Иона 3 глава

Книга пророка Ионы
Cовременный перевод WBTC → Толкование Мэтью Генри

Cовременный перевод WBTC

1 И тогда Господь снова заговорил с Ионой. Господь сказал:
2 "Иди в великий город Ниневию и провозгласи там то, что Я велю тебе".
3 Иона последовал слову Господа и отправился в Ниневию. Ниневия же был огромный город; чтобы пройти его из конца в конец, нужно было три дня.
4 Иона дошёл до середины города и начал проповедовать народу. Иона сказал: "Через сорок дней город Ниневия будет разрушен".
5 Народ Ниневии поверил словам Бога. И все они, от малого до великого, решили поститься, и все надели на себя траурные одежды, чтобы показать, что раскаиваются.
6 Когда весть об этом дошла до царя Ниневии, он встал со своего трона, снял с себя царские одежды, надел траурные одеяния и сел на пепелище.
7 Затем царь написал специальный указ и разослал его по городу: По повелению царя и его вельмож: На некоторое время ни человеку, ни зверю, ни стаду не разрешается пастись на полях. Ничто живое в Ниневии не будет ни есть, ни пить.
8 Все люди и животные должны быть покрыты власяницами, и народ должен громко взывать к Богу. Каждый человек должен изменить свою жизнь и перестать грешить.
9 Кто знает, может, Бог смягчится и милосердно не даст нам погибнуть, умерив свой грозный гнев.
10 И когда Бог увидел, как они изменились и как отошли от пути зла своего, Он сжалился и не послал на них разрушение, которым угрожал.

Толкование Мэтью Генри

В данной главе:

(I) Поручение, данное Ионе, обновляется, и во второй раз ему велено идти проповедовать в Ниневию (ст. 1−2).

(II) Иона добросовестно передал Ниневии послание, в котором ей угрожали скорой гибелью (ст. 3−4).

(III) В связи с этим Ниневия покаялась, смирилась и изменилась (ст. 5−9).

(IV) Бог милостиво пересмотрел приговор, вынесенный ей, и предотвратил гибель, которой ей грозили (ст. 10).

Стихи 1−4. В данных стихах приводятся дальнейшие доказательства примирения между Богом и Ионой; это было полное примирение, хотя противостояние между ними достигло наивысшей точки.

I. Поручение Ионы обновляется, и он с готовностью повинуется.

1. Из этого следует, что Бог полностью примирился с Ионой и вновь задействовал его в служении. То, что данное поручение обновляется и вновь дается ему, свидетельствует о прощении его прежнего непослушания. В человеческом обществе люди справедливо полагают, что раз осужденному преступнику дается поручение, то это приравнивается к прощению; так было и с Ионой.

И было слово Господне к Ионе вторично (ст. 1), ибо (1) Иону нужно было испытать, искренно ли он раскаялся в своем прежнем неповиновении, действительно ли ему пошло на пользу его необычное наказание и необыкновенное избавление. Он оставил свое служение и долг и за это оказался в заключении; он принял себе приговор смерти, но так как Пророк смирился, то Бог освободил его, даровал ему жизнь и свободу. Он был освобожден благодаря своему хорошему поведению, и теперь его нужно было испытать, будет ли он исполнять волю Бога или свою волю. После того, как он был брошен в море и потом извергнут оттуда, Бог пришел и спросил его: «Иона, пойдешь ли ты теперь в Ниневию?», ибо Он побеждает в суде Своем и всегда достигает Своей цели; в конце концов Он сделает непослушного и упрямого ребенка покорным. Отметьте: после того, как Бог наказал нас и затем избавил от бедствия, мы должны услышать Его голос, говорящий нам: «А теперь вернитесь к своим обязанностям, которыми раньше пренебрегали и к которым теперь вы опять призваны с помощью провидений». И тогда Бог фактически сказал Ионе то же, что Христос сказал расслабленному, после того как исцелил его: «Теперь иди и не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5:14) — хуже той ситуации, когда ты три дня и три ночи находился во чреве кита». Бог смотрит на людей, после того как поражал их и затем избавил от страданий, чтобы увидеть, исправили ли они свои ошибки, в частности те, за которые были наказаны; и поэтому в подобных ситуациях мы должны стараться убедиться в том, что не напрасно приняли благодать Бога, сопутствовавшую наказанию и избавлению, ибо и то и другое для нас — средства благодати.

