2 Летопись 34 глава

Вторая книга Летопись
Cовременный перевод WBTC → Толкование Мэтью Генри

Cовременный перевод WBTC

1 Иосии было восемь лет, когда он стал царём. Он был царём в Иерусалиме тридцать один год.
2 Иосия делал то, что было правильно. Он делал то, что хотел Господь. Он творил добро, как и его предок Давид, и не свернул с этого пути.
3 В восьмой год своего царствования Иосия начал следовать Богу, Которому следовал Давид, его предок. Иосия был ещё молод, когда начал подчиняться Богу. В двенадцатый год своего царствования Иосия начал разрушать в Иудее и Иерусалиме высоты, столбы Ашеры и идолов, резных и сделанных из меди.
4 Народ разрушил алтари богов Ваалов. Они сделали это перед Иосией. Затем Иосия срубил алтари воскурения фимиама, которые стояли над алтарями. Он разбил столбы Ашеры и резных идолов и превратил их в прах. Иосия рассыпал прах на могилы людей, которые приносили жертвы Ваалам.
5 Иосия даже сжёг кости священников, которые служили богам Ваала, на их же алтарях. Так Иосия очистил Иудею и Иерусалим от идолов и идолопоклонства.
6 Иосия сделал то же самое в городах земель Манассии, Ефрема, Симеона, Неффалима и на окружающих их возвышенностях.
7 Иосия разрушил алтари и столбы Ашеры и превратил идолов в прах. Он разрушил во всей стране Израиля все алтари для воскурения фимиама, которые использовались для поклонения Ваалу. Затем Иосия вернулся в Иерусалим.
8 В восемнадцатый год царствования Иосии в Иудее он послал Шафана, Маасею и Иоаха заново отстроить и отремонтировать храм Господа, Бога его. Отца Шафана звали Ацалия. Маасея был градоначальником. Отца Иоаха звали Иоахаз. Иоах был тем человеком, который записывал происходящее. Иосия приказал отремонтировать храм Господа, Бога его, чтобы он смог очистить Иудею и храм.
9 Эти люди пришли к Хелкии, первосвященнику, и отдали ему деньги, которые народ принёс для храма Божьего. Левиты, охраняющие двери, собрали эти деньги с народа Манассии, Ефрема и с других людей, оставшихся от Израиля. Они также собрали эти деньги со всей Иудеи, Вениамина и со всех жителей Иерусалима.
10 Тогда левиты заплатили людям, которые руководили работами в храме Господа, а эти люди заплатили работникам, которые ремонтировали храм Господа.
11 Они дали деньги плотникам и строителям, чтобы купить большие камни, которые были уже отёсаны, и дерево. Дерево использовалось для того, чтобы обновить здания и сделать для них балки. В прошлом иудейские цари не заботились о зданиях храма. Эти здания обветшали и разрушились.
12 Люди работали честно. Ими руководили Иахаф и Овадия, левиты из потомков Мерарии, и Захария и Мешуллам, из потомков Каафа. Левиты, которые были искусны в игре на музыкальных инструментах,
13 также руководили всеми работниками. Некоторые левиты были писцами, стражниками и привратниками.
14 Левиты вынесли деньги, которые были в храме Господа. Тогда священник Хелкия нашёл книгу закона Господа, которая была дана через Моисея.
15 Хелкия сказал писцу Шафану: "Я нашёл книгу закона в храме Господа!" Хелкия дал книгу Шафану.
16 Шафан принёс книгу царю Иосии. Шафан сказал царю: "Твои слуги делают всё, что ты велел им делать.
17 Они взяли деньги, которые были в храме Господа, и платят управляющим и работникам".
18 Затем Шафан сказал царю Иосии: "Священник Хелкия дал мне книгу", и начал читать из книги, стоя перед царём.
19 Когда Иосия услышал слова закона, которые были прочитаны, он разодрал свои одежды.
20 И дал царь приказ Хелкии и Ахикаму, сыну Шафана, и Авдону, сыну Михея, и писцу Шафану, и Асаии, слуге царскому.
21 Царь сказал: "Пойдите и попросите Господа за меня и за людей, которые остались в Израиле и Иудее. Спросите о словах в книге, которая была найдена. Господь очень гневается на нас, потому что наши предки не подчинялись слову Господа. Они не поступали так, как предписано в этой книге!"
22 Хелкия и приближённые царя пошли к пророчице Олдане. Олдана была женой Шаллума. Шаллум был сыном Тавкегафа. Тавкегаф был сыном Хасры. Хасра заботился о царских одеждах. Олдана жила в новой части Иерусалима. Хелкия и приближённые царя рассказали Олдане, что произошло.
23 Олдана сказала им: "Так говорит Господь, Бог Израиля: "Скажите человеку, который вас прислал:
24 так говорит Господь: Я принесу много бед на это место и людям, которые живут здесь! Я принесу всё то страшное, что написано в книге, которую читали перед царём Иудейским.
25 Я сделаю это потому, что люди оставили Меня и воскуряли фимиам другим богам. Эти люди прогневили Меня своими плохими делами, и Я изолью свой гнев на это место. Как горячий пылающий огонь, Мой гнев не угаснет!"
26 Но скажите царю Иудейскому, который послал вас спросить у Господа: Господь, Бог Израиля, так говорит о словах, которые вы недавно слышали:
27 "Иосия, когда ты услышал слова Божьи об этом месте и о людях, которые жили здесь, ты раскаялся и смирился передо Мной. Ты разодрал свои одежды и плакал передо Мной, и поэтому Я услышал тебя.
28 Я возьму тебя, чтобы ты был со своими предками. Ты сойдёшь в могилу в мире и не увидишь бед, которые Я принесу на это место, и на людей, живущих здесь"". Хелкия и приближённые царя принесли это послание царю Иосии.
29 Тогда царь Иосия позвал всех старейшин Иудеи и Иерусалима, чтобы они пришли и встретились с ним.
30 Царь поднялся в храм Господа. С царём были все иудеи и жители Иерусалима, священники и левиты, и весь народ, люди знатные и простые. Иосия прочитал им все слова Книги Завета, которая была найдена в храме Господа.
31 Затем царь встал на месте своём и заключил договор с Господом. Он согласился следовать Господу и подчиняться указам, законам и правилам Господа. Он согласился подчиняться от всего сердца, и от всей души. Он согласился подчиняться словам завета, написанным в этой книге.
32 Затем Иосия заставил всех людей Иерусалима и Вениамина обещать принять соглашение. Жители Иерусалима поступали согласно завету Бога, Бога, Которому поклонялись их предки.
33 У израильтян были идолы из многих стран. Но Иосия разрушил все эти мерзости. Иосия сделал так, чтобы весь народ Израиля служил Господу, Богу своему. И всё время, пока Иосия был жив, люди продолжали служить Господу, Богу своих предков.

