Малахия 3 глава

Книга пророка Малахии
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Господь Всемогущий говорит: "Вот, Я посылаю Своего посланника, который приготовит для Меня путь. А затем внезапно придёт в Свой храм Господь, которого вы ищите. Да, Посланец завета нового, которого вы жаждете, придёт к вам!". Так говорит Господь Всемогущий.
2 "Ни один человек не может приготовиться к этому дню, и никто не сможет устоять перед Ним, когда Он придёт. Он будет, как пылающий огонь и отбеливающее мыло для стирки.
3 Он очистит народ Левия. Он сделает их чистыми, как очищенное огнём серебро! Он сделает их, как чистое серебро и золото. И тогда они принесут Господу дары и сделают это, как подобает.
4 И Господь примет эти дары от Иуды и Иерусалима, как делал это в прошлом, в далёкие старые времена.
5 Затем Я приду к вам и стану судить. Я буду свидетелем против колдунов и чародеев, прелюбодеев и тех людей, которые дают ложные клятвы, тех, кто обманывает своих работников, притесняет вдов и сирот, лишает пришельцев справедливого суда, но не боится и не почитает Меня!" Так сказал Господь Всемогущий.
6 "Я — Господь, и Я не меняюсь. Вы — дети Иакова, и вы не до конца уничтожены.
7 Но вы никогда не исполняли Мои законы. Даже ваши предки перестали следовать Моим заветам. Обратитесь вновь ко Мне, и Я вернусь к вам". Так сказал Господь Всемогущий. Вы можете сказать: "Как же мы можем обратиться?"
8 Перестаньте красть у Бога! Люди не должны красть у Бога, а вы так поступали! Вы скажете: "Что мы украли у Тебя?" "Вам следовало давать Мне одну десятую часть всего, что вы имеете, и подносить Мне особые дары.
9 Так весь ваш народ обкрадывал Меня. Поэтому и происходят с вами всякие несчастья". Так сказал Господь Всемогущий.
10 "Попробуйте принести Мне одну десятую часть того, что вы имеете, и положите всё это в сокровищницу. Принесите пищу в Мой дом и испытайте Меня! Если вы сделаете всё так, Я воистине благословлю вас, и блага посыплются на вас, как дождь с небес. У вас будет всего в избытке.
11 Я не позволю насекомым губить ваши урожаи, и ваши виноградники дадут много винограда".
12 "Другие народы будут добры к вам, и страна ваша будет прекрасна". Так сказал Господь Всемогущий.
13 "Вы говорили Мне дерзости, а сами спрашиваете: "Что мы такое говорили про Тебя?"".
14 "А говорили вы вот что: "Не стоит служить Господу. Мы делали то, что Он нам велел, но ничего не получили. Мы горевали о наших грехах и были печальны, как люди на похоронах, но и это не помогло.
15 Мы думаем, что гордые люди счастливы, и злые люди преуспевают. Они грешат, чтобы испытать терпение Бога, и Бог их не наказывает".
16 Но люди, почитающие Бога, говорили друг с другом, и Господь их слушал. Перед Ним книга, и в ней записаны имена людей, которые почитают имя Господа.
17 Эти люди принадлежат Мне, и Я буду милостив к ним. Человек добр к своим детям, которые слушают его. Так и Я тоже, буду добр к последователям Моим.
18 И тогда вы снова придёте ко Мне и узнаете разницу между добром и злом. Вы узнаете различие между праведником, почитающим Бога, и нечестивым человеком".

Новой Женевской Библии

3:1 Ангела Моего. Ср. 4:5 и Ис 40:3, где также есть слова «приготовьте путь». По традиции Ближнего Востока: впереди идущего царя заранее посылали гонцов, чтобы предупредить о его приближении и устранить с пути все препятствия. Подразумевается, что упоминаемый здесь ангел является последним и предвещает непосредственное пришествие Господа как «Ангела завета».

внезапно. Ассоциация с несчастьями и бедственными обстоятельствами (напр., Чис 12:4; Ис 47:11; ср. 2Пет 3:10).

Ангел завета. В ответ на заявление, что Бог будто бы не проводит различия между добром и злом (2:17), здесь указывается на исправляющее и очищающее служение Ангела завета. На выпад: «где Бог правосудия?» (2:17), ответ дается в ст. 5. Иудеи ожидали, что Бог будет судить другие народы, но Господь говорит: «приду к вам для суда» (ст. 5). «Ангел завета» означает иное лицо, нежели «ангел Мой», потому что Он исправит и очистит священников, левитов, равно как и все царство. Он изменит укоренившуюся у народа практику жертвоприношений и свершит преобразование самого священства (ст. 2−5). Одним словом, сей «Ангел завета» есть Мессия. Это пророчество исполняется в Иисусе.

Пришествие Христа (Книга пророка Малахии 3:1).

3:3 очистит сынов Левия. Священники увели народ с пути истинного. Работа по очищению должна начаться с них, а затем она распространится на весь народ. Левиты были образцом для народа, которому надлежало стать «царством священников» (Исх 19:6).

