Числа 26 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Cовременный перевод WBTC → Толкование Мэтью Генри

Cовременный перевод WBTC

1 После мора Господь говорил с Моисеем и священником Елеазаром, сыном Аарона.
2 "Пересчитайте израильский народ, — сказал Он. — Пересчитайте всех от двадцати лет и старше и перечислите по семействам всех мужчин, которые могут служить в израильской армии".
3 В то время народ поставил стан в Моаве, в долине Иордана у Иерихона. И вот Моисей и священник Елеазар, обратившись к народу, сказали:
4 "Пересчитайте всех мужчин от 20 лет и старше, как повелел Моисею Господь". Вот перечень израильского народа, вышедшего из Египта.
5 В роду Рувима, первенца Израиля: от Ханоха — поколение Ханохово, от Фаллу — поколение Фаллово,
6 от Хецрона — поколение Хецроново, от Харми — поколение Хармиево.
7 Такие поколения были в роду Рувима, общее же число мужчин в них было 43730.
8 У Елиава, сына Фаллуя,
9 было три сына: Немуил, Дафан и Авирон, те самые Дафан и Авирон, которые восстали против Моисея и Аарона и последовали за Кореем, когда он восстал против Господа.
10 И разверзлась земля и поглотила Корея и всех его сообщников, и умерло 250 человек! Это было предупреждением всему израильскому народу.
11 Другие же члены семьи Корея не умерли.
12 Поколения рода Симеонова: от Немуила — поколение Немуилово, от Ямина — поколение Яминово, от Яхина — поколение Яхиново,
13 от Зары — поколение Зарино, от Саула — поколение Саулово.
14 Такие поколения были в роду Симеона, общее же число мужчин в них было 22000.
15 Поколения рода Гадова: от Цефона — поколение Цефоново, от Хаггия — поколение Хаггиево, от Шуния — поколение Шуниево,
16 от Озния — поколение Озниево, от Елия — поколение Елиево,
17 от Арода — поколение Ародово, от Арелия — поколение Арелиево.
18 Такие поколения были в роду Гадовом, общее же число мужчин в них было 40500.
19 Поколения рода Иудина два сына Иуды, Ир и Онан, умерли в Ханаане.
20 Поколения рода Иудина от Шелы — поколение Шелино, от Фареса — поколение Фаресово, от Зары — поколение Зарино.
21 Потомки в роду Фаресовом: от Есрома — поколение Есромово, от Хамула — поколение Хамулово.
22 Такие поколения были в роду Иудином, общее же число мужчин в них было 76500.
23 Поколения в роду Иссахаровом: от Фолы — поколение Фолино, от Фувы — поколение Фувино,
24 от Иашува — поколение Иашувово, от Шимрона — поколение Шимроново.
25 Такие поколения были в роду Иссахаровом, общее же число мужчин в них было 64300.
26 Поколения в роду Завулоновом: от Середа — поколение Середово, от Елона — поколение Елоново, от Иахлеила — поколение Иахлеилово.
27 Такие поколения были в роду Завулоновом, общее же число мужчин было 60500.
28 У Иосифа было два сына, Манассия и Ефрем, от каждого сына пошёл род с собственными поколениями.
29 Поколения Манассии: от Махира, отца Галаада, — поколение Махирово, от Галаада — поколение Галаадово.
30 Поколения Галаада: от Иезера — поколение Иезерово, от Хелека — поколение Хелеково,
31 от Асриила — поколение Асриилово, от Шехема — поколение Шехемово,
32 от Шемида — поколение Шемидино, от Хефера — поколение Хеферово.
33 У Салпаада, сына Хеферова, не было сыновей, а только дочери, имена же дочерей Салпаадовых: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца.
