Плач Иеремии 3 глава

Плач Иеремии
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Я, человек, который много горя видел. Господь нас жезлом бил.
2 Господь меня повёл и ввёл во тьму, туда, где свет не виден.
3 Против меня Господь обратился и весь день обращает руку Свою.
4 Он кожу и плоть мою состарил, и кости сокрушил мои.
5 Господь меня огородил и окружил со всех сторон горечью и бедами.
6 Он в темноте меня сидеть заставил, как будто я давно уж мёртвым был.
7 Он запер меня, чтобы выйти я не мог. Тяжёлые оковы на меня надел.
8 И если я взываю и о помощи молю, не слышит Он мою молитву.
9 Камнями засыпал Он мои дороги. Пути Он искривил мои.
10 Господь стал, как медведь, готовый на меня напасть. Он стал, как лев в засаде.
11 Увёл меня Господь с дороги и, разорвав меня на части, уничтожил.
12 Он лук Свой натянул, и сделал Он меня для стрел Своих мишенью.
13 Он выстрелил в живот мне. Пускал в меня Он стрелами Своими.
14 И для народа своего посмешищем я стал, весь день он надо мной смеётся в своих песнях.
15 Господь мне выпить этот яд дал. Напитком этим горьким Он меня пресытил.
16 Господь толкнул меня зубами в камни. Он в грязь меня поверг.
17 Я думал, что мир не обрести мне больше никогда, и о хорошем я забыл.
18 И я себе сказал: "Надежды больше нет, что мне Господь поможет".
19 Помни, Господи, о моём страдании, нет мне пристанища, о горьком яде, который Ты мне дал.
20 Я помню хорошо все свои беды. Душа моя подавлена во мне.
21 Но думаю тогда я о другом и зиждится надежда. Я уповаю:
22 "Бесконечна Господа любовь и доброта. Неиссякаемо Его милосердие.
23 Они каждое утро обновляются. Велика верность Твоя, Господи".
24 Я говорю себе: "Господь — моя доля, поэтому надеяться я буду".
25 Господь к тем добр, кто уповает на Него. Господь к тем добр, кто Его ищет.
26 Благо тому, кто терпеливо ждёт спасения от Господа.
27 Благо человеку, с юных лет Господа ярмо несущему.
28 Сидеть в уединении он должен молча, ибо Господь наложил на него ярмо.
29 И кланяться он должен Господу до самой земли лицом: может быть, ещё есть надежда.
30 Пусть он подставит щёку тому, кто бьёт его. Он оскорблять себя позволить людям должен.
31 И помнить человек тот должен, что не на век удаляет Господь.
32 Господь наказывает, но Он и милосерден из-за любви и доброты Своей великой.
33 Господь наказывать не хочет, несчастными людей не любит делать Он.
34 Не любит Он, чтоб кто-то ногами своими всех пленников земли топтал.
35 Не любит Он, чтоб кто-то несправедливым был к другому пред Всевышним,
36 и чтоб один обманывал другого. Не любит это всё Господь.
37 Никто не может сделать так, чтобы сказанное им свершилось, если не будет на то воли Господа.
38 Всевышний издаёт указы, чтобы хорошему быть и плохому.
39 Когда Господь наказывает за грехи, никто из живущих не должен сетовать.
40 Посмотрим и проверим, каким путём мы шли, и к Господу потом вернёмся.
41 Вознесём сердца наши и руки к Богу на небесах и скажем:
42 "Мы согрешили и упрямы были. Поэтому Ты не простил нас.
43 Ты покрыл Себя гневом и преследовал нас. Ты нас убивал без пощады!
44 Ты закрыл Себя облаком, чтобы наши молитвы к Тебе не дошли.
45 Ты сделал нас грязью и сором среди других народов.
46 Все наши враги со злостью с нами говорят.
47 Мы в ужасе были, упав в яму, страдали от разорения и опустошения".
48 Слезы из глаз моих текут ручьём. Над гибелью народа своего я плачу!
49 Слезы мои текут потоком! Глаза не перестанут изливаться,
50 пока Ты, Господи, вниз не посмотришь и не увидишь нас с небес!
51 Глаза мои меня печалят, когда я вижу, что происходит с девушками в городе моём.
52 Те люди были мне врагами без причины. Но как за птичкой, они охотились за мной.
53 Они меня повергли в яму, когда я был ещё живой, и закидали меня камнями.
54 Воды сомкнулись у меня над головой, и я подумал, что мне пришёл конец.
55 Я к имени взывал Твоему, Господи, имя Твоё призывал со дна ямы.
56 Ты слышал голос мой и уши не закрыл Свои, не отказался Ты спасти меня.
57 Ты подошёл ко мне, когда Тебя я звал. Ты мне сказал: "Не бойся".
58 Меня, Господь, Ты оправдал. Ты жизнь мою вернул мне.
59 Ты видел моё горе, Господи, рассуди же дело моё.
60 Ты видел, как враги мне причиняли зло. Ты видел их замыслы против меня.
61 Ты оскорбления их слышал, Господи. Ты слышал все их злые замыслы против меня.
62 Всегда против меня и думы и слова врагов моих.
63 Когда они сидят, когда они встают, смотри, как надо мной они смеются!
64 Воздай им, Господи, по делам их!
65 Помрачи сердца их! Проклятие Своё пошли на них!
66 Преследуй их во гневе и истреби их, Господи, из поднебесья!

