Неемия 3 глава

Книга Неемии
Cовременный перевод WBTC → Толкование Мэтью Генри

Cовременный перевод WBTC

1 Высший священник Елияшив и его братья, священники, восстановили Овечьи ворота. Они вставили двери ворот в стену. Эти священники строили Иерусалимскую стену до самой башни Меа и до башни Хананэла. Затем они освятили те ворота и часть стены.
2 Иерихонцы строили стену рядом со священниками. А Закхур, сын Имрия, строил стену рядом с иерихонцами.
3 Сыновья Сенаи построили Рыбные ворота. Они уложили брёвна на место, вставили двери и поставили на них замки и засовы.
4 Меремоф, сын Урии, отстроил следующий участок стены. Урия был сыном Гаккоца. Мешуллам, сын Берехии, починил следующий участок стены. Берехия был сыном Мешизабэла. Садок, сын Бааны, отстроил следующий участок стены.
5 Фекойцы починили следущий участок стены. Но вожди из Фекои отказались работать на своего господина Неемию.
6 Иоиада, сын Пасеаха, и Мешуллам, сын Бесодии, починили Старые ворота. Они уложили брёвна на место, навесили двери на петли и укрепили на двери замки и засовы.
7 Жители Гаваона и Мицфы починили следующий участок стены. Работу делали Мелатия Гаваонитянин и Иадон из Меронофа. Гаваон и Мероноф — районы, которые контролировались начальником области на западе от реки Евфрат.
8 Уззиил, сын Харгаии, починил следующий участок стены. Уззиил был ювелиром. Ханания, один из парфюмеров, работал рядом с ним. Эти люди восстановили Иерусалим до стены Широкой.
9 Рефаия, сын Хура, починил следующий участок стены. Рефаия был начальником половины Иерусалима.
10 Иедаия, сын Харумафа, чинил следующий участок стены. Он починил участок стены, который был рядом с его домом. Хаттуш, сын Хашавнии, отстроил следующий участок стены.
11 Малхия, сын Харима, и Хашшув, сын Пахаф-Моава, починили следующий участок стены. Эти люди также починили и Печную башню.
12 Шаллум, сын Галлохеша, починил следующий участок стены. Шаллум был начальником другой половины Иерусалима.
13 Ворота Долины чинил человек по имени Хануни жители города Заноаха. Эти люди починили ворота Долины, вдели двери в петли, затем поставили на двери замки и засовы. Они также отстроили тысячу локтей стены. Они чинили участок стены до Навозных ворот.
14 Малхия, сын Рехава, чинил Пепельные ворота. Малхия был начальником Бефкаремского участка. Он починил эти ворота, вставил двери в петли, а затем поставил на двери замки и засовы.
15 Шаллум, сын Колхозея, чинил ворота Источника. Шаллум был начальником участка Мицфы. Он починил эти ворота и поставил над ними крышу. Он вставил двери в петли, а на двери поставил замки и засовы. Шаллум также починил стену водоёма Селах возле царского сада. Он чинил стену до самых ступеней, которые спускаются от города Давида.
16 Неемия, сын Азбука, чинил следующий участок стены. Этот Неемия был начальником половины района Беф-Цур. Он починил стену до того места, которое находится напротив гробниц Давида, до искусственного пруда и до Дома Героев.
17 Левиты починили следующий участок. Они работали под руководством Рехума, сына Вания. Следующий участок починил Хашавия. Хашавия был начальником половины Кеильского района. Он восстановил стену в своём собственном районе.
18 Их братья починили следующий участок. Они работали под руководством Баввая, сына Хенадада. Беввай был начальником половины Кеильского района.
19 Езер, сын Иисуса, починил следующий участок. Езер был начальником Мицфы. Он починил часть стены от оружейной комнаты до угла стены.
20 Варух, сын Забвая, починил следующий участок. Варух работал очень усердно и починил участок стены от угла до входа в дом Елияшива, главного священника.
21 Меремоф, сын Урии, сына Гаккоца, починил следующий участок стены от входа в дом Елияшива до конца его дома.
22 Следующий участок стены починили священники, которые жили в том районе.
23 Вениамин и Хашшув починили стену напротив своих домов. А Азария, сын Маасеи, сына Анании, починил стену возле своего дома.
24 Биннуй, сын Хенадада, починил часть стены от дома Азарии до изгиба стены, а затем до угла.
25 Фалал, сын Узая, работал напротив изгиба стены, возле башни, которая находится у царского верхнего дома, возле двора царской охраны. Федаия, сын Пароша, работал рядом с Фалалом.
26 Слуги храма, жившие в Офеле, починили следующий участок до восточной стороны Водяных вороти до башни возле них.
27 Фекойцы починили остальную часть от большой башни до стены Офела.
28 Священники починили часть стены за Конскими воротами. Каждый священник починил стену напротив своего дома.
29 Садок, сын Иммера, починил часть стены напротив своего дома. Шемаия, сын Шехании, починил следующий участок. Шемаия был охранником восточных ворот.
30 Ханания, сын Шелемии, и Ханун, шестой сын Цалафа, починили остаток этой части стены. Мешуллам, сын Берехии, починил участок напротив своего дома.
31 Малхия починил следующий участок стены до домов служащих храма и торговцев, напротив ворот Гаммифкад. Он починил участок до комнаты над углом стены. Малхия был ювелиром.
32 Ювелиры и торговцы починили следующий участок стены между угловой комнатой и Овечьими воротами.

