От Луки 7 глава

От Луки, святое благовествование
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Окончив Свою речь к слушающим, Иисус вошёл в Капернаум.
2 И был там один центурион, чей слуга был так болен, что находился при смерти. Этот слуга был очень дорог центуриону.
3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему иудейских старейшин с просьбой прийти и спасти его слугу.
4 Они пришли к Иисусу и стали умолять Его, говоря: "Этот центурион достоин Твоей помощи.
5 Он любит наш народ и даже построил для нас синагогу".
6 Иисус пошёл с ними, но когда Он был уже недалеко от дома, центурион послал друзей передать Ему: "Не утруждай Себя, Господи! Не достоин я, чтобы Ты вошёл под мой кров,
7 потому я и сам не счёл себя достойным прийти к Тебе. Но стоит только Тебе приказать, и мой слуга будет исцелён.
8 Я подвластный человек, и в моём подчинении находятся солдаты. Я говорю одному: "Иди!", и он идёт, другому: "Приди!", и он приходит, говорю слуге: "Сделай это!", и он делает".
9 Иисус услышал и поразился и, повернувшись к толпе, шедшей за Ним, сказал: "Говорю вам, что не встречал Я такой веры даже в Израиле".
10 Вернувшись домой, посыльные нашли слугу исцелённым.
11 На следующий день Иисус пошёл в город Наин, сопровождаемый учениками и большой толпой народа.
12 Когда Иисус подходил к городским воротам, выносили умершего, единственного сына вдовы. С ней было много народа.
13 Увидев её, Господь исполнился жалости к ней и сказал: "Не плачь".
14 Он подошёл и дотронулся до гроба. Люди, которые несли гроб, остановились. И Иисус сказал: "Юноша, тебе говорю, встань!"
15 И мёртвый сел и стал говорить. Так Иисус вернул юношу его матери.
16 Всех охватил страх, и славили все Бога, говоря: "Великий пророк появился среди нас". И ещё: "Бог посетил Свой народ".
17 Весть об Иисусе распространилась по всей Иудее и окрестным местам.
18 Ученики Иоанна рассказали ему обо всём.
19 Позвав двух учеников, Иоанн послал их к Господу спросить: "Ты ли Грядущий, или ждать нам другого?"
20 Придя к Нему, они сказали: "Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить, Ты ли Грядущий, или ждать нам другого?"
21 В то время Иисус исцелил многих людей от болезней, недугов, нечистых духов и многим слепым даровал зрение.
22 И Он ответил им: "Идите и расскажите Иоанну о том, что видели и слышали: слепые прозревают, хромые начинают ходить, прокажённые очищаются, к глухим возвращается слух, мёртвые воскресают, нищие благовествуют.
23 Блажен тот, кто принимает Меня".
24 Когда же посыльные Иоанна ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне: "На что ходили смотреть в пустыне? На тростник, ветром раскачиваемый?
25 На что же вы ходили смотреть? На человека, одетого в роскошные одежды? Но люди, одевающиеся в роскошные одежды и живущие в роскоши, обитают в царских дворцах.
26 На что же ходили вы смотреть? На пророка? Да, и я говорю вам, Иоанн выше, чем пророк.
27 Это тот, о котором сказано: "Посылаю Я перед Тобой ангела Своего, и он подготовит путь Тебе".
28 Вам говорю Я, что среди всех, когда-либо родившихся, нет человека более великого, чем Иоанн, но самый малый в Царстве Божьем выше его".
29 И весь народ, слушавший Иисуса, даже сборщики налогов, признали правду Божью, приняв Иоанново крещение.
30 Но фарисеи и законоучители отвергли волю Божью о себе, отказавшись креститься у Иоанна.
31 "С кем мне сравнить людей этого поколения? Кому подобны они?
32 Они подобны детям, сидящим на рыночной площади и говорящим друг другу: "Мы играли для вас на свирели, но вы не плясали. Мы пели печальную песню, но вы не печалились".
33 Пришёл Иоанн Креститель. Он не ест хлеба, не пьёт вина, и вы говорите: "В нём сидит бес".
34 Пришёл Сын Человеческий. Он ест и пьёт, как другие люди, и вы говорите: "Посмотрите на Этого Человека! Он слишком много ест и вина слишком много пьёт, он друг сборщиков налогов и грешников".
35 Мудрость же доказывается поступками".
36 Один фарисей пригласил Иисуса поесть с ним. Иисус вошёл в дом фарисея и занял место за столом.
37 В то время в городе жила одна грешница. Узнав, что Иисус ест в доме фарисея, она принесла алебастровый сосуд с драгоценным благовонием.
38 Стоя позади у ног Его и плача, она обливала Его ноги слезами и вытирала их своими волосами, целовала Его ноги и мазала их благовонием.
39 Видя это, фарисей, пригласивший Иисуса, сказал про себя: "Если бы Этот Человек был пророком, Он бы знал, что женщина, прикасающаяся к Нему, — грешница".
40 Иисус сказал ему: "Симон, Я хочу сказать тебе кое-что". Симон ответил: "Скажи, Учитель".
41 И Иисус сказал: "У ростовщика было два должника, один должен был ему пятьсот серебряных монет, а другой пятьдесят.
42 Но так как им было нечем заплатить, то он простил им долг. Который из двоих будет больше любить ростовщика?"
43 Симон ответил: "Я думаю тот, которому он простил больше денег". "Ты рассудил правильно, — сказал Иисус
44 и, повернувшись к женщине, продолжал, — Ты видишь эту женщину? Я пришёл в твой дом, но ты не дал Мне воды омыть ноги, а она омыла Мои ноги слезами и осушила их своими волосами.
45 Ты Меня не поцеловал, а она с тех пор, как Я вошёл, не перестаёт целовать Мои ноги.
46 Ты не помазал Мне волосы маслом, а она помазала Мои ноги благовонием.
47 И поэтому Я говорю тебе, что у этой женщины было много грехов, но они прощаются ей, ибо любовь её сильна. А тот, кому мало прощается, мало любит".
48 И сказал Иисус женщине: "Прощаются тебе грехи твои".
49 Все гости стали говорить между собой: "Кто же это такой, что даже грехи может отпускать?"
50 Иисус же сказал женщине: "Вера твоя тебя спасла. Иди с миром".

