Судьи 11 глава

Книга Судей израилевых
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Иеффай из семьи Галаада был храбрым воином. Мать его была блудницей и родила его от человека по имени Галаад.
2 У жены Галаада было несколько сыновей. Когда они выросли, они невзлюбили Иеффая и выгнали его из родного города. И сказали ему: "Ты ничего не получишь в наследство от нашего отца, потому что ты сын другой женщины".
3 И убежал Иеффай от братьев в землю Тов. Там вокруг него собрались преступные люди и ходили с ним.
4 Через некоторое время аммонитяне напали на Израиль.
5 Старейшины Галаада пошли к Иеффаю, ибо хотели, чтобы он покинул землю Тов и вернулся обратно в Галаад.
6 Старейшины сказали Иеффаю: "Будь вождём нашим, чтоб мы могли сразиться с аммонитянами".
7 Но Иеффай сказал старейшинам Галаада: "Вы возненавидели меня и выгнали из дома отца моего. Зачем же вы пришли ко мне теперь, когда вы в беде?".
8 Галаадские старейшины ответили Иеффаю: "Мы пришли для того, чтобы ты пошёл с нами, и сразился с аммонитянами, и был у нас начальником над всеми жителями Галаада".
9 Иеффай сказал старейшинам: "Хорошо, если я вернусь, чтобы сразиться с аммонитянами, и Господь поможет мне разбить их, тогда я стану вашим начальником".
10 И старейшины галаадские сказали Иеффаю: "Господь свидетель всему сказанному нами, и мы обещаем делать всё, что ты скажешь нам".
11 Иеффай пошёл с галаадскими старейшинами, и народ сделал его своим вождём и начальником, и Иеффай повторил все слова свои перед Господом в городе Массифе.
12 Иеффай отправил послов к аммонитскому царю с вопросом: "О чём спор между нами? Почему ты пришёл воевать на нашу землю?".
13 Аммонитский царь ответил послам Иеффая: "Когда народ Израиля шёл из Египта, он забрал мою землю от реки Арнон до реки Иавок и реки Иордан. А теперь отдайте мою землю с миром".
14 Послы передали это Иеффаю, и Иеффай снова отправил их к царю Аммонитскому
15 сказать ему: Вот что говорит Иеффай: Израиль не взял землю Моавитскую и землю Аммонитскую.
16 Народ Израиля вышел из Египта, пошёл в пустыню к Красному морю и пришёл в Кадес.
17 И отправили они послов к царю Едомскому с просьбой. Они сказали: "Разреши нам пройти через твою землю". Но царь Едомский не разрешил им. Они также отправили послов к царю Моавитскому. Но и он не позволил пройти через свою землю. И остался народ Израиля в Кадесе.
18 Затем народ Израиля пошёл через пустыню и обошёл землю Едомскую и землю Моавитскую. Они пришли к восточной границе земли Моавитской и разбили лагерь за рекой Арнон. Они не пересекли границу Моава, так как река Арнон и есть граница земли Моавитской.
19 Затем народ Израиля отправил послов в город Есевон к Сигону, царю Аморрейскому. Послы сказали Сигону: "Позволь народу Израиля пройти по твоей земле. Мы хотим пройти на свою землю".
20 Но Сигон, царь Аморейский, не доверял израильтянам и не соглашался пропустить Израиль через свою землю. Он собрал свой народ, разбил лагерь в Иааце и сразился с народом Израиля.
21 Но Господь, Бог Израиля, позволил израильтянам разбить Сигона и его войско. Так Израиль получил всю землю, где жили аморреи.
22 Народ Израиля получил землю, которая тянулась от реки Арнон до реки Иавок и от пустыни до реки Иордан. Это была земля аморреев.
23 Это Господь, Бог Израиля, прогнал амореев с их земли и дал её народу Израиля, а ты хочешь взять эту землю?
24 Вы живёте на земле, которую вам дал ваш бог Хамос. Так и мы будем жить на земле, которую нам дал Господь, Бог наш!
25 Разве ты лучше царя Моавитского Валака, сына Сепфорова? Ссорился ли он с Израилем, воевал ли он с ними?
26 Народ Израиля уже триста лет живёт в Есевоне, и в Ароире, и в окружающих их городах, и во всех городах вокруг Арнона. Так почему же вы не пытались забрать их всё это время?
27 Я не сделал тебе ничего плохого, а ты делаешь мне зло, выступая войной против меня. Так пусть Господь, истинный Судья, решит, кто прав: народ Израиля или аммонитяне.
28 Но царь Аммонитский отказался выслушать послов Иеффая.
29 И снизошёл на Иеффая Дух Божий. Иеффай прошёл Галаад и Манассию и из города Массифа Галаадского прошёл к земле аммонитян.
30 Иеффай дал обет Господу. Он сказал: "Если Ты позволишь мне разбить аммонитян,
31 то, когда я вернусь с победой, первое, что выйдет мне навстречу из ворот моего дома, я отдам Тебе, Господи, и принесу это в жертву. "
32 Затем Иеффай пошёл и сразился с аммонитянами. И Господь помог ему разбить их.
33 Он уничтожил двадцать городов, от города Ароера и до города Минифа, и дальше до города Авель-Керамима. Это было великое поражение аммонитян, и они смирились перед народом Израиля.
34 Иеффай вернулся в Массифу. И вот навстречу ему, с бубном и танцами, вышла из дома его дочь. Она была единственной дочерью Иеффая, других детей у него не было.
35 Когда Иеффай увидел, что дочь первая вышла ему навстречу, он разорвал на себе одежду, чтобы показать своё горе, и сказал: "Ах, дочь моя! Ты сразила меня! Ты сделала меня очень несчастным! Я дал обет Господу и не могу изменить его!".
36 И сказала Иеффаю дочь: "Отец, ты дал Господу обет, так сделай со мной то, что обещал. Ведь Господь помог тебе разбить твоих врагов, аммонитян".
37 Затем она сказала отцу: "Только сделай для меня вот что: отпусти меня одну на два месяца. Я пойду в горы и с подругами буду оплакивать то, что никогда не выйду замуж и не буду иметь детей".
38 Иеффай отпустил дочь на два месяца, и она ушла с подругами в горы и там они горевали о том, что она никогда не выйдет замуж и не будет иметь детей.
39 А через два месяца она вернулась к отцу, и он сделал то, что обещал Господу. Так дочь Иеффая не познала мужчину, а в Израиле появился обычай:
40 каждый год женщины Израиля вспоминают дочь Иеффая и оплакивают её четыре дня в году.