Новой Женевской Библии

3:1−66 В то время как общее горе выражается в индивидуальном плаче, надежда и утешение поддерживаются верой в Божию милость и любовь.

3:1 Я человек. Плач одухотворен пламенной любовью к отечеству, наряду со скромной сдержанностью относительно личности составителя.

3:2 ввел во тьму, а не во свет. Ср. Ис 9:2. Тьма служит метафорой бедствий, богооставленности, свет олицетворяет спасение и блаженство. Ср. Ам 5:18.

3:4 кожу мою... кости мои. Ср. Иов 13:28; Ис 38:13.

3:5 горечью и тяготою. Душевные и физические страдания сопутствуют друг другу.

3:6 давно умерших. Вера в любовь Божию рождает упование, преодолевающее даже смерть (см., напр., Пс 48:16; Пс 72:24).

3:7−9 окружил меня стеною... отяготил... преградил дороги мои, извратил стези мои. Т.е. поставил в чрезвычайно тяжелое положение (ср. Пс 87). См. Пс 9:22; Пс 12:2; Пс 21:3.

3:10−12 как бы медведь... целью для стрел. Ужас и отчаяние ассоциируются с опасностями, подстерегающими путешественника.

3:14 стал посмешищем. См. Пс 68:12; Иер 20:7.

народа моего. Унижение пророка живописует бедственное положение самого народа.

3:17 удалился мир... забыл о благоденствии. Эти условия, являющиеся результатом благодати, ныне отсутствуют.

3:18 погибла сила моя и надежда моя на Господа. Состояние безнадежности богооставленности достигает кульминации.

3:20 помнит это душа. Душевная боль пророка передает страдания всего народа (см. 1:7).

3:21 Вот, что я отвечаю сердцу моему. Воспоминания, некогда усугублявшие отчаяние, ныне внушают надежду (ср. Пс 76:4−16).

3:22−24 Это кульминация всей книги. Ощущение отвергнутости Богом сменяется надеждой, которая зиждется на знании Его сущности и верности обетованиям. См. Пс 21.

3:22−23 См. Пс 135:1.

3:22 по милости. Букв.: «непоколебимая любовь». Это основное определение Бога в Его отношениях завета с Израилем. Оно означает Его верность Своему народу.

милосердие. Верность Бога завету неотделима от Его милосердия. Милосердие Божие неистощимо. Гнев Божий на Свой народ прекратится, поскольку милость Его вовек (ср. 4:22; Ос 11:8).

3:23 каждое утро. Любовь Божия принесет утро спасения (ср. Пс 89:14; Мал 4:2; Лк 1:78).