(2) Ионе было оказано доверие в знак благоволения к нему Бога. Бог мог вполне справедливо сказать в адрес Ионы, как мы говорим о людях, которые нас обманули и вели себя вероломно по отношению к нам, что хотя мы не будем к ним суровы, как того требует закон, и не погубим, но тем не менее больше никогда не будем доверять. Вполне справедливо Дух пророчества, которому Иона противился и против которого восстал, мог оставить его, приняв решение никогда больше не возвращаться к нему. Кто-то мог бы предположить, что хотя жизнь пророка была сохранена, но теперь он будет лишен возможности и способностей вновь служить в качестве пророка. Но посмотрите! Слово Господне вновь приходит к нему, чтобы показать, что когда Бог прощает, то Он забывает, а кого Он прощает, тем дает новое сердце и новый дух; Он вновь принимает в Свою семью блудных детей и непослушных рабов и восстанавливает в прежнем положении. Отметьте: тот факт, что Бог использует нас, является наилучшим доказательством того, что Он в мире с нами. Благодаря этому становится очевидно, что наши грехи прощены и Бог вновь доброжелателен к нам; Его благое слово приходит к нам, и мы ощущаем, что Он совершает в нас доброе дело! Если так, то у нас есть основание восхититься богатствами свободной благодати и признать свои обязанности перед Господом Иисусом, Который принял дары для людей, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога и трудиться, проповедуя Его слово (Пс 67:19).

2. Из этого следует, что Иона полностью примирился с Богом, что теперь он не был таким, как раньше, не воспротивился небесному видению и не бежал от лица Господнего, как раньше. Он не старался укрыться, чтобы не слышать повелений, и не был склонен неповиноваться им; он не возражал, как раньше, что путешествие слишком длительное, что поручение настраивает людей враждебно и его исполнение подвергает опасности, и что если суд, которым он грозит, действительно не грядет, то его обвинят как лжепророка, а нераскаянность его собственного народа подвергнется порицанию (как он возражал в Иона 4:2). Теперь Иона без ропота и сопротивления встал и пошел в Ниневию по слову Господню (ст. 3).

Здесь обратите внимание (1) на природу покаяния: оно изменяет наши мысли и наши пути, возвращает к нашему делу и долгу, от которого мы отошли, побуждает сделать те добрые дела, которые мы оставили несделанными.

(2) На пользу от страданий; они возвращают на свое место тех, кто оставил его. Иона имел полное право сказать вместе с Давидом: «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню, и поэтому, хотя оно напугало и было болезненным для меня и в настоящее время кажется не радостью, а печалью, тем не менее, благо мне, что я пострадал».

(3) На силу божественной благодати, сопутствующей страданию, ибо в противном случае само по себе страдание скорее оттолкнуло бы людей от Бога, а не привлекло к Нему; но Бог Своей благодатью может возвратить непокорным образ мыслей праведников и сделать их готовыми в день силы Его, а тех, в чьей шее, жилы железные, сделать желающими добровольно встать под Его ярмо.

(4) На обязанности тех, к кому приходит слово Господне: они должны по всем пунктам преобразовываться соответственно ему, с готовностью и радостью выполнять данные им повеления Бога. Иона встал; он больше не сидел неподвижно и бездеятельно или погруженный в мрачные мысли, а направился прямо в Ниневию, хотя она располагалась довольно далеко и раньше он, скорее всего, никогда там не был; но именно туда он отправился по слову Господню. Слуга Бога должен идти туда, куда Бог посылает его, приходить, когда Он зовет его, и делать, что Он велит; мы должны сознательно и усердно совершать то, что нам велит слово Господне.

