1 Царств 14 глава

Первая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 В тот день сын Саула Ионафан сказал слуге, своему оруженосцу: "Давай перейдём на другую сторону холма к лагерю филистимлян". А отцу своему Ионафан не сказал об этом.
2 Саул же сидел на окраине Гивы под гранатовым деревом на току, и с ним было около шестисот человек.
3 Ахия был священником Господа в Силоме и поэтому носил ефод. Ахия был сыном Ахитува, брата Иохаведа. Иохавед был сыном Финееса, а Финеес был сыном Илия, бывшего раньше священником Господа в Силоме. Народ же не знал, что Ионафан ушёл.
4 С каждой стороны от перехода, через который Ионафан собирался пройти в лагерь филистимлян, стояла большая скала. Одна скала называлась Боцец, а другая Сене.
5 Одна смотрела на север к Михмасе, а другая — на юг к Гиве.
6 Ионафан сказал своему молодому оруженосцу: "Давай перейдём в лагерь этих чужеземцев. Может быть Господь через нас поразит этих людей! Ничто не может остановить Господа, и не имеет значения, много у нас солдат или мало".
7 Оруженосец ответил ему: "Делай, что считаешь нужным. Я с тобою душой и сердцем".
8 Ионафан сказал: "Мы перейдём к филистимским стражникам и станем у них на виду.
9 Если они велят нам остановиться, пока они сами не подойдут к нам, то мы остановимся и не поднимемся к ним.
10 Но если они скажут нам подняться к ним, то мы поднимемся, ибо это будет для нас знаком, что Господь позволит нам их поразить".
11 Когда Ионафан и его оруженосец показались филистимлянам, филистимские стражники сказали: "Смотрите, иудеи выходят из ущелий, в которых они прятались!"
12 Тогда филистимляне из форта закричали Ионафану и его оруженосцу: "Поднимайтесь сюда. Мы научим вас кое-чему!" Ионафан сказал слуге: "Иди за мной. Господь позволяет Израилю поразить филистимлян!"
13 Ионафан начал подниматься на холм, цепляясь руками и ногами, и оруженосец его поднимался за ним. Они напали на филистимлян, Ионафан шёл впереди и сражался с атакующими, а оруженосец шёл позади него и добивал раненых.
14 В первой атаке Ионафан и оруженосец убили около двадцати человек филистимлян на поле в половину акра.
15 И филистимские солдаты на поле, и воины в лагере, и те, кто находился в укреплении, пришли в ужас. Даже самые храбрые из них трепетали от страха. Вся земля дрогнула, и ужас великий охватил филистимских воинов!
16 Стражники Саула в Гиве Вениаминовой увидели, что филистимские воины разбегаются в разные стороны.
17 И сказал Саул своему народу: "Проверьте людей. Я хочу знать, кто из наших вышел из лагеря". Они проверили и оказалось, что нет Ионафана и его оруженосца.
18 Тогда Саул велел Ахии принести Божий ковчег, который был в то время с израильтянами.
19 Саул говорил со священником Ахией, ожидая совета от Бога, а смятение в лагере филистимлян тем временем всё усиливалось. Тогда Саул сказал священнику: "Достаточно! Опусти свою руку и останови молитву!"
20 Саул поднял народ и пошёл к месту сражения. Филистимские солдаты были в великом смятении и обратили мечи свои друг против друга!
21 Тогда иудеи, которые служили филистимлянам и находились в их лагере, присоединились к израильтянам, которые были с Саулом и Ионафаном.
22 И все израильтяне, которые прятались в горе Ефремовой, услышав, что филистимляне бегут, тоже присоединились к сражающимся и стали преследовать филистимлян.
23 В тот день Господь спас израильтян. Битва простёрлась до Беф-Авена. В армии Саула насчитывалось около десяти тысяч человек. Сражение шло в каждом городе горной страны Ефрема.
24 Но Саул сделал большую ошибку в тот день. Израильтяне были измучены, а Саул взял с народа клятву, сказав: "Кто съест что-либо до вечера, пока я не разобью врагов своих, тот будет наказан!" И никто из воинов не ел.
25 И пошел народ в лес и увидел на земле медовые соты.
26 Во время сражения зашли люди в лес, говоря: вот медовые соты. Израильтяне подошли к мёду, но никто не дотронулся до него. Они боялись нарушить клятву.