Толкование Мэтью Генри

Прежде чем увидеть Иудею и Иерусалим разрушенными, мы рассмотрим славные года, когда страной управлял благочестивый Иосия. Бог еще раз испытал Свой народ его благочестивыми усилиями в реформации; и если бы тогда они узнали, что это день их посещения, то все содействовало бы им ко благу и улучшило бы их, а их гибель была бы предотвращена. Но после этого царствования все было сокрыто от их глаз, и следующие цари привели их к полному уничтожению.

I. Данная глава приводит основную характеристику Иосии (ст. 1−2).

II. Он ревностно желал искоренить идолопоклонство (ст. 3−7).

III. Он позаботился о восстановлении храма (ст. 9−13).

IV. Обнаружили книгу закона и правильно ею воспользовались (ст. 14−28).

V. Книгу закона публично зачитали народу, и в связи с этим обновили завет с Богом (ст. 29−33).

Большая часть этих событий описана в 4 Книге Царств, 22 гл.

Стихи 1−7. Об Иосии данные стихи рассказывают:

(1) Что он завладел венцом, когда был очень молод. Ему исполнилось всего восемь лет (но его юный возраст не лишал его права царствовать), и он правил страной тридцать один год (ст. 1) значительный период времени. Тем не менее, я опасаюсь, что в начале царствования дела в стране обстояли так же, как при его отце, ибо, будучи ребенком, он был вынужден предоставить руководство ими другим людям; поэтому лишь в двенадцатый год его царствования началась реформация в стране (ст. 3). Он не мог, как Езекия, немедленно приступить к ней.

(2) Что он царствовал хорошо (ст. 2), положительно представил себя Богу, ходил путями Давида и не уклонялся ни направо, ни налево, ибо по обе стороны находились ошибки.

(3) Что, когда еще он был молод, около шестнадцати лет, он начал прибегать к Богу (ст. 3). У нас есть основания полагать, что он не получил такое хорошее воспитание, как Манассия (хорошо, если окружавшие не пытались развратить его); тем не менее он начал искать Бога, когда был молодым. Молодые люди исполнят свой долг и посодействуют личным интересам (для юношей это будет особой честью), если, достигнув возраста осмысления, начнут прибегать к Богу, ибо ищущие Его с раннего утра, найдут Его.