II. А теперь давайте посмотрим, что за повеление или поручение было ему дано и что он делал, чтобы исполнить его.

1. Он был послан как глашатай, обладающий всеми правами, от имени Бога небес, чтобы объявить войну Ниневии (ст. 2): «Встань, иди в Ниневию — город великий, главный город этой страны, — и проповедуй в ней, проповедуй против нее (в халдейском переводе)». То, что проповедуют против нас, то проповедуют нам, чтобы мы услышали и приняли предостережения; и если мы не приклоняем к этим словам ухо и не прикладываем к ним веру, то они окажутся сказанными против нас. Иона был послан в Ниневию, которая в то время была главным городом языческого мира, как символ милостивого намерения Бога со временем пролить свет божественного откровения на эти мрачные регионы. Бог знал, что если бы Содом и Гоморра, Тир и Сидон в свое время имели средства благодати, то они покаялись бы, но Он отказал им в этих средствах (Мф 11:21, 23). Он знал, что если бы в то время Ниневия имела средства благодати, то она покаялась бы, и Он дал ей эти средства, послав Иону, который хотя и не проповедовал им четко о покаянии (ибо мы не находим, чтобы именно в этом заключалось его поручение), но призывал покаяться, ибо именно это должно было стать блаженным результатом его служения. Если Бог, подобным образом распределяя Свое благоволение и давая средства благодати одним, а не другим, изливая ее в одни места, но не в другие, давая дух благодати одним, но не другим, использует Свое исключительное право и верховную власть, то кто может сказать Ему: «Что Ты делаешь?» Разве не может Он делать, что хочет, с тем, что Ему принадлежит? Он не является должником перед человеком. «Иди, — говорит Бог, — и проповедуй, что Я повелел тебе».

То есть:

(1) «Проповедуй то, что Я велел тебе в первый раз, когда послал тебя туда (Иона 1:2), Иди и проповедуй в нем; объяви, что на город обрушатся божественные суды; расскажи мужам Ниневии, что их злодеяния дошли до Бога и Божья месть настигнет их». Именно это послание Иона не хотел передавать и сбежал в Фарсис; но когда это же повеление было Дано ему во второй раз, то Бог ничего не изменил в послании, чтобы доставить ему Удовольствие или сделать задание более легким; нет, он должен был проповедовать то же, что было велено прежде, когда он не захотел это делать. Отметьте: слово Бога неизменно, его нельзя изменить в угоду проповедникам и слушателям; оно никогда не пойдет на уступки их настроениям или фантазиям, но они должны подчиниться его истинам и законам. «Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним» (Иер 15:19).

Или эти слова следует понимать так:

(2) «Проповедуй то, что Я повелю тебе, когда ты отправишься туда». Это было ободрением для него в выполнении данного поручения и означало, что Бог пойдет вместе с ним, что Дух пророчества пребудет на нем и будет в его распоряжении, когда он окажется в Ниневии, что Бог даст ему все необходимые в будущем наставления. Это подразумевало, что он вновь будет слушать Бога, и это будет большой поддержкой ему в данном опасном предприятии. Подобным образом, когда Бог послал Авраама принести в жертву Исаака, то дал ему такой же намек, сказав, что он должен совершить это на одной из гор, о которой Он скажет ему позднее. Господом утверждаются стопы благочестивого человека; Бог ведет Свой народ шаг за шагом и поэтому ожидает, что он будет следовать за Ним. Иона должен был идти с безоговорочной верой. Хотя он знал, куда идет, но не знал, какое послание должен передать, пока не пришел туда; но каким бы ни было послание, он должен был передать его, будь оно приятным или неприятным. Так Бог будет поддерживать нас в постоянном уповании на Него, на наставления Его слова и провидение. Мы не знаем, что Он делает и что повелит нам делать, но узнаем позже. Иногда адмиралы, отправляясь с заданием в другие страны, не имеют права открывать пакет с приказом, пока не окажутся на определенном расстоянии от берега; так и Ионе было велено идти в Ниневию, и там ему будет сказано, что делать.

