1 Летопись 5 глава

Первая книга Летопись
Cовременный перевод WBTC → Толкование Мэтью Генри

Cовременный перевод WBTC

1 Рувим был первым сыном Израиля. Рувим должен был получить особые привилегии старшего сына. Но Рувим имел половую связь с женой своего отца. И его первенство было отдано сыновьям Иосифа. В семейной летописи имя Рувима не записано как имя старшего сына.
2 Иуда стал сильнее своих братьев, и поэтому из его семьи вышли вожди, но остальные привилегии старшего сына получила семья Иосифа.
3 Сыновья Рувима: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми.
4 Вот имена потомков Иоиля: Шемая был сыном Иоиля, Гог был сыном Шемаи, Шимей был сыном Гога,
5 Миха был сыном Шимея, Реаия был сыном Михи, Ваал был сыном Реаии,
6 Беера был сыном Ваала. Феглафелласар, царь Ассирийский, заставил Беера оставить свою родину, и Беера стал пленником царя. Беера был вождём племени Рувима.
7 Братья Иоиля и все их племена перечисляются так, как они записаны в семейных летописях: Иеиель был старшим сыном, затем Захария
8 и Бела. Бела был сыном Азаза. Азаз был сыном Шемы. Шема был сыном Иоиля. Они жили в Ароере на территории Нево и Ваал-Меона.
9 Народ Белы жил к востоку до самой границы пустыни, возле реки Евфрата. Они жили там потому, что у них было большое количество скота в Галаадской земле.
10 Когда Саул был царём, народ Белы воевал с агарянами. Они разбили агарян. Люди Белы жили в шатрах, которые принадлежали агарянам, и прошли по всей восточной стороне Галаада.
11 Люди из колена Гада жили возле племени Рувима. Они жили в земле Васанской, на всём протяжении до города Салхи.
12 Иоиль был первым вождём в Васане, а Шафан был вторым вождём. Затем вождём стал Иаанай.
13 Семь братьев в их семьях были Михаил, Мешуллам, Шева, Иорай, Иаакан, Зия и Евер.
14 Эти люди были потомками Авиахаила. Авиахаил был сыном Хурия. Хурия был сыном Галаада. Галаад был сыном Михаила. Михаил был сыном Иешишая. Иешишай был сыном Иахдо. Иахдо был сыном Буза.
15 Ахи был сыном Авдиила. Авдиил был сыном Гуниевым. Ахи был вождём их племени.
16 Люди из колена Гаада жили на территории Галаада. Они жили в Васане, в маленьких городах вокруг Васана и на всех полях вокруг Сарона, до самых границ.
17 Во времена Иоафама и Иеровоама имена всех этих людей были записаны в семейной летописи Гада. Иоафам был царём Иудейским, и Иеровоам был царём Израильским.
18 У половины племени Манассии и у племён Рувима и Гада было сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят смелых мужей, подготовленных к войне. Они были приучены к битве, носили щиты и мечи, и хорошо стреляли из лука.
19 Они воевали с агарянами, Иетуром, Нафишем и Надавом.
20 Эти люди из колен Манассии, Рувима и Гада молились Богу во время сражения. Они просили Бога помочь им, ибо доверяли Ему. Бог помог им и позволил им разбить агарян. Они также разбили и остальные народы, которые были с агарянами.
21 Они взяли всех животных, которые принадлежали агарянам, взяли пятьдесят тысяч верблюдов, двести пятьдесят тысяч овец, две тысячи ослов и сто тысяч людей.
22 Много агарян было убито, потому что Бог помог народу Рувима выиграть войну, и народы из колен Манассии, Рувима и Гада жили в земле агарян. Они жили там до тех пор, пока вавилонская армия не захватила народ Израиля, и не увела его в плен в Вавилон.
23 Половина колена Манассии жила в районе Васана до Ваал-Ермона, Сенира и горы Ермона. И было их великое множество.
24 Эти люди были вождями семей половины колена Манассии: Ефер, Ишьи, Елиил, Азриил, Иеремия, Годави и Иагдиил. Все они были сильными, смелыми и знаменитыми людьми. Они были вождями в своих семьях.
25 Но они грешили против Бога, Которому поклонялись их предки. Они стали поклоняться лжебогам народов той земли, которых уничтожил Бог.
26 Бог Израиля сделал так, чтобы Фул захотел пойти на войну. Фул был царём Ассирийским. Его ещё называли Феглафелласаром. Он воевал против народа Манассии, Рувима и Гада. Он заставил их оставить свои дома и сделал их пленниками. Фул отвёл их в Халах и Хавор, и Ару, и к реке Гозан. Эти племена из Израиля жили в этих местах, и живут там до сих пор.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе приводится отчет о двух с половиной коленах, поселившихся на другом берегу Иордана.

