К Римлянам 9 глава

Послание к Римлянам
Cовременный перевод WBTC → Учебной Библии МакАртура

Cовременный перевод WBTC

1 Истинy говорю во Христе. Я не лгу, и пусть моя совесть, освящённая Духом Святым, будет мне в этом свидетелем:
2 в сердце моём великая печаль и боль за народ иудейский.
3 Ибо близок я к тому, чтобы себе самому пожелать оказаться отлучённым от Христа, ради спасения моих братьев, моих соплеменников,
4 израильтян. Они — избранные дети Божьи, им принадлежит право быть признанными детьми Божьими, увидеть славу Божью и принять соглашение, заключённое Богом со Своим народом. Им был дарован закон Моисея и истинный обряд богослужения, им Бог дал обещания.
5 Это они — потомки наших великих отцов, они — земная семья Христа, Бога над всем, благословенного вовеки. Аминь!
6 И не то, чтобы обещанное Богом не исполнилось; ведь не все, кто произошёл от Израиля, на самом деле израильтяне.
7 И если они — потомки Авраама, то это ещё не значит, что все они — истинные дети Авраамовы. Ибо, как сказал Бог: "Твоим единственным законным сыном будет Исаак".
8 Это означает, что не все потомки Авраама — истинные дети Божьи, а лишь те, кто родился во исполнение Божьего обещания Аврааму.
9 Обещание же гласило: "В назначенное время Я возвращусь, и у Сарры родится сын".
10 И это ещё не всё. Ревекка также имела сыновей, у которых был один отец, наш предок Исаак.
11 И перед тем как родились оба сына, ещё до того, как они совершили что-либо хорошее, или дурное, Бог сказал Ревекке: "Старший сын будет служить младшему".
12 Бог сказал это ещё до их рождения, потому что мальчик, которого Он избрал, был избран на основании того, что Бог решил избрать его во исполнение Своего намерения призвать именно его, а не на основании того, что мальчики совершили.
13 Как сказано в Писании: "Я любил Иакова, но ненавидел Исава".
14 Что же сказать теперь? Ведь Бог не бывает несправедлив, не так ли? Разумеется, не бывает!
15 Ибо сказал Он Моисею: "Я помилую того, кого Сам решу помиловать, и сжалюсь над тем, над кем Сам решу сжалиться".
16 Это значит, что Бог выбирает, кому из людей оказать милость, независимо от человеческих усилий.
17 Но, согласно Писанию, Бог сказал фараону: "Я сделал тебя царём для того, чтобы через тебя явить всем силу Мою, и имя Моё было проповедано по всей земле".
18 Так вот, Бог проявляет милость к тому, кого Сам избирает для милости Своей, и ожесточает тех, кого Сам выбирает для этого.
19 Вы, может быть, скажете мне: "Если Бог руководит нашими поступками, то почему же, в таком случае, Он винит нас? Кто станет противиться воле Его?"
20 Да, но кто же ты, человек, чтобы задавать такие вопросы Богу? Ведь не спрашивает же глиняный горшок у горшечника: "Почему ты создал меня таким?"
21 И разве глина не подвластна воле горшечника, когда он превращает кусок глины в особый сосуд или в простой кувшин?
22 Бог хотел проявить Свой гнев и показать Свою силу, но Бог проявил большое терпение по отношению к людям, которые вызывали у Него гнев и которым было назначено уничтожение.
23 Он терпел, чтобы проявить Свою безграничную милость к людям, которые должны были стать воспреемниками Его милосердия и которых Он приготовил к принятию славы.
24 Мы именно те люди, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников. Так может ли кто возражать против деяний Бога во всей Его силе?
25 Как сказано в книге Осии в Писании: "Тех, кто не принадлежит к народу Моему, Я назову Своим народом, и нелюбимый народ Я назову любимым".
26 "И в том же самом месте, где, как сказал Бог: "Вы — не Мой народ", в том самом месте их назовут детьми живого Бога".
27 И Исайя восклицает по поводу Израиля: "Даже если дети Израиля числом своим подобны песчинкам на дне морском, то только небольшое число их будет спасено,
28 ибо Господь исполняет Свой суд над людьми на земле быстро".
29 И, как предсказал Исайя: "Если бы Господь Всемогущий не оставил нам потомков, то ныне мы уподобились бы Содому и стали, как Гоморра".
30 Что же сказать теперь? Мы приходим к заключению, что язычники, не искавшие праведности, всё же обрели праведность через веру.
31 Но народ Израиля, следовавший указаниям закона, который мог привести к оправданию перед Богом, не преуспел в этом.
32 Почему же? Потому, что они искали оправдания перед Богом не через веру, а через свои дела. Они не доверились Богу и споткнулись о камень преткновения,
33 как и сказано в Писании: "Смотри же, я положу в Сионе камень преткновения, камень, о который спотыкаются грешники, но, кто верит в Него, не устыдится".

