Амос 7 глава

Книга пророка Амоса
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Вот что показал мне Господь Бог: Он создал полчища саранчи тогда, когда начал всходить второй урожай. Это был второй урожай после сбора царской доли от первого урожая.
2 И когда она опустошила всю землю, я вскричал: "Господь, Бог мой, пощади! Как же выживет Иаков? Он ведь так мал!"
3 И пожалел Господь об этом. "Этого не будет", — сказал Господь.
4 Вот что ещё показал мне Господь Бог: Он призывал огонь, чтобы вершить суд. Огонь пожрал великую пучину и уже начал пожирать землю.
5 И тогда я вскричал: "Господь, Бог мой, умоляю Тебя, остановись! Как же выжить Иакову? Он очень мал!"
6 И сжалился Господь. "Этого тоже не случится", — сказал Он.
7 И ещё показал мне Господь: Он стоял у стены, отмеченной отвесом, держа в руке отвес.
8 Господь спросил меня: "Что ты видишь, Амос?" Я ответил: "Отвес". И Господь объяснил: "Видишь, Я положу отвес среди Моего израильского народа. Я не позволю больше их бесчестности проходить незамеченной. Я удалю этот изъян.
9 Будут разрушены жертвенные высоты Исаака и святыни Израиля будут превращены в руины. Я восстану с мечом против дома Иеровоама".
10 Амасия, священник из Вефиля, отправил такое послание царю Израиля Иеровоаму: "Амос строит заговор против тебя в самом сердце Израиля. Он так много говорит, что земля не выдерживает слов его.
11 Ибо так говорит Амос: "Иеровоам умрёт от меча, а Израиля уведут в плен из своей земли"".
12 И сказал Амасия Амосу: "Пойди и удались, провидец! Возвращайся в землю Иудину. Ешь свой хлеб там и там же пророчествуй.
13 Не пророчествуй больше в Вефиле, ибо здесь — святыня царя и храм Израиля".
14 Амос ответил Амасии: "Я не пророк и не принадлежу к пророкам. Я был пастухом и ухаживал за фиговыми деревьями.
15 Но Господь взял меня от овец и сказал: "Иди и пророчествуй народу Моему, Израилю".
16 А теперь выслушай слово Божье. Ты говоришь: "Не пророчествуй против Израиля, и не проповедуй против дома Исаака".
17 Господь же говорит так: "Твоя страна будет осаждена. Жена твоя станет блудницей, бродящей по городу. Сыновья и дочери твои погибнут от меча. Землю твою измерят и разделят, а сам ты умрёшь в чужой стране. Народ же Израиля будет, как пленник, выведен из своей земли"".

Новой Женевской Библии

7:1 — 9:10 Третья часть книги Амоса содержит описание пяти видений, которых удостоился пророк. Смысл видений — Божия кара Израилю.

7:1 — 8:3 Этот раздел охватывает четыре видения (7:1−3; 7:4−6; 7:7−9; 8:1−3) и, кроме того, включает «автобиографический» эпизод, связанный с третьим видением (7:10−17). Первые два видения описываются по такой схеме: 1) Господь посылает видение; 2) Амос ходатайствует перед Господом за Израиль; 3) Господь смягчает Свой гнев. Разговор между Господом и Его пророком становится неотъемлемой частью происходящего в видениях.

7:1 открыл мне. См. 7:4−7; 8:1.

саранчу. Древнееврейское слово означает только что наплодившуюся саранчу. См. Наум 3:17.

поздней травы. Точнее было бы перевести «ранней травы», т.е. той, что вырастает после весенних дождей в марте и апреле.

царского покоса. Иначе «сенокос». Речь идет о фуражном сене для царских коней (3Цар 18:5).

7:2 окончила есть траву на земле. Слово, переведенное здесь как «траву», вероятно, означает всю растительность, а не только собственно траву. В древнееврейском тексте эта фраза почти дословно повторяет сказанное в Исх 10:12−15. Такое совпадение не случайно, смысл его в том, что Господь накажет теперь Израиль так же, как Он наказал Египет перед исходом из него евреев.

7:3 пожалел. Слова, сказанные пророком в защиту Израиля, тронули Господа, и Он готов изменить или смягчить ранее вынесенный Им приговор (ср. Исх 32:12−14; Иоиль 2:13; Иона 3:10; Иер 18:8).

7:4−6 Видение об огне.

7:4 для суда огонь. См. ком. к 1:4; ср. Ис 66:15−16.

великую пучину... часть земли. Возможно, «великая пучина» здесь — Средиземное море, хотя такое же выражение используется в ВЗ применительно к океану (Быт 7:11: «великой бездны») и к Чермному морю (в связи с переходом его израильтянами, Ис 51:10). Предвидение пламени суда Божия, которое уничтожит море и землю, служит отражением предсказания суда в завете (Втор 32:22). Может показаться, что изображенная в данном пророчестве картина превосходит по своей силе все описанные в ВЗ события, но она всего лишь предвосхищает Страшный суд (ср. 2Пет 3:10; Откр 21:1).

7:5 См. ком. к 7:2.

7:6 См. ком. к 7:3.

7:7−9 Видение о свинцовом отвесе. Это — третье — видение, как и четвертое, имеет ту же последовательность: 1) Господь посылает пророку видение; 2) Господь вопрошает Амоса; 3) Амос отвечает Господу; 4) Господь открывает пророку смысл видения и объявляет Свой приговор. См. также Иер 1:11−12, 13−16.

7:7 стоял на. Иначе: «стоящим над». См. 9:1.

