Осия 1 глава

Книга пророка Осии
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Вот Слово Господа, пришедшее к Осии, сыну Беериина, во времена иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии и в дни правления Иеровоама, сына Иоаса, царя Израильского.
2 Это было первое обращение Господа к Осии. Он сказал Осии: "Пойди и женись на блуднице. И имей с ней детей, зачатых в пороке, ибо народ этой земли погряз в распутстве, отступив от Господа".
3 Тогда Осия пошёл и взял себе в жёны Гомерь, дочь Дивлаима. Гомерь зачала и родила ему сына.
4 Господь сказал Осии: "Назови его Изреель, потому что пройдёт время, и Я накажу род Ииуева за кровь, пролитую в долине Изреель. И тогда Я положу конец царству дома Израилева.
5 В тот день, в долине Изреель, Я сокрушу лук Израиля".
6 Гомерь снова забеременела и через некоторое время родила дочь. Господь велел Осии назвать её Лорухама. Господь сказал Осии: "Назови её Лорухама, ибо Я не буду больше ни щадить народ Израиля, ни прощать его.
7 Народ же Иудин Я помилую, и спасу. Но спасу не луком, не мечом, не всадниками на боевых конях. Я спасу его силой Господа, их Бога".
8 Вскормив грудью Лорухаму, Гомерь снова забеременела. На этот раз у неё родился сын.
9 Господь сказал: "Назови его Лоамми, потому что вы — не Мой народ, и Я — не ваш Бог".
10 "Но настанет время, когда сынов Израиля будет великое множество, как песчинок в море, и нельзя их будет ни измерить, ни счесть. И случится тогда, что там, где говорили им: "вы — не Мой народ", станут говорить: "вы — сыновья живого Бога".
11 И соберутся вместе народ Израиля и народ Иудин, чтобы выбрать себе одного правителя. И будет их народ таким многочисленным, что мала ему станет его земля. Воистину велик будет день Изрееля!"

Новой Женевской Библии

1:1 Слово Господне. Т.е. все сказанное далее есть слово Божие, данное через Осию. Осии. Это имя, происходящее от глагола «спасать», вероятно, означает «Он (Яхве) спас». В то время как здесь названы по именам четыре царя иудейских: Озия (ок. 783−742 гг. до Р.Х.), Иоафам (ок. 742−735 гг. до Р.Х.), Ахаз (ок. 735−715 гг. до Р.Х.) и Езекия (ок. 715−687 гг. до Р.Х.), из царей северного царства — Израиля упоминается только один Иеровоам II (ок. 786−746 гг. до Р.Х.). Возможно, автор считал, что израильские цари, правившие после Иеровоама II и до падения северного царства в 722 г. до Р.Х. (четверо из них были убийцами), не заслуживают упоминания.

1:2 — 3:5 Осия подробно излагает историю своей семейной жизни, символизирующей примирение Бога с северным царством — Израилем.

1:2 — 2:1 Повествование о начале семейной жизни Осии указывает на желание Бога наказать неверный Израиль, а затем примириться с ним.

1:2 возьми себе жену блудницу и детей блуда. См. Введение: Трудности истолкования; Особенности содержания и темы.

сильно блудодействует земля. Жена Осии и ее дети, а также все жители страны считаются неверными.

1:3 Гомерь. Имя жены Осии не имеет того символического значения, которое содержат имена ее детей.

ему. Отсутствие этого слова в ст. 6 и 8 не означает, что Осия не был отцом второго и третьего ребенка его жены.

1:4 Изреель. Букв.: «Бог посеет». Так называется и прекрасная долина между горными грядами Самарии и Галилеи (в этой долине Гедеон одержал победу над мадианитянами; Суд 6:33), и город в южной части этой долины, где Ииуй пришел к власти путем насилия (3Цар 21:1; 4Цар 9:10). См. 2:22, где имя Изреель служит символом благословения и плодородия.

с дома Ииуева. Царь Иеровоам II был из династии Ииуя, которая начала свое правление с кровавой бойни в Изрееле (4Цар 9:14−37; ср. 3Цар 19:16,17) и окончила его убийством царя Захарии (4Цар 15:8−10).

1:5 лук Израилев. Военная сила Израиля (Быт 49:24; 3Цар 2:4; Иез 39:3; ср. Иер 49:35) была сломлена ассирийским войском под предводительством Феглаф-феллассара, который завоевал северные территории Израиля.

в долине Изреель. Эта долина стала местом, где свершилось Божие осуждение в 733 г. до Р.Х. (4Цар 15:29). Это наказание Израиля военным поражением явилось следствием нарушения им завета. Так исполнились проклятия, записанные во Втор 28:25,49−57 (ср. Лев 26:17).

1:6 Лорухама. Имя этого ребенка символизирует грозящее Израилю лишение милости Божией, которую Господь до этого неизменно ему даровал, несмотря на его неверность завету (2:4; 2:23; ср. также Втор 31:17; 32:19,20−27).

1:7 спасу их. Эти слова относятся к чудесному спасению Иерусалима от ассирийцев в 701 г. до Р.Х. (4Цар 19:32−37; Ис 37:14,33−37).

1:9 Лоамми. Имя третьего ребенка знаменует наивысшую точку осуждения Божия, так как Бог этим упраздняет древнюю заветную формулу (Исх 6:7; Лев 26:12; Втор 26:17−19) и объявляет завет более не действующим.

Я не буду вашим Богом. Букв.: «Я не ваш Сущий» — Божественное имя, которым Господь назвал Себя в Исх 3:14.

1:10 — 2:1 Суровые пророчества об осуждении, символически отразившиеся в именах троих детей, сменяются пророчеством о грядущей милости Божией.

1:10 как песок морской. Явная аллюзия к данному древним патриархам обетованию бесчисленных потомков (Быт 22:17; 32:12; ср. Быт 13:16; 15:5; 26:24; 28:14).

вы не Мой народ. Хотя обетованное восстановление отношений с Богом иудеи испытали неоднократно, когда остаток с севера соединился с остатком из южного царства во время царствования Езекии (2Пар 30:11,18) и после вавилонского плена (1Пар 9:13; Езд 8:35), новый завет относит это обетование к Церкви, истинному Израилю, составившемуся как из евреев, так и из язычников (Рим 9:24−26; 1Пет 2:10).

вы сыны Бога живого. Это единственное в своем роде выражение означает тот тип непосредственных (и легитимных) отношений, которые Бог желал видеть между Ним и Израилем. Ныне эти отношения между Богом и людьми установлены через Иисуса Христа (Мф 16:16; Рим 9:26).

1:11 И соберутся... вместе. Об исполнении этого пророчества в Церкви (см. ком. к ст. 10).

одну главу. Это означает полноту примирения двух царств и Господа и, в конечном счете, примирение под властью Христа, сына Давидова (Мф 1:23; 2:6,15).

выйдут из земли переселения. Восстановление Израиля началось с возвращения из вавилонского плена. Эта фраза может также указывать на избавление от гибели (Пс 70:20; 94:4; Ис 43:6; Иер 15:7).

день Изрееля. См. ком. к 2:21−23.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.