27 Ионафан же не знал об этой клятве. Он не слышал, когда отец его заставил народ дать эту клятву. Ионафан протянул конец палки, которая была у него в руке, обмакнул в медовые соты и достал немного мёда. Он съел этот мёд и почувствовал себя намного лучше.
28 Один из солдат сказал Ионафану: "Твой отец заставил людей дать клятву. Он сказал, что тот, кто съест что-либо сегодня, будет проклят. И никто из людей не ел, поэтому они так и ослабли".
29 Ионафан сказал: "Отец мой принёс беду на землю! Смотрите, насколько мне стало лучше после того, как я поел немного этого мёда!
30 Было бы лучше, если бы люди поели из того, что добыли сегодня у врагов своих. Мы бы тогда убили намного больше филистимлян!"
31 В тот день израильтяне разбили филистимлян от Михмаса до Аиалона. Народ очень устал и проголодался.
32 Они забрали у филистимлян овец, коров и телят и были так голодны, что стали закалывать животных на земле и есть мясо, когда в нём ещё была кровь!
33 Кто-то сказал Саулу: "Смотри! Люди грешат перед Господом. Они едят мясо с кровью!" Саул сказал: "Вы согрешили! Прикатите сейчас сюда большой камень!
34 Скажите народу, что каждый должен привести ко мне своего быка и овцу и заколоть их здесь. И не грешите перед Господом! Не ешьте мясо с кровью". В ту ночь каждый из них приводил своих животных и закалывал их там.
35 Саул же построил алтарь Господу. Это был первый жертвенник, поставленный им Господу!
36 И сказал Саул: "Пойдём ночью в погоню за филистимлянами. Мы заберём у них всё и не оставим в живых ни одного человека!" Народ ответил: "Делай, как считаешь нужным". Но священник сказал: "Давайте обратимся к Богу".
37 Саул спросил Бога: "Должен ли я преследовать филистимлян? Позволишь ли Ты нам поразить их?" Но Бог не отвечал Саулу в тот день.
38 И Саул сказал: "Соберите ко мне всех вождей! Пусть найдут того, кто согрешил сегодня.
39 Я клянусь перед Господом, Который спас Израиль: если даже сын мой совершил этот грех, он должен умереть". Но никто из всего народа не сказал ни слова.
40 Тогда Саул сказал израильтянам: "Вы встаньте с одной стороны, а я и сын мой Ионафан встанем с другой стороны". Народ отвечал: "Как пожелаешь, господин!"
41 И сказал Саул: "Господи, Бог Израиля, почему Ты не отвечаешь рабу Твоему сегодня? Если я или сын мой согрешили, то подай урим, а если народ израильский согрешил, то подай туммим". И указаны были Саул и Ионафан, а народ был свободен.
42 Тогда Саул сказал: "Теперь снова подай знак и укажи, кто из нас виноват: я или сын мой Ионафан". И жребий пал на Ионафана.
43 Саул сказал Ионафану: "Расскажи мне, что ты сделал". Ионафан ответил Саулу: "Я только попробовал немного мёда с конца моей палки, и теперь я готов умереть".
44 Саул сказал: "Я поклялся, что Бог должен наказать меня, если я не исполню своего обещания! Ионафан, ты должен умереть!"
45 Но народ сказал Саулу: "Ионафан привёл сегодня Израиль к великой победе. Так должен ли он умереть!? Не будет этого! И видит Бог, мы клянёмся, что ни один волос не упадет с головы Ионафана, ибо Бог помогал ему сегодня сражаться с филистимлянами!" Так народ спас Ионафана, и он не умер.
46 Саул же не стал преследовать филистимлян, и они разошлись по домам.
47 Саул утвердил свою власть над Израилем и воевал со всеми врагами, живущими вокруг Израиля. Он сразился с Моавом и с аммонитянами, с Едомом, с царём Совы и с филистимлянами. И, куда бы Саул ни пошёл, он всюду поражал врагов Израиля.
48 Саул был очень храбр и спас Израиль от всех врагов, грабивших израильский народ, и разбил даже амаликитян!
49 Сыновей Саула звали Ионафан, Иессуи и Мелхисуа. Имя старшей дочери Саула — Мерова, а имя младшей — Мелхола.
50 Жену Саула звали Ахиноамь. Она была дочерью Ахимааца. Военачальника войска Саула звали Авенир. Он был сыном Нира, дяди Саула.
51 Кис, отец Саула, и Нир, отец Авенира, были сыновьями Авиила.
52 Всю свою жизнь Саул храбро сражался против филистимлян. И когда Саул видел сильного и храброго человека, он брал его в отряд, который окружал и охранял царя.

