Откровение 18 глава

Откровение Иоанна
Cовременный перевод WBTC → Толкование Мэтью Генри

Cовременный перевод WBTC

1 И после этого я увидел, как с неба спускается другой ангел, облечённый великой властью, и земля осветилась его великолепием.
2 И закричал он голосом могучим: "Пал он! Вавилон, великая блудница, пал! Стала она обиталищем бесов, пристанищем всех нечистых духов, прибежищем всяких нечистых и отвратительных птиц.
3 Ибо все народы испили вино её блуда и вино Божьей ярости. Цари земные развратничали с ней, и торговцы всего мира разбогатели благодаря её великой роскоши".
4 И тут услышал я, как другой голос с небес сказал: "Выйди из этого города, народ Мой, чтобы не соучаствовать в её грехах и не пострадать от мора, посланного на неё.
5 Ибо грехи её вздымаются горой до самого неба, и Бог помнит все её прегрешения.
6 Отплатите ей за то, как она обращалась с другими, отплатите вдвойне за то, что она сделала. Приготовьте для неё вино вдвое крепче, чем то, которое она приготовила для других.
7 Сколько она принесла себе роскоши и славы, столько и ей принесите горя и мучений. Ибо она продолжает говорить себе: "Я восседаю на престоле подобно царице. Я не вдова и никогда не буду печалиться".
8 И потому в один день её постигнут всякие бедствия: смерть, горькие рыдания и великий голод. И сгорит она на огне, ибо могуч Господь Бог, осудивший её".
9 Цари земные, те, кто предавался с ней разврату и делил с ней роскошь, будут горевать по ней, видя дым от огня, на котором она сгорает.
10 И стоя поодаль от неё из страха перед её муками они скажут: "Горе! Горе! О великий город! О могучий город Вавилон! За один час постигло тебя наказание!"
11 И торговцы во всем мире будут плакать и горевать по ней, ибо никто не покупает больше у них товаров:
12 золота, серебра, драгоценных камней и жемчуга, полотна, багряницы, шелка и красных тканей, и дерево лимонное, и всякие изделия из слоновой кости, драгоценного дерева, меди, железа и мрамора,
13 корицу, пряности, ароматические курения, благовония, миры, вино и масло, лучшую муку и пшеницу, крупный скот и овец, лошадей и повозки, и тела и души людские.
14 "О великий Вавилон! Всё то драгоценное, чем ты стремилась владеть, покинуло тебя. Вся роскошь и великолепие утрачены, и ты никогда не обретёшь их вновь".
15 Торговцы, продававшие ей всё это и разбогатевшие за её счет, будут держаться в стороне из страха перед её муками. Они будут плакать и горевать о ней,
16 говоря: "Горе! Горе великому городу! Она была облачена в полотно, багряницу и красные одежды. Она сверкала золотом, драгоценными камнями и жемчугами.
17 И всё это богатство уничтожено было всего за один час!" И все кормчие, и все, кто плавает на кораблях, и все моряки, и все, кто живёт за счёт моря, держались в отдалении,
18 а когда увидели, как дым поднимается от огня, на котором она сгорает, то закричали: "Разве есть город, равный этому?"
19 Они посыпали головы пеплом и плакали, и горевали, восклицая: "Горе! Горе великому городу! Все те, у кого были морские корабли, обогатились благодаря её богатству, но она уничтожена была за один час!
20 Ликуйте же, небеса! Ликуйте, Апостолы, пророки и все святые Божьи! Ибо Бог наказал её за всё то, что она вам сделала!"
21 И тогда могучий ангел поднял камень размером с мельничный жернов, бросил его в море и сказал: "Вот так и великий город Вавилон будет низвергнут и исчезнет навсегда!
22 Никогда больше не будут слышны здесь звуки играющих на гуслях и поющих, играющих на свирелях и трубящих в трубы! Никогда не будет здесь больше никаких ремёсел, и никогда не раздастся шум жерновов.
23 Никогда не засветится светильник, никогда не будут больше слышны голоса женихов и невест. Торговцы твои были великими мира сего. Все народы были обмануты твоим колдовством.
24 Она повинна в крови пророков, Божьих святых и всех тех, кто был убит на земле!"

Толкование Мэтью Генри

Здесь представлен ангел:

I. Провозглашающий о падении Вавилона (ст. 1−2).

II. Объясняющий причины его падения (ст. 3).

III. Предупреждающий всех принадлежащих Богу выйти из Вавилона (ст. 4−5) и содействовать его уничтожению (ст. 6−8). Затем описывается:

IV. Великий плач о Вавилоне тех, кто участвовал в греховных удовольствиях этого города и получал прибыли от него (ст. 9−19).

V. Великая радость всех остальных при виде его окончательной гибели (ст. 20 и далее).

Стихи 1−8. Падение и разрушение Вавилона — событие, предопределенное в планах Божиих и имеющее огромное значение для Его интересов и славы, поэтому видения и предсказания о нем повторяются.

1. Здесь представлен другой ангел, посланный с неба и наделенный великой властью и сиянием славы, ст. 1. Он имел свет не только в самом себе, чтобы различать истину своих предсказаний, но и освещал весь мир, чтобы открыть ему это великое событие. Кроме света для освещения его, он имел также власть для осуществления его.