Учебной Библии МакАртура

9:1 совесть См. пояснение к 2:15.
в Духе Святом На совесть можно полагаться только тогда, когда она находится под контролем Духа Святого; сама она является несовершенной и ее предупреждения должны проверяться по Слову Божьему (ср. 1Кор 4:3−5).

9:3 быть отлученным Греческое слово анафема, означающее «предать разрушению в вечном аду» (ср. 1Кор 12:3; 1Кор 16:22; Гал 1:8−9). Хотя Павел понимает, что обмен, о котором он говорит, невозможен (8:38−39; Ин 10:28), он искренне выражает глубокую любовь к своим соплеменникам иудеям (ср. Исх 32:32).

9:4 Израильтян Потомки Авраама через Иакова, которому Бог дал новое имя — Израиль (Быт 32:28).
усыновление Не в смысле гарантии спасения каждому рожденному иудеем (см. пояснение к 8:15−23; ср. 9:6), но изначального избрания целой нации для получения Его особого призыва, завета и благословения для служения в роли Его народа — свидетеля (Исх 4:22; Исх 19:6; Ос 11:1; ср. Ис 46:3−4).
слава Облако славы (шекина), которое отображало присутствие Божье в Ветхом Завете (Исх 16:10; Исх 24:16−17; Исх 29:42−43; Лев 9:23). Его слава присутствовала в святое святых как в ковчеге, так и в храме — тронном зале Яхве, Царя Израиля (Исх 25:22; Исх 40:34; 3Цар 8:11).
заветы См. пояснение к Быт 9:16. Завет — это обещание, соглашение или контракт, имеющее силу закона. В Новом Завете это слово трижды употребляется во множественном числе (Гал 4:24; Еф 2:12). Все, за исключением одного, заветы Бога с человеком носят вечный и односторонний характер. Это значит, что Бог пообещал совершить нечто, основанное на Его собственном характере, а не на ответе или действии партнера по соглашению. Всего имеется 6 библейских заветов:
1) завет с Ноем (Быт 9:8−17),
2) завет с Авраамом (Быт 12:1−3; см. пояснение к 4:13),
3) завет закона, данного через Моисея на Синае (Исх 19−31; ср. Втор 29−30),
4) священнический завет (Чис 25:10−13),
5) завет о вечном царстве через величайшего сына Давидова (2Цар 7:8−16) и
6) Новый Завет (Иер 31:31−34; Иез 37:26; ср. Евр 8:6−13).
Все заветы вечны и односторонни за исключением Моисеева завета, поскольку грех Израиля отменил его, и он был заменен Новым Заветом (ср. Евр 8:7−13).
богослужение Лучше было бы перевести «храмовое служение», потому что имеется в виду вся система жертвоприношений и обрядов, которую Бог открыл через Моисея (ср. Исх 29:43−46).
обетования Возможно, здесь подразумевается обещанный Мессия, Который произойдет из Израиля и принесет вечную жизнь и вечное царство (ср. Деян 2:39; Деян 13:32−34; Деян 26:6; Гал 3:16, 21).

9:5 отцы Патриархи Авраам, Исаак и Иаков, через которых исполнилось обещание о Мессии.
Христос... Бог, благословенный во веки Прежде всего имеется в виду не благословение, а утверждение наивысшей Божественности Христа.

9:6 слово Божие Имеются в виду особые привилегии и обетования, которые Бог явил Израилю (ст. 4; ср. Ис 55:11; Иер 32:42).
не все те Израильтяне, которые от Израиля Не все физические потомки Авраама являются истинными наследниками обетования. (см. пояснения к 2:28−29).

9:7 Чтобы проиллюстрировать суть ст. 6, Павел напоминает читателям, что всеобъемлющие обетования, данные Аврааму, не имели в виду каждого его потомка по крови, но только продолжателей рода Исаака. Ср. Быт 21:12.
дети Только потомки Исаака могли называться детьми Авраама, наследниками обетования для великого народа (Быт 17:19−21).

