Даниил 8 глава

Книга пророка Даниила
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Во время третьего года царствования царя Валтасара, явилось мне видение, которое было после другого видения.
2 В этом видении я видел, что нахожусь в городе Сузы. Сузы был столичным городом в Еламской области. Я стоял у реки Улая.
3 Я поднял глаза и увидел: у реки стоит баран с двумя длинными рогами, один из его рогов длиннее другого и растёт позади того рога.
4 Я наблюдал, как этот баран бодался во все стороны: на запад, север и юг. Никакой зверь не мог остановить его, и никто не мог спасти от него других животных. Баран делал, что хотел, и стал очень сильным.
5 Я внимательно следил за этим бараном и вдруг увидел, что с запада идёт козёл. Козёл этот обегал землю, но ноги его не касались земли. У него между глазами был один большой рог, который был виден отовсюду.
6 Козёл подошёл к барану, у которого было два рога, и которого я видел стоящим у реки Улая. Козёл был в ярости и бросился на барана.
7 Я видел, как он бросился в ярости на барана и сломал оба его рога. Баран не смог остановить козла, тот повалил его на землю и растоптал. И не было никого, кто бы мог спасти барана от козла.
8 И стал козёл могучим. Но когда он стал таким сильным, сломался его большой рог, и на его месте выросли четыре рога, обращенные на четыре стороны, и их было отовсюду видно.
9 От одного из этих четырёх рогов вырос ещё один рог, который очень разросся к югу, к востоку и к прекрасной стране.
10 Этот маленький рог стал очень большим и рос, пока не достиг неба. Он даже опрокинул на землю несколько звёзд и растоптал их.
11 Этот маленький рог стал очень сильным и обратился против Повелителя Небесного Войска. Маленький рог остановил ежедневные жертвы, приносимые Ему, и разрушил Его храм.
12 Маленький рог незаконно распоряжался ежедневными жертвами и поверг истину на землю. Он делал это и во всём преуспевал.
13 Затем я услышал, как говорил один из святых, а другой святой отвечал ему. Первый сказал: "Сколько будет продолжаться это видение? Как долго он будет распоряжаться ежедневной жертвой, и как долго будут продолжаться эти опустошительные преступления? Как долго они будут попирать храм и войско небесное?"
14 А другой святой ответил ему: "Это будет происходить в течение двух тысяч и трёхсот дней. После этого святилище будет объявлено чистым".
15 Я, Даниил, увидел это видение и попробовал объяснить, что оно значит. Пока я обдумывал его, некто, походивший на человека, встал передо мною.
16 А затем я услышал мужской голос, который доносился из-за реки Улай. Голос этот взывал: "Гавриил! Объясни видение этому человеку".
17 И Гавриил, ангел, который выглядел, как человек, подошёл ко мне. Я очень испугался и упал на землю, но Гавриил сказал мне: "Сын человеческий, пойми, что это видение относится к концу времени".
18 Пока Гавриил говорил, я без чувств лежал на земле. Это был очень глубокий сон. Потом Гавриил прикоснулся ко мне и поднял меня на ноги.
19 Он сказал: "Теперь я объясню тебе видение. Я расскажу тебе, что произойдёт в будущем. Твоё видение было о конце времён.
20 Ты видел барана с двумя рогами. Это страны — Мидия и Персия.
21 Козёл — царь Греции. Большой рог у него между глаз — первый царь.
22 Этот рог сломался, и вместо него выросли четыре других рога. Эти четыре рога — четыре царства, и выйдут они из народа первого царя. Но эти четыре народа не будут так сильны, как первый царь.
23 Когда конец этих царств будет близок, придёт ещё один царь, наглый, жестокий и коварный. Это случится, когда будет множество грешников.
24 Этот царь будет очень могущественным, но сила его не будет исходить от него самого. Этот царь произведёт ужасные опустошения. Ему будет удаваться всё, что бы он ни делал, и он уничтожит сильных людей и даже Божьих святых людей.
25 Этот царь будет очень умён и коварен. Мудростью и ложью он добьётся успеха и превознесётся. Он уничтожит много людей тогда, когда они этого меньше всего ожидают. Он даже попытается бороться с Владыкой владык (Богом). Сила этого жестокого царя будет сокрушена, но не рукою человека.
26 Видение об этих временах и о том, что я сказал, истинно. Но ты скрой это видение, ибо всё это произойдёт ещё не скоро".
27 И я, Даниил, совсем изнемог после этого видения и несколько дней болел, потом же снова начал работать на царя. Но это видение очень расстроило меня и я не понимал его.

