Иисус Навин 24 глава

Книга Иисуса Навина
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Иисус собрал в Сихеме все колена Израиля, созвал старейшин, глав семей, судей и начальников Израиля, и все они предстали перед Господом.
2 Иисус обратился ко всему народу и сказал: "Так говорит Господь, Бог Израиля: "Много лет тому назад ваши предки жили на другой стороне реки Евфрата. Я говорю о таких людях, как Фарра, отец Авраама и Нахора. В то время эти люди служили иным богам.
3 Но Я, Господь, взял отца вашего Авраама из той земли на другой стороне реки и провёл его через землю Ханаанскую, и дал ему многочисленное потомство. Я дал ему сына, по имени Исаак.
4 Исааку Я дал Иакова и Исава. Исаву Я дал землю вокруг гор Сеир; Иаков же и его сыновья перешли жить в Египет.
5 Затем Я послал в Египет Моисея и Аарона. Я хотел, чтобы они вывели Мой народ из Египта. Я навёл много несчастий на египетский народ, а потом вывел вас из Египта.
6 Я вывел ваших отцов из Египта, они пришли к Красному морю, а египтяне с колесницами и всадниками преследовали их.
7 И тогда народ попросил Меня, Господа, о помощи. Я навёл на египтян великую беду. Я, Господь, сделал так, что море покрыло их. Вы видели сами, что Я сделал с египетским войском. После этого вы долгое время жили в пустыне.
8 И привёл Я вас в страну аморреев, живших на востоке реки Иордан. Эти люди боролись против вас, но Я дал вам победить их. Я дал вам силу разгромить тот народ, и вы получили эту землю себе в наследие.
9 И тогда Валак, сын Сепфора, царь Моавитский, приготовился сражаться с народом Израиля. Царь послал за Валаамом, сыном Веора, и попросил его проклясть вас.
10 Но Я, Господь, отказался слушать Валаама, и тогда Валаам благословил вас много раз! Я спас вас и охранил вас от беды.
11 Тогда вы перешли через реку Иордан и пошли к Иерихону. Жители Иерихона стали воевать с вами: аморреи, ферезеи, хананеи, хеттеи, гергесеи, евеи и иевусеи. Но Я позволил вам победить их всех.
12 В то время, когда ваше войско шло вперёд, Я послал пред вами больших ос, которые прогнали от вас эти народы, и вы взяли ту землю без меча и без лука.
13 Я, Господь, дал вам землю, над которой вы не трудились! Я дал вам города, которых вы не строили! И теперь вы живёте на этой земле и в этих городах, с виноградниками и оливковыми деревьями, которых вам не пришлось сажать"".
14 И сказал Иисус народу: "Вы слышали слова Господа. Вы должны искренно и честно служить Ему. Отвергните лжебогов, которым ваши предки поклонялись в далёкие времена на другой стороне реки Евфрата и в Египте. Служите только Господу.
15 Но если вы не хотите служить Господу, тогда вы должны выбрать для себя сегодня, кому вы будете служить: будете ли вы служить богам, которым поклонялись ваши предки, когда жили на другой стороне Евфрата, или будете служить богам аморреев, на земле которых вы живёте. Вы должны сделать для себя выбор, я же и дом мой приняли решение. Мы будем служить Господу!"
16 Тогда народ сказал: "Мы никогда не оставим Господа и не будем служить другим богам!
17 Мы знаем, что Господь вывел наш народ из Египта, где мы были рабами, и совершил для нас там великие дела. Он вывел нас из этой страны и защитил нас во время скитаний по другим землям.
18 Господь помог нам разгромить жителей этих земель. Он помог нам победить аморреев, живших на этой земле. Мы всегда будем служить Господу, ибо Он есть Бог наш".
19 И сказал Иисус: "Вы не сможете и дальше служить Господу, ибо Господь Бог свят и Ему ненавистно, когда Его народ поклоняется другим богам. Бог не простит вас за это.
20 Если вы покинете Господа и станете служить другим богам, Господь наведёт на вас ужасные бедствия и уничтожит вас. Господь Бог был добр к вам, но если вы пойдёте против Него, Он уничтожит вас".
21 Народ сказал Иисусу: "Нет! Мы будем служить Господу".
22 Тогда Иисус сказал: "Посмотрите на себя и на всех здесь. Все ли вы знаете и согласны с тем, что вы выбрали служить Господу? Все ли вы свидетели тому?" Народ ответил: "Да! Мы все свидетели тому, что мы выбрали служить Господу".
23 Тогда Иисус сказал: "Тогда, отвергните лжебогов, которые у вас, и любите Господа, Бога Израиля, всем своим сердцем".
24 Народ сказал Иисусу: "Мы будем служить Господу, Богу нашему, и будем слушать Его".
25 В тот день Иисус заключил с народом соглашение в городе Сихеме. Оно стало для них законом.
26 Иисус записал всё это в книге закона Божьего. Он нашёл большой камень и положил его под дубом около святилища Господа. Камень этот должен был служить доказательством этого соглашения.
27 Иисус сказал народу: "Этот камень поможет вам помнить всё, что сегодня сказано. Этот камень был здесь, когда Господь говорил с нами сегодня, и он поможет вам помнить о том, что сегодня случилось. Этот камень будет свидетелем против вас и не даст вам отвернуться от Господа, Бога вашего".
28 Иисус велел народу идти по домам, и все они пошли назад, каждый в свою землю.
29 После этого Иисус, сын Навина, умер. Ему было тогда сто десять лет.
30 Иисус был похоронен в своей земле, в Фамнаф-Сараи, на холмах Ефрема, к северу от горы Гааша.
31 Народ Израиля служил Господу во все дни жизни Иисуса. И после его смерти народ продолжал служить Господу, пока были живы их старейшины, которые видели то, что Господь сделал для Израиля.
32 Когда народ Израиля покинул Египет, они вынесли с собой кости Иосифа и похоронили его в Сихеме, на земле, которую Иаков купил у сыновей Еммора, отца Сихема. Он купил ту землю за сто монет чистого серебра, и она стала принадлежать потомкам Иосифа.
33 Умер и Елеазар, сын Аарона, и похоронили его в Гиве, в гористой части владений колена Ефрема, дарованной Финеесу, сыну Елеазара.

