Даниил 6 глава

Книга пророка Даниила
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Дарий решил поставить над всем своим царством сто двадцать сатрапов
2 и выбрал трёх человек, чтобы править над ними. Даниил был одним из этих трёх управляющих. Царь поставил этих людей с тем, чтобы никто не обманул его, и он бы не понёс урона в своём царстве.
3 Даниил превосходил всех других управляющих, потому что был очень способным человеком и обладал добрым нравом. Даниил так нравился царю, что он помышлял уже поставить его управляющим над всем царством.
4 Когда другие сатрапы и управляющие услышали об этом, они стали завидовать Даниилу. Они стали искать предлога, чтобы обвинить его, и следили за тем, как он управляет царством; но они не находили ничего предосудительного и не могли обвинить его ни в чём. Даниил был очень честным и верным, никогда не обманывал царя и усердно работал.
5 В конце концов эти люди сказали: "Мы никогда не найдём предлога, чтобы обвинить Даниила, поэтому мы должны найти обвинение против него в законе его Бога".
6 Тогда два управляющих и сатрапы пошли все вместе к царю и сказали: "Царь Дарий, живи вовеки!
7 Управляющие, наместники, сатрапы, советники и военачальники, все согласились между собой. Мы думаем, что царю надо издать повеление, и каждый должен выполнять его. Если кто в течение тридцати дней будет молиться какому-либо богу или человеку, кроме тебя, царь, то человек этот будет брошен в львиный ров.
8 Утверди этот закон, царь, и подпиши бумагу, на которой он написан, чтобы закон нельзя было изменить, потому что мидийские и персидские законы не могут быть отменены или изменены".
9 И царь Дарий издал этот закон и подписал его.
10 Даниил всегда молился Богу три раза в день. Три раза в день Даниил становился на колени, молился и прославлял Бога. Услышав о новом указе, Даниил отправился к себе домой. Он поднялся в свою комнату на крыше и подошёл к окнам, которые выходили прямо на Иерусалим. Даниил опустился на колени и стал молится, как он всегда это делал.
11 Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего Бога о помощи.
12 Они отправились к царю и стали говорить о законе, который тот издал. Они сказали: "Царь Дарий, не ты ли подписал закон, который говорит о том, что в последующие тридцать дней тот, кто станет молиться какому-либо богу, или человеку, кроме тебя, царь, будет брошен в львиный ров?" Царь ответил: "Да, я подписал этот закон. А законы мидян и персов не могут быть отменены или изменены".
13 И сказали тогда эти люди царю: "Даниил, один из пленников из Иудеи, ни во что тебя не ставит. Он не обращает никакого внимания на закон, подписанный тобою. Даниил всё ещё молится своему Богу три раза в день".
14 Услышав это, царь очень опечалился. Он решил спасти Даниила. До самого заката солнца он старался придумать, как бы спасти его.
15 Но те люди снова пришли к царю и сказали ему: "Помни царь, что закон мидян и персов говорит о том, что ни один закон или указ, подписанный царём, не может быть отменён или изменён".
16 И тогда царь Дарий отдал приказ. Даниила привели и бросили в ров со львами. Царь сказал Даниилу: "Я надеюсь, что Бог, Которому ты молишься, спасёт тебя!"
17 Принесли большой камень и завалили им вход в львиный ров, а царь запечатал его своим перстнем и наложил свою печать на этот камень. Он также запечатал камень перстнями своих чиновников и наложил на него их печати. Это показывало, что никто не может отодвинуть тот камень и вывести Даниила из львиного рва.
18 После этого царь Дарий вернулся домой. Он ничего не ел в тот вечер, и не хотел, чтобы его развлекали. Всю ночь царь не мог уснуть.
19 На следующее утро царь Дарий встал на рассвете и поспешил к львиному рву.
20 Он очень беспокоился, и когда подошёл ко рву, позвал Даниила: "Даниил, раб Бога живого, смог ли твой Бог спасти тебя от львов?"
21 Даниил ответил: "Царь, живи вовеки!
22 Мой Бог послал Ангела Своего, чтобы спасти меня, и Ангел закрыл львиные пасти. Львы не причинили мне вреда потому, что мой Бог знает, что я невиновен. Я никогда не делал ничего против тебя, царь".
23 Царь Дарий был необыкновенно счастлив. Он велел своим слугам вытащить Даниила из львиного рва, а когда они подняли его оттуда, на теле у Даниила не оказалось никаких повреждений. Львы не причинили Даниилу вреда, ибо он доверял Богу своему.
24 Тогда царь дал приказ привести людей, которые обвиняли Даниила, и бросить их с жёнами и детьми в львиный ров. Не успели они опуститься на дно рва, как львы набросились на них, растерзали их тела и сгрызли их кости.
25 Тогда царь Дарий написал письмо всем народам и племенам, говорящим на разных наречиях по всему миру: Мир вам!
26 Я издаю новый закон. Этот закон для людей в каждой области моего царства. Весь народ должен уважать и бояться Бога Даниила. Бог Даниила — живой Бог. Он живёт вечно! Его царство нерушимо. Его закон вечен.
27 Бог помогает и спасает людей. Бог творит поразительные чудеса на небесах и на земле. Бог спас Даниила от львов.
28 Удача сопутствовала Даниилу во всё время царствования царя Дария и в царствование Кира Персидского.