I. О колене Рувима (ст. 1−10).

II. О колене Гада (ст. 11−17).

III. О половине колена Манассии (ст. 23−24).

IV. О событиях, касающихся всех троих, сказано:

(1) Как они совместными усилиями победили агарян (ст. 18−22).

(2) Как и сами в конечном счете были побеждены и стали пленниками ассирийского царя, потому что оставили Бога (ст. 25−26).

Стихи 1−17. Здесь приводятся отдельные части генеалогий:

I. Колена Рувимова; и мы узнаем:

1. По какой причине о нем говорится далеко не в первую очередь. Рувим признан первенцем Израиля, и на этом основании он мог бы претендовать на главенствующее место. Но он лишился привилегии первенства, ибо осквернил наложницу своего отца, и за это ему вынесен приговор, что не будет преимуществовать (Быт 49:4). Грех умаляет достоинство человека, толкает его вниз, лишая превосходства. В особенности это касается нарушения седьмой заповеди, которое оставляет несмываемое пятно на репутации людей и их семей и бесчестье, не забывающееся с течением времени. Потомки Рувима до самого конца будут нести позор греха своего праотца. Но, несмотря на то что это колено утратило первенство, его не отвергли и не лишили наследства. Для израильтянина запятнанная честь не равнозначна утрате счастья. Рувим лишился привилегий первенства, однако они не перешли к следующему за ним по старшинству Симеону. Ибо данное обстоятельство служило прообразом, и главенствующим стал выбор благодати, а не естественный порядок вещей. Преимущества первородства сводились к владычеству и двойному уделу. Рувим лишился и того и другого, причем обе привилегии не достались кому-то одному (это было бы слишком много), но их разделили.

(1) И двойной удел получил Иосиф, ибо от него произошли два колена Ефрем и Манассия, каждому из которых полагался удел сына (ибо именно так Иаков благословил их по вере, Евр 11:21; Быт 48:15−22), и оба эти колена стали такими же значительными и важными, как каждое из двенадцати, за исключением Иуды.

(2) А Иуда получил владычество; именно ему умирающий патриарх вручил скипетр (Быт 49:10). От него произошел главный вождь: сначала Давид, а в полноту времен Владыка Мессия (Мих 5:2). Такая честь была припасена для Иуды, хотя первенство получил Иосиф; и, обретя владычество, он не должен завидовать двойному уделу Иосифа.

2. О родословии князей этого колена и о его главных семействах (информация о многих была, несомненно, опущена) до Бееры, который возглавлял клан, когда ассирийский царь увел рувимлян в плен (ст. 4−6). Возможно, тот факт, что он был их князем именно тогда, упоминается специально, чтобы показать, как плохо Беера справился со своим делом и не предотвратил пленение.

3. О расширении владений этого колена. Число рувимлян возросло и поголовье их скота увеличилось, поэтому они вытеснили своих соседей агарян и продолжали завоевывать территории, если не до реки Евфрат, то до пустыни, примыкающей к этой реке (ст. 9−10). Так Бог давал Своему народу обещанное: Он постепенно прогонял от них врагов и обеспечивал их землей по мере надобности (Исх 23:30).

II. Колена Гадова. Здесь перечислены несколько великих семей этого колена (ст. 7); родоначальниками семи из них стали сыновья Авихаила, генеалогии которых прослежены по восходящей от сына к отцу (ст. 14−15), тогда как родословия в ст. 4−5 представлены по нисходящей от отца к сыну. Генеалогии были приведены в порядок в дни иудейского царя Иоафама, а начали их составлять немного раньше в правление израильского царя Иеровоама II. До конца не ясно, по какой конкретной причине составлением родословий занялись именно в то время, но происходило это накануне ассирийского пленения (как явствует из 4Цар 15:29, 31). Когда на евреев за их вопиющую дегенерацию и отступничество были готовы обрушиться Божьи суды, тогда они стали хвалиться своими родословиями и тем, что являются сынами завета. Подобным же образом и во времена нашего Спасителя созревшие к погибели иудеи хвастались: отец у нас Авраам. Возможно, в этом следует видеть вмешательство провидения и благоприятный подтекст: хотя евреи в данное время и подверглись изгнанию, Бог не оставил их навеки. Если мы планируем ссылаться на что-то в будущем, то нам нужно вести тому учет.