Новой Женевской Библии

24:1−28 Народ Израиля, руководимый Иисусом Навином, возобновил завет с Богом, как сделал это прежде, во времена Моисея (Втор 32:46). Возобновление завета напоминает о существовавшей в древнем мире практике заключения соглашения между государством-сюзереном и государством-вассалом. Содержание такого рода договоров можно сравнить с содержанием настоящей главы, где есть историческая преамбула, обзор развития отношений сюзерена с его вассалом (ст. 2−13), запрет на самостоятельное заключение союзов с третьей стороной (ст. 14, 23) и запись, подтверждающая сам факт заключения договора (ст. 25−26). В то же время, имеются существенные различия между этой главой и древними договорными актами.

24:1 Сихем. В том самом месте, где Бог впервые обещал дать землю потомкам Авраама (Быт 12:6−7), Иисус Навин собрал все колена Израилевы, получившие свои уделы в земле обетованной (см. ком. к 8:30).

предстали пред Господа Бога. Эти слова не обязательно должны означать перенос скинии из Силома (19:51) в Сихем. Присутствие Бога не может ограничиваться только скинией (ср. 1Цар 4:3−11; 3Цар 8:27).

24:2−13 Эти стихи, повествуя об отношениях между Богом и народом Израилевым со времен Авраама, воспроизводят уже сказанное в книгах Бытие (ст. 2−4), Исход (ст. 5−7), Числа (ст. 8−10) и Книге Иисуса Навина (ст. 11−13). Кульминация этого изложения — дарование земли обетованной потомкам Авраама.

24:2 говорит Господь. Иисус Навин обращался к народу со словом Божиим, как это когда-то делал Моисей (Втор 5:27).

за рекою. Предположительно имеется в виду Ур (Быт 11:28) или Харран (Быт 11:31).

24:3 Но Я. Действующим лицом в ст. 3−13 является Бог.

24:4 Исаву ... Иаков же. Принцип Божиего избранничества ясно представлен на примере Иакова и Исава (Быт 25:23; Рим 9:11).

24:5−7 Кратко излагая историю исхода, Иисус Навин коснулся только тех дел Божиих, непосредственной целью которых было спасение израильского народа (напр., сам исход из Египта) и которые достигли своей кульминации в овладении израильтянами землей обетованной.

24:5 вывел вас. Великое деяние Божие — спасение народа Израилева (Исх 20:2) — имело своей целью одарение потомков Авраама землей обетованной (Исх 15:17).

вас. См. ком. к ст. 7.

24:6 к Чермному морю. См. Исх 13:18.

24:7 они... вами... Глаза ваши. О современниках Иисуса Навина говорится так, будто они были свидетелями спасительных дел Божиих минувших дней. Им надлежало знать о добром отношении Господа к народу Израиля на протяжении всей его истории вплоть, чтобы полагаться на Господа и в будущем.

много времени пробыли вы в пустыне. В этих словах резюмируется все (включая происшедшее у горы Синай), что случилось с момента перехода израильтян через Чермное море до их прихода в землю обетованную (см. ком. к ст. 5−7).

24:8 Аморреев. См. ком. к 2:10.

24:9 Валаама. См. 13:22 и ком.; Чис, гл. 22−24.

24:10 он благословил вас. В случае с Валаамом явлена абсолютная власть Бога над всеми (нынешними и будущими) врагами Его народа.

24:11−13 Эти стихи являются кратким изложением всей Книги Иисуса Навина.

24:11 Аморреи... Иевусеи. См. 3:10 и ком.

