Малахия 2 глава

Книга пророка Малахии
Cовременный перевод WBTC → Толкование Мэтью Генри

Cовременный перевод WBTC

1 "Послушайте Меня, священники! Вот заповедь для вас! Слушайте Меня внимательно и почитайте имя Моё!
2 Если же не будете прославлять имя Моё, плохо придётся вам. Ваши благословения станут проклятиями. Я прокляну вас, так как вы не оказываете уважения имени Моему.
3 Смотрите! Я накажу ваших потомков. И когда во время праздников вы, священники, приносите Мне жертвоприношение, вы берёте кишки мёртвых животных и выбрасываете их. Но Я размажу этот навоз по вашим лицам и вместе с ним выкину вас вон!
4 И узнаете вы тогда, почему Я даю вам этот завет. Я говорю вам всё это с тем, чтобы сохранить Соглашение Моё с Левием". Так сказал Господь Всемогущий.
5 И сказал Господь: "Я заключил Соглашение с Левием и обещал ему жизнь и мир. И Я дал ему всё это! Левий почитал Меня! Он прославлял имя Моё!
6 Левий проповедовал истинное учение, а не ложь! Он был честен и любил мир. Он следовал за Мною и спас множество людей от наказания за их грехи.
7 Священник должен знать Божье учение, чтобы люди могли прийти к священнику и узнать Божье учение. Священник должен быть посланником Бога к людям".
8 Господь сказал: "Но вы, священники, перестали следовать за Мною! Вы пользуетесь учением для того, чтобы люди грешили. Вы нарушили Соглашение с Левием!" Так говорил Господь.
9 "Вы не идёте по тем путям, которые Я указал вам, и не принимаете Моих заветов! Я унижу вас перед людьми, и они не станут вас уважать!"
10 У всех у нас один Отец. Один Бог сотворил нас всех! Так почему же люди обманывают своих братьев? Эти люди показывают своё неуважение к Завету, тому Соглашению, которое наши предки заключили с Богом.
11 Народ Иуды обманывал другие народы. Жители Иерусалима творили мерзкие дела! Народ Иуды не чтил святой храм Господа. Бог любит Свой храм! Народ Иуды стал поклоняться чужеземной богине!
12 Господь уберёт этих людей из семьи Иуды. Им ничто не поможет, даже если они принесут дары Господу.
13 Вы можете рыдать и залить алтарь Господа слезами, но Господь не примет ваши дары и не нужно Ему то, что вы принесёте.
14 Вы спросите: "Почему Господь не принимает наши дары?" Потому что Господь видел, как ты грешил, и Он — свидетель против тебя. Он видел, как ты обманывал свою жену. Ты женился на этой женщине в годы юности своей. Она была твоей возлюбленной подругой, а потом стала законной женой, и Господь был тому свидетель.
15 Бог хочет, чтобы мужья и жёны стали одним телом и одним духом, и чтобы они могли иметь потомство. Так что защищай этот духовный союз. Не будь вероломным против своей жены, она стала тебе женой, когда ты был ещё молод.
16 Господь, Бог Израиля, говорит: "Я ненавижу развод и жестокости, которые делают мужчины. Поэтому храните свой духовный союз и не обманывайте ваших жён".
17 Вы обучали плохим делам, и эти греховные учения очень опечалили Господа. Вы учили, что Бог любит грешников, и говорили, что Бог считает их добрыми людьми и не будет наказывать их за грехи.

Толкование Мэтью Генри

В данной главе звучит острое обличение и жалоба на ужасное осквернение двух великих постановлений Божьей мудрости.

I. Постановление о служении, свойственном исключительно Церкви и предназначенном для ее сохранения и поддержания; это постановление осквернили именно те, кто сам был удостоен чести исполнять его и кому было вверено это служение. Священники оскверняли Божьи святыни — именно это здесь им вменяется в вину. Их греху сопутствовали отягчающие обстоятельства, и в адрес священников звучит серьезная угроза (ст. 1−9).

II. Постановление о браке — явлении весьма распространенном в мире людей, таинство которого было учреждено для его поддержания и сохранения. Его оскверняли как священники, так и народ тем, что вступали в брак с чужими (ст. 11−12), плохо обращались с женами (ст. 13), бросали их (ст. 16), в чем и заключалось вероломство их поступков (ст. 10, 14−15). А в основе этого и других проявлений нечестия и откровенного атеизма лежало представление о том, что Бог — такой же. как они сами, что по сути, означало: Бога нет (ст. 17). Данные обличения являются предостережением и для нас.

Стихи 1−9. Сказанное в предшествующей главе относилось к священникам: так говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое (Мал 1:6). Однако преступления, в которых они обвинялись там, касались жертвоприношения, и обвиняемые могли придумать оправдания, якобы они совершали обряд, пользуясь тем, что получали от людей, а посему если жертвенные животные были не столь хороши, как надлежало бы, то это вина не их, а народа. Поэтому пороки, которые обличаются здесь, рассматриваются в тесной связи со своим корнем и источником, а именно: священники виновны как учителя народа, как наставники в законе и в живых словах. Речь идет о той составляющей их служения, которая до сих пор находится в руках служителей Евангелия (поставленных пастырями и учителями, подобно священникам во времена закона, хотя они, в отличие от последних, не занимаются жертвоприношением), поэтому им надлежит уделить звучащему здесь увещанию особое внимание. Если бы священники наставляли людей лучше, то и приносимые теми жертвы были бы лучше; поэтому обвинение возвращается к священникам: «Итак, именно для вас, священники, эта заповедь (ст. 1), ибо вам следовало бы преподать народу верное знание о Господе и научить правильным путям поклонения». Следует заметить: руководители церквей находятся под руководством Бога и подотчетны Ему. Даже для тех, кто командует, у Бога есть заповеди. Более того, вы узнаете, что Я дал эту заповедь вам (ст. 4). Они узнают об этом (1) либо благодаря силе Святого Духа, направляющей слово на их обличение и исправление: «Вы узнаете о ее источнике, ибо она окажется действенной; узнаете, откуда она исходит по тому, что она делает». Когда Божье слово начинает и совершает в нас Божье дело, то мы непременно узнаем, что его послал Господь и что слово принадлежит не Малахии — Божьему посланнику, а Самому Богу, и что оно адресовано не только всем в общем, но и нам в частности.