34 Такие поколения были в роду Манассии, общее же число мужчин в них было 52700.
35 Поколения в роду Ефремовом: от Шутелы — поколение Шутелино, от Бехера — поколение Бехерово, от Тахана — поколение Таханово,
36 от Арана, сына Шутелы — поколение Араново.
37 Такие поколения были в роду Ефремовом, общее же число мужчин в них было 32500. Все эти люди входили в роды Иосифовы.
38 Поколения в роду Вениаминовом: от Белы — поколение Белино, от Ашбела — поколение Ашбелово, от Ахирама — поколение Ахирамово,
39 от Шефуфама — поколение Шефуфамово, от Хуфама — поколение Хуфамово.
40 Поколения Белы были: от Арда — поколение Ардово, от Хаамана — поколение Хааманово.
41 Такие поколения были в роду Вениаминовом, общее же число мужчин в них было 45600.
42 Поколения в роду Дановом: от Шухама — поколение Шухамово, это поколение было в роду Дановом.
43 Поколение Шухамово было большое, общее же число мужчин в нём было 64400.
44 Поколения рода Асирова: от Имны — поколение Имнино, от Ишвы — поколение Ишвино, от Верии — поколение Вериино.
45 Поколение Верии: от Хевера — поколение Хеверово, от Малхиила — поколение Малхиилово.
46 У Асира была также дочь по имени Сара.
47 Такие поколения были в роду Асировом, общее же число мужчин в них было 53400.
48 Поколения в роду Неффалимовом: от Иахцеила — поколение Иахцеилово, от Гуния — поколение Гуниево,
49 от Иецера — поколение Иецерово, от Шелемма — поколение Шелеммово.
50 Такие были поколения в роду Неффалимовом, общее же число мужчин в них было 45400.
51 Итак, общее число мужчин в Израиле было 601730.
52 И сказал Господь Моисею:
53 "Земля будет разделена и отдана этим людям. Каждое колено получит достаточно земли на каждого из пересчитанных.
54 Большая семья получит больше земли, а маленькая семья получит меньше. Размер земли, которую они получат, будет соответствовать количеству пересчитанного народа,
55 бросайте жребий, чтобы решить, какая семья получит сколько земли. Каждая семья получит свою долю земли, и эта земля получит название по имени той семьи.
56 Земля будет дана каждой семье, как большой так и маленькой; разделяйте землю по жребию".
57 Пересчитали также и род левитов. Поколения в роду Левиевом: от Гирсона — поколение Гирсоново, от Каафа — поколение Каафово, от Мерари — поколение Мерарино.
58 И ещё поколения рода Левиева: поколение Левниево, поколение Хевроново, поколение Махлиево, поколение Мушиево, поколение Кореево. Амрам же был из поколения Каафа.
59 Жену Амрама звали Иохаведа, она тоже была из рода Левиева и родилась в Египте. У Амрама с Иохаведой было два сына: Аарон и Моисей, и дочь Мариамь.
60 Аарон был отцом Авиуда, Надава, Елеазара и Ифамара.
61 Надав и Авиуд умерли, ибо совершили приношение Господу на недозволенном огне.
62 Общее число мужчин в роду левитов было 23000, но они не были пересчитаны вместе с израильским народом и не получили доли от земли, которую Господь дал израильскому народу.
63 Моисей с Елеазаром священником пересчитали весь этот народ. Они пересчитали его, когда были в Иорданской долине в Моаве, у реки Иордан, близ Иерихона.
64 За много лет до этого Моисей и священник — Аарон пересчитали израильский народ, но все те люди умерли, никого из них не осталось в живых.
65 Ибо Господь сказал тому народу, что они все умрут в пустыне. В живых остались только Халев, сын Иефоннии, и Иисус, сын Навина.