Новой Женевской Библии

14:3 сын Ахитува, брата Иохаведа. Присутствие члена семьи отвергнутого Богом священника в лагере Саула напоминает об отвержении Богом царского дома самого Саула.

14:6 необрезанных. Т.е. филистимлян. Здесь подчеркивается, что филистимляне не состоят в завете с Богом (и потому не имеют видимого знака завета).

14:10 будет знаком для нас. Ионатан желает действовать только в соответствии с волей Божией и надеется узнать эту волю через знак, который Господь пошлет ему.

14:21 Евреи. См. ком. 4:6.

14:24 а Саул. Правильнее — «поэтому Саул», т.е. народ был «истомлен» не из-за наложенного Саулом заклятия. Оно, напротив, явилось как бы мерой против этого «истомления» (см. предыдущий ком.).

14:27 Ионафан же не слышал. Незнание Ионафана о наложенном его отцом заклятии убедительнее всего объясняется именно исходя из предложенного выше понимания ст. 24 (см. ком.).

14:29 смутил отец мой землю. Недоверие Ионафана к Саулу, выразившееся прежде в его нежелании посвящать отца в план вылазки в стан филистимлян (ст. 1), выливается теперь в открытое осуждение неразумного поступка царя, наложившего на народ ненужное заклятие. Обвиняя Саула в том, что тот «смутил землю», Ионафан тем самым невольно предчувствует результат процедуры бросания жребия (ст. 38−42) и одновременно опровергает его. Жребий, как например в случае с Аханом (Нав 7:16−18), часто бросали с целью определить виновного в том или ином проступке, т.е. того, кто «смущает землю». Ахан, чье имя означает «возмутитель», был, как известно, побит камнями в долине Ахор (в «долине Смуты», Нав 7:25−26). Жребий, о котором будет идти речь в данной главе, укажет на Ионафана как нарушителя заклятия, каковым он, собственно говоря, и является (ст. 42), однако, несмотря на это, подлинным «возмутителем» Израиля оказывается Саул. Об этом говорит Ионафан, и это в результате осознает весь народ.

14:31 до Аиалона. Аиалон находился к западу от Михмаса, т.е. между ним и землями филистимлян. По окружающей Аиалон одноименной долине, судя по всему, они и спасались бегством.

14:33 народ грешит пред Господом, ест с кровью. В ВЗ неоднократно говорите о запрете есть мясо с кровью (напр. Быт 9:4; Лев 3:17; Лев 7:26−27; Лев 17:10, 12; Лев 19:26; Втор 15:23; Иез 33:25).

14:35 то был первый жертвенник, поставленный им Господу. О том, чтобы Саул воздвиг какие-либо еще жертвенники Господу, нигде не говорится. В то же врем древнееврейский текст данного стиха неоднозначен и допускает иное прочтение: «он начал строить жертвенник Господу». Как полагают некоторые толкователи, Саул заложил жертвенник, использовав камень, о котором сказано в ст. 33, однако не завершил его строительства, поскольку увлекся преследованием разбитых филистимлян.

14:36 Священник же сказал. Такая инициатива должна была бы принадлежать царю, а не священнику (по всей видимости, Ахии; ср. ст. 3). То обстоятельство, что с ней все-таки пришлось выступить священнику, вполне соответствует растущему нежеланию Саула руководствоваться указаниями свыше (см. ком. к 14:10).

14:39 Но никто не отвечал ему из... народа. Молчаливое согласие народа (ст. 36: «делай все, что хорошо в глазах твоих»), оборачивается молчаливым протестом при словах Саула о том, что и Ионафан может подвергнуться наказанию смертью.

14:45 Да не будет этого. Из-за упрямства Саула (ср. ст. 39, 44) народ вынужден выбирать между ним и Ионафаном. Жребий указывает на последнего, но именно в нем израильтяне признают человека, через которого в этот день осуществлялось вмешательство Бога в ход земных дел. Неразумные действия Саула (гл. 13) привели его к разрыву с Самуилом, но он не одумался и теперь отталкивает от себя всех, в том числе и собственного сына. Однако изоляция, в которой таким образом оказался Саул, не продлится долго, ибо вскоре Ионафан снова станет его доверенным лицом (20:2), народ опять начнет выказывать свою преданность ему (23:19; 24:1), и даже Самуил возобновит отношения с ним (гл. 15).

14:47−51 В этих стихах приводится перечень военных деяний Саула (ст. 47−48). Во многом сходен с этим местом рассказ о победах Давида (2Цар гл. 8), но кроме сходства, между этими местами есть и одно весьма значимое отличие: о Сауле не говорится того, что повторится не раз о Давиде: «хранил Господь Давида везде, куда бы он ни ходил» (2Цар 8:6, 14).

14:52 упорная война. См. ком. к 7:13.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.