(4) Что в двенадцатый год своего царствования, когда, скорее всего, он полностью взял руководство в свои руки, он начал очищать свое царство от остатков идолопоклонства. Он уничтожил высоты, рощи, истуканов, жертвенники и все принадлежности для идолопоклонства (ст. 3−4). Он не только низверг их, как Манассия, но и разбил вдребезги, превратив в пыль. В данной книге говорится, что идолопоклонство было уничтожено в двенадцатый год его царствования, а в Книге Царств (4Цар 23:23) в восемнадцатый. Возможно, кое-что в этом направлении было сделано в двенадцатый год; тогда он только начал очищать свое государство от идолопоклонства, но это доброе дело столкнулось с оппозицией, и поэтому реформация была основательно завершена лишь шесть лет спустя, когда нашли книгу закона. В данной главе кратко изложены события, подробно описанные в Книге Царств. К реформации Иосию побудила его ревность, и она коснулась не только Иудеи и Иерусалима, но и городов Израиля, на которые он оказывал влияние.

Стихи 8−13. В данных стихах:

(1) Царь дает повеление восстановить храм (ст. 8). Очистив дом от находившихся в нем мерзостей, он начал делать его пригодным для проведения богослужений. Подобным образом и мы должны поступать с духовным храмом нашего сердца: вначале очистить его от скверн греха, а затем обновить, чтобы оно могло преобразоваться по образу Божьему. Издавая это повеление, Иосия назвал Бога Господом, Богом своим. Кто истинно любит Бога, тот будет любить обитель дома Его.

(2) О храме проявлена действенная забота. Левиты обошли страну и собрали деньги на его восстановление, которые были переданы трем доверенным людям, упомянутым в ст. 8. Деньги принесли к Хелкии первосвященнику (ст. 9), а тот вместе с ними передал их в руки производителям работ смотрителям и рабочим, ответственным за исполнение работы в целом (ст. 10−11). Обращается внимание, что рабочие были очень трудолюбивыми и честными: они действовали честно при работе (ст. 12); рабочих нельзя назвать абсолютно верными, если они не являются внимательными и усердными, ибо рассчитывают, что именно таковыми они будут. Эти слова также подразумевают, что смотрители были честными, ибо сказано, что все, следившие за исполнением работы, умели играть на музыкальных орудиях. Это не значит, что их искусство играть на инструментах использовалось в архитектуре, но свидетельствовало о том, что они были мужами разумными и искусными, по крайней мере, о том, что они были талантливы в математике, и это делало их достойными доверия. Умные люди являются мудрыми в том случае, если они используют свой разум и способности для добрых дел и помощи своим друзьям, и когда имеют возможность, то служат государству. Обратите внимание: в данной ситуации Бог по-разному раздавал Свои дары. Одни были носильщиками, они были созданы для физического труда и пригодны для этой работы; другие, искусные в музыке, были сотворены meliori luto — из лучших материалов и назначены приставниками над носильщиками, писцами и надзирателями. Первые были руками, а эти головами. Они нуждались друг в друге, и работа нуждалась в них. Поэтому пусть смотрители не презирают носильщиков, а трудящиеся в сфере обслуживания не завидуют начальникам, которые руководят ими; пусть каждый оценивает и служит другому в любви и пусть Богу будет слава, а Церкви польза от различных даров и склонностей людей.

Стихи 14−28. Данный отрывок здесь изложен в тех же словах, что и в 4 Книге Царств 22:8−10, и нам нечего добавить к сказанному там.

1. Но у нас есть повод благословить Бога за множество Библий, за то, что они есть и у каждого имеется возможность держать ее в руках, за то, что Книга закона и Евангелие не утеряны и имеются в избытке, за то, что в этом смысле слово Господа не редко. Библии это драгоценные камни, но, благодарение Богу, они не редкость. Источник воды жизни это не источник запертый или источник запечатанный, а потоки, текущие во все места, которые веселят град Божий. Usus communis aquarum Эти воды текут для общего пользования. И нам придется за многое ответить, если великие истины закона Божьего, став всеобщими, для нас станут чем-то непонятным!

2. Из данного примера мы можем постичь следующее: все, что мы читаем или слушаем из слова Божьего, должно воздействовать на наши сердца, чтобы они наполнялись святым страхом перед гневом Божьим, который в нем явлен против всякой нечистоты и неправды человеческой, как это было с нежным сердцем Иосии. Когда он услышал слова закона, то разодрал одежды свои (ст. 19), и Богу понравилось, что он это сделал (ст. 27). Если бы истины, содержащиеся в Писании, были новыми для нас, как для Иосии, то, безусловно, они произвели бы на нас более глубокое впечатление; но они не становятся менее весомыми, и мы не должны с меньшим внимание относиться к ним на том основании, что они хорошо известны. Поэтому раздирайте свои сердца, а не одежду.

3. Данный пример направляет нас обращаться к Господу, когда мы испытываем обличения в грехе и осознаем опасность гнева Божьего; так сделал Иосия (ст. 21). Мы должны спрашивать (как в Книге Деяния 2:37): «Что нам делать, мужи братия?»; или более детально, как темничный страж: «Что мне делать, чтобы спастись!» (Деян 16:30). Если вы подобным образом настоятельно спрашиваете, то обратитесь (Ис 21:12), и, да будет благословен Бог, вы будете иметь живых пророков, к которым можно обратиться с этими вопросами.

