Откровение 21 глава

Откровение Иоанна
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 И тогда я увидел новое небо и новую землю, ибо прежние небо и земля исчезли, и моря больше не существовало.
2 Увидел я и город святой, новый Иерусалим, спускающийся от Бога с небес и украшенный, как новобрачная, нарядившаяся ради мужа своего.
3 И услышал я громкий голос, раздавшийся от престола: "Смотрите, обиталище Бога теперь среди людей. Он поселится теперь среди них, и будут они Его народом, и Он будет их Богом.
4 Осушит Он слезы с глаз их и не будет более смерти. Не будет более ни скорби, ни горя, ни боли, ибо всё старое исчезло".
5 И тогда Сидящий на престоле сказал: "Смотри! Я сотворяю всё заново!" И сказал Он: "Запиши это, ибо слова эти истинны и правдивы".
6 И сказал Он мне затем: "Свершилось! Я Альфа и Омега, начало и конец. Я щедро расточаю воду из ручья жизни тем, кто томим жаждой.
7 Тот, кто одержит победу, унаследует всё это. Я буду его Богом, он будет Моим сыном.
8 Трусы же, неверующие, скверные, убийцы, развратники, колдуны, идолопоклонники и все лжецы обретут свою участь в огненном серном озере. Это — вторая смерть".
9 И вышел тогда один из семи ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними бедствиями и сказал мне: "Подойди сюда. Я покажу тебе новобрачную, жену Агнца".
10 И духом своим перенёс меня ангел на крутую высокую гору и показал мне святой город Иерусалим, спускавшийся с небес от Бога.
11 В нём была слава Божья. Сияние его было подобно сиянию драгоценного камня, такого, как яшма, и прозрачного, как хрусталь.
12 Вокруг него была большая высокая стена с двенадцатью воротами. У ворот было двенадцать ангелов, а на воротах начертаны были имена двенадцати родов Израилевых.
13 Трое ворот было восточных, трое — северных, трое — южных, трое — западных.
14 Стены города были построены на двенадцати каменных основаниях, на них начертаны были имена двенадцати Апостолов Агнца.
15 У ангела, говорящего со мной, был золотой мерный посох, чтобы обмерить город, ворота и стены его.
16 Город был построен в виде четырёхугольника, ширина его была равна длине. Он обмерил город посохом, и мера оказалась равной 12000 стадий. Длина, ширина и высота его были одинаковы.
17 Затем ангел обмерил стены, и высота их оказалась равной 144 локтям по мере человеческой, а ангел ею и измерял.
18 Стены были построены из яшмы, город же сам из чистого золота, подобного прозрачному стеклу.
19 Основания стен украшены были всевозможными драгоценными камнями: первое яшмой,
20 второе — сапфиром, третье — халцедоном, четвёртое — изумрудом, пятое — сардониксом, шестое — сердоликом, седьмое — хризолитом, восьмое — бериллом, девятое — топазом, десятое — хризопразом, одиннадцатое — гиацинтом, двенадцатое — аметистом.
21 Сами же ворота были из жемчуга, по одной жемчужине на каждые ворота. Улицы города были вымощены чистым золотом, как прозрачное стекло.
22 Я не видел храма в городе, ибо храм его — Господь Бог Всемогущий и Агнец Его.
23 И не нужно городу ни солнца, ни луны, ибо великолепие Божье освещает его, и Агнец — его светильник.
24 Народы мира будут ходить при этом свете, и цари земные принесут свою славу в этот город.
25 Ворота его никогда не будут закрываться днём, ночи же там не будет.
26 И принесут туда славу и честь народов.
27 Ничто нечистое не войдёт в него, и никто из тех, кто творит постыдное или лжёт, только те, чьи имена занесены в книгу жизни.

Новой Женевской Библии

21:1−8 На фоне общего обновления мироздания происходит явление нового неба и новой земли — голос Божий возвещает о схождении свыше Нового Иерусалима. Бог есть Альфа, Начало всего (см. ком. к 1:8), Творец; Его намерения изначально были выражены в творении. Теперь Он проявляет Себя как Омега, Совершитель всего, доводящий Свои намерения до полного завершения. Видение престола (4:1−11) явило славу Божию, Его силу и красоту в глубинах небесных сфер. Теперь место обитания Бога расширяется и объемлет весь Его народ (21:3). Зло и болезни упраздняются, позади остались боль, страдания и борения. Теперь исполняются все обетования, данные побеждающим (см. ком. к 2:7).

Назначение этого видения — воодушевить христиан, особенно тех, кто испытывал преследования, хранить верность, упование и надежду. Хотя это видение относится к моменту завершения всего, во Христе верующие уже имеют залог своего будущего наследия (Еф 1:14; Евр 12:18−29).