9:8 плотские дети Другие дети Авраама от Агари и Хетуры не были избраны для унаследования данного ему обета.
дети Божии Павел подчеркивает тот факт, что не все дети Авраама принадлежали к реальному народу Божию, т. е. народу Израильскому. Точно также не все истинные дети Авраама через Исаака являются истинным духовным народом Божиим, наследующим обетования, данные духовным детям Авраама (4:6, 11; ср. 11:3−4).

9:9 Цитата из Быт 18:10.

9:11 родились Близнецы Иаков и Исав.
не сделали ничего доброго или худого Бог избрал Иакова вместо Исава для продолжения рода не на основании его личных достоинств или недостатков.
изволение Божие в избрании То, что выбор Божий пал на Иакова, объясняется лишь Его изначальным планом и является идеальным примером избрания к спасению. Бог избрал некоторых иудеев и некоторых язычников — но не всех — к спасению.

9:12 не от дел, но от Призывающего Тот факт, что Бог остановил Свой выбор на Иакове до рождения его и его брата без учета каких-либо личных достоинств показывает, что избрание к духовной жизни не связано ни с какими человеческими усилиями и основывается исключительно на прерогативе Бога, Который и делает Свой выбор (см. пояснение к 8:19; ср. 1Кор 1:9). Далее цитируется Быт 25:23.

9:13 Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел Цитата из Мал 1:2−3. Главное в этом стихе — не выражение ненависти к Исаву и его потомству. Малахия, который написал эти слова через более, чем 1500 лет после смерти братьев, сравнивал их потомков (Израиля и Едома), которые вышли из их лона. Бог избрал одного для Своего благословения и покровительства, а другого оставил для высшего суда.

9:14 Неужели неправда у Бога? Павел в очередной раз предвосхищает возражения своих читателей: если Бог должен был избрать некоторых людей к спасению и поставить их над другими независимо от их заслуг и поступков, то Он поступал произвольно и несправедливо (ср. Быт 18:25; Пс 7:10; Пс 47:11; Пс 70:19; Пс 118:137, 142; Иер 9:23−24).

9:15 Цитата из Исх 33:19. В ответ на обвинение в том, что учение о суверенном выборе Божьем противоречит Его справедливости, Павел приводит это место из Ветхого Завета, которое ясно говорит о том, что Бог абсолютно свободен в Своих решениях и избирает тех, кто будет спасен, не изменяя Своей совершенной природе. Он определяет, кто получит Его милость.

9:16 помилование Божье избрание определяет людей к вечной жизни (см. пояснение к 8:29).
желающего Спасение инициируется не человеческим выбором — даже вера есть дар Божий (см. пояснение к 1:16; ср. Ин 6:37; Еф 2:8−9).
от подвизающегося Спасение нельзя заслужить человеческими усилиями (см. пояснение к ст. 11).

9:17 Цитата из Исх 9:16. Как и в ст. 15, здесь приводится цитата из ВЗ, показывающая, что Бог по Своему изволению избирает, кто будет служить Его целям и как.
поставил тебя Имеется в виду движение вперед или вверх. Этим словом часто обозначалось возвышение отдельных личностей или народов (ср. Ав 1:6; Зах 11:16). Несомненно, фараон считал, что его положение и поступки исходили из свободного выбора и поставленных им целей, но в действительности он был поставлен для того, чтобы служить цели Божьей.
имя Мое Всеобъемлющая сущность Бога (ср. Исх 34:5−7).

9:18 Своей могущественной рукой Бог освободил Израиль из-под власти фараона, явив две важнейшие истины. И Моисей, и фараон были грешниками, причем убийцами, в равной степени достойными гнева Божьего и Божьей кары. Но Моисей получил от Бога милость, а фараон получил осуждение, потому что такова была воля Бога Вседержителя (ср. 11:7; Нав 11:18−20; 1Фес 5:9; 2Пет 2:12).
ожесточает Греческое слово буквально означает сделать что-то твердым или прочным, но часто оно употреблялось и в переносном смысле и означало проявление упрямства. В Исх 10 раз говорится о том, как Бог ожесточает сердце фараона (напр. 4:21; 7:3, 13) и несколько раз о том, что фараон ожесточает свое собственное сердце (напр. 8:32; 9:34). Это не значит, что Бог намеренно творил в сердце фараона неверие или какое-либо другое зло (ср. Иак 1:13). Он просто убирал Свое влияние, которое обычно противостояло греху и позволял злому сердцу фараона полностью отдаваться греху (ср. 1:24, 26, 28).