(2) Либо благодаря исполнению угроз, прозвучавших в их адрес: «И вы узнаете, на свою беду, что Я дал эту заповедь, ибо она не вернется ко Мне тщетной».

Теперь давайте рассмотрим, в чем заключалась заповедь для священников, о которой они должны знать, что таковая адресована им; и давайте расположим по порядку отдельные детали этого обвинения.

I. Здесь излагается завет, заключенный Богом со священным коленом, которое получило поручение для служения и право на особую честь: Господь Саваоф дал им эту заповедь для утверждения Своего завета (ст. 4), ибо о Его завете говорится как о слове, которое Он заповедал (Пс 114:8). Господь передает эту заповедь через пророка именно сейчас, чтобы вновь утвердить завет, дабы он не прервался из-за того, что его упорно нарушали. И пусть сыновья Левия (особенно сыны Аароновы) знают, какой чести удостоил Господь их род и какое доверие им оказано: завет Мой с ним был завет жизни и мира (ст. 5). Помимо завета об избранности, заключенного со всем домом Израилевым, имел место завет о священстве, который был заключен с одним родом и состоял в том, что его представители должны исполнять служение, и на этом условии они будут обладать всеми привилегиями, присущими должности священника. Итак, Израиль был избранным народом — царством священников, а дому Ааронову надлежало быть родом священников, отделенным на служение и прославление Господа, чтобы несли Его имя народу, а тот нес его другим народам; и тому и другому дому, каждому по-своему, предстояло воздавать славу Божьему имени (ст. 2). Бог заключил с ними завет как со Своими верными слугами, обязав их выполнять работу и обещав признавать их Своими и благоволить к ним в Своем деле. Именно это названо заветом жизни и мира, потому что предназначалось в поддержку религии, дающей душам людей жизнь и мир — жизнь мертвым, мир — обеспокоенным; или же это название связано с тем, что завет обещал жизнь и мир священникам, которые будут верно и добросовестно исполнять свой долг; они обретут мир, подразумевающий безопасность от всякого зла, и жизнь, включающую в себя всяческие блага. Сказанное здесь о завете священства верно и в отношении завета благодати, заключенного со всеми верующими как с духовным священством; это завет жизни и мира, гарантирующий всем верующим жизнь и мир вечный мир и вечную жизнь и всякое блаженство как в этом, так и в грядущем мире. Этот завет был заключен со всем коленом Левия, когда оно было выделено среди остальных, не исчислялось вместе с ними, но получило поручение относительно скинии откровения (Чис 1:49−50), и на этом основании Бог говорит: Левиты должны быть Мои (Чис 3:12). Этот завет был заключен с Аароном, когда тот вместе со своими сыновьями был взят, чтоб он был священником Господу (Исх 28:1). Поэтому Аарон назван святым Господним (Пс 105:16). Кроме того, по особому случаю завет был заключен с потомком Аарона Финеесом и его родом (Чис 25:12−13). И тогда, как и здесь, завет о священстве был назван заветом мира, потому что благодаря таковому между Богом и Израилем был заключен и сохранен мир. Великие благословения жизни и мира, предусмотренные этим заветом, Господь дал ему — Левию, Аарону и Финеесу; Господь обещал им и их потомству жизнь и мир и вверил им эти блага, чтобы они пользовались ими в интересах Израиля Божия; они получили, чтобы давать, как делал Сам Христос (Пс 67:19). Итак, для дальнейшего обсуждения этого завета примите во внимание:

(1) Соображения, на которых он основывался — Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Колено Левия привело выдающееся доказательство святого страха перед Господом и благоговения перед именем Его, когда оно так мужественно выступило против поклонявшихся золотому тельцу (Исх 32:26); и за ревность в этом деле Бог даровал сынам Левииным благословение и предложил им посвятить Себя Господу. Финеес тоже явил ревность в страхе Божием и в Его судах, когда убил Зимри и Хазву, чтобы остановить язву (Пс 115:30−31). Следует заметить: тот, и только тот, кто боится Божьего имени, вправе ожидать благ завета жизни и мира; и кто приведет доказательства своей ревности о Боге, тот непременно будет вознагражден славными привилегиями христианского священства. Некоторые считают страх перед Богом и Его именем не основанием, а условием, на котором дается завет: Я дал его ему при условии, что он будет бояться Меня. Если Бог дарует нам жизнь и мир, то Он ожидает, что мы будем бояться Его.

(2) Доверие, которое Бог оказал священникам, заключив с ними этот завет (ст. 7). Благодаря таковому они стали вестниками Господа Саваофа, вестниками этого завета жизни и мира не посредниками, а всего лишь вестниками, или послами, нанятыми, чтобы договариваться о мире между Богом и Израилем. Священники были для народа Божьими устами, из которых люди получали наставления в соответствии с живыми словами. До такого положения был повышен Левий, потому что в своей ревности о Боге он братьев своих не признавал, и сыновей своих не знал, а посему левиты учат законам Божьим Иакова (Втор 33:9−10). Следует заметить: Божьи слуги удостаиваются большей чести, когда Господь использует их как своих вестников и посылает с поручениями.