Новой Женевской Библии

7:2 сотника. Или «центуриона». У римлян — командир отряда численностью в сто человек.

слуга. В греческом тексте: «раб». Забота сотника о рабе свидетельствует о его доброте и великодушии.

7:3 послал к Нему Иудейских старейшин. То обстоятельство, что лидеры капернаумской общины пошли просить Иисуса помочь сотнику, показывает, что этот римлянин пользовался среди евреев большим уважением.

7:6 сотник прислал к Нему друзей. У Матфея (8:6) сотник сам приходит Иисусу. Для Матфея, видимо, не принципиально, как именно сотник пригласил Иисуса — лично или через посредников; суть поступка от этого не меняется. У Луки же, посылая навстречу Иисусу друзей, сотник выказывает глубокое смирение: «ибо я недостоин... себя самого не почел я достойным...» (ст. 6:7).

7:9 Иисус удивился ему. Иисус лишь дважды выказывает удивление: в данном случае — вере иноземца, и неверию жителей Назарета (Мк 6:6).

7:13 Господь. Во всех четырех Евангелиях люди обращаются к Иисусу как к Господу, но это первый случай употребления Лукой, как автором Евангелия, данного титула. Лука называет Иисуса Господом только в местах, которым не находится параллелей у Марка (в данном случае — впервые); Иоанн употребляет этот титул лишь несколько раз, а Матфей и Марк — ни разу. Очевидно, что он вошел в постоянный обиход у последователей Иисуса не во время Его земной жизни, а позднее, во времена ранней Церкви.

