Песнь Соломона 7 глава

Песнь Соломона
Cовременный перевод WBTC → Толкование Мэтью Генри

Cовременный перевод WBTC

1 [Он восхваляет Её красоту] Принцесса, прекрасны ноги твои в сандалиях, Линии бёдер твоих, как выточенные мастером драгоценности.
2 Твой пупок — круглая чаша. Да не будет он никогда без вина. Чрево твоё, как сноп пшеницы в обрамлении лилий.
3 Груди твои — близнецы-оленята, молодые газели.
4 Шея твоя словно башня из слоновой кости, глаза — водоёмы Есевонские у ворот Батраббима. Твой нос — башня Ливанская, обращённая к Дамаску.
5 Голова твоя, словно Кармил, твои волосы — шёлк, их россыпь пленяет даже царя.
6 Как ты прекрасна, как восхитительна, женственна и молода!
7 Ты высока и стройна, словно пальма, и груди твои, как гроздья плодов этой пальмы.
8 Я хотел бы забраться на эту пальму и схватиться за ветви её. Да будут груди твои виноградными гроздьями и запах твой — запахом яблок.
9 Да будут уста твои лучшим вином, текущим к моей любви, текущим нежно к спящим губам.
10 [Она говорит с Ним] Я возлюбленному моему принадлежу, и он желает меня.
11 Пойдём, мой возлюбленный, пойдём в поля и ночь проведём в селениях.
12 Встанем рано и пойдём в виноградники, посмотрим зацвёл ли уже виноградник, раскрылись ли цветы на деревьях гранатовых? И там любовь мою тебе отдам я.
13 Вдохни запах мандрагоры возле нашей двери, да, для тебя, мой возлюбленный, я сберегла много превосходных плодов, старых и новых.

Толкование Мэтью Генри

В данной главе:

(I) Христос, царственный Жених, возобновляет описание достоинств Своей невесты, Церкви, приводя много сравнений и говоря о любви к ней и радости, которую Он испытывает в общении с невестой (ст. 2−10).

(II) Невеста, Церковь, сообщает о своей великой радости в Нем и о желании общаться и дружить с Ним (ст. 11−14). Такое же взаимное уважение и нежные чувства существуют между Христом и верующими. И что есть небо, если не постоянный взаимный обмен любовью между святым Богом и святыми душами!

Стихи 2−10. Христос называет Церковь по-новому — дочерь именитая! Это согласуется с Псалмом 44:14, где она названа дочерью Царя. Она весьма уважаема благодаря своему новому рождению, рождению свыше, от Бога, и Его мастерству; она несет в себе образ Царя царей и водима Духом. Невеста стала такой благодаря замужеству, Христос, обручив ее Себе, несмотря на то что нашел ее никчемной и презренной, сделал дочерью именитой. Невеста обрела царский нрав, в ней есть нечто истинно благородное и великодушное; она — дочь и наследница Правителя царей земли. А если дети, то и наследники. Итак, здесь мы имеем:

I. Не скупое на слова описание красоты невесты, которое (существует такое мнение) дают девицы, ее сопровождавшие, и именно те, кто призывал ее вернуться. Хотя кажется более вероятным, что описание звучит из уст Самого Христа, который вознамерился выразить ей Свою любовь и радость в ней, как это было прежде (Песн 4:1 и далее; 6:5−6). Приводимые здесь сравнения отличаются от тех, что были раньше, дабы показать, что красота святости непревзойденна — в природе нет ничего подобного; можно сказать еще больше, и все равно не достичь цели. Похвала, прозвучавшая в адрес невесты в четвертой главе, относится ко времени сразу после бракосочетания (Песн 3:11), а в данной главе — к возвращению после отклонения (Песн 7:1); однако данная похвала превосходит прозвучавшую ранее, дабы показать постоянство любви Христа к Своему народу. Он до конца возлюбил их, поскольку сделал их дорогими в очах Своих и многоценными. Невеста, описывая красоту Возлюбленного, выделила десять особых достоинств (Песн 5 и далее); столько же достоинств невесты описывает здесь и Возлюбленный, ибо не хочет отставать от нее в уважении и нежных чувствах. Тех, кто почитает Христа, Он несомненно почтит и сделает достойными уважения. Подобно тому как пророк при описании развращения деградировавшего Израиля берет во внимание все — от подошвы ноги до темени головы (Ис 1:6), так и достоинства Церкви рассматриваются с ног и до головы, чтобы, как говорит апостол, сравнивая Церковь, как и здесь, с человеческим телом (1Кор 12:23), мы более прилагали попечения о тех членах, которые нам кажутся менее благородными в теле, а посему считаются неблагообразными (1Кор 12:24).

