1 Царств 2 глава

Первая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Анна сказала: "Возрадовалось сердце моё в Господе! Вознёсся рог мой в Боге моём! Я смеюсь над моими врагами. Я счастлива в своей победе!
2 Нет Бога столь святого, как Господь. Кроме Тебя другого Бога нет! И нет твердыни, подобной Богу нашему.
3 Не продолжайте речей надменных! Не говорите дерзких слов! Ибо Господь — Бог, знающий всё. Он ведёт и судит народ.
4 Луки сильных ломаются! И слабые становятся сильными!
5 Кто раньше был сыт, работает, хлеб добывая. Кто раньше голодал, сейчас еды имеет вдоволь! Женщина, которая была бесплодна, сейчас имеет семеро детей! А многодетная изнемогает, потеряв своих детей.
6 Господь даёт людям смерть и дарует жизнь, низвергает в преисподнюю и снова к жизни возводит.
7 Господь делает нищим и приносит богатство, унижает и возвышает.
8 Господь из праха поднимает бедных. Он возвышает их до уровня вельмож, даёт в наследство славы им престол. Господь сотворил вселенную, и она принадлежит Ему!
9 Господь покровительствует святым Своим и не даёт им оступиться. Беззаконные же будут разбиты и исчезнут во тьме. Сила им не поможет.
10 Господь стирает с земли врагов Своих. Бог Всевышний с небес возгремит на них. Господь будет судить во всех концах земли, даст могущество Своему царю и избранному Им царю даст силу".
11 Елкана с семьёй пошёл домой в Раму, а мальчик остался в Силоме служить Господу при священнике Илии.
12 Сыновья Илия были люди плохие. Они не любили Господа.
13 Они не заботились о долге священника перед народом. Вот, что священники должны были делать: каждый раз, когда кто-то приносил жертву, священник должен был положить мясо в котёл с кипящей водой. Затем помощник священника приносил специальную вилку с тремя зубцами
14 и этой вилкой доставал немного мяса из котла. Священник брал себе только то мясо, которое накололось на вилку. Так священники должны были поступать во время каждого жертвоприношения в Силоме.
15 Но сыновья Илия не делали этого. Даже прежде, чем сжигали жир на алтаре, слуги священника говорили людям, приносившим жертву: "Дай священнику мяса на жаркое. Священник не возьмёт у тебя варёного мяса, а только сырое".
16 И если люди, приносившие жертву, говорили: "Сожгите сначала жир, а потом можете брать себе всё, что хотите", то слуги священника отвечали: "Нет, дай нам мяса сейчас, а если не дашь, то мы силой возьмём его у тебя!"
17 Таким образом Офни и Финеес показывали своё непочтение к жертвоприношениям Господу, и это был великий грех!
18 А Самуил служил Господу. Он был молодым помощником, который носил ефод.
19 Каждый год мать Самуила шила ему малую верхнюю одежду и приносила её, когда приходила с мужем в Силом для приношения ежегодной жертвы.
20 И благословил Илий Елкана и жену его и сказал: "Пусть Господь даст тебе ещё детей от Анны, и они займут место мальчика, о котором молилась Анна, и которого ты отдал Господу". Елкана и Анна вернулись домой.
21 Господь был добр к Анне, и она родила еще трёх сыновей и двух дочерей. А отрок Самуил рос возле Господа.
22 Илий был очень стар. Он постоянно слышал о том, как поступают его сыновья со всеми израильтянами в Силоме. Он слышал и о том, что его сыновья спят с женщинами, которые собираются у входа в палату собрания.
23 Илий сказал сыновьям: "Я слышу от всего народа плохие речи о вас. Почему вы позволяете себе это?
24 Дети мои, не поступайте так. Плохая молва идёт о вас среди народа Господа.
25 Если человек согрешит против другого человека, Бог может помочь ему. Но если человек согрешит против Господа, кто тогда сможет ему помочь?" Но сыновья Илия не хотели прислушаться к голосу своего отца. И Господь решил предать их смерти.
26 Отрок же Самуил продолжал расти и радовал Господа и людей.
27 И пришёл человек Божий к Илию и сказал ему: «Так говорит Господь: "Твои предки были рабами в семье фараона. Но Я тогда открылся дому твоего отца.
28 Из всех израильских родов Я выбрал твой род. Я выбрал их Себе в священники, чтобы они приносили жертвы на Моём алтаре, чтобы жгли фимиам и носили ефод. Я давал твоей семье мясо от всех жертв, которые народ Израиля приносил Мне.
29 Так почему же вы не чтите эти жертвы и приношения? Ты предпочитаешь Мне своих сыновей и жиреешь от лучших частей мяса, которое народ Израиля приносит Мне"».
30 Затем человек Божий сказал: «Господь, Бог Израиля, обещал, что семья отца твоего вечно будет служить Ему. Но сейчас Господь говорит: "Этого никогда не будет! Я прославлю тех, кто прославляет Меня, но худо будет тому, кто отказывается Меня почитать.
31 Наступит время, когда Я уничтожу всех твоих потомков, и никто в твоей семье не доживёт до старости.
32 Израиль будет процветать, но ты будешь видеть бедствия дома своего. Никто в твоей семье не доживёт до старости.
33 Лишь одного Я оставлю служить священником у Моего алтаря. Он доживёт до глубокой старости. Он будет жить, пока глаза его не ослепнут, и пока силы не оставят его. Все твои потомки умрут от меча.
34 Я дам тебе знамение, которое покажет, что всё это совершится. Оба твои сына, Офни и Финеес, умрут в один день.
35 Я выберу себе верного священника. Он будет прислушиваться ко Мне и поступать так, как Я захочу. Я сделаю его род сильным, и он вечно будет служить перед Моим помазанником.
36 И каждый оставшийся из твоей семьи, придёт кланяться этому священнику и будет умолять его дать ему немного денег или кусок хлеба." Он скажет: "Дай мне какую угодно работу священника, чтобы только мне иметь пропитание"».