2. Этот ангел возвещает о падении Вавилона как о событии, уже совершившемся, и говорит об этом очень громким голосом, чтобы все могли услышать его возглас и понять, как приятно было ему возвестить об этой новости. Здесь, по-видимому, содержится намек на пророчество о падении языческого Вавилона (Ис 21:9), где тоже повторяются слова пал, пал Вавилон. Некоторые полагают, что под этим подразумевается двойное падение Вавилона, вначале его падение и потом его гибель, и что непосредственно следующие за этим слова подтверждают такое понимание: Он сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице... ст. 2. Но это также заимствовано из Ис 21:9, где описывается не столько грех Вавилона, его поклонение идолам (которых истинное название — бесы), сколько его наказание, так как, согласно всеобщему представлению, нечистые духи и отвратительные и нечистые птицы часто посещают город или дом, лежащий в развалинах.

3. Объясняется причина его разрушения (ст. 3). Хотя Бог и не обязан давать отчет в Своих действиях, тем не менее Ему угодно делать это, особенно в наиболее грозных и страшных действиях. Нечестие Вавилона было безмерно велико, ибо эта великая блудница не только сама забыла истинного Бога и обратилась к идолам, но с великим искусством и большим усердием вовлекла в свое духовное блудодеяние многих людей и удерживала их под своим влиянием с помощью богатства и роскоши.

4. Всем, ожидающим милости от Бога, дается предупреждение, чтобы они не только вышли от нее, но и содействовали ее уничтожению, ст. 4−5. Заметим здесь:

(1) Даже в Вавилоне Бог может иметь Своих людей, принадлежащих к избранным по благодати.

(2) Дети Божии призываются выйти из Вавилона, и призываются действительно это сделать.

(3) Те, что решили участвовать с нечестивыми в их грехах, подвергнутся язвам их.

(4) Когда грехи людей достигают небес, тогда гнев Его достигает земли.

(5) Хотя Бог запретил личную месть, но Он желает, чтобы Его дети, по Его призыву и под Его водительством, участвовали в низложении врагов, Его и одновременно их собственных, врагов непримиримых и злостных, ст. 6.

(6) Бог будет наказывать грешников в соответствии с их нечестием, гордостью и самоуверенностью, ст. 7.

(7) Когда бедствие постигает людей неожиданно, эта неожиданность еще более усугубляет их бедственное положение, ст. 8.

Стихи 9−24. I. Горестный плач друзей Вавилона о его падении. Заметьте здесь:

1. Кто эти плачущие. Это те, которые были увлечены ее блудом, те, кто принимал участие в ее чувственных наслаждениях и разбогател от ее богатства и торговли, — цари и купцы земные. Цари земные, кого она обольстила идолопоклонством, позволив им произвольно и жестоко управлять своими подданными, оставаясь в то же время в рабском подчинении ей. Купцы земные, то есть те, которые торговали вместе с ней индульгенциями, отпущениями грехов, уделами и привилегиями; они будут рыдать, потому что обогатились от этой торговли.

2. Как они плакали.

(1) Они стояли вдали, они не осмеливались приблизиться к нему. Даже друзья Вавилона будут издали наблюдать за его падением. Хотя они участвовали в его грехах, в его греховных наслаждениях и обогащении, однако не желали участвовать в его язвах.

(2) Они издавали горестные вопли: Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий!

(3) Они плакали и посыпали голову свою пеплом, ст. 19. Греховные удовольствия временны и кончаются безутешной печалью. Все те, кто радуется успеху врагов церкви, будут участвовать в их падении; те, кто более всего предается своей гордости и прихотям, менее всего способны переносить несчастья. Их печаль будет такой же чрезмерной, какими были прежде их удовольствия и веселье.

3. Что было причиной этого плача — не грехи, а наказание за них. Они плакали не о том, что впали в идолослужение, полюбили роскошь и стали гонителями, но о том, что их постигло разорение — они лишились своей торговли, богатства и власти. Дух антихриста — это мирской дух, и печаль его — это печаль мирская. Они плачут не о том, что гнев Божий обрушился на них, но о том, что они понесли большие убытки, лишились внешнего комфорта. Здесь приводится большой перечень богатств и товаров этого города, которые все были неожиданно потеряны (ст. 12−13), и потеряны безвозвратно (ст. 14): ...все тучное и блистательное удалилось от тебя, — ты уже не найдешь его. Церковь Божия может временно пасть, но потом снова воскреснет, падение же Вавилона будет окончательным низвержением, подобно низвержению Содома и Гоморры. Благочестивая скорбь поддерживает в несчастьях, а мирская скорбь усугубляет их.

II. Ликование и торжество по поводу безвозвратного падения Вавилона, как на небе, так и на земле: в то время как его собственные люди плакали о нем, рабы Божии призываются веселиться, ст. 20. Заметьте:

1. Какой всеобщей будет эта радость: небо и земля, ангелы и святые будут участвовать в ней. То, что составляет предмет радости для рабов Божиих на земле, является радостью и для ангелов на небесах.

2. Как она справедлива и обоснована, потому что:

(1) Падение Вавилона было актом справедливого возмездия Божьего. Бог отомстил за Свой народ. Они доверили свое дело Тому, Кому принадлежит возмездие, и вот пришло время воздаяния врагам Сиона, и хотя они не находят удовольствия в чьем-либо несчастье, однако имеют причину радоваться откровению славного правосудия Божия.

(2) Оно было окончательным. Этот враг уже не потревожит их, они были заверены в этом замечательным знамением (ст. 21): И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: «С таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. В нем уже не будет жить человек, никакие работы не будут производиться там, никакого веселья не будет, не будет света, но будут мрак и опустошение в возмездие за его великое нечестие: во-первых, за то, что волшебством его были введены в заблуждение все народы, и, во-вторых, за убийство тех, кого он не смог обольстить», ст. 24. Отвратительные грехи заслуживают великого разорения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.