Такое же значение имеет и слово ангелы. Господним вестником назван и пророк Аггей. Поскольку речь идет о служении, то обратите внимание:

[1] В чем состоит долг духовных служителей — уста священника должны хранить ведение, не охранять его от народа, а хранить ведение для людей. Служители должны быть образованными, ибо, как они могут научить Божьим истинам других, если сами не знают их или несообразительны? Им надлежит хранить знание, обогащаться таковым и хранить добытое, чтобы уподобиться хорошему хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Ведение должна хранить не только голова, но и уста священника; знание надлежит не просто иметь, но иметь наготове, под рукой и (как мы говорим) на кончике языка, чтобы передавать другим при удобном случае. Поэтому мы читаем о мудрости в устах разумного, благодаря которой пасут многих (Притч 10:13, 21).

[2] В чем состоит долг людей: они закона ищут от уст его; им надлежит советоваться со священниками как с Божьими вестниками и не только выслушивать Божью весть, но и задавать о ней вопросы, чтобы лучше понять ее, а также предупредить или исправить возможные заблуждения. Все мы без исключения заинтересованы знать, что есть воля Божия, знать ее четко и определенно. Мы должны гореть желанием узнать ее, а посему нам надлежит проявлять любознательность в этом отношении. Господи! что повелишь мне делать? Нам следует не только обращаться к слову писаному (к закону и откровению), но и приходить к Божьим вестникам с желанием получить от них наставление и совет в делах душевных, подобно тому как мы ходим к врачам и юристам в заботе о своем теле и имуществе. Не только духовные служители должны излагать закон Божий не вопрошающим о нем или не желающим знать (ибо им надлежит наставлять противников, 2Тим 2:25, равно как и сторонников), но и люди должны обращаться к ним за наставлением, причем не только слушать, но и задавать вопросы. Сторож! сколько ночи? Итак, если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите (см. Ис 21:8, 11−12). Людям надлежит просить из уст служителей не только утешение, но и закон; ибо если мы находимся на пути долга, то окажемся и на пути утешения.

II. Здесь вспоминается верность и ревность многих предшественников нынешних священников; и это служит отягчающим обстоятельством греха последних, который состоял в том, что они деградировали по сравнению со своими достопочтенными предками и не явили столь же ярких примеров служения; причем Бог прав в том, что лишил их знаков Своего присутствия, которые Он дает людям, хранящим с Ним близкие отношения. Здесь обратите внимание на то, сколь хороши были благочестивые священники, по стопам которых следовало бы идти, и сколько добра они принесли, поскольку в них действовала Божья благодать (ст. 6).

1. Заметьте, как хорош благочестивый священник. Он подготовлен и силен в Писании: закон истины был в устах его на благо ищущим закона от уст его; в любом разговоре он в той или иной степени касался закона истины. Каждое сказанное им слово подчинялось этому закону, и, опираясь на последний, он руководил другими. Он говорил как власть имеющий (каждое слово было законом) и как обладающий мудростью и непорочностью, ведь речь идет о законе истины, а истина является законом и имеет власть повелевать. И Христос правит по истине. Закон истины был в устах его, ибо, когда к нему приходили с моральными проблемами, то на его решение можно было положиться; его мнение было добрым законом. И неправды не обреталось на языке его; он не искажал слово Божие в угоду людям, чтобы сослужить службу или обрести выгоду для себя, но говорил всем обращавшимся к нему за советом, что гласит закон, понравится им это или нет. Он не называл чистое нечистым, а нечистое чистым, как объясняет это один раввин. И его образ жизни не расходился с его учением. Сам Бог дает ему столь славную характеристику: в мире и правде он ходил со Мною. Он не считал достаточным просто говорить о Боге, но ходил с Ним. Его душевный склад и привычки не расходились с учением и исповеданием; он жил в тесном общении с Господом, и предметом его заботы и постоянным делом было угождение Богу; он жил как священник, избранный ходить пред лицем Божьим (1Цар 2:30). Он предпочитал спокойное общение, был кротким и приветливым ко всем и способствовал любви, сам являя пример таковой. Он ходил с Богом в мире и сам был миролюбивым, выступая в качестве великого миротворца. Кроме того, в общении он был честен, никого не подводил, но сознательно оказывал каждому должное: в правде, то есть правильно, он ходил со Мною. Мы не должны нарушать принципы беспристрастности в стремлении сохранить мир, но нам надлежит хранить мир со всеми настолько, насколько это не противоречит справедливости. Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна. Духовные служители, более чем кто-либо другой, должны заботиться о том, чтобы ходить с Богом в мире и правде, дабы подавать пример стаду.

2. Заметьте, что делал благочестивый священник. Он соответствовал цели своего повышения в должности: многих отвратил от греха; благотворение стало его делом, и Бог увенчал его попытки удивительным успехом; он помог спасти от смерти не одну душу, и многие на небе теперь благословляют Бога за то, что знали этого священника. Духовные служители должны всецело посвящать себя обращению грешников, ведь даже среди именующихся израильтянами есть нужда в деле обращения, и многих необходимо отвратить от греха; и служители должны считать честью и щедрой наградой за труды то обстоятельство, что они послужили орудием в этом деле. Только Бог Своей благодатью может отвратить человека от греха, тем не менее здесь говорится о благочестивом и трудолюбивом служителе, который отвратил людей от греха, будучи сотрудником Бога и орудием в его руке; обратившие многих к правде будут сиять как звезды (Дан 12:3). Следует заметить: отвратить людей от греха смогут те, и только те служители, которые проповедуют здравое учение и ведут благочестивый образ жизни, причем и учат, и живут по Писанию; ибо, как отмечает по этому поводу один раввин: когда священник честен, тогда и многие будут честны.