Новой Женевской Библии

2:1−10 Молитва Анны о даровании ей сына была услышана Господом, и она, исполнив данный ею обет, возносит Ему ликующую песнь благодарения. Воспевая в ней всемогущество Божие и Его милость к смиренным духом, Анна открывает основные темы книг Царств. Темы всемогущества Божиего, Его милости и спасительной помощи Своему народу снова звучат в конце Второй книги Царств (гл. 22) в благодарственной песне Давида. Эти две песни, таким образом, представляют собой своего рода поэтическое обрамление первых двух книг Царств. Однако тематическая преемственность не ограничивается пределами этих книг и даже пределами ВЗ — новозаветная благодарственная песнь Марии («Величит душа Моя Господа», Лк 1:46−55) продолжает хвалу, воспетую Анной: обе песни начинаются ликующими словами о Боге Спасителе (ст. 1; Лк 1:46−48), в обеих превозносятся единство и святость Божий (ст. 2; Лк 1:49−50), порицается надменная гордыня (ст. 3; Лк 1:51), отмечается переменчивость человеческих судеб, объясняемая их зависимостью от всесильного Божественного вмешательства в их ход (ст. 4−8; Лк 1:52−53), а также постоянная забота Господа о тех, кто хранит Ему верность (ст. 9; Лк 1:54−55). В последнем стихе своей песни Анна говорит о том, что, хотя человек и бессилен перед Богом, Сам Бог укрепит и придаст силы Своему царю, Своему помазаннику (ст. 9 и 10). Подобно большинству древнееврейских псалмов, благодарственная песнь Анны составлена таким образом, что абстрактные выражения в ней явно преобладают над конкретными деталями, — благодаря этому, как и псалмы, она не привязана жестко к одному какому-то случаю, но могла исполняться в самых разных ситуациях.

2:1 молилась Анна. В тексте не содержится никаких указаний на то, была ли благодарственная песнь сочинена самой Анной, или же она просто применила к своему случаю уже существовавший псалом.

рог. Метафора со значением чести, славы, хвалы. В 2Цар 22:3 Давид, восхваляя Господа, говорит о Нем: «щит мой, рог спасения моего».

2:2 нет твердыни. Это слово обозначает силу и всевластие Божии и передает идею уверенности, безопасности и спасения всех, кто полагается на Него.

2:3 Господь есть Бог ведения. Очевидно, в данном случае речь идет о «ведении» Богом истинной природы человеческих поступков (Нав 22:22; Пс 43:22; Пс 93:11), но одновременно может подразумеваться и Его абсолютная власть унизить или возвысить человека (ср. ст. 7).

2:5 рождает семь раз. Анна родила только шестерых детей (ст. 21). Число «семь» воплощает в себе идеал полноты и завершенности (Руфь 4:15).

2:6 Господь... низводит в преисподнюю и возводит. Ср. Втор 32:39 и Пс 29:4.

2:9 не силою крепок человек. Успех человеку приносят не его личные сила и отвага, а сопутствование ему Господнего благоволения. Наиболее зримый пример этого — избрание Богом Давида, младшего из сыновей Иессея (гл. 16) и победа Давида над гигантом из войска филистимлян (гл. 17) и др.

2:10 царю Своему. Упоминание о царе Господнем предрекает центральное для первых двух книг Царств событие — установление в Израиле монархической формы правления, подразумевая тем самым, что идея царской власти, при условии правильного понимания ее природы, не несет в себе ничего плохого. О том, что Израиль рано или поздно будет иметь над собой царя, неоднократно говорится в Пятикнижии (напр., Быт 49:10; Чис 24:7, 17−19; Втор 17:14−20).