III. Он добросовестно и смело выполнил свое поручение. Прибыв в Ниневию, он увидел, что его епархия довольно внушительная по размеру; это был город великий, на три дня ходьбы (ст. 3); это был город великий у Бога, то есть очень великий, тем самым наш язык воздает великую честь Богу, подчеркивая, что все великое берет свое название от Него. Величие Ниневии в основном заключалось в ее размерах; этот город был намного больше Вавилона; подобного города, как сказал Диодор Сикул (Diodorus Siculus), после не строил ни один человек. Он занимал площадь 30 км в длину и 18 км в ширину, 96 км по окружности; его стены поднимались в высоту на 100 футов и были такой толщины, что по ним могли ехать рядом друг с другом три колесницы. На стенах располагалось 1500 башен, каждая из которых была 200 футов высотой. Здесь сказано, что этот город был на три дня ходьбы, ибо по окружности стены протянулись на 96 км, что составляет около шестидесяти миль; это расстояние человек вполне может одолеть за три дня ходьбы, проходя двадцать миль в день. Или, идя медленно и степенно, как должен был идти Иона, отправившись в город проповедовать, ему потребовалось бы по крайней мере три дня, чтобы обойти главные улицы и дороги в городе, чтобы возвестить свое послание и все могли обратить на него внимание. Придя туда, он не терял времени и не смотрел по сторонам, а сразу приступил к своему делу; войдя в город, он не удалился для отдыха в гостиницу, а сразу приступил к своему поручению. Он действовал согласно полученным инструкциям и проповедовал, говоря: «Еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена!» Несомненно, у него были полномочия и указания говорить эти слова, но неясно, то ли он должен был подробно излагать эту мысль (скорее всего), чтобы показать, почему Бог противостал им, насколько отвратительно их нечестие и какое основание у них было ожидать гибели и поверить данному предостережению, то ли повторять эти слова вновь и вновь; но таковой была суть его послания.

1. Он должен был сказать им, что этот великий город будет разрушен; он имел в виду, а они так и поняли, что он будет разрушен не войной, а неким непосредственным ударом с небес в виде то ли землетрясения, то ли огня и серы, как было в Содоме. Из-за своего нечестия этот город заслуживал уничтожения, а его богатство и величие не могло защитить его от уничтожения, когда чаша его беззакония наполнилась и приблизилась чаша гнева. Великие города легко уничтожаются, когда великий Бог приходит, чтобы наказать их.

2. Он должен был сказать жителям Ниневии, что очень скоро, через сорок дней, их город будет разрушен. Ему была дана отсрочка. Столько времени Бог будет ждать, чтобы посмотреть, смирятся ли они и изменят ли свои пути, получив это предостережение, чтобы предотвратить гибель, которой ей угрожали. Посмотрите, как медлен Бог на гнев; хотя нечестие Ниневии взывало об отмщении, но Бог пощадит ее еще на сорок дней, чтобы у нее было время покаяться и встретить Бога на пути Его судов. Но Он не будет ждать дольше; если в течение этого времени они не обратятся, то познают, что Он изощрил Свой меч и направил его. Сорок дней — длительный промежуток времени, чтобы праведный Бог отложил Свои суды, но это незначительный промежуток времени для неправедного народа, чтобы он покаялся, изменился и таким образом отвратил приближающиеся суды. Учреждение этой даты с максимальной гарантией несомненно поможет убедить людей в том, что это было послание от Бога, ибо ни один человек не осмелится так твердо установить дату, с какой бы максимальной вероятностью он ни спрогнозировал ее; приготовление к данному событию также должно было напугать их. Беспечные грешники могут пробудиться и искренно обратиться к Богу, чтобы предотвратить собственную гибель, когда увидят, что у них осталось мало времени, чтобы сделать этот шаг. И разве не должны пробудиться и приготовиться к смерти мы, задумавшись о том, что она неизбежна и что ее время уже определено в совете Бога, но что мы пребываем во тьме и неизвестности относительно нее лишь для того, чтобы быть всегда готовыми к ее приходу? Мы не можем быть уверены, что проживем еще сорок дней, как была в то время уверена Ниневия, что простоит еще сорок дней; более того, я думаю, что мы проживем лишь тридцать или сорок дней, а не тридцать или сорок лет, ибо именно столько лет мы надеемся прожить в дни, когда нам ничего не угрожает.

