Второзаконие 21 глава

Пятая Книга Моисеев. Второзаконие
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 "Если на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, найдут в поле убитого, и никто не знает, кто убил его,
2 пусть твои старейшины и судьи пойдут и измерят расстояние до городов вокруг убитого,
3 и, когда вы узнаете, какой город ближе к убитому, пусть старейшины того города возьмут из своего стада никогда не телившуюся и не знавшую ярма корову
4 и приведут ту корову в долину, где есть проточная вода, на землю, которую никогда не распахивали и на которой никогда не сеяли, и пусть в этой долине корове переломят шею.
5 Пусть придут туда также и священники, потомки Левия, которых Господь, Бог твой, избрал для служения Себе и для благословения народа Его именем, чтобы они решали, кто прав, если во время спора кому-то нанесли увечье.
6 Пусть все старейшины города, ближайшего к убитому, омоют руки над коровой, которой в долине сломали шею,
7 и пусть старейшины скажут: "Мы не знали этого человека и не видели, как это случилось.
8 Господи, ты спас Израиль. Мы — Твой народ, так очисти нас и не вини в убийстве невинного". Тогда они не будут обвинены в убийстве невинного,
9 и ты поступишь правильно и снимешь эту вину с себя и со своего народа".
10 "Когда будешь сражаться со своими врагами, и если Господь, Бог твой, даст тебе победить их, уведи врагов к себе в плен.
11 А если увидишь среди пленников красивую женщину и захочешь взять её в жёны,
12 приведи её к себе в дом, и пусть она обреет себе голову и обрежет ногти,
13 и пусть снимет одежду, которая на ней и по которой видно, что женщину захватили во время войны, и пусть остаётся она у тебя в доме и целый месяц горюет об утрате отца и матери, а потом можешь войти к ней и стать ей мужем, и она будет твоей женой.
14 А если ты недоволен ею, то отпусти её на свободу, но не продавай её и не обращайся с ней, как с рабыней, потому что ты имел с ней половые сношения".
15 "Если у человека две жены, а он любит одну больше, чем другую, и от обеих у него есть дети, и первый сын от нелюбимой жены,
16 то при дележе имущества между детьми человек не может отдать сыну любимой жены то, что принадлежит первенцу.
17 Он должен признать первенца, сына нелюбимой жены, и должен отдать первому сыну всякого добра вдвойне, ибо этот ребёнок первенец, и ему принадлежит право первородства".
18 "Если у человека сын упрямый и непослушный, не слушается ни отца, ни матери и не повинуется им, хотя они и наказывают его,
19 пусть отец с матерью отведут его к старейшинам города на площадь
20 и скажут старейшинам: "Наш сын упрям, отказывается слушаться нас, не делает то, что ему велят, объедается и напивается",
21 и тогда пусть жители города забьют этого сына камнями. Поступив так, отведёшь от себя зло, и весь израильский народ услышит об этом и испугается".
22 "Если человек повинен в грехе, который наказывается смертью, то убив его, люди могут повесить его тело на дереве,
23 но не оставляй тело на дереве на ночь: в тот же день похорони этого человека, ибо тот, кто висит на дереве, проклят Богом. Не оскверняй землю, которую Господь, Бог твой, отдаёт тебе".

Новой Женевской Библии

21:1 Если... найден будет убитый. Родственник убитого должен отомстить убийце, чтобы восстановить справедливость и наказать виновного. В случае совершения неумышленного убийства обвиняемый должен был жить в городе-убежище до смерти первосвященника.

21:11 увидишь между пленными женщину, красивую видом. Вполне естественным стремлением воина было взять в жены любую понравившуюся ему беззащитную женщину, а когда надоест — прогнать ее. Однако закон защищал святость брака. Израильтянин мог взять в жены пленницу, но не ранее чем через месяц после пленения. Пленная женщина не являлась его рабыней; ей необходимо было дать время, чтобы она могла смириться с новым положением, оплакать потерянную семью и, может быть, даже полюбить своего будущего мужа. Если муж давал развод бывшей пленнице, то он был не вправе продать ее как рабыню, поскольку она считалась его законной женой.

21:15 две жены. В Израиле не исключалась полигамия. Подобно тому, как «по жестокосердию» народа был разрешен развод (Мф 19:8), точно так же и полигамия во времена Моисея приобрела определенный статус. Нелюбимая жена имела свои права, сын нелюбимой жены, если он был первенцем, не мог быть лишен наследства. Эти предписания свидетельствуют о том, что нравственные законы, лежащие в основе книги Бытие, несколько отличались от законодательства Моисея, которое господствовало в более позднее время. Право первородства во времена Исава могло быть продано (аналогичные обычаи существовали в Нузу, одном из культурных центров древней Месопотамии). Измаил, который был сыном наложницы, считался, по обычаям того времени, сыном Сарры и наследником в доме (однако он был лишен наследства). Иаков женился на сестрах.

21:22 повесишь его на дереве. Этот стих упоминается в Деян 5:30, но что еще более важно, именно он лежит в основе желания Никодима снять тело Иисуса с креста до наступления сумерек («ибо та суббота была день великий», Ин 19:31). Этот закон не имеет никакого отношения к повешению: в ВЗ смерть через повешение не упоминается. Здесь имеется в виду выставление напоказ трупа преступника или врага уже после его смерти. Так, тело Саула было повешено филистимлянами на стенах Бефсана (1Цар 31:10−13). Это жуткое зрелище не должно было продолжаться более одного дня.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.