жертву Господу в правде. См. 1:11: «чистую жертву». Трудами Ангела завета жертвоприношения вновь станут достойными Бога, когда очистятся и сердца, и жизнь совершающих их (ср. Пс 4:6; Соф 3:9).

3:5 приду к вам для суда. Этот раздел начинается с того, что религиозные циники обвиняют Господа в несправедливости. Заканчивается же он обвинениями, которые Господь предъявляет Своему народу. Те грехи, которые перечисляются в ст. 5, были ясно указаны в Законе Божием. Первопричиной этих грехов явилось отсутствие страха Божия (ст. 5).

3:6−12 Народ не только приносил неполноценные жертвы, но также утаивал десятину, формально по причине скудных урожаев, собираемых с полей. Но утаивание десятины означает кражу у Господа. И Господь по справедливости лишил народ Своего благословения. Народ согрешил также неверием в то, что Господь даст людям все необходимое, если только будут исполняться Его повеления. Итак, Господь призывает народ испытать Его. Если народ поступит по слову Божию, благословения ему будут столь обильны, что все люди, увидев их собственными глазами, провозгласят Израиль блаженным.

3:6 Я — Господь, Я не изменяюсь. Неизменность воли Божией проявляется в Его цели благословить Свой избранный народ. Благодаря этому народ Божий уцелел (Исх 34:6, 7; Иер 30:11).

3:7 обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам. Повеление Божие раскаяться связано с Его обетованиями (ср. Зах 1:3; Иак 4:8). Грех служит преградой между Богом и людьми и причиной того, что Бог отвращается от них (Ис 59:2).

3:8 Десятиною. Т.е. десятой частью (Иез 45:11, 14). См. жизнеописания патриархов Авраама (Быт 14:20) и Иакова (Быт 28:22). Десятина получила свое официальное закрепление в законе (Лев 27:30; Чис 18:28; Втор 12:4−19; Втор 14:22−29; Втор 26:12).

приношениями. Речь идет о частях жертвенных животных, которые предназначались священникам (Исх 29:27−28; Лев 9:22). Это — дары, добровольно приносимые с определенной целью (Исх 25:1−7). См. Неем 13:10.

3:10 дом хранилища. Т.е. помещение внутри храма, предназначенное для хранения приношений (2Пар 31:11; Неем 10:38−39; Неем 12:44; Неем 13:12).

испытайте Меня. Обычно в Библии говорится о том, что Бог испытывает людей (Пс 10:5; Пс 25:2; Пс 65:10; Притч 17:3; Иер 11:20; Иер 12:3; Иер 17:10). В данном же случае смысл этих слов прямо противоположный. Есть очень немного примеров того, что людям предлагается испытать Бога, т.е. подвергнуть проверке Его требования и найти оправдание Его повелениям (Ис 7:11; Суд 6:36−40; 3Цар 18:22−46).

отверстий небесных. См. Быт 7:11.

3:13 — 4:6 Последний раздел возвращает к пророчеству о предтече и грядущем пришествии Бога (3:1−5). Начало его напоминает горестный псалом. Но сетования, содержащиеся в нем, приобретают оскорбительный для Господа смысл. Люди по-разному переживают тяготы и невзгоды: одни богохульствуют в своих речах и навлекают на себя гнев Божий, другие пребывают в страхе Божием — их Господь записал в «памятную книгу». Он обещал им, что они будут Его достоянием.

Упоминанием о «дне» (ст. 17) вновь затрагивается тема последнего дня суда Божия, который станет днем гибели для нечестивых и спасения для праведных. В заключительных стихах еще раз повторяется обетование предтечи. Народ призывается к соблюдению закона Моисеева. В последние времена, предшествующие «дню Господню, великому и страшному», люди разделятся на праведников и нечестивых. Если же народ не отзовется на пришествие нового Илии, Господь поразит всю землю проклятием.

3:14 тщетно. Т.е. попусту.

пользы. Желание получить от своего служения личную выгоду полностью противоречит стремлению к правде Божией (Пс 118:36).

3:16 Но. Речи и поведение богобоязненных людей являются их ответом на роптание сомневающихся и составляют им полную противоположность.

боящиеся Бога. См. 1:6−14.

памятная книга. Это выражение встречается только здесь, но указания на особую книгу можно найти и в других местах Ветхого Завета (ср. Исх 32:32; Пс 68:29; Пс 138:16; Ис 4:3; Ис 65:6).

3:17 они будут Моими. Те, кто сохранил верность Господу.

собственностью. Т.е. народ Израиля — «удел», «собственный народ» Господа (Исх 19:5; Втор 7:6; Втор 14:2; Втор 26:18).

3:18 увидите различие между. Те, кто составляет «собственность» Господа, наделены шестью отличительными чертами: 1) чтут и боятся Бога (1:6, 14; 2:2, 5; 3:16); 2) хранят завет (2:8; 3:14); 3) следуют завету в своих брачных отношениях (2:11−15); 4) способны различать добро и зло (3:5); 5) почитают Бога приношением десятины (3:9−12); 6) служат Богу (3:18).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.