24:12 шершней. Возможно, это метафора внезапно возникшей паники (см. также 2:9; 5:1; Исх 23:28).

не мечом твоим ... сделано это. Израильтяне получили землю обетованную не в результате успешно предпринятого военного похода — она была дарована им Богом по обетованию Его (см. ком. к 1:2; ср. Еф 2:8).

24:13 дал. См. ком. к 1:2.

24:14 бойтесь Господа. Ср. 4:24. Страх Божий — это осознание милости Господа, Который остался верен Своим обетованиям (ср. Пс 129:4); он ни в коей мере не отрицает любовь к Богу (Втор 10:12−13; ср. 2:9 и 7:5).

отвергните богов. Эти слова могут означать свержение идолов или отказ от почитания других богов, или то и другое одновременно. Милость Бога к Израилю (ст. 2−13) требует поклонения исключительно Ему, о чем сказано в первой заповеди (Исх 20:3).

за рекою. См. ком. к ст. 2.

в Египте. Об идолопоклонстве израильтян в Египте вспоминает пророк Иезекииль (Иез 20:7−10; Иез 23:3−8, 19−21, 27).

24:15 изберите себе ныне, кому служить. Эти слова не лишены иронии: если Израиль отвергнет Господа, он вынужден будет выбирать между теми богами, которые были отвергнуты Авраамом (ст. 2−3), и теми, которым поклонялись лишившиеся своих владений аморреи (ст. 8−12).

Аморреев. См. ком. к 2:10.

я и дом мой. См. 6:24; 7:24; Деян 16:15.

24:16−18 Ответ народа на призыв, содержащийся в ст. 14, построен по следующей схеме: 1) отвержение других богов (ст. 16); 2) признание величия дел Божиих (ст. 17:18) и 3) готовность подчиняться Господу как своему Богу (ст. 18).

24:19 не возможете служить Господу. Эти парадоксально звучащие в данном случае слова очень скоро получат трагическое подтверждение (Суд 2:7, 10−13; 4Цар 17:7−23; ср. Втор 31:16; Нав 7:1−26 и ком.; 23:12−13 и ком.; 24:31 и ком.). Предостережение Иисуса Навина обосновано, с одной стороны, святостью Бога, Которому нельзя служить так, как служили другим богам, и, с другой — мятежным духом Израиля, слишком часто проявлявшимся в прошлом (22:17 и ком.).

святый. Только святой народ, т.е. отделенный от языческих народов (Лев 18:3; Лев 20:26), может служить Святому Богу (Лев 19:2).

ревнитель. См. Исх 20:5 и ком.

не потерпит. Под беззаконием подразумевается отступничество.

24:20 Если вы оставите... то Он наведет. Возможный перевод: «Ибо вы оставите... и Он наведет». Этот вариант согласуется с предшествующими высказываниями и с другими местами Священного Писания, как, например, с предсказанием во Втор 31:16−18.

24:22 свидетели о себе. Если народ оставит Господа, то принятое в данный момент решение станет его обвинением, поскольку сделанный им выбор — служить Господу — подтвердил закономерность требования Бога быть безраздельно преданным Ему (ст. 16−18).

24:23 отвергните... и обратите. См. ст. 14 и ком.

24:25 заключил... завет. Ср. Быт 15:18; Втор 4:23; Втор 29:1.

постановления. В этих постановлениях детально регламентируются обязанности Израиля в подобающем величию Господа служении Ему.

24:26 в книгу закона Божия. Вероятно, речь идет о той же книге закона, что и в 1:8;8:31;23:6.

под дубом. Ср. Быт 12:6; 35:4; Суд 9:6.

24:27 свидетелем. Ср. 4:20−24.

24:28 каждого в свой удел. См. 1:6 и ком.

24:29−33 Смерть Иисуса Навина и Елеазара завершает очередной этап в истории Израиля. Их погребение и захоронение костей Иосифа в земле, которая теперь принадлежала Израилю, символизируют верность Бога в исполнении Его обетовании, данных патриархам.

раб Господень. См. ком. к 1:1.

ста десяти лет. В таком же возрасте умер Иосиф (Быт 50:22): столь долгая жизнь является знаком благословения Божия (ср. Втор 34:7).

24:30 его удела. См. 19:49−50. В отличие от Авраама, который вынужден был покупать участок для погребения (Быт 23:4; ср. Быт 33:19), Иисус Навин похоронен на своей земле.

24:31 служил Израиль Господу во все дни. Верность Израиля оказалась, однако, весьма недолговечной (см. ст. 19:20 и ком.; Суд 2:7, 10−13).

24:32 кости Иосифа. Свершилось обетование, в которое верил Иосиф (Быт 50:24−25).

поля, которое купил Иаков. См. Быт 33:19. Новый порядок владения землей являет собой полную противоположность тому положению, в котором находились праотцы, ничего, кроме обетования, не имевшие.

24:33 Елеазар. См. ком. к 14:1.

Финееса. См. ком. к 22:13.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.