Иисус Навин 3 глава

Книга Иисуса Навина
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 На следующий день рано утром Иисус и весь народ Израиля встали, покинули Акесию и двинулись к реке Иордан. Они расположились лагерем у реки, не переправляясь через неё.
2 Через три дня начальники прошли по лагерю
3 и отдали народу приказ: "Когда вы увидите священников и левитов, несущих ковчег завета, идите за ними.
4 Но не следуйте слишком близко от них. Держитесь на две тысячи локтей позади. Вы не бывали здесь раньше, но если пойдёте за ними, то будете знать куда идти".
5 Иисус сказал народу: "Освятитесь, завтра Господь сотворит среди вас чудеса".
6 Священникам Иисус сказал: "Возьмите ковчег завета и перейдите реку впереди народа". Священники подняли ковчег и понесли его перед народом.
7 Тогда Господь сказал Иисусу: "Сегодня Я начну прославлять тебя, чтобы весь народ Израиля видел это. Тогда люди узнают, что Я буду с тобой, как был с Моисеем.
8 Священники понесут ковчег завета, а ты отдай им приказ идти к реке Иордан и остановиться прежде чем войти в воду".
9 Тогда Иисус сказал народу Израиля: "Подойдите и послушайте, что сказал Господь, Бог ваш.
10 Вот доказательство того, что живой Бог воистину с вами, и что Он поразит ваших врагов. Он разгромит хананеев, хеттеев, евеев, ферезеев, гергесеев, аморреев и иевусеев и заставит их покинуть эту землю.
11 Ковчег завета Господа всей земли пойдёт перед вами, когда вы будете переходить реку Иордан.
12 Выберите двенадцать человек, по одному человеку от каждого колена Израиля.
13 Священники понесут ковчег Господа, Владыки всей земли, перед вами в Иордан, и когда они войдут в воду, течение воды остановится, и она стеной встанет позади этого места".
14 Священники понесли ковчег завета. Народ двинулся за ними из лагеря и начал переходить Иордан.
15 (Во время сбора урожая река Иордан особенно полноводна и выходит из берегов). Священники, нёсшие ковчег, подошли к берегу реки и вошли в воду.
16 Течение воды тут же остановилось, и вода встала стеной на всём пути до самого города Адама, находящегося около Цартана, и народ перешёл реку около Иерихона.
17 Земля в этом месте стала сухой; священники донесли ковчег завета Господа до середины реки и остановились. Они ждали там, пока народ Израиля не перешёл реку по сухой земле.

Новой Женевской Библии

3:1 — 4:24 Переход через реку Иордан, разделявшую пустыню и землю обетованную, стал одним из чудес (3:5), сравнимых по значимости с переходом через Чермное море (4:23; ср. 3:7; 4:14). Великий смысл этих чудес, свидетельствующих о могуществе десницы Господней, раскрывается в 4:24. Ковчег завета, который священники несли впереди народа (3:6), связывает в описании происходящих событий могущество Бога с Его обетованиями, положенными в основу завета. Сила и могущество Господа явлены в Его верности обетованиям.

3:2 три дня. См. ком. к 1:11.

3:3 ковчег завета Господа Бога вашего. См. Исх 25:10−22; Втор 10:5. Ковчег завета, о котором часто упоминается в гл. 3; 4; 6 и 8, символизирует не только присутствие Господа (Чис 10:33−36) и верность Его Своим обетованиям, но и обязательства, лежащие на Израиле (см. ком. к 1:5; 24:25). священников... и левитов. Точнее: «священников из левитов». См. Втор 10:8.

3:4 не подходите к нему близко, чтобы знать вам путь, по которому идти. Вероятно для того, чтобы ковчег видело как можно большее число людей (4:11).

3:5 освятитесь. Вероятно, речь идет о действиях, таких как омовение, символизирующих святость народа. Такое же требование выдвигалось в связи с сошествием Бога к народу у горы Синай (Исх 19:10, 14−15).

чудеса. Это же слово употребляется применительно к казням египетским (Исх 3:20; Суд 6:13; Пс 77:11; Мих 7:15) и к завоеванию Ханаана (Исх 34:10; 1Пар 16:9−24; ср. Иер 21:2).

3:7 Я начну прославлять тебя. Повторением чудес, некогда совершенных Моисеем на Чермном море, Господь утвердил авторитет Иисуса Навина в качестве вождя народа (см. 4:14 и ком.).

дабы они узнали. В Ветхом Завете часто упоминается о том, что целью дел Божиих является дарование человеку знания (см., напр., Исх 8:10; Втор 4:35; 4Цар 19:19; Ис 45:6). Это знание не интеллектуального характера (2:9, 10; 4:24). В данном случае объектом знания является присутствие Бога с Иисусом Навином (1:5 и ком.; ср. Исх 14:31).

3:9 выслушайте слова Господа. Это — самое основное для народа Божия (см. 1:8; 24:2).

3:10 из сего. Имеется в виду чудесный переход через Иордан, но особое внимание уделяется ковчегу завета (ст. 11).

узнаете. Т.е. узнаете из собственного опыта (ср. ст. 7), что Бог будет с Израилем, дабы исполнить Свое обетование. Это знание уже обрела иерихонская блудница Раав (2:9).

Бог живый. Бог Израиля противопоставляется безжизненным идолам (Втор 32:21).

Хананеев... Иевусеев. Народы, населявшие Ханаан (Быт 15:18−21; Втор 7:1). См. ком. к 2:10.

3:11 ковчег завета Господа всей земли. Букв.: «ковчег завета, Господь всей земли». Не только ковчег завета как символ присутствия Господа, но Сам Господь пойдет впереди народа. Он — Господь всей земли, и потому все последующие события будут иметь цель, по своему значению выходящую далеко за пределы Израиля (4:24; ср. 2:11; Быт 12:3; Исх 19:5−6).

3:12 возьмите себе двенадцать человек. Повеление в данном случае предвосхищает главную тему гл. 4 (4:2).

3:13 иссякнет... остановится стеной. Ср. Исх 15:8 и Пс 77:13.

3:14 ковчег завета. Букв.: «ковчег, завет». Тем самым ковчег фактически отождествляется с заветом (см. ком. к ст. 3).

3:15 Иордан же выступает... дни жатвы пшеницы. Указание, что события происходят в период максимального полноводья Иордана.

3:17 народ. Это слово здесь и далее относится к Израилю (4:1; 5:8; 10:13). Возможно, в данном случае оно напоминает о словах из Быт 12:2 и Исх 19:6.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.