2 Летопись 18 глава

Вторая книга Летопись
Cовременный перевод WBTC → Толкование Мэтью Генри

Cовременный перевод WBTC

1 У Иосафата было много богатства и славы. Он породнился с царём Ахавом.
2 Через несколько лет Иосафат пришёл к Ахаву в город Самарию. Ахав принёс в жертву много овец и коров для Иосафата и для людей, которые были с ним. Ахав склонил Иосафата напасть на город Рамоф Галаадский.
3 Ахав спросил Иосафата: "Пойдёшь ли ты со мной против города Рамофа Галаадского?" Ахав был царём Израильским, а Иосафат был царём Иудейским. Иосафат ответил Ахаву: "Я — как ты, и мой народ — как твой народ. Мы пойдём с вами на войну".
4 Иосафат также сказал Ахаву: "Но сначала давай узнаем, что скажет Господь".
5 И царь Ахав собрал всех пророков, всего четыреста человек. Ахав сказал им: "Должны ли мы идти на войну против города Рамофа Галаадского или нет?" Пророки ответили: "Идите, потому что Бог позволит вам разбить Рамоф Галаадский".
6 Но Иосафат сказал: "Есть здесь кто-нибудь другой из пророков Господа, чтобы мы могли спросить у Господа через него".
7 Тогда царь Ахав сказал Иосафату: "Здесь есть ещё один человек, через которого мы можем спросить у Господа. Но я ненавижу его, потому что он никогда не пророчествует обо мне ничего хорошего. Он всегда пророчествует только плохое. Этого человека зовут Михей. Он — сын Иемвлая". Но Иосафат сказал: "Ахав, ты не должен так говорить!"
8 И царь Ахав позвал одного из своих приближённых и сказал: "Поскорее приведи сюда Михея, сына Иемвлая!"
9 Ахав, царь Израильский, и Иосафат, царь Иудейский, были одеты в царские одежды. Они сидели на своих тронах на току возле ворот Самарии, и четыреста пророков пророчествовали перед ними.
10 Седекия был сыном Хенааны. Он сделал железные рога и сказал: "Так говорит Господь: "Этими железными рогами ты будешь наносить удары сирийцам, пока они не будут разбиты"".
11 Все пророки сказали то же самое. Они сказали: "Иди в Рамоф Галаадский. Тебе будет сопутствовать удача, и ты победишь. Господь позволит царю разбить сирийцев".
12 Посланцы, которые пошли за Михеем, сказали ему: "Послушай, Михей, все пророки предрекают одно: они все говорят, что у царя будет удача, скажи и ты что-нибудь хорошее".
13 Но Михей ответил: "Так же верно, как жив Господь, я могу сказать только то, что говорит мой Бог".
14 Затем Михей пришёл к царю Ахаву. Царь сказал ему: "Михей, должен ли я пойти на войну в Рамоф Галаадский или нет?" Михей ответил: "Иди. У тебя будет удача. Бог позволит тебе разбить этот народ".
15 Царь Ахав сказал Михею: "Много раз я заставлял тебя говорить мне только правду во имя Господа!"
16 Тогда Михей сказал: "Я видел весь израильский народ, рассеянный по горам. Они были, как овцы без пастуха. Господь сказал: "У них нет вождя. Пусть каждый возвратится к себе домой с миром"".
17 Ахав, царь Израильский, сказал Иосафату: "Я говорил тебе, что у Михея не будет обо мне доброй вести от Господа! У него только плохие вести обо мне!"
18 Михей сказал: "Послушай, что говорил Господь. Я видел Господа сидящим на Своём троне, и всё воинство небесное стояло вокруг Него.
19 Господь сказал: "Кто обманом заставит Ахава, царя Израильского, напасть на Рамоф Галаадский, чтобы он был там убит?" Все, стоявшие вокруг Господа, говорили разное.
20 Затем вышел один дух и стал перед Господом. Этот дух сказал: "Я обману Ахава". Господь спросил у него: "Как?"
21 Дух ответил: "Я выйду и стану духом лжи в устах пророков". И Господь сказал: "Тебе удастся обмануть Ахава. Иди и сделай это".
22 Теперь смотри, Ахав, Господь поместил дух лжи в уста твоих пророков. Господь сказал, что с тобой произойдёт недоброе".
23 Тогда Седекия, сын Хенааны, подошёл к Михею и ударил его по лицу. Седекия сказал: "Михей, по какой дороге Дух от Господа отошёл от меня, чтобы говорить с тобой?"
24 Михей ответил: "Седекия, ты узнаешь в тот день, когда будешь прятаться во внутренней комнате!"
25 Тогда царь Ахав сказал: "Возьмите Михея и отведите его к градоначальнику Амону и к Иоасу, сыну царскому.
26 Скажите Амону и Иоасу: "Так говорит царь: посадите Михея в тюрьму. Не давайте ему ничего, кроме тюремных порций хлеба и воды, пока я не вернусь с битвы"".
27 Михей ответил: "Ахав, если ты благополучно вернёшься с битвы, тогда Господь не говорил через меня. Все люди, слушайте и помните мои слова!"
28 И Ахав, царь Израильский, и Иосафат, царь Иудейский, напали на город Рамоф Галаадский.
29 Царь Ахав сказал Иосафату: "Я переоденусь в простую одежду перед тем, как пойду на битву. А ты надень свою мантию". И Ахав, царь Израильский, изменил свою внешность, и оба царя вышли на битву.
30 Царь Сирийский приказал своим начальникам колесниц: "Не сражайтесь ни с малым, ни с великим. Сражайтесь только с Ахавом, царём Израильским".
31 Когда начальники колесниц увидели Иосафата, они подумали: "Это Ахав, царь Израильский!" Они повернулись к Иосафату, чтобы напасть на него. Но Иосафат закричал, и Господь помог ему. Бог сделал так, чтобы начальники колесниц отвернулись от Иосафата.
32 Когда начальники колесниц увидели, что Иосафат не был царём Израильским, они перестали преследовать его.
33 Но один воин выпустил стрелу из своего лука, ни в кого не целясь, и эта стрела ранила Ахава, царя Израильского. Она ранила Ахава сквозь прорезь в его доспехах. Ахав сказал человеку, который вёл его колесницу: "Поверни и вывези меня из боя. Я ранен!"
34 Битва в тот день разгорелась. Ахав, поддерживая себя в колеснице, простоял напротив сирийцев до вечера, а на закате солнца умер.

