

13:25 жребий. Слово, первоначально обозначавшее жребий, по которому земля была разделена между коленами иудейскими (Нав 14:2), теперь означает изгнание из этой земли.

13:27 прелюбодейство твое и неистовые похотения. См. 5:8 и ком.

Доколе же? Как правило, это восклицание является частью обращенной к Богу молитвы (см. 12:4; ср. Пс 12:1), в данном стихе Господь как бы возвращает его людям.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.