III. Здесь выдвигается серьезное обвинение против священников века нынешнего, которые нарушили завет о священстве и поступали прямо противоположно правилам и представленным им примерам. Многие из частных проявлений их греха описаны в предшествующей главе, а также упоминаются в другом месте Библии (Неем 13), откуда мы узнаем, как много пороков проникло в иудейскую Церковь в то время, включая смешанные браки, допущение чужих в Божий дом, осквернение субботы; все они были следствием беззаботности и неверности священников; здесь звучит общее обвинение в том, что:

(1) Священники преступили закон: вы уклонились от пути сего (ст. 8), от доброго пути, предписанного вам Господом, по которому ходили ваши благочестивые предшественники. Плохо народу, когда с пути сбиваются те. чья обязанность вести по нему других: «вы не соблюдаете путей Моих, не соблюдаете сами и не следите, чтобы другие держались таковых» (ст. 9).

(2) Они не оправдали доверия: «Вы разрушит завет Левия. нарушили его, опровергали его великие цели, сделали все, что в ваших силах, чтобы расстроить и уничтожить его замысел; вы относились к своему служению так. как будто бы оно имело единственную цель — сытно кормить вас и сделать великими, а не содействовать Божьей славе и благу душ людей». Именно в этом заключалось разрушение завета Левия — в извращении его целей и в подчинении мирскому и плотскому, над которым надлежало всегда господствовать. Так священники пренебрегли благами данного завета и приспособили его для себя: они упразднили его и лишились жизни и мира, дарованного им заветом. У нас нет оснований ожидать, что Бог будет выполнять Свои обязательства по завету, если мы недобросовестны в исполнении своих. Еще одним проявлением того, что священники не оправдали доверия, было их лицеприятие в делах закона (ст. 9). К данному им закону они относились избирательно: этот долг мы будем исполнять, а этот — нет. по своему усмотрению. Так поступают лицемеры, тогда как люди, чье сердце право перед Господом. взирают на все заповеди Его. Или же, скорее, они относились избирательно к тому, как излагать народу закон. Они знали лица (дословно); они проявляли лицеприятие; они сознательно искажали закон и злоупотребляли им, чтобы доставить страдания тем, кто их раздражал, либо чтобы поддержать приятных им людей. На один и тот же грех они могли закрывать глаза или. наоборот, проявлять суровость, в зависимости оттого, кто его совершал, руководствуясь при этом своими интересами и предпочтениями. Бог нелицеприятен как в создании закона, так и в возмездии нарушающим его; Он не предпочитает богатого бедному, а посему Его священники, Его служители представляют Его неправильно и сильно бесчестят, если проявляют лицеприятие в учении или в воспитании (см. 1Тим 5:21).

(3) Они причинили много вреда душам людей, спасению которых им следовало бы способствовать: вы для многих послужили соблазном в законе, чтобы люди не только потерпели крушение в законе (написано на полях), нарушив его, будучи наученными и вдохновленными примером священников, но и преткнулись о закон из-за множества предубеждений, как будто бы закон был служителем греха и одобрял его. Подобным же образом Офни и Финеес отвращали от жертвоприношений Господу (1Цар 2:17). Для многих Божий закон стал соблазном, а Евангелие Христово — запахом смертоносным на смерть, а Сам Христос — камнем преткновения. Более всего такому положению вещей способствует порочный образ жизни заявляющих о своей религии, ибо, глядя на таковых, люди искушаются говорить: «Все это несерьезно». Иначе чем злословием и камнем соблазна это не назовешь. И нет веской причины, чтобы от этого кто-либо страдал, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

(4) Получив обличение Божьего слова и провидения, священники не слушали, то есть не придавали значения, и не приняли к сердцу. Они нисколько не смущались и не печалились по поводу греха, не переживали, увидев знаки Божьего недовольства, довлевшие над ними. Услышанное нами не приносит нам пользы, если мы не принимаем этого к сердцу и не признаем, что находимся под впечатлением: вы не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему; вы не покаетесь и не исправитесь. Мы должны принимать Божьи истины к сердцу для того, чтобы воздавать славу Божьему имени, хвалить Господа во всем и за все, посредством чего Он открылся нам. Плохо, если кто-нибудь крадет у Бога Его честь, но хуже всего, когда это делают духовные служители, чье дело и чей долг возвеличивать Его имя и воздавать ему должную славу.

IV. Здесь сообщается, в чем, по сути, заключались суды, которые Бог навел на этих священников за нечестие и осквернение святынь.

1. Они лишились утешения: прокляну ваши благословения, и уже проклинаю (ст. 2). Их работа не приносила им утешения, то есть удовлетворения от того, что делаешь добро; что же касается благословений, которыми они как священники благословляли народ, то Бог не только не говорил на них Аминь, но и превратил их в проклятия, подобно тому как в случае с Валаамом Он превратил проклятие в благословение. Нечестивый народ не должен располагать таким благом, как обретение Божьих благословений, равно как и эти нечестивые священники не должны иметь чести жаловать и передавать благословения, но и народ и священники подлежат знакам Божьего гнева. Кроме того, священники не получат утешения от своих доходов, ибо благословения, которыми их благословил Господь, превратились в проклятия из-за того, что ими злоупотребляли. Они не могли принять их как дар Божьей милости, когда сделались отвратительными Господу, вызвав Его недовольство тем, что не принимали к сердцу адресованные им обличения.