Стихи 18−26. Здесь названы по именам родоначальники полуколена Манассиина, поселившегося по другую сторону Иордана (ст. 23−24). Сначала их уделом был только Васан, но впоследствии их сила и богатство так возросли, что они расширили свои владения дальше на север, вплоть до Ермона. В этих стихах говорится только о двух обстоятельствах, которые касаются всех колен, поселившихся на другом берегу Иордана. Итак, они разделили:

I. Славную победу над агарянами, как теперь называли измаильтян, чтобы напомнить им, что они сыны рабы, подлежавшие изгнанию. Здесь не говорится, как именно одержали победу, и не ясно, идет ли речь об упоминаемой в описании рувимлян и имевшей место во дни Саула (ст. 10), или же успех одного колена вдохновил на ратные подвиги два других, и они присоединились к нему в следующей военной кампании. По-видимому, хотя в царствование Саула защита интересов царства общими усилиями была незначительной, некоторые колена объединялись самостоятельно и могли за себя постоять. Здесь говорится:

1. Какое доблестное войско вывели на поле битвы против агарян эти приграничные колена: свыше 44000 мужчин сильных, смелых и искусных в ратном деле, которые умели обращаться с оружием (ст. 18). Если бы все колена объединились и действовали слаженно еще во времена судей, то каким бы мощным был Израиль!

2. Что они предприняли, чтобы заручиться поддержкой Бога: воззвали к Богу, и... уповали на Него (ст. 20). Они поступили как истинные израильтяне.

(1) Как потомки верующего Авраама, они уповали на Бога. Несмотря на то что у них было сильное войско, они полагались не на него, а на Божью силу. Они знали, что у них есть поручение от Бога вести по возможности войну не только с заклятыми народами, но и со своими соседями для расширения собственных территорий, даже если те находятся весьма далеко (см. Втор 20:15). В своем успехе они полагались на Божье провидение.

(2) Как потомки молящегося Иакова, они воззвали к Богу, в особенности во время сражения, когда, наверно, над ними впервые нависла угроза поражения (подобный пример мы находим в 2Пар 13:14). Бог ожидает, что в беде мы будем взывать к Нему: Он облагает нас такой данью, такой «арендной платой». В своих духовных конфликтах мы должны искать помощи у неба; именно молитва с верою будет молитвой побеждающей.

3. Об успехе, который они имели: и Бог услышал их, хотя обратиться к Нему их заставила нужда. Господь готов слышать и отвечать на молитвы. Они получили помощь в борьбе с врагом, ибо Бог никогда еще не подводил уповавших на Него. И тогда они уничтожили армию врага, намного превосходившую их войско по численности, убили многих (ст. 22) и взяли 100000 пленных, обогатив себя трофеями и поселившись в стране врага (ст. 21−22); и все благодаря тому, что от Бога было сражение сие, и предпринимали его в страхе Божьем, а вели, полагаясь на Него. Если битва от Господа, то есть основание надеяться на победу. Мы вправе рассчитывать на успех какого-либо предприятия лишь в том случае, если с нами Бог.

II. Бесславное пленение в конечном счете. Если бы они хранили верность Богу и своему долгу, то в их распоряжении остались бы и земли, выпавшие по жребию, и новые завоевания, но они согрешили против Бога отцов своих (ст. 25). Они жили на границе и общались преимущественно с соседними народами, поэтому научились языческим обрядам и заразили этим другие колена; за это Бог стал судиться с ними. Он был им мужем, и не удивительно, что Его ревность разгорелась как огонь, когда они стали блудно ходить вслед богов народов той земли. Прелюбодеев ждет развод на законном основании. Бог возбудил против них дух... царей Ассирийских, сначала одного, потом второго, чтобы эти честолюбивые монархи послужили достижению Его собственных целей, и задействовал их сначала в наказании отступников, а затем (поскольку они не смирились) в полном выселении таковых (ст. 26). Эти колена были первыми, поселившимися на обетованной земле, и первыми, выселенными оттуда. Они желали обрести наилучшие земли, не учитывая того, что окажутся в самом уязвимом положении. Но кто в своем выборе руководствуется преимущественно чувствами, а не разумом или верой, тот вправе ожидать справедливого возмездия.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.