9:19 за что же еще обвиняет? Возникает возражение: как может Бог обвинять человека в грехе и неверии, если Он предопределил свыше его судьбу?

9:20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Форма ответа Павла ясно показывает, что он обращается не к тем, кто искренним сердцем ищет ответа на очень трудный вопрос, а к тем, кто ищет оправдания своим грехам и неверию.

9:20−21 Приводя известный из Ветхого Завета пример с горшечником (ср. Ис 64:6−8; Иер 18:3−16), Павел показывает, что неразумно и губительно человеку ставить под сомнение выбор Божий ко спасению отдельных грешников, как невозможно горшку задавать вопросы о целях горшечника.

9:22−23 В этих стихах не предполагается определить природу зла или объяснить, почему Бог допускает его, но в них даются три причины, по которым Он допускает его присутствие и действие:
1) чтобы явить Свой гнев;
2) чтобы показать Свою власть и
3) продемонстрировать неисследимое богатство своей милости.
Одни получают заслуженную справедливость (6:23), другие получают милость даром благодати.

9:22 Что же, если Этими словами начинается констатация факта в форме риторического вопроса.
желая Греческое слово носит оттенок божественного намерения, а не обычного желания.
щадил По справедливости Бог мог бы уничтожать грешника после первого его согрешения, но Он долготерпит и не воздает сразу же за каждый грех вечную кару. См. пояснение к 2:4.
сосуды гнева Возвращаясь к примеру горшечника, Павел говорит о тех, кого Бог не избрал ко спасению, но скорее допустил, чтобы они несли справедливое возмездие за свой грех — гнев Божий (см. пояснение к ст. 18).
готовые к погибели Бог не делает людей греховными, а в ответ на их своеволие оставляет их в избранном ими грехе (см. пояснение к ст. 18).

9:23 славы Величие Его характера особенно ощутимо в благодати, милости, сострадании и прощении, которые Он дарует грешникам через Христа.
сосудами милосердия Избранные Им ко спасению.
которые Он приготовил Имеется в виду Божественное избрание (см. пояснение к ст. 29).

9:25−33 В заключение Павел говорит о том, что неверие Израиля не входит в планы Божии относительно искупления, приводя места из Ветхого Завета, говорящие о предсказаниях пророков по этому поводу (8:25−29) и обоснованиях веры (ст. 30−33).

9:25−26 Павел цитирует Ос 1:9−10; Ос 2:23. Осия говорит о великом восстановлении Израиля для Бога, а Павел подчеркивает, что за таким восстановлением стоит нынешнее противление Богу. Именно поэтому неверие Израиля соответствует ветхозаветным откровениям.

9:27−28 См. Ис 10, 22−23. Исаия пророчествовал о поражении и рассеянии Южного царства Иудеи, которое Бог допустит по причине неверия. Павел указывает на то, что предсказанное Исаией рассеяние будет лишь прообразом отвержения Израилем Мессии и последующего разрушения и рассеяния Израиля.

9:29 См. Ис 1:9. Опять же от гнева Божьего спасется лишь часть Израиля и лишь по Его милости.
Господь Саваоф Ср. Иак 5:4. В Ветхом Завете это слово означало «Господин воинств», т. е. верховную и безграничную власть Бога.

9:30−32 В заключение темы о Божественном выборе Павел напоминает своим читателям, что хотя Бог избирает одних на получение Его милости, Он не является причиной того, что другие получают осуждение, и ничего не делает к их погибели; причина заключается в их неверии в благую весть (ср. 1Фес 2:10). Грешники осуждены за их собственные грехи, наивысшим из которых является отвержение Бога и Христа (ср. 2:2−6, 9, 12; Ин 8:21−24; Ин 16:8−11).

9:30 праведность от веры Праведность, которая идет от Бога на основании веры (см. пояснение к 1:17).

9:31 закона праведности Праведность, заслуженная соблюдением закона (ср. 3:20; см. пояснение к 8:3).

9:32 не в вере См. пояснения к 3:21−24.
делах закона Исполнение всего, предписанного законом (ср. Гал 2:16; Гал 3:2, 5, 10).

9:33 См. Ис 8:14 и Ис 28:16. Задолго до прихода Христа ветхозаветные пророки предсказывали, что Израиль не примет Мессию, показав еще раз, что его неверие полностью совпадает с Писанием.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.