Даниил 3 глава

Книга пророка Даниила
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Царь Навуходоносор сделал золотого идола, высотой в тридцать метров и шириной в три метра. Он поставил этого истукана в долине Деире в провинции Вавилона.
2 Затем царь позвал сатрапов, наместников, важных чиновников, советников, хранителей казны, судей и всех других чиновников своего царства. Царь хотел, чтобы все эти люди пришли на торжественную церемонию открытия бога-истукана.
3 Все они собрались и встали перед идолом, которого поставил царь Навуходоносор.
4 Глашатай громко объявил: "Слушайте все люди из разных племён, народов и разных наречий! Вот что приказано вам сделать!
5 Как только услышите звуки музыкальных инструментов, вы должны низко поклониться. Когда вы услышите звуки труб, свирелей, цитр, самбуков, лир, волынок и других инструментов, вы должны пасть ниц и поклониться золотому идолу, которого воздвиг царь Навуходоносор.
6 А кто не станет поклоняться золотому идолу, тотчас будет брошен в раскалённую огненную печь".
7 Как только все народы услышали звук труб, флейт, лир, самбуков, цитр, волынок и всех других музыкальных инструментов, — пали все народы, племена и люди разных наречий и поклонились золотому истукану, которого воздвиг царь Навуходоносор.
8 Тогда некоторые из халдеев подошли к царю и стали говорить против иудеев.
9 Они сказали Навуходоносору: "О царь, живи вовеки!
10 Царь, ты дал приказ о том, чтобы каждый, кто услышит звуки труб, флейт, лир, самбуков, цитр, волынок и других музыкальных инструментов, пал ниц и поклонился золотому идолу.
11 И ты также сказал, что если кто не поклонится ему, то будет брошен в раскалённую печь.
12 Есть такие иудеи, которые не обратили внимания на твой приказ, царь. Ты сделал этих иудеев важными чиновниками в провинции Вавилона. Их зовут Седрах, Мисах и Авденаго. Они не поклоняются твоим богам: они не пали и не поклонились золотому идолу, которого ты воздвиг".
13 Навуходоносор очень разгневался и велел привести Седраха, Мисаха и Авденаго. Когда их привели к царю,
14 Навуходоносор сказал им: "Седрах, Мисах и Авденаго, правда ли, что вы не молитесь моим богам? И правда ли то, что вы не поклонились золотому идолу, которого я поставил?
15 Отныне, когда услышите звуки труб, флейт, лир, самбуков, волынок и других музыкальных инструментов, вы должны пасть и поклониться золотому идолу. Хорошо будет, если вы готовы поклониться идолу, воздвигнутому мною, но если вы не поклонитесь ему, вас в тот же час бросят в раскалённую печь. Тогда никакой Бог не в силах будет спасти вас от моей власти!"
16 Седрах, Мисах и Авденаго ответили царю: "Навуходоносор, нам нет нужды отвечать тебе на это!
17 Если ты бросишь нас в раскалённую печь, то Бог, Которому мы служим, сможет спасти нас, а если Он захочет, то избавит нас и от твоей власти.
18 Но даже если Бог и не спасёт нас, мы хотим, чтобы ты знал, царь, что мы отказываемся служить твоим богам. Мы не станем поклоняться золотому идолу, которого ты воздвиг".
19 Навуходоносор пришёл в ярость! Он грозно взглянул на Седраха, Мисаха и Авденаго и приказал разжечь печь в семь раз горячее обычного.
20 Он приказал самым сильным солдатам в своей армии связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в раскалённую печь.
21 Их связали и бросили в раскалённую печь в одежде, которая была на них: в нижнем и верхнем платье и с повязками на головах.
22 Царь был очень зол, когда отдавал свой приказ, поэтому печь сильно раскалили! Огонь был таким горячим, что пламя его убило солдат, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго в огонь.
23 Седрах, Мисах и Авденаго упали в огонь крепко связанные.
24 И тут царь Навуходоносор в изумлении вскочил на ноги. Он спросил своих советников: "Верно ли, что мы связали и бросили в огонь только троих!?" Советники его ответили: "Да, царь".
25 "Смотрите, — сказал царь, — Я вижу четырёх мужей, ходящих среди огня. Они не связаны и не сгорели, а четвёртый подобен ангелу!"
26 Тогда Навуходоносор подошёл к двери горячей печи и закричал: "Седрах, Мисах и Авденаго, выходите! Слуги Бога Всевышнего, идите сюда!" И Седрах, Мисах и Авденаго вышли из огня.
27 Когда они вышли, сатрапы, наместники и царские советники окружили их и смогли убедиться, что огонь им не повредил: их тела, волосы и одежда совсем не были опалены, и даже запаха огня от них не было.
28 И сказал тогда Навуходоносор: "Восхвалите Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и спас Своих рабов от огня! Эти трое доверились Богу Своему. Они отказались подчиниться моему приказу и скорее готовы были умереть, чем поклоняться какому-либо иному богу.
29 Я даю такое повеление: люди из любого народа или любого наречия, которые скажут что против Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, будут изрублены на куски, а дома их будут превращены в развалины и золу. Ни один другой Бог не может так спасать Свой народ".
30 И царь дал Седраху, Мисаху и Авденаго ещё более высокие должности в провинции Вавилонской.