2. Они лишились доверия: за то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом (ст. 9). Пока они прославляли Бога, исполняли свой долг и в мире и правде ходили с Ним, Он представлял их в выгодном свете, поддерживал их репутацию, благодаря чему они имели авторитет и пользовались любовью и уважением народа; каждый человек ценил их и выражал свое почтение. Их заслуженно называли преподобными священниками. Но когда они оставили Божьи пути и разрушили завет с Левием, то таким образом стали не только ничтожными, но и мерзкими в глазах даже простого народа, который, чем больше любил порядок, тем сильнее ненавидел людей, нарушавших его. К этому привело поведение священников, их плохое поведение, и Бог признает, что и Он приложил к этому руку и желает, чтобы беспорядок расценивали как Его суд, ибо таковой является не только следствием греха, но и ответом на него. Они бесславили Бога и говорили: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее — пища ничтожная», и поэтому Бог справедливо предал их бесславию и сделал презренными; они сами бросили себя на произвол судьбы, поэтому и Бог бросил их. Следует заметить, что грех — это позор для любого человека, в особенности для священника; и нет на земле твари более жалкой, нежели нечестивый, порочный, имеющий дурную репутацию служитель.

V. Здесь им выносится приговор гнева; именно с него пророк и начинает (ст. 2−3). Но к таковому прилагается условие: если не примете к сердцу, то есть: «Если вы примете к сердцу, то Бог отвратит свой гнев и все будет в порядке; но если вы станете упорствовать в нечестивых путях, то слушайте свой приговор: ваши грехи станут вашей погибелью».

1. Священники попадут под Божье проклятие и пребудут под ним: Я пошлю на вас проклятие. На них откроется Божий гнев согласно угрозам записанного Слова. Следует заметить: кто нарушает повеления закона, тот сам подвергает себя проклятию закона.

2. Работа и радости священников лишатся чистоты: «Я прокляну ваши благословения, так что вы и сами останетесь без таковых и перестанете нести благословенно людям; даже ваше богатство станет язвой для вас и вашего рода».

3. Плоды земли, десятую часть которых им приносили, уже не будут для них утешением: «Я испорчу ваше семя (англ. пер., ст. 3); зерно, которое вы посеете, сгниет в земле и никогда уже не взойдет, непременным следствием чего будет голод и нехватка продуктов; так что жертвенник лишится хлебного приношения, от чего священники вскоре потерпят убытки». Или же имеется в виду семя слова, которое они проповедовали. Бог грозится отказать им в Своем благословении на наставления, которые они дают народу, так что труд священников пропадет, как пропадает труд крестьянина, когда семя испорчено; эта угроза согласуется с еще одной: они никакой пользы не приносят народу сему (Иер 23:32).

4. Бог отвергнет самих священников и их служение: они не просто будут Ему неугодны, но и вызовут сильнейшее отвращение: и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших. Господь упоминает жертвоприношения, которые совершались во время праздников. Вместо того чтобы насладиться туком жертв, Бог выразит Свое недовольство, бросив их помет в лицо священникам, что Он, по сути, и делает, когда говорит: не носите больше даров тщетных, ваше курение отвратительно для Меня. Следует заметить: кто сосредоточился исключительно на религиозных обрядах, которые надлежит почитать за сор, чтобы приобрести Христа, тому не удастся добиться Божьего признания, но придется краснеть от стыда за свою глупость.

5. В конечном счете их ждет полный крах: и выбросят вас вместе с ним. Они настолько погрязнут в помете своих жертв, что окажутся вместе с ним в помойной яме. Кто угодно сможет покончить с ними, даже простой уборщик мусора. Отверженным серебром назовут их (и соответствующим образом будут с ними обходиться), ибо Господь отверг их.

Стихи 10−17. Порочные поступки поистине являются плодом и результатом порочных принципов. Испорченностью сердца и безнравственностью жизни человек обязан неким вольнолюбивым атеистическим представлениям, которыми он руководствуется. Итак, в этих стихах приводятся проявления вышеназванной проблемы; мы увидим, что в отношениях между людьми присутствует ложь, а все потому, что у них ложное представление о Боге. Примите во внимание:

I. Насколько порочными были их поступки. В общем, иудеи вероломно поступали друг против друга (ст. 10). Нельзя рассчитывать, что человек, обманывающий Бога, будет искренен со своим другом. Вероломство по отношению к Господу проявлялось в десятинах и пожертвованиях — люди плутовали и таким образом развратили собственную совесть, ее путы и узы разорвались, и отворилась дверь для всякого рода несправедливости и нечестности; подобным же образом разрывались узы родства и естественных привязанностей, и никто не чинил этому препятствий. Существует мнение, что под вероломными поступками здесь подразумеваются случаи угнетения и вымогательства, на которые примерно в то же время жаловались Неемии (Неем 5:3−7). Поступавшие вероломно забыли Бога своих отцов и завет своих отцов, отчего их пожертвования стали неприемлемыми (Ис 1:11). Но по-видимому, речь все-таки идет об ошибках в супружеских отношениях, на которые тоже были жалобы (Неем 13:23). Здесь иудеям вменяется в вину два вида нарушений, которые весьма раздражают Бога: женитьба на чужестранках из языческих народов и плохое обращение с женами из своего же народа, которых к тому же бросали. И в том и в другом случае они поступали вероломно и нарушали священный завет; в первом случае они пренебрегали заветом об избранности, во втором случае — брачным заветом.

1. Пренебрегая заветом, который Бог заключил с Израилем как с избранным Себе народом, иудеи женились на чужестранках, а это явно запрещалось по завету, который включал соответствующее условие (Втор 7:3). Здесь примите во внимание:

(1) Согласно данному завету, у иудеев было веское основание хранить верность Богу и друг другу и не заключать браков с язычниками.

[1] Завет включал в себя четко изложенное положение, призванное удерживать их от подобных браков. Бог взял на Себя обязательство благотворить им при условии, что они не будут смешиваться с язычниками; таков был завет отцов их — завет, заключенный с их отцами, что указывает на его древность и авторитет, ибо он стал великой хартией, объединившей израильтян в один народ. На них возлагались всевозможные обязательства, которые надлежало неукоснительно соблюдать, а они осквернили их. как будто бы вообще не были связаны таковыми. Кто живет в непослушании повелению Бога к его отцам, тот оскверняет завет отцов своих.