Новой Женевской Библии

6:1 Угодно было Дарию. См. ком. к 5:31. Из того, что Дарий не упоминается ни в одном из существующих источников, кроме Писания, а значит, после Валтасара и Набонида вавилонское царство перешло непосредственно к Киру (см. ком. к 5:1), не следует, что Даниил ошибается. Есть основания полагать, что имя «Дарий Мидянин» можно понимать трояко: как династическое имя Кира, основателя Персидского царства, как титул Кира и как прозвище Гобрия, вавилонского военачальника, перешедшего от Навуходоносора к Киру и взявшего Вавилон, за что персидский царь и поставил его правителем над захваченными вавилонскими землями.

6:3 Даниил превосходил прочих. См. 1:7; 4:8; 5:12.

6:5 в законе Бога его. Недруги Даниила невольно признают не только безупречную честность пророка, но и его благочестие и верность Богу Израиля.

6:7 согласились между собою. Разумеется, Даниила в их числе не было. Придирчивость вельмож Дария объясняется тем, что они любой ценой пытаются доказать царю свою преданность.

кто... будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя. Дарий видел в этом решении скорее политический, чем религиозный смысл, рассчитывая таким образом укрепить свою власть над только что завоеванными землями.

6:8 неизменен, как закон Мидийский и Персидский. См. Есф 1:19; Есф 8:8. Постоянство персидских законов подтверждают и другие источники. Царский указ породил противоречие между верой Даниила и его государственными обязанностями.

6:10 открыты против Иерусалима. См. 1Цар 8:44, 48; Пс 5:7; Пс 137:2.

преклонял колени. Обычно иудеи молились стоя (1Пар 23:30; Неем, гл. 9), но в особых случаях в знак смирения преклоняли колени и простирались ниц (3Цар 8:54; Езд 9:5; Пс 94:6; Лк 22:41; Деян 7:60; Деян 9:40).

6:13 который из пленных сынов Иудеи. Именование Даниила по этническому признаку, возможно, выражает предубежденность царских чиновников по отношению к иудеям (3:8).

6:14 и положил в сердце своем спасти Даниила. Дарий сразу понял, что стал орудием придворной интриги. Его расположение к Даниилу в результате этой интриги нисколько не переменилось.

6:16 Бог твой... спасет тебя. Против своей воли Дарий подписал указ и, тем не менее, он надеется, что Бог Даниила придет на помощь Своему преданному рабу.

6:17 царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих. Перстни с печатками и собственно печати были широко распространены в Ассирии, Персии и Вавилоне. Чтобы получить отпечаток, перстень или круглую печать прикладывали к мягкой глине; полученный оттиск указывал на владельца печати и рассматривался как факсимиле. Сломать чужую печать значило совершить преступление.

6:22 Бог мой послал Ангела Своего. По всей вероятности, это был Ангел Господень (см. ком. к 3:49).

6:23 повелел поднять Даниила изо рва. Царский указ уже был фактически исполнен, и поэтому данное повеление не противоречило ему.

6:26−27 См. 2:47; 3:17, 18, 28, 29; 4:2, 3, 28−37; 5:18, 29. Как и в предыдущих эпизодах, Бог являет Свое превосходство над земными правителями и царствами и Свою власть, объемлющую творение и историю. Дарий своим повелением особо и глубоко исповедует Бога Израиля как Бога живого, вечносущего, подающего избавление и спасение, Чье царство несокрушимо и вечно.

6:26 повеление. Данное повеление Дария свидетельствует об обращении этого язычника к вере в Бога Даниила не более, чем слова Кира о том, что он отпускает евреев на родину по велению Божию (Езд 1:3−4; Ис 44:28; Ис 45:4).

6:28 в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского. Или: «в царствование Дария, которое есть царствование Кира». Данное место можно понимать двояко: 1) Даниил «благоуспевал» под властью Гобрия и под властью Кира; 2) Даниил «благоуспевал» в царствование Дария и, что то же самое, в царствование Кира. В последнем случае имена Дарий Мидянин и Кир обозначают одного и того же правителя (см. ком. к ст. 1).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.