Fleres, si scires unum tua tempora mensem;
Rides, cum non sit forsitan una dies:

Мы должны встревожиться,
Если не уверены, что проживем месяц,
Но остаемся беспечными, когда
Не уверены, что проживем даже день.

Стихи 5−10. Данные стихи описывают:

I. Чудо божественной благодати, совершившееся при покаянии и реформации Ниневии, которое явилось результатом предостережения жителей о приближении ее гибели. Истинно говорю вам: вы не найдете такого великого примера покаяния даже в Израиле, и ниневитяне восстанут на суд с поколением евангельской Церкви и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы (Мф 12:41). Более того, это осудит Израиль за отказ покаяться и за его упрямство. В то время Бог посылал Израилю много пророков, и все они были хорошо известны среди израильтян как мужи сильные в словах и делах, а в Ниневию Он послал только одного, который был для ее жителей чужеземцем, человеком, как мы можем предположить, в их глазах не заслуживающим внимания, а в личном присутствии слабым, особенно после такого длительного и утомительного путешествия. Тем не менее они покаялись, а Израиль — нет. Иона проповедовал им только одну проповедь, и мы не находим, чтобы в подтверждение своего слова он совершил для них хоть одно знамение или чудо; тем не менее его единственная проповедь оказала на них влияние, в то время как Израиль остался упрямым, хотя его пророки тщательно подбирали слова, чтобы образумить их, и подтверждали их знамениями. Иона только угрожал гневом и уничтожением; мы не находим, чтобы он призывал их к покаянию и давал указания, как покаяться, тем более давал какие-либо ободрения надеяться, что они обретут милость, если покаются, и тем не менее они покаялись; а Израиль упорствовал и не желал покаяться, хотя пророки, посланные ему, влекли его узами человеческими и узами любви и заверяли в том, что Бог совершит для них великие дела, если они покаются и изменятся. А теперь давайте посмотрим, как Ниневия покаялась, какими этапами это происходило и какие отдельные примеры покаяния нам приведены.

1. Они поверили Богу. Они поверили словам, которые Иона сказал им от имени Бога; они поверили, что хотя многих называли богами, но есть лишь один живой и истинный Бог — всемогущий Господь всего сущего, Которому они должны будут дать отчет; поверили, что согрешили против Него и стали отвратительными для Его справедливости, что им отправлено это послание о приближении гибели самим Богом; — и что сама гибель придет к ним в установленное время, если только они не предотвратят ее своевременным покаянием; поверили, что Он — Бог милостивый, и поэтому есть надежда, что Он отвратит гнев, которым угрожает, если они оставят свои грехи, за которые и м грозили этим наказанием. Отметьте: те, которые пришли к Богу после того, как оставили Его, должны верить, что Он существует, что с Ним можно примириться, что Он будет их Богом, если они станут на правильный путь. И посмотрите, какую великую веру может произвести Бог, используя слабые, ничтожные и неподходящие средства; несколькими словами угроз Он может, заставить даже жителей Ниневии покориться вере. Некоторые полагают, что ниневитяне от моряков или от других людей или от самого Ионы узнали о том, что он был брошен в море и спасен чудесным образом; и это подтвердило его миссию и подготовило их поверить в то, что через него говорил Бог. Но мы в этом не уверены. Как бы ни было, но воскресение Христа, прообразом которого послужило спасение Ионы, утвердило Его Евангелие и в значительной степени поспособствовало большому успеху тех, кто проповедовал во имя Его покаяние и прощение грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