Новой Женевской Библии

8:1−27 Пророк излагает свое видение об участи народа Божиего под мидо-персидским и греческим владычеством.

8:1 В третий год царствования Валтасара. Т.е. спустя два года после того, как Даниил видел сон, о котором рассказано в гл. 7 (см. ком. к 7:1).

8:2 явилось мне, Даниилу, видение. В своем видении Даниил совершил путешествие, подобное тому, которое довелось совершить Иезекиилю (Иез 3:10−15).

в Сузах, престольном городе в области Еламской. Во времена Даниила Сузы были столицей Элама, области к востоку от Вавилона. Неясно, был ли тогда Элам независимым государством или входил в состав Вавилонского или Мидийского царств. Как бы то ни было, позднее Сузы стали политическим и административным центром Персидского царства (ср. Есф 1:2; Неем 1:1).

у реки Улая. Так назывался канал близ Суз, который соединял две реки, впадавшие в Персидский залив.

8:3 овен... у него два рога. Ст. 20 толкует образ двурогого овна как символ правителей Мидо-Персидского царства.

один выше другого, и высший поднялся после. Знакомство с историей Мидо-Персидского царства проясняет эту символику. Мидийцы усилились и достигли независимости от Ассирии в 612 г. до Р.Х. Персы поначалу были в составе Мидийского царства, но со временем подчинили его себе, и Кир из Аншана (Элам) — правил в 559−530 гг. до Р.Х. — утвердил свою власть над Мидией. После этого к титулам Кир прибавился еще один — «царь Мидийский». Таким образом, история в точности подтверждает видение Даниила.

8:4 овен бодал к западу и к северу и к югу. Из этих слов ясно, что овен стоит спиной к востоку, откуда он пришел (см. Ис 41:2). Сначала Кир покорил Малую Азию, затем северную и южную Месопотамию. Его преемники расширили пределы Мидо-Персидского царства далеко на восток.

8:5 по лицу всей земли, не касаясь земли. Данные слова отображают стремительность завоеваний Александра Македонского.

у этого козла был видный рог между его глазами. Согласно ст. 21, козел — это Греческое царство, а рог между его глазами — ее первый царь. Данный образ отображает расцвет Греческой империи под властью Александра Македонского (356−323 гг. до Р.Х.).

Империя Александра Великого (323 г. до Р.Х.).

8:8 козел чрезвычайно возвеличился. Империя Александра Македонского необычайно выросла. К 327 г. до Р.Х. Александр продвинулся далеко на восток, в глубь территории сегодняшнего Афганистана, а затем вышел в долину Инда.

но когда он усилился, то сломался большой рог. Александр Македонский умер в Вавилоне в возрасте тридцати трех лет.

на место его вышли четыре. Из ст. 22 следует, что эти четыре рога символизируют царства, возникшие на месте империи Александра Македонского. Исторические источники сообщают, что после периода внутренних распрей четверым военачальникам Александра удалось присвоить себе власть над отдельными частями бывшей империи (см. ком. к 7:6).

8:9 небольшой рог. Согласно ст. 23, этот рог символизирует нечестивого царя, который много лет спустя («под конец царства их») явится в одном из четырех греческих царств (см. ком. к ст. 8). Деяния этого царя, о которых говорит Даниил, прямо указывают на Антиоха IV Епифана, который правил царством Селевкидов в 175−164 гг. до Р.Х. Нет оснований считать, что в данном месте речь идет о «небольшом роге» из 7:8, так как, по всей видимости, он явится уже в римский, а не в греческий период.

к прекрасной стране. Т.е. к Палестине.