Новой Женевской Библии

11:1 человек храбрый. Такая характеристика сближает Иеффая с Гедеоном (6:12).

сын блудницы. Происхождение Иеффая делало его социальным изгоем (ст. 2).

11:3 праздные люди. Такие же «праздные и своевольные люди» окружали и Авимелеха (9:4).

11:9 Господь предаст. В этих словах проявилась вера Иеффая в то, что победа была дарована Богом.

11:10 Господь да будет свидетелем между нами. Старейшины поклялись в верности завету.

11:11 Иеффай произнес все слова... пред лицем Господа в Массифе. Завет подтвержден перед Господом в Массифе. Спустя много лет здесь же, в Массифе, народ перед лицом Господа провозгласит Саула царем (1Цар 10:17).

11:12−29 Относительно исторического основания для этого конфликта см. Чис 20:14−21; 21:10−35; Втор 2:16 — 3:11. Во времена Иеффая аммонитяне стремились расширить свою территорию за счет земли, принадлежавшей ранее аморреям, но в течение последних трехсот лет находившейся во владении израильтян. В ответ на притязания аммонитского царя Иеффай сослался на исторический факт, напомнив, что «Израиль не взял ... земли Аммонитской» (ст. 15), поскольку Господь этого ему не позволил (Втор 2:18−19).

11:12 царю Аммонитскому. Как и у Саула, первым противником Иеффая были аммонитяне (1Цар 11:1−11). В рассказе о Сауле Галааду также грозит

11:23 Господь Бог Израилев. В библейские времена война понималась как противоборство в конечном счете между богами враждующих народов. Если побеждали израильтяне, то только потому, что победу им даровал Бог Израиля, Которому никто не мог противостоять (ст. 24). См. ст. 21.

11:27 Господь Судия да будет ныне судьею. См. ст. 21 и 22. Иеффай провозгласил, что Бог есть Судия над всеми народами и богами. Хотя слово «Судия» употреблено здесь в узком смысле (тот, кто выносит судебное решение), в конечном счете Сам Господь возьмет на себя миссию спасителя народа (ст. 32−33). Книга Судей израилевых утверждает, что Бог есть истинный Царь (8:23) и истинный Судия, Который один мог избавить Израиль от постигших его бед.

11:29 Дух Господень. См. 3:10 и ком.

11:30−40 Иеффай разбил аммонитян, но при этом поступил опрометчиво, дав обет Господу, во исполнение коего принес свою дочь в жертву всесожжения. Недопустимо было, почитая истинного Бога, уподобляться язычникам, которые приносили человеческие жертвы своим богам (Втор 32:17; Пс 105:37−38). Иеффай был неспособен руководить народом соблюдать верность завету, хотя, несомненно, имел веру (ст. 10−11, 21, 23, 27). В этом обете также обнаруживается параллель между Иеффаем и Саулом, который произнес столь же противозаконное заклятье, едва не стоившее жизни его благочестивому сыну Ионафану (1Цар 14:24−25).

11:35 разодрал одежду свою. Способ выражения скорби по умершим.

отверз.. уста мои. Несмотря на предписание закона безусловно исполнять обет, данный Господу (Втор 23:21−23), Иеффаю не следовало этого делать, ибо запрет на человеческие жертвоприношения был для Израиля абсолютным (см. ком. к ст. 39). Нельзя давать противоречащие божественному закону клятвы и обеты и тем более исполнять их (ср. Мф 14:1−12). Иеффай отдает приоритет своему слову перед словом Божиим.

11:36 делай со мною то, что произнесли уста твои. Т.е. «принеси меня в жертву» (ст. 30−31).

11:37 девство мое. В жизни ветхозаветного общества браку придавалось большое значение (ст. 38−39), а умереть, не оставив после себя детей, считалось знаком Божиего неблаговоления.

11:39 он совершил над нею. Иеффай, по примеру язычников, принес свою дочь в жертву всесожжения. Человеческие жертвоприношения у израильтян считались грехом (Втор 12:31; Пс 105:38).

не познала мужа. См. ст. 37 и ком.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.