Толкование Мэтью Генри

Данная глава излагает историю царствования Ахава, царя Израиля, в том же виде, что и Книга Царств, гл. 22, которая похвально отзывается о том, что Ахав заключил союз с таким благочестивым человеком, как Иосафат. А здесь как великий позор царствования Иосафата представляется тот факт, что он связался с таким нечестивым человеком, как Ахав. Данная глава повествует:

(I) Что он породнился с Ахавом (ст. 1).

(II) Он согласился пойти вместе с ним, чтобы отвоевать Рамоф Галаадский у сириян (ст. 2−3).

(III) Прежде чем выступить, они посоветовались с пророками, ложными и истинными, стоит ли им идти (ст. 4−27).

(IV) Чем закончился их поход. Иосафату с трудом удалось спастись (ст. 28−32), а Ахаву была нанесена смертельная рана (ст. 33−34).

Стихи 1−3. I. Величие Иосафата возрастало. В предыдущей главе о нем сказано (2Пар 17:5), что было у него много богатства и славы, а данная глава вновь повторяет, что его богатство и слава умножились благодаря его благочестию и мудрому руководству.

II. Но он не стал мудрее, ибо в противном случае не объединился бы с Ахавом этим деградировавшим израильтянином, посвятившим себя нечестивым делам. Что хорошего он мог сделать вместе с таким плохим человеком? Что хорошего он мог сделать для человека, который, несмотря ни на что, оставался нечестивым идолопоклонником и преследователем? Иосафат породнился с ним, то есть женил своего сына Иорама на дочери Ахава Гофолии.

1. Это был самый неудачный брак, когда-либо заключенный домом Давидовым. Интересно, на что надеялся Иосафат, совершив этот поступок.

(1) Возможно, гордость нашла себе достойную ровню так часто поступают люди гордые. Религия запрещала ему женить сына на языческих принцессах, окружавших его: «Не бери из дочерей их жен сынам своим», а, имея в изобилии богатство и славу, он считал унижением для себя женить его на подданной. Он решил, что это должна быть царская дочь, а, следовательно, дочь Ахава, мало задумываясь о том, что ее матерью была Иезавель.

(2) Некоторые думают, что он это сделал из политических соображений, надеясь благодаря этому союзу объединить царства в лице своего сына. Возможно, Ахав хотел обольстить его, пообещав назначить своим наследником, хотя не собирался этого делать.

2. Благодаря этому браку Иосафат (1) стал близким родственником Ахава. Он нанес ему визит в Самарию, и Ахав, гордясь оказанной честью, устроил роскошный прием, соответственно возможностям того времени: он заколол для него множество скота мелкого и крупного (ст. 2), что было довольно простой пищей. Совершив этот поступок, Иосафат не последовал путями своего отца Давида, который возненавидел сборище злонамеренных и не желал сидеть с нечестивыми (Пс 25:5), вкушая от сластей их (Пс 140:4).

(2) Заключил союз с Ахавом против сириян. Ахав убедил его объединить армии и выступить против сириян, чтобы вернуть Рамоф Галаадский город в колене Гадовом, находящийся по ту сторону Иордана. Неужели Ахав не знал, что этот город, равно как и все остальные города Израиля, по праву принадлежал Иосафату как наследнику дома Давидова? С каким же выражением лица он просил Иосафата помочь вернуть его тому, кто незаконно захватил власть и необоснованно владел этим городом? Но Иосафат, как человек уступчивый, согласился пойти вместе с ним: «Как ты, так и я» (ст. 3). Милости, оказанные некоторыми людьми, хранят опасность, а их общество заразно. Пир, устроенный Ахавом для Иосафата, предназначался лишь для того, чтобы склонить его участвовать в этом походе. Лживы поцелуи ненавидящего.