на отвесной стене. Большинство комментаторов усматривают здесь образное сравнение с народом Израиля, который должен оценить свою жизнь с точки зрения ее соответствия Божественным заповедям. Но другие экзегеты, основываясь на альтернативном толковании слов древнееврейского текста, переводят эту фразу как «на оловянной стене» (ср. «медною стеною», Иер 15:20, и «железную стену», Иез 4:3). Образ стены с таким же символическим значением встречается в древнеегипетских памятниках, где он означает военную мощь.

в руке у Него свинцовый отвес. Эта фраза, по мнению большинства комментаторов, указывает на то, что заветное слово Господне служит Ему той меркой, по которой Он оценивает, верно ли (подобно отвесной стене) стоит Израиль.

7:8 отвес... отвес. См. ком. к 7:7.

прощать. Букв.: «оставлять без внимания». В полной форме эта идиома звучит так: «оставлять без внимания грех» (ср. Мих 7:18; Притч 19:11).

7:9 жертвенные высоты... святилища. Эти высоты — естественные или насыпные холмы, на которых совершалось поклонение идолам (ср. Втор 12:2; 4Цар 17:10−12). Святилища могли быть предназначены для языческих или, что более вероятно, для синкретических богослужений (см. ком. к Мих 1:3−5).

дома Иеровоамова. Ср. Ис 31:2. Имеется в виду весь род Иеровоама (см. 6:11 и ком.), поэтому не исключена вероятность того, что не сам Иеровоам умрет от меча, но его род погибнет. Иеровоам, по-видимому, умер естественной смертью (4Цар 14:29), а его сын Захария был убит (4Цар 15:10).

7:10−17 Этот автобиографический раздел, очевидно, относится к третьему видению и описывает реакцию Амасии на пророчества Амоса.

7:10 священник Вефильский. Вероятно, первосвященник.

возмущение. Также сочли изменником Иеремию за его пророчества против Иудеи (Иер 26:7, 11; Иер 37:11−13; Иер 38:1−4).

7:11 от меча умрет Иеровоам. Аллюзия к 7:9, где Господь говорит: «восстану с мечом против дома Иеровоамова». Амасия исказил слова Амоса таким образом, чтобы Иеровоам услышал в них непосредственную угрозу для себя, каковой они в действительности не содержали.

7:12 там ешь хлеб, и там пророчествуй. Возможно, это стилистическая фигура, означающая: «зарабатывать свой хлеб, пророчествуя в Иудее». Хотя пророку и не запрещалось получать плату за свой труд (1Цар 9:7−8; но ср. Мих 3:5−11), Амасия обвиняет Амоса в том, что он пророчествует исключительно ради заработка. Выдвинутое Амасией требование являет собой пример греха, о котором ранее говорил Амос: «вы... пророкам приказывали, говоря: не пророчествуйте» (2:12).

7:13 не пророчествуй. См. ком. к 7:12; ср. Мих 2:6.

святыня царя и дом царский. После того, как Иеровоам ввел идолопоклонство в Вефиле (3:14 и ком.), цари израильские приобрели большое влияние на религиозный культ. Амасия более печется о святилище своего земного царя, чем о святилище Царя Небесного. Ирония заключается в том, что Амасия — священнослужитель, получающий плату за свое служение, — сам преследует земные интересы, т.е. делает то, в чем обвиняет Амоса (7:12). Так и в иные времена священнослужители, принадлежавшие уже к другому поколению, руководствуясь ложным стремлением сохранить свое царство и свой храм, предали смерти Иисуса Христа — величайшего из пророков (Ин 11:48).

7:14 не пророк и не сын пророка. Амос не был пророком изначально, не принадлежал он также к числу «сынов пророческих» (см. 3Цар 20:35; 4Цар 2:3, 5, 7, 15).

собирал сикоморы. Букв.: «разводил сикоморы», т.е. ухаживал за деревьями, подрезая их, чтобы плоды приобрели максимальную сладость к моменту созревания.

7:15 Господь взял меня от овец... к народу Моему, Израилю. Амос решительно отвергает обвинения Амасии (7:12) и дает понять, что Сам Господь призвал его на пророческое служение. Также Господь когда-то избрал Давида на царство: «Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа моего, Израиля» (2Цар 7:8). Сказанное Амосом означает, что Сам Господь по Своей воле избирает и царей, и пророков, и, следовательно, избранный Им пророк имеет полное право пророчествовать у «святыни царя» (7:13).

7:16 не произноси слова. См. ком. к 7:12−13.

7:17 жена твоя будет обесчещена. Женщина от отчаяния станет на путь проституции, чтобы заработать себе на пропитание, после того как ее муж лишится всего состояния, а дети будут убиты.

сыновья и дочери твои падут от меча. Ср. Иез 24:21. Сыновья и дочери часто предавались казни вместе со своими родителями за прегрешения, совершенные последними против завета (Втор 28:32, 53; Иер 5:17); «пасть от меча» было типичным наказанием, предопределенным в завете (Ис 3:24; Иер 39:18).

в земле нечистой. В стране языческой. Плен станет особенно непереносим для Амасии как священника, поскольку, оказавшись в стане язычников, он станет ритуально нечистым (ср. Лев, гл. 11). О пророчествах против священников, непокорных Господу, см. 1Цар 2:34 (сын Илия); Иер 20:1−6 (Пасхор).

Израиль... из земли своей. С убийственной иронией Амос возвращает Амасии его же слова, в которых тот излагал суть пророчества Амоса (7:11).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.