Толкование Мэтью Генри

Эта книга названа «Числа», так как в ней описывается исчисление сынов Израильских. Один раз они были пересчитаны у горы Синай, в первый год, когда вышли из Египта, что описывается в главах 1 и 2. А теперь они были пересчитаны во второй раз в долинах Моава, как раз перед тем, как войти в Ханаан, и именно это событие описывается в данной главе.

I. Было дано повеление исчислить народ (ст. 1−4).

II. Отдельно зарегистрированы семьи, количество людей в каждом колене (ст. 5−50) и общее количество людей (ст. 51).

III. Дано повеление разделить между ними землю (ст. 52−56).

IV. Исчислены семьи и число левитов (ст. 57−62).

V. Отмечено исполнение угрозы, что умрут все, кто был пересчитан в первый раз (ст. 63−65). Похоже, этому вопросу уделяется особое внимание при описании этого события.

Стихи 1−4. Здесь обратите внимание, (1) что Моисей пересчитывал народ лишь тогда, когда ему велел Бог. Давид в свое время сделал то же самое, не получив повеления, и ему пришлось дорого заплатить за это. Бог — Царь Израиля, и Он хотел, чтобы этот акт, подтверждающий власть, совершался лишь по Его четким указаниям. Возможно, к тому времени Моисей услышал о благословениях, произнести которые был вынужден Валаам, хотя и против своей воли; он благословил Израиль и обратил особое внимание на его многочисленность. Моисей был в достаточной степени доволен этим свидетельством о силе и славе Израиля, прозвучавшем из уст противника, хотя точно не знал его численность, пока Бог не повелел исчислить народ.

(2) Елеазар помогал ему исполнить это поручение, как ранее — Аарон; тем самым Бог облачил Елеазара честью перед старейшинами народа и подтвердил его право наследования.

(3) Это исчисление было велено произвести сразу после поражения, чтобы показать, что, хотя Бог из справедливости боролся с ними, послав бедствие, тем не менее Он не покончил и полностью не истребил их. Божий Израиль не будет уничтожен, хотя может быть сурово наказан.

(4) Они должны были следовать тому же правилу, что и при предыдущем исчислении, пересчитывая лишь тех, кто был годен идти на войну, ибо теперь им предстояло это служение.

Стихи 5−51. В этих стихах приводится перечень колен в том порядке, в котором они записывались в этот раз и который совпадал с предыдущим (гл. 1). Обратите внимание:

I. На приведенное здесь описание семей каждого колена, которые нельзя рассматривать как семьи в том смысле, как мы это понимаем: родственников, живущих в доме вместе. Семью представляли потомки нескольких сыновей патриархов, которых называли их именами во славу их; их потомки отличались от других и друг от друга. Семьи двенадцати колен перечислены в таком порядке. От Дана была лишь одна семья, так как у него был один сын, тем не менее это колено было самым многочисленным после колена Иуды (ст. 42−43). Эта семья началась с малого, но к тому времени значительно умножилась. Колено Завулона состояло из трех семей, Ефрема — из четырех, Иссахара — из четырех, Неффалима — из четырех, Рувима — из четырех семей; колена Иуды, Симеона и Асира включали в себя по пять семей каждое, Гад и Вениамин — по семь семей, Манассия — восемь. Вениамин привел десять сыновей в Египет (Быт 46:21), но, похоже, трое из них умерли бездетными или их семьи вымерли, так как здесь перечисляются только семь сохранившихся имен, и все это колено нельзя причислить к самым многочисленным, ибо провидение, строя семьи и народы, не привязывает себя к вероятностям. Даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает (1Цар 2:5).

II. На численность каждого колена. Очень интересно сравнить нынешнюю численность с той, когда они были исчислены у горы Синай. Общее количество людей было приблизительно тем же; теперь их стало на 1820 человек меньше, чем раньше, тем не менее семь колен значительно умножились. Иуда увеличился на 1900 человек, Иссахар — на 9900, Завулон — на 3100, Манассия — на 20500; Вениамин — на 10200, Дан — на 1700 и Асир — на 11900. Но остальные пять колен значительно уменьшились и не смогли уравновесить возрастание. Рувим уменьшился на 2770, Симеон — на 37100, Гад — на 5150, Ефрем — на 826, Неффалим — на 826. В связи с этим мы можем отметить:

(1) Все три колена, стоявшие под знаменем Иуды, который был предшественником Христа, умножились, ибо Его Церковь будет назидаться и возрастать.

(2) Ни одно колено не возросло так значительно, как колено Манассии, которое при предыдущем исчислении было самым малочисленным из всех колен и составляло лишь 32200; теперь оно стало одним из самых значительных, а колено его брата Ефрема, которое было многочисленным, теперь стало одним из наименьших. Иаков перекрестил руки над их головами и отдал предпочтение Ефрему перед Манассией, которым ефремляне, возможно, слишком гордились и из-за чего они попирали своих братьев из колена Манассии. Но когда Господь увидел Манассию пренебрегаемым, то значительно умножил его, ибо Его слава — помогать слабейшему и поднимать угнетенного.