1. Здесь звучит похвала ногам невесты; ноги служителей Христа прекрасны в глазах Церкви (Ис 52:7), а здесь говорится о том, что ее ноги прекрасны в глазах Христа: «О, как прекрасны ноги твои в сандалиях!» Когда верующие, освобождаясь от рабства греха (Деян 12:8), стоят в свободе, которую даровал Христос, хранят знаки освобождения, обув ноги в готовность благовествовать мир, и ходят, неуклонно придерживаясь евангельских принципов, тогда их ноги прекрасны в сандалиях. Они твердо ступают, хорошо вооружившись против бед, подстерегающих их на пути. Когда мы не успокаиваемся на одних только добрых чувствах, но сопровождаем таковые искренним усердием и решительностью, тогда ноги наши прекрасны в сандалиях (см. Иез 16:10).

2. Округление15 бедер уподобляется здесь ожерелью, весьма необычной работе искусного художника. Объяснение этому находим в Еф 4:16 и Кол 2:19, где говорится о том, что таинственное тело Христово скрепляется посредством суставов и связей, таких, как бедренный и коленный суставы (оба относятся к «округлениям бедер»), которые служат силе и подвижности физического тела. Церковь тогда мила в глазах Христа, когда эти суставы прочно скреплены святой любовью, единством и общением святых. Когда верующий руко­водствуется в религии благими принципами, тверд и постоянен во всех сферах жиз­ни и охотно исполняет любое служение в свое время и на своем месте, тогда суставы подобны ожерелью.

3. Живот здесь сравнивается с круглой чашей или с кубком, в нем не истощается ароматное вино, как в преисполненной чаше Давида (Пс 22:5); формы его хороши, в отличие от живота того несчастного младенца, чей пуп не был отрезан (Иез 16:4). Страх Господень назван здравием для тела (Притч 3:8). Если душа не испытывает недостатка в страхе Господнем, то в животе не истощается ароматное вино.

4. Чрево — как ворох пшеницы в амбаре, который, возможно, иногда украшался для пышности цветами. Пшеница полезна, лилии красивы; в Церкви есть все, что может быть членам этого тела полезным или же служить украшением. Все тело питается от чрева, оно символизирует духовное благополучие верующего и состояние души в полном здравии.

5. Сосцы — как два козленка, двойни серны (ст. 4). От сосцов Церкви принимают утешение те, кто родился от ее чрева (Ис 46:3) и через пуповину питался в утробе. Это сравнение мы встречали и раньше (Песн 4:5).

6. Шея, которая ранее сравнивалась со столпом Давидовым (Песн 4:4), теперь уподобляется столпу из слоновой кости, белому и весьма драгоценному; такова вера святых, посредством которой они соединяются с головой — Христом. Имя Господа, укрепленное верой, служит святым прочной и неприступной башней.

7. Глаза сравниваются с Есевонскими озерами, искусственными водоемами для разведения рыбы, что у ворот либо Иерусалима, либо Есевона, которые носили название Батраббим — дочь множества — из-за своих огромных размеров. Разумение и намерения верующего чисты и прозрачны, как эти озера. Глаза, плачущие из-за греха, — источники (Иер 9:1), которые приятны взору Христа.

8. Нос — как башня Ливанская, лоб или лицо — как кремень (Ис 50:7), бесстрашны, как та неприступная башня. Это символизирует благородство и святую храбрость Церкви или (согласно другому мнению) духовную прозорливость, способность различать, подобно тому как животные удивительным образом различают по запаху. Эта башня обращена к Дамаску, главному городу Сирии, что символизирует дерзновение Церкви смотреть в лицо своим врагам, не боясь их.