Толкование Мэтью Генри

Часто оказывается, что слова и дела две разные вещи. Многие готовы сказать: «Будем строить», но при этом остаются дома и ничего не делают, как красиво говоривший сын: «Я пойду», но не пошел. Но участвовавшие в этом деле были другими людьми. Как только было принято решение строить стену вокруг Иерусалима, они не теряли времени, а немедленно приступили к работе, о чем мы читаем в этой главе. Пусть никогда не говорят о нас, что мы отложили на завтра доброе дело, которое могли сделать сегодня. В данной главе:

(I) Называются имена строителей, которые записаны для их славы, ибо своими действиями они проявили великую ревность по Богу и своей стране, свой благочестивый и гражданский дух, трудолюбие и смелость. Подобным образом следовало подробно описать их дела, чтобы прославить тружеников и ободрить других следовать их примеру.

(II) Описывается порядок строительства; в процессе строительства план был перед их глазами, и они закончили там, где начали. Строители начали восстанавливать стену:

(1) От Овечьих ворот до Рыбных ворот (ст. 1−2).

(2) Оттуда перешли к старым воротам (ст. 3−5).

(3) Далее строился участок до ворот Долины (ст. 6−12).

(4) Затем до Навозных ворот (ст. 13−14).

(5) Оттуда перешли к воротам Источника (ст. 15).

(6) Далее восстанавливался участок до Водяных ворот (ст. 16−26).

(7) Далее от Конских ворот до Овечьих ворот, откуда они начали (ст. 27−32). Так завершили восстановление стены вокруг города.

Стихи 1−32. Наилучший способ решить, как разделить данную главу на параграфы, обратить внимание, как распределили работу между участвующими, чтобы каждый знал, что делать, и мог со святым соперничеством и желанием превзойти других размышлять о нем, тем не менее, без какого-либо раздора, вражды или личных интересов. Среди строителей не наблюдалось борьбы, ибо они трудились для общественного блага. В описании процесса строительства стены вокруг Иерусалима следует обратить внимание на некоторые моменты:

I. Что первосвященник Елияшив вместе со своими братьями священниками руководил отрядом строителей (ст. 1). Служители должны предводительствовать в любом добром деле, ибо их служение обязывает их учить и побуждать людей своим добрым примером, а не только доктриной. Если появилось дело, то кто больше их подходит для работы? Если появилась опасность, кто больше их подходит, чтобы рисковать? Положение первосвященника было очень высоким и обязывало его руководить этим служением. Священники восстанавливали Овечьи ворота, так называвшиеся потому, что через них проводили овец, предназначенных для жертвоприношения в храме; и священники решили отремонтировать их, так как жертва Господня была их наследием. Об этих воротах сказано лишь то, что священники освятили их словом и молитвой и, возможно, жертвами, (1) ибо они вели в храм; или (2) их освятили, потому что с этих ворот началось восстановление стены; и вполне возможно (хотя работы велись одновременно во всех ее частях), эта работа была закончена в первую очередь, и поэтому у этих ворот они торжественно вверили свой город и окружавшую его стену божественной защите. Или (3) основанием для этого послужил тот факт, что их строителями были священники, и так как они особым образом более других были посвящены Богу, то освятили для Него все свои служения, чтобы даже их обычные действия воспринимались как дела ради Бога.

II. Что в восстановлении стены принимало участия много людей, и каждый в этом деле получил свою часть работы (одни больше, другие меньше) соответственно возможностям. Отметьте: каждый должен принимать участие в работе, совершающейся ради общественного блага соответственно своему положению и влиянию. Объединенные силы одержат победу в сражении, участвовать в котором поодиночке никто не осмелился бы. Большое количество участвующих сделают работу легкой.

III. Что в восстановлении стены принимали участие многие люди, не являвшиеся жителями Иерусалима, которые стремились содействовать гражданскому благополучию, не преследовали личные цели и не стремились получить преимущество. Первыми упоминаются иерихонцы (ст. 2), жители Гаваона и Мицфы (ст. 7) и Заноаха (ст. 13). Каждый израильтянин должен был поучаствовать в строительстве Иерусалима.