(3) Ни одно из колен не уменьшилось так значительно, как Симеон: от 59300 до 2226; осталось немногим более одной трети от прежнего количества людей. Одна семья этого колена (а именно колено Огада, упоминаемое в Исх 6:15) вымерло в пустыне. Поэтому Симеон не упоминается в благословении Моисея (Втор 33 гл., и часть этого колена в Ханаане была незначительной — лишь участок в уделе Иуды (Нав 19:9). Некоторые предполагают, что большинство из 2426, которые были истреблены поражением за беззаконие Фегора, были из этого колена, ибо Зимри — зачинщик преступления — был начальником этого колена и его пример оказал на них большое влияние, в результате чего они последовали его разврату.

III. При описании колена Рувима упомянуто восстание Дафана и Авирона, выходцев этого колена, вступивших в заговор левита Корея (ст. 9−11). Хотя эта история детально описана несколькими главами ранее, тем не менее здесь она вновь всплывает, чтобы потомство помнило и задумывалось о ней всякий раз, когда обращается к родословным и наслаждается древним происхождением своих семей и славой своих предков, осознавая себя семенем злоумышленников. Здесь о них говорится, что (1) они были людьми известными в собрании (ст. 9, англ. пер.). Возможно, они были знамениты своей изобретательностью, активностью и способностями к бизнесу. Возможно, Дафан и Авирон были продвинуты в определенное время, когда подчинялись Богу и Моисею, но амбициозный дух побудил их восстать против Бога и Моисея, ибо, соперничая с одним, они соперничали с другим. И каков же был исход?

(2) Люди, пользовавшиеся известностью, были преданы забвению: и стали они в знамение (ст. 10). Они превратились в монументы божественной справедливости; истребляя их, Бог продемонстрировал Свою славу в святости, и таким образом они стали предостережением для других во все века, чтобы те остерегались идти их шагами по пути гордости и мятежа. Отмечено, что сыны Корея были сохранены (ст. 11); они не умерли, как дети Дафана и Авирона. Несомненно, они не подверглись этой инфекции и не присоединились к своему отцу в его бунте. Если мы не согрешаем вместе с грешниками, то не подвергнемся поражению. Эти сыны Корея впоследствии совершили выдающееся служение для Церкви, став во времена Давида певцами в Церкви Господней. Поэтому многие псалмы озаглавлены «для сынов Корея»; возможно, много лет спустя они были вынуждены носить это имя (а не имя какого-либо другого предка) для предостережения самим себе и в качестве примера силы Божьей, которая производит избранные плоды даже из горького корня. Дети в семьях, которые были опозорены, должны прилагать усилия, чтобы с помощью своих выдающихся добродетелей отвратить порицание своих отцов.

Стихи 52−56. Если кто-нибудь спросит, почему проводилось такое детальное описание колен, семей и численности народа Израиля, то вот ответ: по мере того как он умножался, люди делились на группы, но не общим провидением, а обетованием; и для поддержания славы божественного откровения Бог исполнит обетование, обращая внимание на их умножение и наследие. Когда Моисей исчислил народ, то Бог не сказал: «Эти люди завоюют землю»; но, считая это уже осуществленным, Он говорит: «Сим в удел должно разделить землю». «Люди, которые сейчас записаны как сыны Израиля, будут считаться (словно это является копией судебной ведомости) наследниками земли Ханаанской». И теперь при распределении или разделении земли между коленами, Моисею велено следовать основному правилу справедливости: более многочисленному колену дать больше, а менее многочисленному — меньше (ст. 54); но увы, ему не было суждено дать хоть что-то другим, так как самому ничего не должно принадлежать, и поэтому данное ему наставление было предназначено для его преемника Иисуса Навина.

