Иисус Навин 8 глава

Книга Иисуса Навина
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Господь сказал Иисусу: "Не страшись и не сдавайся. Веди всех своих воинов на Гай. Я помогу тебе победить царя Гайского. Я отдаю тебе его народ, его город и его землю.
2 Ты сделаешь с Гаем и его царём то же, что сделал с Иерихоном и его царём. Только на этот раз ты можешь оставить себе его богатства и разделить их со своим народом. А теперь, вели своим воинам устроить засаду позади города".
3 Тогда Иисус повёл всю свою армию к Гаю. Он выбрал тридцать тысяч самых лучших воинов и послал их ночью.
4 Он дал им такой наказ: "Внимательно слушайте, что я скажу вам. Вы должны устроить засаду позади города и ждать, когда придёт время атаки. Не отходите далеко от города и будьте готовы.
5 Я поведу людей за собой к городу. Те, кто в городе, выйдут оттуда, чтобы сражаться с нами, а мы повернём и побежим от них, как и в прошлый раз.
6 Они станут гнать нас от города, думая, что мы бежим от них, как и прежде; и когда мы побежим от них,
7 вы поднимитесь из засады и захватите город. Господь, Бог ваш, даст вам силы победить.
8 Вы должны делать то, что говорит Господь. Следите за мной, и я дам вам команду атаковать город. Захватите город и сожгите его".
9 Иисус послал этих людей в засаду и стал ждать. Они пошли и засели между Вефилем и Гаем, с западной стороны Гая. А Иисус ночевал в ту ночь со своим народом.
10 Рано утром Иисус собрал воинов. Он и старейшины Израиля повели войско к Гаю.
11 Все воины, которые были с Иисусом, подошли к Гаю и остановились перед городом. Войско расположилось лагерем с северной его стороны, а между лагерем и городом лежала долина.
12 Затем Иисус выбрал пять тысяч человек и посадил их в засаду с западной стороны города, между Вефилем и Гаем.
13 Иисус приготовил своих воинов к сражению. Главный лагерь находился с северной стороны города, а остальные воины были в засаде с западной стороны. В ту ночь Иисус спустился в долину.
14 Когда царь Гая увидел израильскую армию, он и его народ поднялись и вышли сражаться против армии Израиля. Царь выступил с восточной стороны города и поэтому не видел воинов, находившихся в засаде позади него.
15 Иисус и все воины Израиля дали армии Гая потеснить себя, и Иисус со своими воинами побежал на восток к пустыне.
16 Народ в городе стал кричать и преследовать Иисуса и его воинов. Весь народ вышел из города.
17 Весь народ Гая и Вефиля погнался за израильской армией, и город остался открытым и незащищённым.
18 Тогда Господь сказал Иисусу: "Обрати своё копьё к Гаю, ибо Я отдаю его тебе". И Иисус обратил своё копьё к городу.
19 Увидев это, сидевшие в засаде бросились бежать к городу, и, взяв его, подожгли огнём.
20 Жители Гая оглянулись и увидели, что их город горит и дым от пожарища поднимается к небу. Храбрость и сила покинули их, и они перестали преследовать воинов Израиля. Те тоже остановились, и, повернув назад, стали сражаться против жителей Гая, у которых не было безопасного места, куда бы они могли бежать.
21 Увидев, что их армия овладела городом и что от него поднимается дым, Иисус и его люди повернули назад и стали сражаться с жителями Гая,
22 а те воины, которые были в засаде, вышли из города, чтобы помочь им. Израильская армия окружила жителей Гая с двух сторон. Израиль поразил их и дрался до тех пор, пока ни одного жителя города не осталось в живых. Ни одному из них не удалось скрыться.
23 Но царя Гайского оставили в живых и привели к Иисусу.
24 Во время сражения армия Израиля преследовала жителей Гая до самых полей и пустыни. Когда же они перебили всех жителей Гая в полях и в пустыне, они отправились назад в Гай и убили всех, кто ещё оставался там в живых.
25 В тот день погибли все жители Гая, около двенадцати тысяч мужчин и женщин.
26 Иисус держал копьё обращённым к Гаю, чтобы это было сигналом для его людей разрушить город, и не опускал руки до тех пор, пока все жители города не были перебиты.
27 Израильтяне оставили себе скот и другие ценности, взятые из города, по слову Господа, которое Он сказал Иисусу.
28 Иисус сжёг город Гай и превратил его в вечные руины. Он такой и до сего дня.
29 Иисус повесил царя Гая на дереве и оставил его висеть так до вечера. После захода солнца Иисус велел людям снять тело царя с дерева. Они бросили его у ворот города и набросали на труп груду камней. Эти камни и сейчас лежат там.
30 Зтем Иисус построил жертвенник Господу, Богу Израиля, на горе Гевал.
31 Раб Господа, Моисей, приказал израильтянам строить жертвенник так, как было указано в книге закона Моисея. Жертвенник был построен из цельных камней, не отделанных никаким инструментом. На этом алтаре они принесли Господу жертву всесожжения и приношения содружества.
32 Иисус написал на камнях закон Моисея. Он сделал это на виду у всего израильского народа.
33 Старейшины, надзиратели, судьи и весь народ Израиля стояли вокруг ковчега завета, перед священниками левитами, которые несли святой ковчег Господа. Народ Израиля и пришельцы, все стояли с ними, одна половина перед горой Гевал, а другая половина — у горы Гаризим, как прежде повелел благословлять народ Израиля раб Господа, Моисей.
34 Иисус зачитал все слова закона, благословения и проклятия, всё, как было записано в книге закона.
35 Народ Израиля собрался вместе с женщинами, детьми и всеми чужеземцами, которые были среди них, и Иисус прочёл все заповеди, данные Моисеем.