8:10 до воинства небесного. В данном случае «воинство небесное» — это либо звезды (ср. Иер 33:22), символизирующие народ Божий (ср. 12:3; Быт 12:3; Быт 15:5; Исх 12:41), либо ангельское воинство, видимое в образе звезд (Ис 14:13; а также 2Мак 9:10). На монетах Антиоха Епифана его изображение помещалось в звездном венце, а само имя царя происходит от греческого «епифания» — богоявление. Преследуя народ Божий, он тем самым выступает и против небесных сил.

низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их. Данное место символически изображает гонения на народ Божий, воздвигнутые Антиохом IV Епифаном, пытавшимся упразднить религию евреев и силой эллинизировать их.

8:11 на Вождя воинства сего. Слово «Вождь» в данном месте означает — Бог. См. ст. 25, где о Нем говорится как о Владыке владык. Антиох IV взял прозвище Епифан («явление Бога»), считая себя земным воплощением Зевса.

отнята была у Него ежедневная жертва. См. 11:31 и 12:13. Повелением Антиоха IV Епифана в Иерусалимском храме и в городах Иудеи были прекращены все богослужения.

поругано было место святыни Его. Антиох Епифан не только вошел в Святая Святых и расхитил золотые и серебряные сосуды храма. Во внутреннем дворе, на месте жертвенника Божиего, им был устроен алтарь Зевса, где стали приносить в жертву свиней (см. ком. к 11:31).

8:12 он... действовал и успевал. Видение рисует частичный успех нечестивых деяний Антиоха IV Епифана, в частности, уничтожение списков священных книг (ср. 1Мак 1:56−57).

8:14 на две тысячи триста вечеров и утр. Выражение «вечеров и утр» встречается в Ветхом Завете только в данном месте и в ст. 26. Некоторые исследователи полагают, что речь идет о вечерней и утренней жертве (ср. Исх 29:38−42), в таком случае здесь подразумевается период в тысячу сто пятьдесят дней. По мнению же других, речь идет попросту о двух тысячах трехстах днях.

тогда святилище очистится. Храм был очищен и вновь освящен Иудой Маккавеем 25 декабря 165 г. до Р.Х. (см. ком. к 11:34; ср. Зах 9:13−17).

8:16 Гавриил. В Писании этот ангел, чье имя означает «сила Божия», упомянут еще четыре раза (9:21; Лк 1:11, 19, 26).

8:17 сын человеческий. См. ком. к 7:13. «Сильный от Бога» говорит со смертным человеком.

видение относится к концу времени. См. ст. 19: «к концу определенного времени». Данное выражение не обязательно имеет эсхатологический смысл, т.е. может и не относиться к абсолютному концу истории. В 11:27, 35 оно встречается в контексте, заведомо не связанном с эсхатологией. В данном же месте оно может относиться к окончанию гонений Антиоха IV Епифана.

8:19 что будет в последние дни гнева. Слова «дни гнева» могут в данном месте означать суд Божий, свершавшийся над евреями во время владычества вавилонян, персов и греков.

8:20 Овен. См. ком. к ст. 3:4.

8:21 козел... рог. См. ком. к ст. 5−8.

8:22 другие четыре. См. ком. к ст. 8.

8:23−25 См. ком. к ст. 9−14. В образе «небольшого рога» в данной главе некоторые толкователи усматривают указание на антихриста. Обычно они опираются на прослеживаемое в ряде его черт сходство с Антиохом IV Епифаном либо косвенно подтверждают свое понимание главы, трактуя образ Антиоха как предвестие последующего явления дьявольской силы в лице антихриста.

8:24−25 сильных... многих. Пророк говорит о праведных иудеях.

Владыки владык. Так Даниил называет Бога.

но будет сокрушен — не рукою. Антиох IV Епифан не был убит и не погиб в сражении, а умер от физического или нервного расстройства в 164 г. до Р.Х. Описание его смерти см. в 1Мак 6:1−16 и 2Мак 9:1−28.

8:26 сокрой это видение. Букв.: «запечатай».

ибо оно относится к отдаленным временам. Походы Александра Македонского (333−323 гг. до Р.Х.) имели место почти через двести лет после данного видения Даниила, относящегося приблизительно к 550 г. до Р.Х. В свою очередь, Антиох IV Епифан царствовал еще полстолетия спустя, в 171−164 гг. до Р.Х.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.