2. Они принесли слово царю Ниневии. Одни полагают, что в то время в Ниневии царствовал Сарданапал, другие — Пул, царь Ассирии. Ионе не велено было вначале идти к нему из уважения к царскому достоинству; если увенчанные головы оказываются виновными, то перед Богом они становятся на один уровень с другими головами, и поэтому Иона был послан проповедовать не царскому двору, а на улицах Ниневии, чтобы возвестить послание от Бога. В каком бы виде информация о поручении Ионы ни была доставлена царю Ниневии, но о нем не говорили как о возмутителе гражданского мира, которого нужно заставить молчать и наказать, что скорее всего было бы сделано, если бы подобные слова он провозглашал на улицах Иерусалима, который избивал пророков и побивал камнями тех, кто был послан к нему. Нет, жители города, заботившиеся о гражданском благополучии, чьи сердца трепетали о нем, представили это царю не злодеянием, а посланием с небес. Отметьте: счастливы те цари, которых окружают люди, извещающие его о том, что содействует миру в царстве: предупреждают о слове и провидении Божьем, а также о знамениях Божьего недовольства, которые коснулись их; и счастлив тот народ, который имеет царя, обращающего внимание на эту информацию.

3. Царь подал хороший пример смирения (ст. 6). Когда он услышал слово Бога, посланное ему, то встал с престола своего, как Еглон, царь Моава, который встал со стула, когда Аод сказал ему, что имеет для него послание от Бога. Царь Ниневии встал с престола своего не только из почтения в слову Бога в общем, но из страха, что придется услышать слово гнева, адресованное ему, скорбя и стыдясь своего греха, из-за которого он сам и его народ стали отвратительными для Его гнева. Он встал со своего царского престола, снял с себя царское облачение символ верховной власти — как признание того, что он не использовал свою власть так, как нужно, для ограничения насилия и зла и для поддержания справедливости; он оставил свой престол и одеяние справедливости Бога, посчитав себя недостойным возложенных на него почестей и оказанного ему, как царю, доверия, считая, что Бог поступит справедливо, если отнимет у него царство. Даже царь не посчитал ниже своего достоинства облачиться в одежду раскаявшегося грешника, ибо оделся во вретище и сел на пепле в знак того, что смирился за свой грех и опасается божественного мщения. Величайшим людям приличествует смиряться перед великим Богом.

4. Народ последовал примеру царя; более того, похоже, они подали пример, ибо первыми оделись во вретища от большого из них до малого (ст. 5). Наименьшие из них, которые в случае уничтожения города потеряли бы меньше всех, не остались безразличными к предупреждению об опасности; и величайшие из них, которые привыкли жить беспечно и в роскоши, не посчитали ниже своего достоинства облечься в признаки смирения. Надеть вретище, особенно тем, которые привыкли к высококачественной льняной одежде, было нелегко; и они не сделали бы этого, если бы глубоко не осознали свой грех и опасность, которой подвергались из-за этого греха; и именно это они хотели выразить. Отметьте: кто не хочет погибнуть, тот должен смириться; кто не хочет погубить свою душу, тот должен подвергнуть ее страданиям. Когда нам угрожают суды Божьи, то мы должны прилагать усилия, чтобы смириться под Его могучей рукой; и хотя телесное упражнение пользы не приносит, а облачение во вретище наряду с сидением на пепле — всего лишь насмешка, если на этом все заканчивается (ибо Бог смотрит только на сердце, Ис 58:5), тем не менее в торжественные дни смирения, когда Бог Своим провидением призывает плакать и одеться во вретища, мы должны внешне выразить внутреннюю скорбь и прославить Бога своими телами, по крайне мере, отложив свои украшения.

5. По всему великому городу был объявлен общий пост (ст. 7−9). Он был объявлен от имени царя и вельмож; назначить пост согласилась вся законодательная власть, и весь народ согласился соблюдать его; таким образом это стало событием национального масштаба, которое было необходимо для предотвращения гибели всего государства. В данных стихах изложено содержание данного воззвания, на него следует обратить внимание.

(1) Что требовалось для соблюдения поста.