9. Голова — как Кармил, очень высокая гора возле моря (ст. 6). Голова верующего возносится над врагами (Пс 26:6), над бурями низменности, подобно устремленной ввысь вершине Кармила. Чем сильнее мы возвышаемся над этим миром и приближаемся к небу, тем спокойнее и безопаснее, благодаря этому, наше состояние, и тем любезнее мы в глазах Господа Иисуса.

10. Волосы на голове уподобляются пурпуру. Это обозначает всестороннюю привлекательность верующего в глазах Христа, вплоть до волос (есть и такое толкование) или шпилек, которыми украшены волосы. Некоторые толкователи под головой и волосами понимают руководителей Церкви, которые, при условии добросовестного отношения к своему долгу, весьма украшают Церковь. Голова кроваво-красного цвета (есть и такое чтение стиха) и волосы — как пурпур — два цвета, которые носили великие люди.

II. Таким образом облагорожена и украшена радость, которую Христос находит в Своей Церкви. Она поистине прекрасна, если прекрасна в Его глазах. Он облачает ее в красоту, и именно Его любовь делает эту красоту истинно ценной, ибо Христос — непревзойденный судья.

1. Христу было приятно смотреть на Свою Церковь и общаться с ней, находя радость в этой обитаемой части земли: царь увлечен твоими кудрями16 и не может оставить их. Объяснение этому находим в Псалме 131 (ст. 13−14): избрал Господь Сион, со словами: «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь…», а также «благоволит Господь к боящимся Его» (Пс 146:11). И если Христос находит такую радость среди Своего народа, общаясь с ним, то еще больше оснований для радости у народа; истинно один день там лучше тысячи.

2. Христос был весьма поражен, восхищаясь красотой Своей Церкви: «Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью!» — так говорит Слово (ст. 7), «не родилась такою, а стала благодаря миловидности, в которую Я облачил тебя». Святость — красота превыше всяких похвал; Господу Иисусу Христу она весьма угодна; она прекрасна — и это внешняя ее сторона, а внутренняя — нрав приятный и очень милый; невозможно выразить словами радость, которую находит в ней Христос. «О любезнейшая для услады!» — существует и такое чтение стиха.

3. Христос полон решимости поддерживать общение со Своей Церковью.

(1) Ухватиться за нее, как за ветви пальмы. Он сравнивает ее стан с пальмой (ст. 8), такой стройной и сильной она кажется, если смотреть на нее в полный рост. Согласно наблюдениям, пальма лучше всего ветвится, если подвергается нагрузкам; так же и Церковь — чем больше скорбей она переживает, тем сильнее разрастается, и новые ее ветви — символы победы. Христос говорит: «…влез бы я на пальму, дабы насладиться ее тенью (ст. 9), и ухватился бы за ветви ее, и любовался бы их красотой». Сказанное Христом Он совершит ради Своего народа; мы можем быть уверены — Он совершит, ибо Его благие намерения ни в коем случае не канут в лету; и если Он ухватится за ветви Своей Церкви, ухватится за ветви сразу, пока они еще молодые и нежные, то удержит их и не отпустит.

(2) Насладиться ее плодами. Возлюбленный сравнивает груди невесты (ее благочестивые чувства к Нему) с кистями винограда, сладчайшим из фруктов, (ст. 8) и повторяет это снова: «…груди твои были бы (то есть были бы для Меня) вместо кистей винограда (ст. 9), который веселит сердце человека. Теперь, когда Я взбираюсь на пальму, твои благодати будут пробуждены и приведены в действие». Присутствие Христа с Его народом зажигает святой небесный огонь в душах верующих, и тогда их груди будут вместо кистей винограда, бальзамом на сердце для самих себя и приемлемым для Христа. И поскольку Бог сначала вдунул в ноздри человека дыхание жизни и до сих пор вдувает дыхание новой жизни, то запах от ноздрей их, как от яблок или от апельсинов, приятный и свежий. Господь обонял приятное благоухание жертвы Ноя (Быт 8:21). И, наконец, уста невесты — как отличное вино (ст. 10). Ее духовный вкус и запах, или слова, которые она говорит о Боге и о человеке, не от зубов отскакивают, но текут прямо из уст и угодны Господу. Молитва праведных благоугодна Ему. И когда боящиеся Бога говорят друг другу, как и подобает им, внимает Господь и слышит это с удовольствием (Мал 3:16). Это подобно вину:

[1] Весьма приятному и изысканному на вкус. Оно течет прямо, оно течет приятно (читаем на полях), оно ухаживается ровно (Притч 23:31). Чувственные наслаждения кажутся правильными с точки зрения плотских инстинктов, но то, что плавно стекает, зачастую бывает неправильным, и по сравнению с наслаждением от общения с Господом оно резкое и грубое. Для благодатной души ничто не течет так приятно, как вино Божьего утешения.

[2] Прекрасному бальзаму. Присутствие Христа Духом с Его народом оказывает на людей животворное и укрепляющее действие, ибо вино это настолько сильное, что заставляет уста даже спящих (готовых потерять сознание) говорить17. Необращенные грешники спят; святые зачастую вялы и бездеятельны, пребывая в полудреме. Однако Слово и Дух Христов вольют в душу жизнь и энергию, и от избытка сердца, таким образом заполненного, заговорят уста. Апостолы, исполнившись Духа, заговорили языками… о великих делах Божиих (Деян 2:10, 12). И кто не упивается вином, но напротив — исполняется Духом, тот назидает себя псалмами…и песнопениями духовными (Еф 5:18−19). Когда Христос таким образом восхваляет сладость любви Своей невесты, вызванную проявлением Его любви, похоже, что за ее словами «к другу моему» стоит нечто большее: «Есть ли во мне что-либо приятное и ценное? Если да, то от меня — для Возлюбленного». Только тогда Он возрадуется нашим добрым чувствам и служению, если все они — для Него и посвящены во славу Ему.

Стихи 11−14. Это — слова невесты, Церкви, верующей души, в ответ на прозвучавшее в предшествующих стихах признание Христа в любви.

I. Здесь невеста торжествует своему родству со Христом и интересу в Нем, и Его именем она будет хвалиться весь день напролет. С каким восторгом и святым ликованием она произносит (ст. 11): «Я принадлежу другу моему, а не себе самой; я всецело посвящена Ему, в Его владении»! Если мы истинно можем сказать, что Христос наш наилучший возлюбленный, то вправе быть уверенными, что принадлежим Ему, и Он спасет нас (Пс 118:94). Благодатное откровение о любви Христовой к нам должно побудить нас к великой радости от того, что Он крепко держит нас, над нами — Его власть, и мы в Его собственности, что не только обязывает нас к служению, но и является источником утешения. Близкое общение со Христом призвано убедить нас в том, что имеем в Нем интерес. Радуясь своей принадлежности Ему и служению и почитая сие за честь для себя, невеста утешается тем, что к ней обращено желание Его, то есть что Он — ее муж, это — выраженное другими словами понятие о брачном союзе (Быт 3:16). Христос имел сильное желание к избранному остатку, когда сошел с неба на землю взыскать и спасти таковой; при исполнении Своего предприятия Ему даже пришлось переносить лишения до тех пор, пока, пройдя через крещение Кровью ради остатка, сие не свершилось (Лк 12:50). Он возжелал Сион в жилище Себе. Верующим, кто бы их ни презирал, надлежит утешаться тем, что к ним обращено желание Христа, настолько сильное, чтобы побудить Его снова сойти с неба на землю, дабы забрать их Себе; ибо Он страстно желает, чтобы все верующие были с Ним (Ин 17:24; Ин 14:3).