(2) Это основное правило должно было осуществляться с помощью жребия (ст. 55); несмотря на то, что, казалось бы, все зависело от благоразумия их лидера, тем не менее окончательное решение оставалось за Божьим провидением, с которым все они должны согласиться, как бы оно ни противоречило их планам и желаниям: по жребию должно разделить землю. Как Бог народов и, в частности, как Бог Израиля, Он оставляет за собой право разделить им уделы их. Подобным образом когда Христос, наш Иисус Навин, был вынужден назначить одного из Своих учеников воссесть по правую руку, а другого — по левую в Своем царстве, то признал абсолютную власть Своего Отца в этом выборе: «это не от Меня зависит». Иисус Навин не должен был распределять наследство Ханаана по собственному усмотрению, «но кому уготовано Отцем Моим».

Стихи 57−62. Левиты были Божьим коленом, которому не было удела вместе с остальными коленами в земле Ханаана, и поэтому они не были исчислены с другими, а пересчитывались отдельно. Это событие, имевшее место у горы Синай, описано в начале Книги Числа, и поэтому левитов не касался приговор, вынесенный тем, кто был перечислен в тот раз, и гласивший, что ни один из них не войдет в Ханаан, за исключением Халева и Иисуса Навина; ибо что касается левитов, которые не были перечислены с остальными израильтянами и не должны были воевать, то Елеазар и Ифамар, а также другие старше двадцати лет (что следует из главы 4:16, 28) вошли в Ханаан. Тем не менее это колено теперь, при втором исчислении, возросло лишь на тысячу и оставалось одним из наименьших. Здесь упоминается смерть Надава и Авиуда за принесение чуждого огня, как ранее — грех и наказание Корея, так как все это происходило с ними, как образы.

Стихи 63−65. В заключительной части стоит обратить внимание на описание исполнения приговора в адрес ропотников (Чис 14:29), гласившего, что никто из исчисленных от двадцати лет и выше не войдет в Ханаан, кроме Халева и Иисуса Навина (это не касалось левитов ни в возрасте старше одного месяца, ни в возрасте от тридцати до пятидесяти). Несомненно, что при осмотре были даны особые наставления тем, кто занимался исчислением, сравнить эти списки с предыдущими, чтобы проследить, остались ли среди людей те, которые были исчислены у горы Синай; и оказалось, что таковых не было ни одного, кроме Халева и Иисуса Навина (ст. 64−65). В этом явилась (1) праведность Бога и Его верность произнесенным угрозам, раз однажды вышло повеление. Он поклялся во гневе и исполнит то, в чем поклялся. Пусть лучше останутся в земле эти трупы (даже если бы их было в десять раз больше), чем слово Божье останется неисполненным. Хотя подрастающее поколение представляло собой разнородную толпу и много виновных и осужденных грешников на много лет пережили приговор и дожили до последнего из сорока годов, но все они были истреблены тем или иным средством до того, как был совершен осмотр. Тем, кого осудил Бог, не удастся избежать наказания, скрывшись в толпе или задержав приведение его в исполнение.

(2) Милость Бога к Своему народу, несмотря на их провокационные действия. Хотя род ропотников был истреблен, тем не менее Бог произвел другое поколение, которое было таким же многочисленным, как и предыдущее, чтобы имя Израиля, несмотря на их гибель, не изгладилось и наследство обетованное не было утеряно из-за недостатка наследников. И хотя их общая численность незначительно уменьшилась, по сравнению с численностью у горы Синай, тем не менее у ныне перечисленных было большое преимущество: это были мужчины среднего возраста от двадцати до шестидесяти лет в расцвете своих сил, годные к служению; а на протяжении тридцати восьми лет блужданий и страданий в пустыне у них была возможность ознакомиться с законами и постановлениями Бога, так как у них не было бизнеса, гражданских или военных дел, которые бы отвлекали от изучения божественных истин, в которых наставляли их Моисей, Аарон и благой Дух Божий (Неем 9:20).

(3) Истина Божья, исполнившая обетование, данное Халеву и Иисусу Навину. Они были сохранены и их не коснулось общее истребление. Хотя стрелы смерти летят в темноте, но они не летят наугад, даже когда летят в гуще; они точно направлены на определенную цель. Все, что написано для живых, сбудется, и в самые опасные времена их души будут сохранены. Тысячи могут падать по их правую руку и десятки тысяч по левую, но они спасутся.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.