Новой Женевской Библии

8:1 не бойся и не ужасайся. Ср. 7:5. Призыв сохранять веру (1:6, 9 и ком.), основанную на обетованиях Божиих, является характерным примером милости Господа (ср. Быт 15:1). Он служит подтверждением того, что гнев Господень на Израиль прошел.

к Гаю. См. 7:2 и ком.

предаю. Букв.: «дал». Обетование из 1:2−3 применено к Гаю.

8:2 что сделал ты с Иерихоном. См. ком. к 6:16; 6:20.

только. Предав Иерихон «под заклятие», Господь сделал исключение для Раав и ее близких (6:16). Теперь же Он Своей суверенной волей делает новое исключение, отдав добычу израильским воинам.

8:3 тридцать тысяч. См. ком. к 4:13.

8:5 как и прежде. См. 7:5.

8:12 пяти тысяч. Вероятно, существовало два разных отряда — численностью в пять тысяч и тридцать тысяч человек (ст. 3), — каждому из которых было назначено свое место для засады.

8:14 равниною. Долина реки Иордан.

8:15 к пустыне. Имеется в виду невозделанная земля к востоку от Гая, а не пустыня за долиной Иордана (ст. 24).

8:17 Вефиле. См. 12:9, 16.

8:18 копье. Ср. Исх 14:16; Исх 17:9.

8:26 предал заклятию. См. 6:16−17 и ком.

8:28−29 до сего дня. См. ком. к 4:9.

8:29 повесил на дереве. Эта казнь знаменовала Божие проклятие (Втор 21:22−23; Гал 3:13).

8:30−35 Первый этап завоевания Ханаана (6:1 — 8:35) завершился собранием народа у горы Гевал и горы Гаризим, и Иисус Навин прочитал «все слова закона, благословение и проклятие» (ст. 34). Теперь завет становится основой всей жизни Израиля (ст. 33), осененной словом Божиим (ст. 34).

8:30 жертвенник. Если жертвенник, воздвигнутый Авраамом, символизировал надежду обрести землю обетованную (Быт 12:7), то жертвенник Иисуса Навина олицетворял исполнение этого обетования.

на горе Гевал. Гора к северу от Сихема, где Авраам получил обетование («потомству твоему отдам Я землю сию», Быт 12:7) и где построил жертвенник Господу.

8:31 заповедал. См. Втор 27:5−6.

Моисей, раб Господень. См. ком. к 1:1.

в книге закона Моисеева. См. ком. к 1:8; Втор 27:5 (ср. Исх 20:25).

камней цельных. Такие камни означали, что жертвенник принадлежит Господу (Исх 20:25).

всесожжение. См. Лев, гл. 1.

жертвы мирные. См. Лев, гл. 3.

8:32 на камнях. Это могли быть камни жертвенника (см. Втор 27:1−8).

с закона Моисеева ... пред сынами Израилевыми. Т.е. для всеобщего прочтения (см. 1:8 и ком.).

8:33 Весь Израиль. Весь народ, включая также «пришельцев», подобно Раав (6:24).

ковчег завета. См. 3:3; 4:16; 7:6 и ком. В центре собрания Израиля находится символ завета с Богом, благодаря которому они являются народом Божиим и в соответствии с которым получили землю.

благословлять народ Израилев. Хотя прозвучат и благословения, и проклятия (ст. 34), благословение, а не проклятие является целью промысла Божия (ср. Быт 12:1−3, где в понятие благословения входят все блага, которые Бог обещал Аврааму; см. 14:13; 22:6).

8:34 благословение и проклятие. Обетования Божии уже стали сбываться: в гл. 6 и 8:1−29 говорится о завоевании Ханаана, а в гл. 7 — об осуждении впавшего в грех Израиля (см. Втор, гл. 27; 28).

8:35 всем собранием Израиля. Т.е. перед всем израильским народом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.