От Луки 4 глава

От Луки, святое благовествование
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Иисус, исполненный Духа Святого и ведомый им, вернулся с берегов Иордана в пустыню
2 и провёл там сорок дней, искушаемый дьяволом. Всё это время Иисус постился, и когда эти дни пришли к концу, Он был очень голоден.
3 И сказал Ему дьявол: "Если Ты Сын Божий, то вели, чтобы этот камень превратился в хлеб".
4 Иисус ответил: "Написано: "не хлебом единым жив человек".
5 Тогда дьявол показал Иисусу во мгновение времени все царства земные
6 и сказал Ему: "Я дарую Тебе все эти царства с их властью и славой, ибо отданы они мне, и я могу даровать их кому пожелаю.
7 Если станешь поклоняться мне, все это будет Твоё".
8 И ответил ему Иисус: "Написано: "Поклоняться будешь только Господу Богу твоему, и служить будешь только Ему".
9 И повёл тогда дьявол Иисуса в Иерусалим, и поставил Его на самой высокой башне храма и сказал Ему: "Если Ты Сын Божий, то прыгни отсюда вниз,
10 ибо написано: "Бог повелит Своим ангелам охранять Тебя".
11 И ещё: "И на руках понесут Тебя, чтобы нога Твоя не коснулась камня"."
12 И ответил Иисус: "Но сказано также: "Не искушай Господа Бога твоего".
13 И прекратил тогда дьявол искушать Иисуса и ушёл прочь до более удобного случая.
14 Иисус же возвратился в Галилею, исполненный силы Святого Духа, и молва о Нём пошла по всей стране.
15 И стал Он учить в синагогах, и все прославляли Его.
16 И пришёл Он в Назарет, в город, где вырос. В субботний день пошёл Он по Своему обыкновению в синагогу и встал, чтобы читать писания перед присутствующими.
17 И дали Ему книгу пророка Исайи, и, открыв книгу, нашёл Он место, где было написано:
18 "Дух Господний во Мне. Бог призвал Меня, чтобы благовествовать нищим. Он послал Меня объявить свободу пленным, возвратить зрение слепым, отпустить измученных на свободу,
19 и возвестить время милости Господней".
20 Потом Он закрыл книгу и отдал её служителю. Он сел, и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: "Сегодня сказанное в Писании свершилось пред вами".
22 И Он снискал всеобщее одобрение, и все были поражены Его красноречием и спрашивали: "Не сын ли это Иосифа?"
23 И сказал Он: "Конечно, вы скажете Мне, как гласит пословица: "Врач, исцели Самого Себя". Вы хотите сказать: "Мы слышали о том, что произошло в Капернауме. Сотвори же здесь, в Твоём родном городе, то же самое".
24 И сказал Он: "Воистину, не принимают пророка в родном городе.
25 Истинно говорю вам: множество вдов было в Израиле в дни Илии, когда не было дождя три с половиной года, и великий голод царил в стране.
26 И ни к кому из них не был послан Илия, кроме одной вдовы из Сарепты, в Сидоне.
27 И было множество прокажённых в Израиле во времена пророка Елисея, но никто из них не очистился от язв, кроме Неемана-сирийца".
28 И все, кто присутствовал в синагоге и слышал эти слова, преисполнились ярости
29 и поднялись, и изгнали Его из города. Приведя Его на склон горы, на которой стоял их город, они хотели сбросить Его с утёса.
30 Но Иисус прошёл сквозь толпу и отправился Своей дорогой.
31 Иисус направился в Капернаум, город в Галилее. В день субботний Иисус учил народ,
32 и не переставали удивляться все вокруг, ибо слово Его было исполнено силы.
33 И был человек в синагоге, одержимый нечистым духом, и закричал он громко:
34 "О! Кто Ты такой, чтобы вмешиваться в наши дела, Иисус из Назарета? Зачем Ты явился сюда? Чтобы погубить нас? Я знаю, кто Ты такой — Святой Божий!"
35 Но Иисус велел нечистому духу, чтобы тот прекратил это, сказав: "Замолчи, и выйди из этого человека!" И тогда нечистый дух поверг того человека наземь перед толпой и вышел из него, не причинив ему никакого вреда.
36 Все, видевшие это, были потрясены случившимся и обсуждали это между собой, говоря: "Что это значит? Он разговаривает с нечистыми духами, приказывает им властью Своею, и они выходят".
37 И весть о Нём распространилась по всей округе.
38 Иисус покинул синагогу и отправился в дом к Симону. Тёща Симона лежала в горячке, и Иисуса попросили помочь ей.
39 Стоя над ней, Он приказал, и горячка покинула её тело, и женщина тут же поднялась и стала им прислуживать.
40 К заходу солнца все привели или принесли к Иисусу страдающих различными болезнями, и Он возложил на них руки и исцелил их.
41 Из многих больных вышли бесы, восклицая: "Ты — Сын Божий!" Но Он запрещал им говорить, ибо знали они, что Он — Христос.
42 С наступлением дня Он удалился в уединённое место, но множество народа искало Его, и все приходили к Нему и пытались удержать Его, чтобы Он не покинул их.
43 Но Иисус сказал им: "Я должен нести благую весть о Царстве Божьем и в другие города, ибо Я был послан для этого".
44 И Он продолжал проповедовать в синагогах Иудеи.

