Судьи 3 глава

Книга Судей израилевых
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Вот имена народов, которых Господь оставил на этой земле, потому что Господь хотел испытать народ Израиля. Никто из израильтян, живущих в те времена, не сражался в войнах за ханаанские земли.
2 И Господь не изгнал другие народы с израильской земли, чтобы народ Израиля, который не участвовал в этих войнах, учился воевать:
3 пять правителей филистимских, все хананеи, все сидоняне и евеи, которые жили в горной местности Ливана, от горы Ваал-Ермона до Лебо-Емафа.
4 Господь оставил эти народы, чтобы искушать народ Израиля и смотреть, будут ли они повиноваться заповедям Господним, которые были даны их предкам через Моисея.
5 Сыны Израилевы жили среди хананеев, хеттеев, аморреев, фарезеев, евеев и иевусеев.
6 Они брали в жены их дочерей, отдавали своих дочерей в жены их сыновьям и поклонялись богам этих народов.
7 Господь видел, что народ Израиля творит зло. Они забыли Господа, Бога своего, и служили Ваалам и Ашера.
8 Господь разгневался на Израиль и позволил Хусарсафему, царю Месопотамскому, победить народ Израиля. И правил царь Месопотамский над ними восемь лет.
9 Тогда сыны Израилевы стали молить Господа о помощи, и Господь послал к ним Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Хелевова, и он спас народ Израиля.
10 Дух Божий вселился в Гофониила, и он стал судьёй Израиля. Гофониил повёл народ Израиля на войну, и Господь помог ему одолеть Хусарсафема, царя Арамского.
11 И земля жила в мире сорок лет, пока не умер Гофониил, сын Кеназа.
12 Господь увидел, что народ Израиля снова творит зло, и дал силу Еглону, царю Моавитскому, чтобы он разбил народ Израиля.
13 Еглон позвал с собой аммонитян и амаликитян, и они, объединившись, напали на Израиль, победили народ Израиля и изгнали его из города Пальм.
14 Еглон, царь Моавитский, правил восемнадцать лет.
15 И снова народ стал молить Господа о помощи. И послал Господь левшу Аода, сына Геры из рода Иеминиева, спасти народ Израиля. Народ Израиля послал Аода отнести дань Еглону, царю Моавитскому.
16 Аод сделал себе обоюдоострый меч длиною в один локоть и привязал его под одеждой к правому бедру.
17 И пошёл Аод с данью к Еглону, царю Моавитскому. (Еглон был человек очень тучный. )
18 Аод отдал деньги Еглону и от людей, которые несли эти деньги.
19 Аод уже собрался уходить, но, когда проходил мимо идолов города Галгала, повернулся и сказал: "Царь, я должен сказать тебе что-то по секрету". Царь сказал: "Тише!", и отослал из комнаты всех своих слуг.
20 Аод пошёл к Еглону, который сидел один в верхней комнате своих летних палат. Аод сказал: "У меня есть к тебе послание от Бога. " Царь встал с трона,
21 а Аод левой рукой достал меч, привязанный к правому бедру, и вонзил его царю в живот.
22 Меч вошёл так глубоко, что не было видно даже рукояти, и внутренности царя вывалились наружу. Жир царя полностью прикрыл меч, и Аод оставил его там.
23 Аод вышел из комнаты и запер за собой двери.
24 Слуги вернулись сразу же после его ухода. Они увидели, что дверь заперта, и сказали: "Должно быть, царь закрылся, чтобы оправиться".
25 Они долго ждали и наконец встревожились. Они взяли ключ, открыли дверь и, войдя в комнату, увидели мёртвого царя, лежащего на полу.
26 Пока слуги ждали царя, у Аода было время скрыться. Он прошёл мимо идолов и отправился в место, которое называлось Сеираф.
27 Придя в Сеираф, он вострубил в горной местности Ефрема. Услышав звуки трубы, народ Израиля собрался в Сеирафе и спустился с гор во главе с Аодом.
28 Аод сказал им: "Идите за мной! Господь помог нам победить врагов наших, моавитян". И народ пошёл за Аодом. Они спустились с ним и захватили переправу через реку Иордан к земле Моавитской, и не давали никому переходить через неё.
29 Они убили около десяти тысяч здоровых и сильных моавитян, и никто из них не спасся.
30 Так в тот день народ Израиля покорил моавитян. И земля после этого жила мирно восемьдесят лет.
31 После того, как Аод спас народ Израиля, ещё один человек спас Израиль. Это был Самегар, сын Цнафов. Самегар воловьим рожном побил шестьсот человек филистимлян.