IV. Что некоторые начальники Иерусалима и других городов также принимали активное участие в этой работе, считая себя обязанными сделать все возможное (благодаря своему богатству и власти) для продвижения этого доброго дела. Следует отметить, что они названы начальниками округов в городах, которыми руководили. Один был начальником округа Иерусалимского (ст. 12), другой начальником Бефкаремского округа (ст. 14), третий начальником округа Мицфы (ст. 15), еще один начальником полуокруга Беф-цурского (ст. 16) и два начальника полуокругов Кеильских (ст. 17−18). Возможно, правительство Персии не решалось вверить укрепленный город одному человеку, а назначало двух, чтобы они следили друг за другом. Так в Риме было два консула.

V. Что в данных стихах справедливо порицают знатнейших фекойцев, которые не наклонили шеи своей поработать для Господа своего (ст. 5), то есть они не преклонились под ярмо, обязывающее к этому служению, словно занимаемое ими высокое положение и благородное происхождение освобождает их от служения Богу и совершения доброго дела, которые несомненно являются высшей почестью и истинной свободой. Пусть знатные люди не думают, что доброе дело, которое может послужить во благо интересам их страны, может унизить их, ибо для чего нужно высокое положение, как не для того, чтобы получить больше возможности делать добро, чем имеют их подчиненные?

VI. Два человека объединили свои усилия по ремонту старых ворот (ст. 6); так они стали соработниками и разделили славу между собой. Мы должны быть благодарны тем, кто становится нашим партнером в работе, осуществить которую самостоятельно мы не можем. Некоторые считают, что эти ворота называются старыми, потому что принадлежали древнему Салиму, который Мелхиседек построил первым.

VII. В этом деле активное участие принимали некоторые благочестивые и честные торговцы серебряники, аптекари и купцы (ст. 8, 32). Они не считали, что их профессия освобождает их от работы по восстановлению стены, и не ссылались на то, что не могут закрыть свои магазины и остановить торговлю, ибо знали, что потеря будет восполнена благодаря тому, что Бог благословит их бизнес.

VIII. Упоминаются женщины, которые помогали в этой работе, Шаллум и дочери его (ст. 12), которые хотя и не могли лично участвовать в работе, но, являясь богатыми вдовами и имея в своем распоряжении часть наследства, пожертвовали деньги для покупки строительных материалов и оплаты труда рабочих. Святой Павел говорит о благочестивых женщинах, подвизавшихся в благовествовании вместе с ним (Флп 4:3).

IX. О некоторых сказано, что они чинили против дома своего (ст. 10, 23, 28−29), а об одном строителе (который, похоже, был всего лишь съемщиком) что он чинил против комнаты своей (ст. 30). Когда нужно сделать общее хорошее дело, то каждый должен делать ту его часть, которая находится ближе всего к нему и доступна. Если каждый будет подметать перед своей дверью, то улица будет чистой; если каждый человек изменит себя, то мы все изменимся. Если имеющий всего лишь комнату починил стену перед ней, то он сделал свою часть работы.

X. Об одном участнике сказано, что он ревностно чинил доставшуюся ему часть стены (ст. 20), то есть делал это с особой старательностью. Это не значит, что другие были безразличны или делали работу равнодушно, но он был особенно энергичен по сравнению с другими и этим отличился. Хорошо считаться ревностным в добром деле; возможно, ревность этого благочестивого человека побудила многих прилагать больше усилий и спешить.

XI. Обращается внимание, что один из строителей был шестым сыном своего отца (ст. 30). Похоже, пять старших братьев не участвовали в восстановлении стены, а он работал. Приступая к доброму делу, нам не следует ждать, пока старшие пойдут впереди нас; если они отказываются участвовать в нем, то это не значит, что мы должны следовать их примеру. И если этот младший брат совершил для Бога и своего поколения лучшее служение, то он лучше своих братьев; большего почета заслуживают те люди, которые оказываются самыми полезными.

XII. Некоторые из закончивших раньше помогали другим и трудились там, где больше всего требовалась их помощь. Меремоф чинил стену в одном месте (ст. 4), а затем в другом (ст. 21). Фекойцы, помимо отведенной им части работы (ст. 5), по ее окончании принялись за другой участок стены (ст. 27); это особенно удивляет, так как их знатнейшие подали им плохой пример, отстранившись от работы; но их поведение не только не послужило обычным жителям оправданием, чтобы остаться дома, но и побудило совершить объем работы вдвое больший, ибо они хотели своей ревностью пристыдить или искупить алчность и безразличие своих знатных граждан. И наконец, ничего не говорится об участии самого Неемии в этом деле. Человек, названный его именем, упоминается в ст. 16, но неужели он сам ничего не делал? Хотя он лично не восстанавливал часть стены, но сделал больше, чем любой из строителей, ибо он присматривал за всеми. Половина его слуг трудились там, где больше всего нужна была их помощь, а вторая половина стояла на страже (о чем мы прочитаем позднее, Неем 4:16), пока он сам осматривал объекты, давал советы и ободрял строителей, помогал там, где считал это необходимым, и внимательно следил за передвижениями врага, о чем мы узнаем из следующей главы. Капитану не нужно заниматься оснасткой, ему достаточно управлять судном.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.