II. Смиренно и усердно невеста желает общения с Возлюбленным: «Приди, возлюбленный мой, давай совершим вместе прогулку, дабы мне получить от Тебя совет, наставление и утешение, а также поведать Тебе о своих нуждах и печалях свободно, без помех (ст. 12−13). Так Христос совершил прогулку с двумя учениками, шедшими в селение под названием Эммаус, и говорил с ними, пока не заставил их сердца гореть. Здесь обратите внимание:

(1) Получив новые знаки Его любви и полную уверенность в своем интересе во Христе, невеста настойчиво стремится еще больше познать Его, как и блаженный Павел, желавший все больше и больше превосходного познания Христа Иисуса (Флп 3:8). Христос не скрывает, сколь сильно Его желание к нам, мы же проявляем вопиющую неблагодарность, если наше желание направлено не к Нему. Следует заметить, что общение со Христом — это то, по чему сильно тоскуют все освященные; и чем яснее Он открывает им Свою любовь, тем усерднее они желают ее. Плотские инстинкты пресыщаются чувственными наслаждениями, которые вскоре надоедают, но духовные наслаждения возбуждают желание, которое выражается словами: «Ничего, кроме Бога, а Его — все больше и больше». Христос сказал: «…влез бы Я на пальму…», и Церковь говорит: «…пойдем…» Обетования, которые Христос нам дал в отношении общения с Ним, должны не заменять, но, наоборот, побуждать и оживлять наши молитвы об этом общении.

(2) Невеста желает пойти в поля и села, чтобы общаться с Возлюбленным. Тот, кто хочет беседовать со Христом, должен отойти от мира и его забав, должен избегать всего, что могло бы отвлечь разум и помешать ему быть всецело в распоряжении Христа; нам следует думать о том, как служить Господу без развлечения (1Кор 7:35), ибо именно поэтому невеста жаждет избавиться от городского шума. Итак выйдем к Нему за стан…(Евр 13:13). Уединение и изолированность содействуют общению с Богом; поэтому и Исаак вышел в поле поразмыслить и помолиться. Войди в комнату твою и затвори дверь твою. Оставаясь наедине со Христом, где его никто не видит, верующий отнюдь не одинок.

(3) Имея вне дома дела, связанные с заботой о земле, невеста желает, чтобы Возлюбленный сопровождал ее. Следует заметить: где бы мы ни были, нам надлежит поддерживать общение с Господом; исключительно по нашей собственной вине мы не замечаем, что Он всегда по правую руку, всегда наблюдает за нами, и Слово Его, и ухо всегда близко. Заботясь о делах в миру с исполненным небесной святостью сердцем, сочетая благочестивые мысли с обычными действиями и всегда обращая свой взор к Господу, мы вправе рассчитывать, что Христос будет с нами, куда бы мы ни пошли. Но также нам не следует идти туда, куда мы с верою не можем попросить Его пойти с нами.

(4) Невеста готова встать рано, чтобы пойти вместе с Возлюбленным: поутру пойдем в виноградники. Здесь подразумевается ее забота о том, чтобы использовать любую возможность для общения с Возлюбленным; при наступлении назначенного времени мы должны незамедлительно, подобно женщинам, весьма рано прийти даже ко гробу (Мк 16:2), если надеемся встретить Его там. Кто желает выйти из дому со Христом, тот должен начать с Ним своевременно, рано утром на рассвете своих дней, должен начинать с Ним каждый свой день, искать Его рано, искать его прилежно.

(5) Невесту устроит жизнь в деревне, в хижинах или домиках, служащих кровом сельским жителям, когда те работают в полях; там, в этих жалких и холодных лачугах, она с радостью поселится, лишь бы быть вместе с Возлюбленным. Его присутствие сделает их пребывание приятным и возвышенным и преобразит хижины во дворцы. Благодатная душа способна смириться с крайней нищетой, если при этом будет иметь общение с Богом.

(6) Самые прекрасные поля даже весной, наиприятнейшем времени в деревне, не удовлетворят невесту, если рядом с ней не будет Возлюбленного. Никакие наслаждения на земле не утешат верующего, если только во всех таковых он не будет радоваться Господу.