помазанника Своего. Священное помазание в древнем Израиле свершали над священниками (Исх 30:22−33), но в конце концов титул «помазанника Божиего» или просто «помазанника» закрепился за царями. Помазание означало освящение и наделение полномочиями на божественное служение. Кроме того, помазание обещало вставшему на божественное служение помощь свыше для достойного исполнения его. «Помазанник Божий» — наиболее часто употребляемый в книгах Царств (напр., 1Цар 2:35; 1Цар 12:3, 5; 1Цар 16:6; 1Цар 24:6) и Псалтири (напр., Пс 2:2 и 17:51) царский титул. В данном стихе — первый случай такого употребления, хотя представление о помазании царя засвидетельствовано уже в притче Иофама (Суд 9:8, 15). Транслитерацией древнееврейского слова, обозначающего «помазанник», является вошедшее в европейские языки слово «мессия». То же значение имеет и греческое Христос.

2:12 не знали. В древнееврейском тексте здесь использовано то же слово, что и в 3:7, благодаря чему возникает противопоставление сыновей Илия юному Самуилу.

2:13 долга священников. См. Лев 7:28−36; Втор 18:3.

2:15 прежде, нежели сожигали тук. Со времени приношения Авелем «от первородных стада своего и от тука их» (Быт 4:4) тук, т.е. жир, считался лучшей частью жертвенного животного. В качестве лучшей части он, естественным образом, предназначался Богу. Священникам предписывалось сжигать тук на жертвеннике, производя этим приятное Господу благоухание (Лев 3:16; Лев 7:31). Употреблять же его в пищу, как и кровь, строжайше воспрещалось (Лев 3:17; ср. 7:33; Иез 39:19; Иез 44:7, 15); о тех, кто вздумал бы нарушить этот запрет, сказано: «истребится душа та из народа своего» (Лев 7:25).

2:18 Отрок же Самуил. Злоупотреблениям сыновей Илия противопоставляете благочестивое служение как Самуила, так и самого престарелого Илия, должным образом благословляющего Елкану и его жену (ст. 20).

льняной ефод. Своего рода передник, бывший частью облачения священника при исполнении им обязанностей в храме (ср. 22:18). Ефод, в частности, был на царе Давиде во время торжественного перенесения ковчега завета в Иерусалим (2Цар 6:14; см. ком. к 2:28).

2:19 Верхнюю одежду. Поверх льняного ефода священники надевали особого рода верхнюю одежду, в ношении которой также заключался некий сакральный смысл. Данное место — не единственное в книге упоминание об одежде Самуила. Так, например, когда Саул отрывает кусок одежды пророка, тот объясняет это происшествие как знамение того, что Господь отторгнет от Саула его царство (15:27−28). В 28:14 Саул узнает Самуила, когда ему сообщают о «престарелом муже, одетом в длинную одежду» (см. ком. к 19:24).

2:20 даст тебе Господь... ты отдал Господу. Эти слова Илия перекликаются со словами Анны (1:27−28). Оба слова имеют основу, от которой образовано им «Саул» (см. Введение: Характерные особенности и темы).

2:21 возрастал у Господа. Это же древнееврейское выражение, использовано в ст. 26 в составе фразы: «в благоволение у Господа и у людей».

2:22 слышал все. Илий знал, но бездействовал.

спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. Сакральная проституция однозначно возбранялась Господом (Втор 23:17−18), но несмотря на это продолжала практиковаться представительницами коренного населения Ханаана, из-за чего израильтяне постоянно рисковали навлечь на себя гнев Божий (3Цар 14:23−24; 3Цар 15:12; 4Цар 23:7; Ос 4:14).

2:25 помолятся о нем Богу. Когда речь идет о заступничестве за согрешившего против ближнего своего, тогда оно может способствовать прощению провинившегося, но у согрешившего против самого Бога на прощение нет никакой надежды (за исключением отдельных экстраординарных ситуаций вроде описанной в Исх 32:7−14). Грехи сыновей Илия были обращены в первую очередь именно против Бога (ст. 17), и поэтому они были заведомо обречены.

Господь решил уже предать их смерти. Это утверждение всевластия Божиего не противоречит положению о свободе человеческой воли и о сопряженной с этой свободой ответственностью. Классическим для Библии примером взаимодействия Божиего всевластия и человеческой свободы воли являются неоднократные упоминания в книге Исход об ожесточении сердца фараона. Для ситуации с дурными людьми верным, по всей видимости, является следующий принцип: если человек грешит последовательно, при этом целиком осознавая свою греховность, Бог рано или поздно лишает его способности перемениться (Нав 11:20; Рим 1:24, 26, 28).