Новой Женевской Библии

3:1 чтобы искушать. См. ком. к 2:23.

не знали. Суд Божий исполнен милости. Испытание было не искушением, но возможностью для того поколения израильтян, которые «не знали» дел Божиих, доказать свою веру и увидеть могущество Господа (ст. 2).

3:2 чтобы знали и учились войне. Война против хананеев была для израильтян испытанием на верность завету.

3:3 Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи. Вождем Израиля, который разгромил и уничтожил хананеев и евеев, стал Давид.

3:5 среди Хананеев... Иевусеев. Все перечисленные народы были осуждены Богом на истребление (1:1). Не уничтожив их и соседствуя с ними, израильтяне нарушали завет.

3:6 брали дочерей их. Таким образом идолопоклонство проникало в среду израильтян (Исх 34:16; Втор 7:4).

3:7 сделали... злое. См. 2:11.

Ваалам и Астартам. См. 2:11, 13 и ком.

3:9 Гофониила. См. ком. к 1:13. Первый судья вышел из колена Иудина. Он был единственным из судей, кто не нарушил завет. Это — еще один аргумент в пользу царствования Давида, принадлежавшего к этому колену.

3:10 Дух Господень. Такими же словами говорится и о призвании на судейство Гедеона, Иеффая и Самсона. От даров Духа Божия судья получал власть для спасения народа (6:34; 11:29; 13:25; 14:6, 19; 15:14).

был он судьею Израиля. Это выражение в древнееврейском языке означает также «вел», «управлял».

3:11 покоилась земля сорок лет. О мирном времени или отсутствии такового говорится в ст. 30; 5:31; 8:28; 12:7; 15:20; 16:31.

3:12−30 В истории об Аоде автор высмеивает угнетателя народа Божиего. Противопоставление Гофониила, судьи из колена Иудина, выходцу из колена Вениаминова (ст. 15), подчеркивает преимущество руководителя из иудеян над вениаминитянином.

3:12 Еглона, царя Моавитского. Господь укрепил языческого царя, чтобы сделать его орудием Своего гнева.

3:15 левша. Вместо обычного для древнееврейского языка слова, означающего леворукость, здесь буквально сказано: «муж, раненный в правую руку». Выражение это встречается еще раз в 20:16 и также применительно к представителю Вениаминова колена. Поскольку имя Вениамин может быть переведено как «сын правой руки», автор, по-видимому, намеренно использует игру слов о леворуком «сыне правой руки».

3:20 у меня есть до тебя... слово Божие. Не случайно в ст. 19 Аод говорит о «тайном слове», а теперь о «слове Божием». Истинное слово Божие несло расплату тем, кто угнетал народ Божий. Еглон вначале послужил орудием гнева Божия, а затем этот гнев пал на него самого.

3:28 предал Господь. Каждый из главных судей, за исключением Гофониила, в своих речах признает решающую роль Бога в победе Израиля (4:14; 7:15; 11:21−30; 15:18; 16:28).

3:30 покоилась земля восемьдесят лет. См. ком. к ст. 11.

3:31 Самегар, сын Анафов. Самегар упоминается только здесь и в песне (5:6). Поскольку Анат — имя хананейской богини войны, можно предположить, что выражение «сын Анафов» означает не родовое имя, а прозвище этого героя.

шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном. Ср. с рассказом о том, как Самсон убил тысячу филистимлян ослиной челюстью (15:15−17).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.