[1] Чтобы пост строго соблюдался. В день, назначенный для этого торжественного мероприятия, требовалось, чтобы ни люди, ни скот ничего не ели; запрещалось употреблять какую-либо пищу для подкрепления и даже пить воду; пусть не ссылаются на то, что не могут так долго поститься, не причинив вреда своему здоровью, пусть не говорят, что не могут вынести его; пусть попытаются. А вдруг некоторое время спустя они почувствуют беспокойство и погибнут из-за этого? Лучше подчиниться тому требованию, чем впоследствии окажется, что им не хватило какого-либо доказательства их покаяния, необходимого для предотвращения гибели города. Пусть лучше облекут на страдание тело, одевшись во вретища и подчинившись требованиям поста, чтобы показать, что они обеспокоены разумом из-за скорби о грехе и из страха перед божественным гневом. Даже животные должны покаяться так же, как люди, потому что тварь покорилась суете в качестве орудия человеческого греха, и своими жалобами или молчаливым угасанием из-за отсутствия пищи они могли побуждать своих владельцев и тех, кто присматривает за ними, выражать скорбь и смирение. Скот, содержащийся в закрытом помещении, нельзя было кормить и поить, как обычно, ибо никакой пищи не должно было готовиться в тот день. О подобных вещах нужно было забыть и не вспоминать. Когда псалмопевец захотел прославить Бога, то призвал низших тварей присоединиться к нему; подобным образом, когда ниневитяне скорбели из-за греха и опасались судов Божьих, то захотели, чтобы нижние твари присоединились к ним в выражении раскаяния. Животные, которых обычно покрывали богатыми и красивыми попонами, составлявшими предмет гордости их хозяев и их самих, теперь должны быть покрыты вретищем, ибо даже великие люди, как им приличествует, откажутся от своих экипажей.

[2] Пребывая в посте и скорби, они должны объединить свои молитвы и прошения к Богу, ибо пост предназначен для того, чтобы подготовить тело для служения душе, исполняющей свой долг молитвы; это — его основное предназначение, а все остальное лишь подготавливает и содействует этому. Пусть крепко возопят к Богу; пусть даже дикие животные делают это, соответственно их возможностям; пусть их вопли и стоны из-за отсутствия пищи будут милостиво истолкованы как вопли к Богу, как крики птенцов ворона (Иов 38:41) и рык львов (Пс 103:21). Но особенно пусть мужчины, женщины и дети крепко вопиют к Богу о прощении грехов, которые вопиют против них. Настало время вопиять к Богу, когда между ними и гибелью остался лишь шаг, это было самое подходящее время, чтобы взыскать Господа. В молитвах мы должны взывать громко, сосредоточившись на своей основной мысли, утвердившись в вере, пылая благочестивыми и благоговейными чувствами. Взывая громко, мы боремся с Богом; мы держимся за Него; и мы должны стараться так поступать, когда Он не только удаляется от нас как наш друг, но и тогда, когда Он выступает против нас как наш враг. Поэтому в молитве мы должны стараться возбуждать все, что есть в нас. Но это еще не все.

[3] Они должны не только поститься и молиться, но изменить свою жизнь и стать лучше: «...чтобы каждый отвратился от злого пути своего злого пути, который он сам избрал, злого пути, которому он оставался верен и по которому шел, злого пути своего сердца и своего образа жизни»; в частности, пусть отвратятся от насилия рук своих; пусть отдадут то, что нечестно добыли, и возместят за причиненное ими зло; пусть никогда не угнетают тех, над кем имеют власть, и не обманывают тех, с кем имеют дело; пусть мужи, обладающие властью и заседающие в городском суде, отвратятся от насилия своих рук. и не постановляют несправедливые законы, пусть не выносят несправедливые решения по делам, с которыми к ним обращаются. Пусть мужи, занимающиеся бизнесом в торговой части города, отвратятся от насилия рук своих и не используют неверные весы и гири; пусть не обманывают других, используя неведение или настоятельную потребность других, с которыми они имеют дело. Отметьте: недостаточно поститься о грехе, мы должны поститься, чтобы не грешить; для того чтобы наши молитвы были успешны? Бог не должен видеть беззаконие в наших сердцах (Пс 65:9). Вот пост, который Он избрал (Ис 58:6; Зах 7:5, 9). Дело, которое нужно совершить в день поста; не ограничивается этим днем; тогда только начинается самая трудная и необходимая часть этой работы — отказ от греха и начало новой жизни; мы не должны, как пес, возвращаться к своей блевотине.