2:26 приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей. Слово «возраст», значение которого не ограничивается здесь физическим взрослением, прообразует тему, позже получающую развитие в противопоставлении Саула и Давида (см. ком. к 9:2). Данная фраза, помимо прочего, привлекла внимание евангелиста Луки (2:52), посчитавшего ее подходящей для описания взросления Христа (ср. Притч 3:4).

2:27 человек Божий. Это словосочетание используется, как правило, наравне со словом «пророк» (см., напр., 9:8−11; 3Цар 13:15−18; 4Цар 5:8; 4Цар 6:10−12), или даже вместо слова «посланник (ангел)» (Суд 13:3−6).

дому отца твоего... в Египте. Генеалогии Илия в ВЗ не приводится, однако из ст. 28 можно заключить, что он являлся потомком Аарона. То обстоятельство, что Бог открыл Себя предкам Илия и из всех колен Израиля именно их избрал в священники еще во времена египетского рабства, т.е. оказал им величайшее благодеяние еще до исхода и до откровения на горе Синай, лишний раз подчеркивает, сколь неблагодарным проявил себя дом Илиев во времена пророка Самуила.

2:28 чтобы носил ефод. Упоминаемый здесь «ефод» следует отличать от льняного ефода, о котором говорится в ст. 18, поскольку в данном случае речь идет о первосвященническом ефоде (Исх 28:4−30). К последнему крепился «судный наперсник» (Исх 28:15−30) с уримом и туммимом, служивший для определения, какова в том или ином случае была Божия воля.

И не дал ли Я. Как в ВЗ (напр., Чис 18:8; Втор 18:1), так и в НЗ (напр., 1Кор 9:13−14; 1Тим 5:17−18) неоднократно говорится о том, что Бог заботится о материальном благосостоянии Своих служителей.

2:29 предпочитаешь Мне сыновей своих. Хотя наиболее тяжкие проступки лежат на душе сыновей Илия, а не на его собственной, сам Илий в полной мере достоин порицания. Будучи отцом и умудренным опытом священником, он имел в своем распоряжении и иные средства, кроме слов, чтобы влиять на сыновей (см. ст. 23−25). Его неспособность заставить их исправиться и понимается теперь как предпочтение сыновей Господу (ст. 30).

2:30 вовек. В данном контексте это слово имеет значение не «вечно», а «долго». будут посрамлены. Те, кто предпочитает Господа (см. ком. к 2:29), будут, в свою очередь, предпочтены Им. Те же, кто «бесславят» Его, будут Им «посрамлены» (букв.: «признаны легковесными»).

2:31 не будет старца в доме твоем. Истребление дома Илиева начинается с гибели обоих его сыновей (4:11) и его собственной смерти (4:18). Продолжает его устроенная Саулом резня священников в Номве (22:17−19). Последним же ударом явится отстранение Соломоном первосвященника Авиафара от храмового служения (3Цар 2:26−27).

2:32 бедствие жилища Моего. Древнееврейский текст ст. 32 труден для прочтения, и к тому же ст. 31 и 32 отсутствуют как в Септуагинте, так и в Свитках Мертвого моря. Если все-таки перевод «бедствие жилища Моего» верен, то можно говорить о том, что эти слова являются указанием на захват ковчега филистимлянами (4:1−11) и на разрушение дома Божиего в Силоме (Иер 7:13−14).

2:34 знамение. Пророческие слова часто получали подтверждения в виде знамений (ср. 10:7, 9; 3Цар 13:3, 5; 4Цар 19:29; 4Цар 20:8−9).

2:35 священника верного. Верный священник — это тот, кто сердцем пребывает в согласии с волей Божией, а умом — с замыслом Его, во всех ситуациях поступая соответствующим образом. Такую верность (букв.: «прочность», «твердость») священника Бог наградит, сделав его основателем верного («твердого») дома. Есть основания предположить, что предреченное Господом сбывается в Самуиле, в действительности же оно в полной мере исполнилось в Садоке, священствовавшем при Давиде вместе с Авиафаром (2Цар 8:17), а затем возвысившемся в царствование Соломона (см. ком. к 2:31; 3Цар 2:35). Потомки Садока были первосвященниками в храме Соломона, и оставались таковыми в храме, восстановленном после вавилонского плена.

пред помазанником Моим. Это второе, после слов Анны, указание на скорое установление в Израиле института царской власти (см. ком. к ст. 10).

2:36 из-за... куска хлеба... пропитание. В обвинительных речах пророков, как правило, указывалось на наказание, соответствовавшее каждому конкретному преступлению. В данном случае, безусловно, имеется в виду чревоугодие сыновей Или (см. ст. 12−17 и особ. ст. 29: «утучняли себя»).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.