Новой Женевской Библии

3:1 золотой истукан. Был ли истукан изваянием самого Навуходоносора, какого-либо вавилонского божества или просто священным обелиском — неизвестно. Исходя из особенностей вавилонской религии, вероятнее всего предположить, что это было изваяние Ваала или небесного покровителя Навуходоносора — Нево. Поклонение изваянию этого божества одновременно означало поклонение и самому Навуходоносору как его земному воплощению (ср. 2:46).

на поле Деире. Точно идентифицировать это место не удается; обычно его соотносят с Толул Дура в шести милях к югу от Вавилона.

3:2 сатрапов... правителей. Полномочия людей, занимавших перечисленные должности, не совсем ясны. Из семи наименований в древнееврейском тексте пять — персидского происхождения, так что, возможно, Даниил создавал эту часть своей книги уже после начала персидского правления в 539 г. до Р.Х.

3:5 звук трубы... и симфонии. Точнее: «звук рога... и труб». Три из шести слов, использованных для обозначения различных видов музыкальных инструментов (переведенные как «цитра», «цевница», «гусли»), являются греческими заимствованиями. Это не удивительно, поскольку обмен придворными музыкантами и музыкальными инструментами имел к тому времени долгую историю. Поэтому присутствие в тексте греческих наименований не следует рассматривать как безусловное свидетельство написания книги в период после завоеваний Александра Македонского.

3:6 печь, раскаленную огнем. Печи или горны использовались в Вавилоне для обжига кирпича (Быт 11:3). Не было чем-то необычным и использование таких печей как орудий казни (Иер 29:22).

3:8 некоторые из Халдеев. См. ком. к 2:2. В данном случае слово «халдеи» использовано как этноним. Халдеи относились к иудеям враждебно, а привилегированное положение Даниила и его друзей при вавилонском дворе только обостряло их неприязнь (ст. 12; Есф 3:5−6).

3:12 Седрах, Мисах и Авденаго. См. ком. к 1:7. Даниил в это время либо отсутствовал в столице, либо его высокое положение избавило его от необходимости подтверждать свою лояльность (2:48−49).

3:15 какой Бог избавит. Язычнику Навуходоносору спасение трех юношей кажется невозможным, ибо он не знает, сколь велик Бог Израиля. Сам того не понимая, царь бросает вызов Его всесилию.

3:17−18 Бог наш, Которому мы служим... мы богам твоим служить не будем. Эти стихи — центральное место главы. Здесь высказывается мысль, что могущество Господа беспредельно и Он может защитить, если то Ему угодно. Главное, говорит Даниил, чтобы народ Божий оставался верным Богу всегда и при любых обстоятельствах, ибо величие Божие и сила Его не имеют ничего равного себе в мире.

3:49 Ангел Господень. Если в данном случае возможна идентификация с Ангелом Господним из Быт 16:7, то тогда это зримое явление Господа.

3:93 Всевышний Бог. Этот титул выражает абсолютную власть Божию. Как в ст. 29 и 2:47, такое исповедание в устах язычника отнюдь не свидетельствует, что он признает Бога Даниила единственным Богом, но что он ставит Его выше языческих богов (4:2, 17, 34). Для иудеев же эти слова означают исповедание веры в единого Бога (4:24−32; 5:18, 21; 7:18−27).

3:98 Навуходоносор царь. Этот последний связанный с Навуходоносором эпизод книги пророка Даниила относится к концу сорокатрехлетнего правления царя, когда царство и власть его достигли апогея (ср. 4:30). Его царство — могущественнейшее из земных царств — противопоставлено небесному Царству Всевышнего Бога.

3:99 Всевышний Бог. См. ком. к 2:47; 3:90.

3:100 Как велики. Навуходоносор признает абсолютную власть Бога Израиля над природой и судьбами мира, что составляет центральную тему книги.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.