Стихи 4−27. Данные стихи почти слово в слово пересказывают 22 главу 3 Книги Царств. Мы не будем повторять то, что было сказано ранее, ибо нам нечего добавить, но используем данную возможность и задумаемся о том:

(1) Что мы обязаны признавать Бога на всех наших путях и вопрошать, что скажет Господь, прежде чем принять решение. Иосафат не хотел приступать к действиям, не сделав этого (ст. 4). С помощью молитвы, к которой мы прилагаем всю свою веру, беспристрастного совета с Писанием и собственной совестью, обращая внимание на намеки провидения, мы можем задать вопрос и получить на него удовлетворительный ответ.

(2) Что нечестивая компания очень опасна даже для благочестивых людей. Даже имеющий мудрость, благодать и решительность не может быть уверен, что близкое общение с нечестивцами не принесет ему вреда. И данные стихи рассказывают, что, уступив Ахаву, Иосафат воссел в царской одежде и терпеливо выслушал лжепророков, говоривших во имя Господа (ст. 9); при этом он слишком мягко порицал царя израильского за то, что он не любит пророка Господнего (ст. 7), и не осмелился ни осудить лжепророка, подло оскорбившего верного провидца, ни противостать Ахаву, заключившему его в темницу. Кто осмеливается сидеть в собрании развратителей, тот должен знать, что теперь за малейшую ошибку на него будет возлагаться большая вина, если только он не отличается необычной мудростью и смелостью, что свойственно немногим.

(3) Насколько несчастны люди, которых окружают льстецы, особенно лжепророки, обещающие мир и пророчествующие только хорошее. Так обманывали Ахава, что заслуженно привело его к гибели, ибо он предпочитал общаться и слушать тех, которые льстили ему, а не благочестивого пророка, честно предостерегшего об опасности. Правильнее всего поступает тот, кто позволяет своим друзьям, и в частности служителям, честно и открыто говорить правду, кто принимает их обличения не только терпеливо, но и с благодарностью. Не всегда наилучшим является совет, который нам больше всего нравится.

(4) Что сатана обладает силой, которая с божественного позволения действует в сынах противления. Один лживый дух может сотворить 400 лжепророков и использовать их для обмана Ахава (ст. 21). Являясь лжецом, дьявол становится убийцей и губит людей, обманывая их.

(5) Что Бог справедлив, предавая сильным заблуждениям тех, кто верит лжи, кто не принимает любви истины, а восстает против нее (ст. 21). Пусть дух лжи преуспевает, чтобы увлекать в гибель тех, кто отказывается принимать увещевания, побуждающие к долгу и блаженству.

(6) В сложной ситуации находятся верные священники, которых часто ненавидят, преследуют, с которыми плохо обращаются за то, что они остаются верными своему Богу и честными и милостивыми к душам человеческим. Михея ударили по щеке, заключили в темницу и приговорили питаться хлебом и водой за то, что он поступил по совести. Но он с уверенностью предложил подождать итога событий, ибо так могут поступать все, кого преследуют за их верность (ст. 27). Время покажет, кто прав, а кто нет, когда явится Христос к неизреченному утешению Своего преследуемого народа и вечному смятению их преследователей, которые увидят в тот день (ст. 24) то, чему они не верили.

Стихи 28−34. Данные стихи рассказывают о том:

(1) Что Иосафат, надев одежду Ахава, подверг себя опасности, но был спасен. У нас есть основания думать, что Ахав, притворяясь другом, на самом деле посягал на жизнь Иосафата и желал ему смерти; тогда управлять страной начал бы наследник царя, который был зятем Ахава. В противном случае он никогда не посоветовал бы ему вступить в сражение в своей одежде, которая делала его легкой мишенью для врага; и если он действительно желал его смерти, то это было самое мерзкое предательство, в котором мог быть виновен человек, поэтому он справедливо пал в яму, которую копал для своего друга. Враги очень быстро заметили царскую одежду и яростно атаковали неосмотрительного правителя, который теперь, когда было слишком поздно, предпочел бы оказаться облаченным в одежду обычного воина, а не царя. Он закричал, обращаясь то ли к друзьям за помощью (но Ахав не обратил на это внимание), то ли к врагам, давая им понять, что он не является царем Израиля, и призывая исправить ошибку. Или, возможно, он воскликнул к Богу, чтобы Тот помог и спас его (к кому еще он мог воззвать?), и увидел, что сделал это не напрасно: Господь помог ему в беде и отвел от него начальников колесниц (ст. 31). Бог держит в Своей руке сердца всех людей и поворачивает их так, как Ему угодно (вопреки их первым намерениям), чтобы они служили Его целям. Многими людьми движет невидимая сила, которая непонятным образом руководит их поступками.

(2) Что нечестивый Ахав надел чужую одежду, желая обезопасить себя, но, тем не менее, был убит (ст. 3З). Ни военная хитрость, ни оружие не смогут спасти тех, кого Бог предопределил для гибели. Разве может что-то навредить тем, кого защищает Бог? И что может укрыть тех, кого Бог собирается уничтожить? Иосафат в одежде Ахава спасся, а Ахав, облаченный в латы, был убит, ибо не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.