[2] Они были избранным народом, объединенным в одно тело, а посему им надлежало хранить единство ради сохранения чести своей избранности: не один ли v всех нас Отец? Да! Ибо не Один ли Бог сотворил нас? Но не являемся ли мы все Его родом? Не от одной ли крови мы произведены? Да, несомненно. Бог — общий Отец всего человечества, и на этом основании все мы — братья, члены друг другу, а посему отвергнем ложь (Еф 4:25) и не будем поступать вероломно друг против друга. Однако здесь, скорее всего, речь идет об иудейском народе: не один ли у всех нас отец — Авраам или Иаков? Именно этим они гордились: «отец у нас Авраам»; но в данном случае это обстоятельство усугубляет грех пренебрежения честью нации, который совершали, вступая в брак с язычниками: «Не один ли Бог сотворил нас. то есть образовал нас в народ, сделал нас отдельной нацией, дал нам жизнь, отличную от жизни других народов? И разве это не обязывает нас с честью хранить свою репутацию?» Следует заметить: размышления о единстве Церкви во Христе, ее основателе, и в Отце должны обязывать нас тщательно хранить чистоту Церкви, защищая ее от всяческих пороков.

[3] Наряду с тем, что израильтяне выделены из числа соседних народов, они посвящены Богу. Израиль был святынею Господа (Иер 2:3), Бог сделал его участником завета, отделил для Себя, чтобы тот стал Его славою и хвалою, и на этом основании Господь возлюбил израильтян и благоволил им; святилище, устроенное у них, было святыней Господней, которую Бог любил и о которой сказал: «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его», но, женясь на чужестранках, вы осквернили эту святыню и повергли в прах ее честь. Следует заметить: кто посвящен Господу и возлюблен Им, тому надлежит хранить себя в непорочности, чтобы не лишиться Его любви, не потерять чести и не идти в разрез с целью своего посвящения Господу.

(2) Как вероломно они, тем не менее, поступали. Они осквернили себя несоблюдением именно того повеления, которое было предписано им ради сохранения своей исключительности: Иуда... женился на дочери чужого бога. Опасность заключалось не в том, что женщина была дочерью чужого народа (Бог создал весь род человеческий и Сам является Царем народов), но в том, что она была дочерью чужого бога, приученная служить и поклоняться лжебогам, пребывая в их распоряжении, как дочь находится в распоряжении своего отца, и завися от них; по этому поводу некий раввин (его слова приводит доктор Покок) говорит: женившийся на язычнице как бы становится зятем идола. Упадок древнего мира начался со смешанных браков сынов Божиих с дочерями человеческими (Быт 6:2). Здесь звучит такая же жалоба, но в способе ее изложения слышится большая угроза: сыны Божьи женились на дочерях чужого бога. Здесь об Иуде сказано, что он вероломно поступает, потому что иудеи подло продали свою честь и унизили святыню Господню, которую им следовало бы любить (существует такое чтение); и это названо мерзостью, которая совершается в Израиле и в Иерусалиме; она была ненавистна Богу и не приличествовала называвшимся Его именем. Следует заметить: как омерзительно, когда называющие себя святыней Господу оскверняют ее, в частности впрягаясь в одно ярмо с неверными!

(3) Как сурово посчитается с ними за это Бог: того, кто делает это, то есть женится на дочери чужого бога, истребит Господь (англ. пер., ст. 12). Поступивший так, по сути, сам истребил себя из святого народа, присоединился к иноземцам и отчужден от общества Израильского. Именно такова будет его участь: Бог истребит его и все принадлежащее ему (подразумевает первоисточник). Его изгонят из Израиля и Иерусалима, и он не будет вписан в нем в книгу для житья. Господь истребит как мастера, так и ученика (англ. пер., ст. 12), виновных в упомянутом грехе, как учителей, так и обучающихся. Слепые вожди и слепые последователи упадут в яму вместе, бдящие на страже и отвечающие (написано на полях), ибо мастер призывает и побуждает ученика к работе. Господь истребит их из шатров Иаковлевых. Он больше не будет признавать их представителями этого народа; более того, даже священнику, приносящему жертву Господу, если тот возьмет в жены чужестранку (а мы читаем, что так поступили многие из священников, Езд 10:18), не избежать возмездия. Приносимые им жертвы не искупят его, но он будет истреблен из храма Господня, как другие из шатра Иаковлева. Неемия прогнал от себя и лишил священства одного из сыновей первосвященника, которого нашел виновным в этом грехе (Неем 13:28).

2. Пренебрегая брачным заветом, который Бог учредил для общего блага всех людей, иудеи унижали и бросали своих жен — представительниц своего народа, вероятно, чтобы те освободили место для чужестранок, когда браки с таковыми вошли в моду: и вот еще что вы делаете (ст. 13); это является второй статьей данного обвинения. Ибо путь греха — как крутой спуск, и одно нарушение завета неизменно тянет за собой другое.

(1) Давайте выясним суть приведенной здесь жалобы. Мужья относились к своим женам не так, как следовало бы.

