Деяния 5 глава

Деяния Святых Апостолов
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Один же человек по имени Анания, с женой своей, Сапфирой, продал часть своей земли
2 и часть денег утаил, с ведома жены, а остальные деньги принёс и отдал апостолам.
3 Тогда Пётр сказал: "Анания, почему ты позволил сатане править сердцем твоим, так что даже Святому Духу солгал и утаил часть денег, вырученных от продажи земли?
4 До того, как ты продал её, разве не твоей была она? А после продажи разве не твои были деньги и разве не мог ты ими распоряжаться? Зачем ты задумал такое? Не людям, а Богу солгал ты".
5 Услышав эти слова, Анания упал и умер. И пришли юноши и обернули его тело в погребальное полотно, а затем вынесли и похоронили.
6 И всех, кто услышал об этом, объял великий страх.
7 Прошло около трёх часов, и пришла жена Анании, не знавшая о случившемся.
8 Пётр спросил её: "Скажи мне, за столько ли вы продали своё поле?" И она ответила: "Да, за столько".
9 Тогда Пётр сказал ей: "Значит и ты, и муж твой сговорились испытать Духа Господня? Взгляни! Вон, похоронившие мужа твоего уже у дверей, они и тебя вынесут".
10 Тотчас же упала она у ног его и умерла. Войдя, юноши увидели её мёртвой, вынесли и похоронили возле мужа.
11 И великий страх объял всех верующих и всех слышавших об этом.
12 Много знамений и чудес было совершено апостолами в народе. И были они все вместе в Соломоновом Притворе.
13 Никто из прочих не осмеливался присоединиться к ним, но народ прославлял их.
14 И всё больше и больше народа, и мужчины, и женщины, обретали веру в Господа, и число верующих всё возрастало.
15 И вот уже люди стали выносить больных на улицы и класть их там на кроватях и подстилках в надежде, что хотя бы тень Петра упадёт на кого-нибудь из них, когда он будет проходить мимо, и этого будет достаточно, чтобы исцелить больного.
16 Толпы стекались из городов вокруг Иерусалима, принося больных и одержимых нечистыми духами, и все они исцелялись.
17 Тогда первосвященник и все, кто был с ним (а это были саддукеи), преисполнившись зависти,
18 схватили апостолов и посадили их в общую темницу.
19 Но ночью ангел Господний отворил двери темницы и, выведя их оттуда, сказал:
20 "Идите, встаньте в храме и поведайте народу всё о вашей новой жизни во Христе".
21 Услышав это, они вошли на рассвете в храм и стали учить народ. Когда пришёл первосвященник и все, кто был с ним, собрали синедрион и совет израильских старейшин и послали служителей в темницу за апостолами.
22 Но, придя в темницу, служители не нашли их там. И, возвратившись, сообщили об этом.
23 "Мы нашли темницу надёжно запертой, и стражники стояли у дверей, но когда их открыли, то в темнице никого не оказалось", сказали они.
24 Услышав эти слова, первосвященники и начальник стражи храма недоумевали, что же теперь случится?
25 Затем пришёл кто-то и сказал им: "Люди, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ!"
26 Тогда начальник стражи вместе со служителями вышел и привёл апостолов обратно. Они боялись применять силу, чтобы народ не забросал их камнями.
27 Они привели апостолов и поставили перед синедрионом. Тогда первосвященник спросил их:
28 "Разве не дали мы вам строгое приказание не учить об Этом Человеке? Вы же, однако, заполонили Иерусалим своим учением и хотите возложить на нас вину за Его смерть".
29 Пётр и другие апостолы отвечали: "Мы должны повиноваться Богу больше, чем людям.
30 Вы убили Иисуса, распяв на кресте, но Бог предков наших воскресил Его из мёртвых.
31 Бог возвысил Его, посадив по правую руку от Себя, как нашего Вождя и Спасителя, чтобы Он мог даровать Израилю раскаяние и отпущение грехов.
32 И свидетели этому мы и Святой Дух, которого Бог дал тем, кто повинуется Ему".
33 Услышав это, члены синедриона пришли в ярость и хотели убить апостолов.
34 Но один из членов синедриона, фарисей по имени Гамалиил, почитаемый всеми законник, встал и приказал, чтобы апостолов вывели на несколько минут.
35 Затем он сказал: "Люди Израиля! Будьте осторожны с этими людьми. Что вы хотите сделать?
36 Помните, как недавно явился Февда, выдававший себя за какого-то великого, и около четырёхсот человек присоединилось к нему. Он был убит, а все его последователи рассеялись и исчезли.
37 После него во время переписи появился Иуда-галилеянин и увлёк за собой народ. Он тоже был убит, а все, кто следовал за ним, рассеялись.
38 Поэтому теперь говорю вам: отступитесь от этих людей и оставьте их в покое. Ибо, если предприятие это и дело это от людей, то оно провалится.
39 Если же от Бога, то вы не сможете остановить их, и может случиться, что будете бороться против Бога".
40 Они приняли его совет. Позвав апостолов, они избили их и, велев не проповедовать об Иисусе, отпустили.
41 Апостолы покинули синедрион, радуясь, что удостоились принять бесчестие ради Иисуса.
42 И каждый день они продолжали проповедовать и возвещать благую весть о том, что Иисус — Христос, и в самом храме, и из дома в дом.