верность. Неограничена и неизменна верность Бога (ср. Авв 2:4).

3:24 часть моя. Это выражение отражает принципы землеустройства у израильских племен. Священники и левиты, не обладавшие земельным уделом, имели Господа в качестве «своей части» (Числ 18:20; ср. Пс 72:26).

3:25 Господь... ищущей Его. Бог всегда благ по отношению к тем, кто уповает на Него (ср. 1Пар 28:9). Тройное «блаженство» в данном контексте (ср. ст. 26−27) заключено в исходящей от Него благодати (ср. ст. 17, где древнееврейское слово «благо» в одном из значений передается как «благоденствие»).

3:27 в юности своей. Скорее всего, имеются в виду страдания, перенесенные Иеремией в юные годы, косвенно указывается на избавление от них. Народ тоже может надеяться на милосердие Господа, которое придет на смену нынешним испытаниям.

3:28−30 сидит ... поношением. Пророк увещевает страдающих перетерпеть нынешние несчастья в ожидании милосердия Божия.

3:28 сидит уединенно. Ср. 1:1.

3:30 подставляет ланиту свою. Унижения, претерпеваемые Израилем, предвосхищают унижения Христа (ср. Ис 50:6; Мф 26:67).

3:31−33 Господь милостив и гнев Его не может длиться бесконечно (Пс 29:6; Ис 54:7; Ос 6:1). Милосердие неотделимо от неколебимой Божией любви. Бог поражает людей «не по изволению сердца», даже когда наказывает.

3:34−36 Бог не может потворствовать неправедному суду и попранию беззащитных. Ср. Иов 8:3. Но Он допустил это, ибо в справедливом наказании заключена милостивая любовь Господа.

3:37−38 Все происходит по слову Божию (ср. Быт 1:3).

3:38 Коль скоро все происходит по слову Господа, ни один человек не может сетовать на то, что Бог посылает бедствия в наказание за грехи.

3:39 всякий сетуй на грехи свои. Достойное сожаления состояние Иерусалима — плод греха и непослушания. Призывы к покаянию не услышаны, а посему воздаяние Господа неотвратимо и справедливо.

3:40−42 Испытаем... упорствовали. Призыв к покаянию.

3:42 Ты не пощадил. Признание справедливости Божиего отказа в прощении.

3:43−45 Ты покрыл... среди народов. Пророк вспоминает о прямо противоположных действиях Бога при исходе, когда, разгневанный на врагов Израиля, Он поразил их. Тогда облако было знаком благоволения, и Бог ценил Израиль более всех других народов.

3:48 Потоки вод. Между судьбой народа и участью пророка очевидна неразрывная связь.

3:49 Око мое изливается. Выражение неизбывной скорби (ср. Пс 6:7; Пс 41:4; Иер 9:18).

3:52 враги мои, без всякой причины. Ср. Пс 34:19; Ин 15:25.

3:53 в яму. Ср. Пс 27:1; Пс 87:7. Здесь также возникают ассоциации с событиями из жизни Иеремии (ср. Иер 38:6).

3:55 Я призывал... из ямы глубокой. См. Пс 29:2; Иона 2:2−7. Это предвосхищает страдания Христа как праведного Слуги Господня.

3:56 Ты слышал голос мой. Пророк изливает свое плачущее сердце перед Богом милосердия и уверяется в том, что Господь услышал его молитву (ср. Пс 6:9−11).

3:57 не бойся! Ср. Ис 41:10; Мк 6:50.

3:58−66 В этом разделе раскрывается тема безвинного искупительного страдания.

3:58−59 дело души моей; искуплял жизнь мою... дело мое. См. Иер 50:34. Враг Иеремии были его единоплеменниками, и пророк взывает к Господу о воздаянии «по делам рук их».

3:61−66 Ты слышишь, Господи... из поднебесной. Освобождение Иеремии из рук врагов, которые и сами происходят из племени Иудина, становится символом спасения самой Иудеи.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.