Новой Женевской Библии

4:1 Иисус, исполненный Духа Святаго... поведен был Духом. Из этих слов следует, что искушение в пустыне не являлось результатом дьявольских козней, но полностью соответствовало Божественному замыслу: перед началом служения Христа Его человеческой природе надлежало подвергнуться серьезному испытанию. В пустыне должна была проявиться свобода человеческой воли Иисуса, Он должен был сделать выбор не как Сын Божий, но как Сын Человеческий. Именно поэтому сатана искушает Его именно теми благами, которые имеют огромную ценность для человека в его земном существовании.

4:2 сорок дней Он был искушаем. Описанные в ст. 3−13 события происходят по прошествии сорока дней и представляют собой апогей духовной борьбы, длившейся все это время.

4:3−13 Сатана пытается свернуть Иисуса с назначенного Ему Отцом пути мессианского служения, но его замыслы терпят полное поражение. Одержав верх над искусителем, Иисус стал Сильнейшим, победившим сильного и взявшим все оружие его (11:21−22). В повествовании Луки возникает важная параллель между искушением Иисуса и странствованием Израиля в пустыне: Иисус был искушаем сорок дней, а Израиль пребывал в пустыне сорок лет (Чис 14:34). Кроме того, корни этого испытания восходят к моменту, описанному в Быт 3:1−6.

4:5−8 Искушение соблазном земной власти названо у Луки вторым, в то время как у Матфея оно — третье. Причины этого расхождения неизвестны.

4:8 Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Иисус отвергает соблазн получить власть над всеми царствами земли ценою поклонения сатане, отвечая искусителю словами Писания (Втор 6:13).

4:9 на крыле храма. Иначе: «на выступе храма». Этим местом могла быть восточная стена храма, под которой простиралась глубокая долина Кедрон.

4:11 на руках понесут Тебя. Сатана побуждает Иисуса совершить чудо ради самого чуда. Позднее Иисус отвергнет подобные требования фарисеев и толпы (см. 11:29−30).

4:12 не искушай Господа Бога твоего. Эти слова, взятые из Втор 6:16, имеют самое непосредственное отношение и к опыту странствования Израиля в пустыне, и к словам сатаны (ст. 9), и ко всем случаям, когда явленное чудо или знамение рассматривается как самодостаточное и превалирует над словом Божиим.

4:14 в силе духа. Как Сын Божий, Иисус не подвергался искушениям сатаны. Как Сын Человеческий, Он выдержал испытания и победил. Сила Духа Святого стала свойством и Его человеческой природы. См. Откр 3:21; Откр 21:7.

4:16 встал читать. Из почтения к Слову Божиему Писание в синагоге читалось стоя, проповедь и истолкование прочитанного произносились сидя (ст. 20).

4:17 раскрыв книгу, нашел место. Букв.: «развернув книгу», поскольку «книга» представляла собой свиток.

4:18 Дух Господень на Мне. См. 3:22. Прежде чем Иисус принародно засвидетельствовал о Себе словами пророка Исаии, Он, в Своей человеческой сущности, прошел путь от сошествия Духа Святого через исполнение (букв.: «полный Духа», ст. 1) Духом и испытание Духом (ст. 1) силе Духа (ст. 14). Этот же путь проходят и ученики Иисуса. Являясь Сыном Божиим, Он принял человеческую природу и провел ее по всем ступеням духовного восхождения к Богу, чтобы, став первородным между многими братьями (Рим 8:29), проложить для них путь к Отцу Небесному.

4:19 проповедывать лето Господне благоприятное. Иисус читал в синагоге из книги пророка Исаии (61:1−2), где говорится о приходе Мессии, но последней строки ст. 2 — о Божием возмездии — не прочитал, акцентировав внимание слушателей на времени благодати, которое, начавшись с Его приходом, продлится до Его Второго пришествия. К этому, собственно, и относятся последние слова ст. 2.

4:32 дивились учению Его. В греческом тексте: «поражались». По всей видимости, подобное восприятие было вызвано тем, что слушатели Иисуса правильно поняли Его слова: Он — Мессия, однако согласиться с этим не желали.

4:33 человек, имевший нечистого духа бесовского. Примеры одержимости бесами крайне редко встречаются как в ВЗ, так и в новозаветных Писаниях, повествующих о временах после земного служения Иисуса Христа. Таким образом, все случаи одержимости следует рассматривать в контексте сопротивления сил зла пришествию и торжеству Сына Божиего.

4:34 знаю Тебя... Святый Божий. Бес распознал в Иисусе «Святого Божиего», т.е. Того, Кто связан с Богом особыми узами и исполнен Святого Духа (ср. Ин 6:69). Лука неоднократно дает понять своим читателям, что одной из целей пришествия Сына Божиего была победа над силами зла.

4:38 теща же Симонова была одержима сильною горячкою. О чуде исцеления тещи Симона, кроме Луки, сообщают Матфей и Марк.

4:39 Он запретил горячке; и оставила ее. Употребляется то же выражение, что и в случаях одержимости нечистыми духами (ст. 35); тем самым подчеркивается, что и одержимость, и болезнь одинаково противоестественны человеческой природе и имеют единый источник. Этим источником-причиной является грех.

4:41 Ты Христос, Сын Божий. Снова, как и в ст. 34, бесы признают в Иисусе Сына Божиего. Т.е. то, что до времени остается сокрытым от людей, с самого начала известно сфере духов, независимо от того, падшие это духи или нет.

4:43 Я должен. В Своем служении Иисус был движим Божией волей, которой никогда не противоречил.

Царствие Божие. Первое упоминание у Луки о Царстве Божием, проповедь которого занимает одно из центральных мест в служении Иисуса Христа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.