Новой Женевской Библии

5:2 утаил из цены. Анания и его жена были вправе оставить себе всю выручку от продажи земли, поскольку земля и деньги за нее принадлежали им (5:4). Чистота всей Церкви оказывалась под угрозой из-за лжи нескольких грешников (ср. Лев 10:1−2; Чис 16:23−35; Нав 7:19−25; 2Цар 6:1−7). Основная причина гибели Анании с Сапфирою — они «допустили сатане вложить в сердце» их греховные наущения и действовали согласно им (см. ст. 3), солгав Духу Святому.

5:3 допустил сатане вложить в сердце твое. Позднее Петр предостерегал христиан против силы сатаны и его посягательств на них (1Пет 5:8).

солгать Духу Святому. В ст. 4 Петр говорит Анании, что тот солгал Богу. Так Петр указывает на Божественность Духа Святого (ст. 9).

5:6 приготовили его к погребению. Вероятно, обернули в погребальные пелен (ср. погребение Иисуса, Мф 27:59−60).

5:11 всю церковь. Греч.: «екклезия». В Древней Греции словом «екклезия» назывались собрания народа (ср. 19:32, где это слово так и переведено). Новый Завет первоначально обозначал этим словом верующих, объединенных в общину (8:1; 11:22; 13:1). В посланиях апостола Павла это слово применяется к Церкви Иисуса Христа в более широком смысле: оно означает «Тело Христово», Вселенскую Церковь (Еф 4:3−4; Еф 5:25, 29−30).

5:13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним. Ни один неискренний последователь не смел причислить себя к Церкви. Нравственные требования были очень высоки.

5:14 Верующих... мужчин и женщин. Приходили и присоединялись к Церкви истинно верующие. Это — первое место в Деяниях, где среди верующих упомянут женщины. Как и в своем Евангелии (напр., Лк 7:28; 8:2, 3; 17:35; 23:27:29:49:55), в Книге Деяний Лука часто упоминает о них (1:14; 8:3, 12; 9:2, 36; 13:50; 16:1, 13, 14; 17:4, 12, 34; 18:2; 21:5).

5:15 тень проходящего Петра. Как целительная сила Иисуса изошла от Него при прикосновении кровоточивой женщины к Его одежде (Мк 5:27−28), так Бог дарует Петру силу исцелять «соприкоснувшихся» с его тенью; это же происходило с платками и опоясаниями с тела Павла (19:11, 12).

5:21 синедрион. Верховный иудейский религиозный суд в Иерусалиме, состоявший из семидесяти одного человека. При римском владычестве эта группа, куда входили верхушка саддукейской партии и книжники из среды фарисеев и их единомышленников, решала различные религиозные, общественные и юридические дела в Палестине.

5:28 навести на нас кровь Того Человека. В 2:23; 3:15−16 и 4:10−11 говорится, что Петр и бывшие с ним апостолы возложили вину за смерть Иисуса на членов синедриона. Народ слышал эти обвинения.

5:31 Его возвысил Бог десницею Своею. Это заявление синедрион должен был истолковать как свидетельство о воскресении. Такое возвеличение Богом делало воскресшего Иисуса равным Богу (ср. Ин 5:18; Ин 10:33).

5:34 Гамалиил. Один из наиболее известных раввинов своего времени. Гамалиил был учителем Павла (22:3) и, вероятно, приходился внуком великому рабби Гиллелю, главе одной из двух главных иудейских школ толкования Торы (Закона). В отличие от школы Шаммая, Гамалиил и школа Гиллеля были известны большей терпимостью своего толкования (ср. Мф 19:3).

5:36 Февда. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

5:37 во время переписи. Это не та перепись, упомянутая Лукой (2:1), которую император Август велел провести ок. 8 г. до Р.Х. (она была, однако, отложена до 5 или 6 г. до Р.Х.), а перепись, проходившая на 14 лет позже, в 6 г. по Р.Х., в правление прокуратора Копония.

Иуда Галилеянин. Иосиф Флавий («Иудейская война», 20.118) говорит о некоем галилеянине, который поднял восстание, противясь выплате налогов и подчинению римлянам. Восстание не удалось, но, возможно, так зародилась партия зилотов. Апостол Симон Зилот (1:13; Мф 10:4), вероятно, прежде был членом этой группы.

5:40 били их. Апостолы получили традиционные «сорок ударов без одного» (2Кор 11:24).

5:41 за имя. См. ком. к 4:7.

5:42 об Иисусе Христе. Проповеди в Книге Деяний постоянно указывают на Иисуса как на Христа, Мессию (2:31; 3:20; 9:22; 17:3; 18:5, 28; 26:23).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.