(2) Что может побудить этот пост объявить и религиозно его соблюдать (ст. 9). Кто знает, может быть, Бог умилосердится!

Обратите внимание:

[1] На что они надеются. Что их покаяние и обращение изменит отношение к ним Бога и побудит Его пересмотреть вынесенный им приговор; что Он отвратит от них пылающий гнев Свой, которого они заслуживали согласно собственному признанию, но против которого тем не менее смиренно и ревностно выступали; что таким образом их гибель будет предотвращена и они не погибнут. Они не могут оспаривать справедливость вынесенного приговора и не будут стараться отменить его, обращаясь к более высокому суду, а надеются на самого Бога, что Он раскается и его милость (к которой они прибегают) восторжествует над судом. Они верят, что Бог справедливо гневается на них, что Его гнев, вызванный их отвратительным грехом, очень жесток, и что если Он выступит против них, то им ничто не поможет и их ожидает смерть; все они погибнут, ибо кто знает силу Его гнева? Поэтому они молятся не о предотвращении гибели, которой им угрожают, а о том, чтобы Бог отвратил Свой гнев. Когда мы молимся о благоволении Бога, то молимся обо всех благах; когда мы молимся подобным образом, чтобы Бог отвратил Свой гнев, то молимся против всякого проявления зла.

[2] Насколько сильна их надежда: «Кто знает, может быть, Бог еще умилосердится?» Иона не говорил им об этом, равно как и никакие другие пророки, находящиеся среди них; поэтому они не могли быть уверены в том, что обретут милость в случае, если покаются, как те, которые имели обетование и клятву Бога и могли уповать на них, особенно те, кто уповал на заслуги Христа и Его ходатайство и имел уверенность, что получит прощение в случае покаяния. Тем не менее у этих язычников было общее представление о милосердии Бога природы и о Его милости к человеку; они чувствовали, что Ему нравится покаяние и обращение грешников, и это давало им некую надежду на то, что Он пощадит их; они не осмеливались считать это доказанным, но не отчаивались.

Отметьте: надежда обрести милость является великим ободрением к покаянию и реформации; и хотя этим незначительным проблескам надежды сопутствуют большие страхи, возникающие от осознания собственной греховности, недостойности и длительного злоупотребления божественным терпением, но и они могут оживить и побудить нас к серьезному покаянию и реформации. Так давайте смело приступать к престолу свободной благодати, приняв решение, что если мы погибнем, то погибнем там; но кто знает, может, Бог посмотрит на нас с состраданием?

II. Чудо божественной милости, благодаря которой Бог пощадил жителей Ниневии после ее покаяния (ст. 10): «Увидел Бог дела их; Он не только услышал их хорошие слова, с помощью которых они исповедали свое покаяние, но и увидел их добрые дела, с помощью которых они продемонстрировали плоды своего покаяния; Он увидел, что они обратились от злого пути своего, а это было именно то, чего Он ожидал и требовал». Если бы Он не видел этого, то в Его глазах их пост и облачение во вретище ничего не значили бы. Бог увидел, что все они в общем осознали свои грехи и решили впредь не возвращаться к ним, что в течение нескольких дней они стали лучше и город обрел новое лицо; Он был очень рад этому. Отметьте: Бог обращает внимание на каждый пример реформации грешников, даже те случаи, которые остаются незамеченными миром. Он видит, кто обратился от своих злых путей, а кто — нет, и встречает милостью тех, кто имеет с Ним общение в искреннем разговоре. Когда они покаялись в злых делах и грехах, совершенных ими, тогда и Бог раскаялся в том, что вынес им суровый приговор. Так Он пощадил Ниневию и не навел бедствия, о котором сказал, что наведет на нее. Мы не читаем о том, что они приносили Богу жертвы, чтобы искупить грех; жертва Богу — дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное, именно такое, какое в то время имела Ниневия; такого сердца Он не презрит; Он доволен таким сердцем и почтит его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.