[1] Они выражали свое недовольство, ругались и раздражались, делали их жизнь горькой, поэтому, когда все с женами и семьями приходили на поклонение Богу во время праздников, что надлежало делать с радостью и весельем, приходившие были не в духе. У бедных жен разрывалось сердце; и, не осмеливаясь рассказать кому-то о своей беде, они жаловались Господу и обливали слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем. Весьма показателен пример Анны, которая из-за того, что, кроме нее, у мужа была еще одна жена (хотя в других отношениях он был добрым мужем) и на этой почве возникали огорчения, всякий раз, когда семья приходила в дом Господень на поклонение, плакала и сетовала и не ела (1Цар 1:6−7, 10). Так плакали и жены, о которых говорится здесь; и это настолько противоречило установлению о радости, требуемой Богом от Своих поклонников, что делало поклонение неприемлемым. Господь уже не призирает более на приношение. Видите, какому доброму Господину мы служим: Он желает, чтобы Его жертвенник не только не поливали слезами, но и окружали песнями. Здесь звучит осуждение в адрес людей, которые променяли поклонение Богу на служение идолам, ибо в числе языческих ритуалов был плач женщин по Фаммузе (Иез 8:14) и орошение алтаря кровью поклоняющихся (3Цар 18:28). Кроме того, обратите внимание, как нечестиво поступает тот, кто портит настроение другим и мешает им поклоняться Богу с радостью. Хотя те тоже виноваты, что из-за своей обидчивости делают себя непригодными к исполнению долга, но вина огорчающих и побуждающих их к ропоту гораздо больше. В Библии приводится основание, почему супруги должны жить в святой любви и радости: дабы не было им препятствия в молитвах (1Пет 3:7).

[2] Иудеи поступали со своими женами вероломно (ст. 14−16). Они не выполняли обещаний, но обманом лишали жен содержания и приданого или брали наложниц, которым дарили чувства, предназначенные исключительно супруге.

[3] Они бросали жен (англ. пер., ст. 16), давали им разводные письма и просто выгоняли, более того, они, вероятно, не соблюдали процедуру, предусмотренную Моисеевым законом.

[4] Поступая так, они покрывали одеждой насилие (англ. пер., ст. 16), обращались с женами грубо, издевались над ними, зато в глазах людей старались выглядеть любящими и нежными, «набрасывали покрывало». Для совершающих насилие это типично: они так или иначе скрывают его под демонстративной благообразностью.

(2) Давайте рассмотрим доказательство и отягчающие обстоятельства обвинения.

[1] Оно достаточно хорошо доказано свидетельством Самого Бога: «...Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей (ст. 14), Он был свидетелем заключенного между вами брачного контракта; именно к Нему ты взывал, когда заявлял о своей искренности и верности. Господь стал свидетелем всех случаев нарушения завета и всех твоих вероломных поступков, совершенных в пренебрежении к завету, и Он готов рассудить между тобою и твоей женой». Следует заметить: тот факт, что свидетелем всех наших заветов и всех нарушений заветов выступает Сам Бог, должен побудить нас хранить верность как Господу, так и людям, с которыми мы имеем дело; причем Бог является свидетелем, против которого возражений не выдвинешь.

[2] Если мы учтем, кого именно обижают и унижают, то это послужит весьма серьезным отягчающим обстоятельством. Во-первых: «Она — твоя жена: твоя собственная, кость от кости и плоть от плоти твоей, самый близкий из всех родственников на свете, и, прилепившись к ней, ты оставляешь всех остальных». Во-вторых: «Она — жена юности твоей — времени, когда твои чувства к ней воспылали со всей силой, и она стала твоим первым выбором, и с нею ты прожил много лет. Да не будет любовь твоей юности отвержена и презираема в зрелых летах!» В-третьих: «Она — подруга твоя; она долгое время делила наравне с тобой заботы, печали и радости». На жену нужно смотреть не как на служанку, а как на подругу мужу, с которой он может свободно общаться и разделить искренние беседы, как с другом, и находить в ее обществе больше радости, чем в каком-либо другом. Ибо не ее ли предназначение быть другом твоим? В-четвертых: «Она — твоя жена по завету (в русск. пер. — законная жена твоя, ст. 14), с которой ты прочно связал себя обязательством, что до тех пор, пока она хранит верность, ты не можешь стать свободным от нее, ибо речь идет о пожизненном завете. Она — жена, с которой ты заключил завет и которая заключила завет с тобой: между вами — обет Божий, а с ним нельзя шутить и поступать безответственно». Состоящие в браке люди должны чаще вспоминать свои брачные обеты и проверять их исполнение со всей серьезностью, как подобает тем, кто сознательно выполняет свои обещания.

(3) Давайте рассмотрим приведенные здесь основания, почему муж и жена до конца своей жизни должны жить вместе в святой любви и согласии, не ссориться друг с другом и не расставаться.

[1] Потому что их соединил Бог: разве Он не создал одну (англ. пер.. ст. 15). одну Еву для одного Адама, чтобы Адам никогда не сделал другую ее соперницею (Лев 18:18) или не бросил ее, чтобы другая заняла ее место? Как бесчестно жаловаться, что закон о браке накладывает ограничения, если Адам в состоянии невинности. будучи еще во славе, живя в Эдемском саду наслаждений, ограничивался одной женой! И хотя в Боге пребывал превосходный дух и Он мог создать еще одну Еву — такую же прекрасную, как и та, тем не менее, намереваясь сотворить Адаму помощника, Он дал ему одну жену. Если бы дал больше, то у Адама не стало бы помощника. А зачем Господь создал всего одну женщину для одного мужчины? — Чтобы тот стремился получить благочестивое потомство — от Бога потомство (дословно), потомство по образу Божию, которое сможет служить Господу и посвятит себя Его славе и чести; и чтобы каждый имел свою жену (1Кор 7:2), всего лишь одну жену согласно закону, чтобы они жили в святой и непорочной любви, руководствуясь наставлениями и ограничениями Божьего закона, а не как грубые животные — в рабстве у похоти; и таким образом продолжался бы род человеческий, способный стать причастником Божьего естества; и чтобы дети, родившиеся в святом браке (а брак — Божье установление, помогающее подчинить Божьей власти природные инстинкты), могли стать потомством, которое служит Богу, и воспитывались (как и родились) под Его руководством и господством. Следует заметить: воспитание благочестивого потомства, которое будет называться Господним вовек, — это великая цель установления о браке; кроме того, это — веская причина, чтобы хранить супружеское ложе непорочным, а брачные узы — нерушимыми. Муж и жена должны жить в страхе Божьем для того, чтобы их потомство могло стать благочестивым, которое в противном случае оказалось бы нечистым, а теперь оно свято, поскольку речь идет о детях завета — брачного завета, служащего прообразом завета благодати; и брачный союз, когда его хранят в целости, символизирует таинственный союз между Христом и Его Церковью, в котором Христос ищет и бережет для Себя благочестивое потомство (см. Еф 5:25, 32).