III. Невеста желает лучше узнать, что делается в ее собственной душе и как обстоят в данное время дела: посмотрим, распустилась ли виноградная лоза (ст. 13). Наши собственные души — это наши виноградники; в них посажены или должны быть посажены виноград и гранат, прекрасные и полезные растения. Мы поставлены сторожами в эти виноградники и поэтому стараемся часто заглядывать туда, проверять состояние собственных душ, смотреть, распустилась ли виноградная лоза, действуют и проявляются ли наши благодати, приносим ли мы плоды праведности, имеем ли мы эти плоды в изобилии. И в особенности, давайте зададимся вопросом, раскрылись ли почки и расцвели ли гранатовые яблоки, — какие благодатные изменения происходят в нас — они еще новые и нежные и, возможно, нуждаются в защите и в особо внимательном уходе, чтобы не замерзли, не заболели, не были вырваны; их следует выращивать, дабы они принесли плоды, которые достигли бы зрелости. К такому исследованию собственного духовного состояния надобно привлечь Христа, потому что Его присутствие будет способствовать цветению виноградной лозы, появлению почек, подобно тому как возвращение солнца оживляет сады, а еще — потому что именно Ему мы стараемся показать себя. Если Христос видит, что виноградная лоза распускается и появляются почки, мы можем попросить Его: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя…» — если Его Дух свидетельствует нашему духу, что душа процветает, то этого достаточно.

И если мы хотим узнать себя, то должны умолять Его исследовать и испытать нас, помочь нам в поисках, и открыть нам нас самих.

IV. Невеста обещает своему Возлюбленному наилучший прием, который может оказать в своем загородном поместье; ибо Он придет к нам и будет вечерять с нами (Откр 3:20).

1. Она обещает Ему свои лучшие чувства; и что бы она для Него ни приберегла, сие не имело бы никакого значения, если бы ее сердце не было всецело посвящено Ему: «Поэтому там я окажу ласки мои Тебе; я повторю признание в любви, удостою Тебя ее знаками; моя душа откроет Тебе свое восхищение и желание, которое оживится и умножится, а сердце будет принесено Тебе в святое всесожжение».

2. Она обещает Ему наилучшее обеспечение: «Там будут приятные ароматы, ибо мандрагоры уже пустили благовоние» (ст. 14), «любовные цветы» или «любимые» (таково значение слова), или «любовный фрукт»; мандрагоровое яблоко — нечто, во всех отношениях весьма приятное и ценное настолько, что Рахиль и Лия чуть было не повздорили из-за него (Быт 30:14). «Мы также найдем что-нибудь пригодное для еды и приятное для глаз, все диковинки, которые может предложить сельская местность: у дверей наших всякие превосходные плоды». Следует заметить:

(1) Плоды и проявления благодати приятны Господу Иисусу.

(2) Таковые надлежит должным образом Ему преподнести, посвятив их Его славе и служению; сие должно быть у нас всегда готово для удобного случая, то есть «лежать у дверей наших», дабы Он прославился в том, что мы приносим много плода (Ин 15:8).

(3) Существует великое многообразие приятных плодов, которыми должны запастись наши души. Нам надлежит иметь плоды всех сортов, благодать на все случаи, новые и старые, все, что добрый хозяин хранит в своей сокровищнице — не только продукты этого года, но и остатки с прошлого (Мф 13:52). Нам следует держать под рукой для служения Христу не только все то, о чем мы слышали, что узнали и испытали недавно, но и хранить собранное раньше; мы также не должны довольствоваться одними лишь запасами дней древних, но на протяжении всей жизни следует добавлять что-то новое, дабы наши запасы увеличивались, и мы были ко всякому доброму делу приготовлены.

(4) Тот, кто истинно любит Христа, считает все свое имущество, даже самые превосходные плоды, и все, что он самым тщательным образом хранил, малой толикой, которую он может преподнести Христу, и радушно предлагает Ему все это. Если бы было больше и лучше — пошло бы для служения Ему. Ибо все — от Него, и поэтому справедливо, что все должно быть для Него.

* * * * *

Сноски:

15 В английском переводе Библии: The joint of the thighs — «сустав бедер».

16 Последняя часть данного стиха в английском переводе: «…the king is held in the galleries» — «…царь задерживается в галереях». Слово gallery переводится как «галерея», «скопление».

17 В переводе на английский язык данный стих звучит так: «And the roof of thy mouth like the best wine for my beloved, that goeth down sweetly, causing the lips of those that are asleep to speak» — «И небо моего рта, как лучшее вино для моего возлюбленного, которое приятно стекает, заставляя уста уснувших заговорить». Синодальный перевод: «Уста твои — как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.