7:14 к одру. К открытым носилкам.

7:15 Мертвый, поднявшись, сел. Это — первое из трех явленных Иисусом чудес воскрешения из мертвых (8:40−56; Ин 11:1−44), веско свидетельствовавших о том, что Он и есть чаемый Израилем Мессия (7:22). Следует понимать, однако, что все эти воскрешения, в результате которых душа умерших возвращалась в покинутое ею тело, чтобы по прошествии какого-то времени оставить его уже окончательно, в корне отличаются от славного Воскресения Христа. Христос, по воскресении первым облекшийся в нетленную духовную плоть (1Кор 15:42−44), по праву назван апостолом Павлом «первенцем из мертвых» (Кол 1:18; ср. 1Кор 15:20).

7:16 великий пророк восстал между нами. По всей видимости, свидетели воскрешения, ощутив Божественное присутствие, просто не могли помыслить себе иного, более высокого титула для сотворившего это чудо.

7:19 Ты ли Тот, Который должен прийти..? Осведомленность Иоанна Крестителя была весьма ограниченной. О себе он, например, не знал, что пришел «в... силе Илии» (см. 1:17; Мф 11:14; Ин 1:21, 25). По-видимому, он не знал, что Иисус — Мессия, Сын Божий. Ему было известно, что Иисус — выше его самого (см. Мф 3:14), но, возможно, он не исключал, что за Иисусом последует некто, превосходящий Его. Руководствуясь этими соображениями, Иоанн и задает свой вопрос, чтобы обрести окончательную ясность. Кроме того, до Иоанна доходила народная молва об Иисусе, что Он — великий пророк (ст. 16), не более.

7:21−23 См. Ис 35:5−6; Ис 61:1.

7:24−28 Иисус объяснил народу то, чего сам Иоанн не знал о себе.

7:28 меньший в Царствии Божием больше его. Как ни велик Иоанн, но он принадлежит эпохе, предшествовавшей Царству и, следовательно, был меньше живущих во время пришествия Царства. См. ком. к 7:19.

7:29 народ, слушавший Его. В греческом тексте: просто «слушавший». В некоторых переводах (в частности, в NIV и в русском) ст. 29 и 30 представлены в качестве авторского текста Луки, тогда как в других — как продолжение речи Иисуса.

7:32 Они подобны детям. Отвергшие проповедь Иоанна и Иисуса подобны детям не душевной чистотой, а неразумием и капризностью: Иоанн им не понравился своей суровостью, Иисус — человечностью и добротой (ст. 33:34).

7:37 алавастровый сосуд. См. ком. к Мк 14:3.

7:38 начала обливать ноги Его слезами... и мазала миром. Женщина испытывала и глубокое раскаяние в своих грехах, и огромную любовь ко Христу. Возможно, осознание ею своей непохожести на Него и породило чувство раскаяния в своем отступничестве от Совершенства.

7:39 если бы Он был пророк, то знал бы. Сам Симон, будучи фарисеем, всячески избегал контактов с грешниками и считал, что пророкам также пристало чуждаться их. Видя, что Иисус не прогоняет от Себя грешную женщину, Симон мог подумать, что либо Он не знает о ее греховности, либо не обращает на это внимания. И то, и другое, по мнению фарисея, доказывало, что Иисус не может являться пророком.

7:44−46 Хозяин дома, следуя нормам гостеприимства, должен был оказать почести Иисусу, тем более, что он пригласил Его под свой кров. В духовном смысле эта ситуация подобна тому, о чем говорится в 6:46.

7:47 прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много. См. 1Ин 4:16−19; Рим5:5; 1Пет 4:8.

7:48−50 Иисус Своей властью прощает грехи женщины, чем вызывает ропот среди фарисеев. Он не отвечает им, поскольку слова Его были обращены не ко всем собравшимся, а только к прощенной.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.