[2] Потому что Господь очень недоволен людьми, которые ходят туда-сюда и разрушают то, что Бог сочетал: Господь Бог Израилев говорит, что Он ненавидит развод (англ. пер., ст. 16). Правда, Он позволил иудеям разводиться по жестокосердию их (Мф 19:8), ограничивая и затрудняя развод; тем не менее Господь ненавидит таковой, в особенности когда к нему прибегают по всякой причине (Мф 19:3). Пусть жены, сбегающие от своих мужей и таким образом разводящиеся с ними, пусть мужья, жестоко обращающиеся со своими женами, отвергающие их или лишающие их своей любви, перенося ее на других, пусть мужья и жены, живущие отдельно по согласию из-за отсутствия любви, знают, что Бог Израилев ненавидит такое поведение, как бы легкомысленно ни относились к этому праздные люди.

(4) Давайте рассмотрим, какое предостережение следует из всего сказанного. Оно звучит дважды: итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей (ст. 15); и снова (ст. 16). Следует заметить: кто желает уберечься от греха, тому надлежит беречь дух свой, ибо отсюда начинаются все грехи. Нам надлежит со всем прилежанием беречь свое сердце, наблюдать за ним ревностным взором и держать его крепкой рукой, следя, чтобы там не появились первые всходы греха. Все мы действуем как имеющие дух, а посему нам надлежит управлять своими действиями и замечать, какого мы духа. Мы должны наблюдать за духом своим в отношениях с близкими людьми и следить, храним ли мы должное чувство привязанности и добрый нрав, ибо иначе возникает опасность вероломных поступков. Если собственное сердце поступает вероломно с нами, то к кому оно не станет проявлять вероломства?

II. Обратите внимание, насколько порочными принципами руководствовались иудеи; отсюда — и порочное поведение. Давайте проследим путь потока от его источника: вы утомляете Господа словами вашими (англ. пер., ст. 17). Они думали избежать обличений Слова и оправдать себя, придираясь к Божьим действиям. Однако защита превратилась в нападение, и самооправдание лишь усугубило преступление. Они публично оскорбили Господа своими словами, повторяя их снова и снова, и так долго упорствовали в препирательствах, что даже утомили Его (см. Ис 7:13). Он утомился благотворить им и прекратил поток Своих милостей; или же они представляли, что Он так утомился от управления миром, что готов бросить его и оставить заботу о нем. Следует заметить: даже для Самого Бога утомительно выслушивать, как люди настаивают на оправдании собственных порочных и нечестивых поступков и строят свою защиту на атеистических принципах. Как будто бы Бог причинил им зло посредством Своего пророка, и они дерзко спрашивают: «чем утомляем мы Его?» Какими такими докучливыми словами мы утомили Его? Следует заметить: греховные слова оскорбляют Бога и небеса сильнее, чем мы себе представляем. Но у Бога доказательства уже готовы; иудеи сказали две фразы, по крайней мере, в сердце своем (а мысли для Бога — как слова), которыми утомили Его:

(1) Они отрицали, что Он — святой Бог, и убеждали себя относительно Господа в том, что прямо противоречит учению о Его святости. Поскольку Он — святой Бог, то ненавидит грех и чистым очам Его не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Он не может (Авв 1:13). Он — Бог, не любящий беззакония (Пс 5:5). Тем не менее они имели дерзость заявлять прямо противоположное: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит». К этому безнравственному выводу они пришли безосновательно, видя преуспевание грешников на пути греха (см. Мал 3:15), как будто бы о Божьей любви и ненависти можно судить только по тому, что мы видим, а хорошими пред очами Господа следует считать богатых мира сего. Или же они говорили это, потому что хотели, чтобы так оно и было. Они решительно настроились делать зло, считая себя при этом хорошими пред очами Господа и веря, что Он благоволит к ним; а посему, воображая, что Бог не столь строг, как Его обычно представляли, они выдавали желаемое за действительное и думали, что Он — такой же, как они. Следует заметить: считающие, что Бог дружит с грехом, публично оскорбляют Его и обманывают самих себя.

(2) Они отрицали, что Бог — праведный правитель мира. Пусть Он и не благоволил к грешникам и греху, однако они пришли к мысли, что Он все равно не накажет ни грех, ни грешников. Они спрашивали: «где Бог правосудия? — Тот Бог, о Котором нам часто говорили, что Он призовет нас к ответу и посчитается с нами за наши слова и поступки, где Он? Он оставил землю и не обращает внимания на то, что здесь говорится и делается; Он сказал, что идет судить, но где обетование пришествия Его? Мы можем делать все, что заблагорассудится; Он нас не видит и не обращает на нас внимания». Это серьезный вызов Судии всей земли, поскольку подвергает сомнению Его правосудие и, по сути, побуждает Его прибегнуть к крайним мерам. Насмешники, подобные описанным здесь, были в последние дни иудейской Церкви и будут в последние дни христианской; но их неверие не сделает того, чтобы обетование Божье потеряло силу, ибо день Господень грядет. Вот, Судия стоит у дверей; Бог правосудия близко.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.