4. Данный отрывок предостерегает нас от гибели, которую грех навлекает на народы и государства. Оставившие Бога приносят зло самим себе (ст. 24−25) и зажигают огонь, который не угаснет. Таким будет огонь гнева Божьего, когда выйдет указ пролиться на тех, кто упорствует на своих нечестивых путях и отказывается покаяться.

5. Нас ободряют смириться перед Богом и искать Его, как сделал Иосия. И если с помощью этих средств нам не удается отвратить гнев Божий от своей страны, то все-таки мы сможем спасти собственные души (ст. 27−28). А благочестивых людей данные стихи учат не бояться смерти, а с радостью приветствовать ее, раз она восхищает от грядущего зла. И посмотрите, как меняется ее сущность, когда она становится предметом обетования: «И положен будешь в гробницу твою в мире как Ной придешь в ковчег, когда начнется потоп».

Стихи 29−33. Данные стихи продолжают описывать успехи Иосии в плане реформации своего царства после того, как ему зачитали закон и он принял послание Бога, переданное через пророчицу. Счастлив народ, который имеет такого царя, ибо далее мы узнаем, что (1) его подданные были хорошо наставлены. Иосия не собирался насильно заставлять их исполнять свой долг, пока вначале не наставил их в этом вопросе. Он собрал народ вместе: больших и малых, молодых и старых, богатых и бедных. Кто имеет уши слышать, да слышит слова Книги завета, ибо они касаются его. Чтобы оказать уважение служению и привлечь к нему больше внимания, сам царь зачитал книгу народу (ст. 30), хотя там присутствовали священники и левиты; и, безусловно, он читал ее в особой манере, чтобы показать, что эта книга сильно воздействовала на него самого, ибо данное средство должно было воздействовать на слушающих.

(2) Они были сосредоточенны. Им были зачитаны статьи договора между Богом и Израилем, чтобы они осознанно вступили в завет с Богом; царь и народ с большой торжественностью сделали так, как было предписано в законе. Царь со своей стороны пообещал всем сердцем и душой соблюдать заповеди Бога, согласно словам завета, написанным в книге (ст. 31); он также убедил народ заявить о своем согласии с этим заветом и пообещать усердно соблюдать его исполнять все, что они должны были делать со своей стороны, согласно данному завету. Так они и поступили, ибо стыдно было поступить по-другому. Иосия велел всем присутствующим подтвердить это (ст. 32) и заставил служить Господу Богу своему (ст. 3З) совершать служение и сделать его своим главным делом. Он делал все возможное, чтобы побудить их служить, усердно служить Господу (в англ. пер.). Повторение означает, что его сердце сосредоточилось только на этой цели; в своих действиях он стремился лишь привлечь народ к Богу и их долгу.

(3) Они правильно настроились: были честными и стремились к правильной цели. Во все дни жизни его они не отступали от Господа; с большими трудностями ему удавалось не допустить, чтобы они вновь впали в идолопоклонство. Все дни жизни своей он обуздывал их; это означало, что в них присутствовало нечто, склонявшее их к отступничеству сильная тяга к идолопоклонству. Многие из них хотели, чтобы он оставил свой путь, и тогда у них вновь появились бы высоты и истуканы; поэтому мы читаем, что во дни Иосии (Иер 3:6) Бог обвиняет вероломную Иудею в том, что она не обратилась к Нему всем сердцем своим, а только притворно (Иер 3:10); более того, она прелюбодействовала (ст. 8) и тем самым оправдала отступничество Израиля (Иер 3:11, англ. пер.). В двадцать третий год его царствования, четыре или пять лет спустя, они начали прогневлять Бога делами рук своих (Иер 25:3−7); и, что следует особо отметить, с самого начала реформации Иосии, именно двенадцатым или тринадцатым годом его царствования, датируется нечестие дома Иудина, навлекшее на них гибель, которое пророк должен был положить на свой правый бок (Иез 4:6), ибо от того момента и до разрушения Иерусалима осталось сорок лет. Иосия был искренним в своих поступках, но большинство людей противились реформации и вновь страстно желали идолов. Поэтому, хотя данная реформация была хорошо задумана и правильно осуществлялась правителем, но оказала малое воздействие или вообще не воздействовала на людей. Они неохотно расстались со своими идолами, в глубине сердца желали объединиться с ними и вновь стремились к ним. Бог видел это, и с этого момента вступил в силу указ об их уничтожении, хотя со стороны казалось, что заложено основание для вечной безопасности и мира. Ничто так не приближает гибель народа и не делает его созревшим для нее, как препятствие обнадеживающим попыткам реформации и лицемерное возвращение к Богу. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.