Заключительные видения Откровения соединяют в один прекрасный образ многие библейские темы: творение (ст. 1), святой город Иерусалим (ст. 2), общение с Богом, выраженное в образах брака (ст. 2), место обитания Бога, а также святилище и храм (ст. 3; ком. к 4:1 — 5:14), святые как собственность Божия, Его народ (ст. 3), конец страданий и смерти (ст. 4), плоды спасения (ст. 5), истинность слов Божиих (ст. 5), живая вода (ст. 6), усыновление Богом (ст. 7), предупреждение неверным (ст. 8) и суд (ст. 8).

Этот текст рассматривают как одно целое с 21:9 — 22:5. Оба фрагмента представляют собой два аспекта последнего видения Нового Иерусалима. В ст. 1−8 вводятся новые темы, которые получают дальнейшее развитие в 21:9 — 22:5. Здесь сообщается о новых реалиях; отрывок 21:9 — 22:5 содержит видения, описывающие эти реалии. Ст. 1−8 также тесно связаны с 20:11−15. Последний суд Божий имеет две стороны: осуждение грешников (20:11−15) и награждение праведников (ст. 1−8).

В заключение сообщения 20:11−15 упоминается о книге жизни (20:15). Таким образом, ст. 8 служит связующим звеном между описанием суда (20:11−15) и подробным описанием Нового Иерусалима (21:9 — 22:5).

21:1 увидел я новое небо и новую землю. Некоторые толкователи полагают, что новый мир будет совершенно иным, никак не связанным со старым. Но слово Божие (Ис 65:17−25 и Рим 8:21−23) указывает, что имеется в виду преображение старого мира, подобно тому, как наши старые тела преобразуются в новые (1Кор 15:35−37). Слова «творю все новое» (ст. 5) указывают на полноту и всеобъемлемость процесса преображения; результат его — искупление человечества, а не сотворение заново. См. статью «Небеса».

21:6 воды живой. См. ком. к 22:1.

21:8 Это смерть вторая. См. ком. к 20:5−6.

21:9 — 22:5 Описание Нового Иерусалима. Последняя обитель святых — она же святой город Иерусалим (21:10), сад в Едеме (22:1−3), невеста Христа (21:9) и храм как местопребывание Бога (21:22−23). В центре всего находятся Бог и Агнец, Которые являются источником блаженства для обитателей города (21:22−23; 22:1−5). Заключительное откровение Бога доводит до кульминации все предшествовавшие откровения. Оно показывает завершение цели Бога: соединение всего под одною Главою — Христом (11:15; Еф 1:10). Это согласуется с тем, что вначале все было создано Христом (1:17; 4:11; Кол 1:15−17); потом через Христа пришло всеобщее искупление (5:9−14; Рим 11:36; Кол 1:18−20). Поскольку образы заключительного видения не четки, разумнее не проводить строгого различия между святыми, населяющими город, и самим городом.

21:9 покажу тебе Невесту. См. ком. к 19:1−10.

21:10 в духе. См. ком. к 1:20.

на... гору. Гора выделена как особое место встречи Бога с людьми. Ср. 14:1; Исх 15:17; Исх 19:1−25; Пс 47:2−3; Пс 67:16−17; Иез 28:14; Мих 4:1−2.

21:11 Он имеет славу Божию. Тесно связанная с образами света слава Божия представляет Его величие и красоту; Ему подобает благоговейное почитание. Слава, будучи главной темой повествования 21:9 — 22:5, ассоциируется с храмом и с явлениями Бога в Ветхом Завете (21:22−23; 22:5; 15:8; Исх 16:10; Исх 24:16−17; Исх 40:34−35; Ис 6:3; Ис 40:4−5; Ис 60:1−2, 19−20; Авв 2:14; Зах 2:5). Великолепие, окружающее Бога на небесах, ранее описанное в 4:1−11, теперь наполняет новый мир.

21:16 длина... широта. Новый Иерусалим имеет форму совершенного куба, так же, как Святое Святых в святилище и храм.

21:17 сто сорок четыре локтя. Это число представляет собой двенадцать, умноженное на двенадцать. Размеры города символичны и говорят о его связи с двенадцатью коленами Израиля и с двенадцатью апостолами (21:12, 14). Число «двенадцать» является символическим обозначением народа Божия.

21:19 всякими драгоценными камнями. Перечисленные здесь драгоценные камни подчеркивают красоту и великолепие города и то, что он является отображением красоты Самого Бога, Который наполняет его Своей славой (4:3). Перечисленные камни приблизительно соответствуют двенадцати драгоценным камням, имевшимся на наперснике Аарона (Исх 28:15−21). Таким образом, прерогативы, некогда принадлежавшие исключительно первосвященнику, ныне распространяются на весь город.

21:22 Храма... не видел. См. ком. к 4:1 — 5:14.

21:23 город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне. Это — исполнение пророчества Исаии (60:19−20).

21:24 Спасенные народы. Т.е. искупленное человечество (5:9 и ком.; Ис 60:3−12).

славу и честь. См. Ис 60:3−5; Агг 2:7−9.

21:25 Ворота его не будут запираться. В древности ворота городов приходилось запирать на случай нападения. Эти слова служат исполнению пророчества Исаии (60:11).

21:27 в книге жизни. См. ком. к 13:8.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.