4 Царств 25 глава

Четвертая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Комментарии МакДональда

Cовременный перевод WBTC

1 Навуходоносор, царь Вавилонский, пришёл со всем своим войском сразиться против Иерусалима. Это произошло десятого числа десятого месяца в девятый год царствования Седекии. Он расположил своё войско вокруг Иерусалима и построил земляной вал вокруг города.
2 Войско Навуходоносора стояло вокруг Иерусалима до одиннадцатого года царствования Седекии.
3 Голод в городе становился сильнее и сильнее, и на девятый день четвёртого месяца в городе не осталось еды.
4 Навуходоносор и его войско наконец прорвались через городскую стену. Царь Седекия и все его воины бежали в ту ночь через тайные ворота в двойных стенах возле царского сада. Вавилонцы стояли вокруг города, но Седекия и его люди убежали по дороге в пустыню.
5 Вавилонское войско преследовало царя Седекию, и настигли его возле Иерихона; воины же Седекии оставили его и разбежались.
6 Вавилонцы отвели Седекию к царю Вавилонскому в Ривлу. Они решили наказать Седекию.
7 Они убили сыновей Седекии у него на глазах, а затем выкололи Седекии глаза, надели на него оковы и отвели его в Вавилон.
8 Навузардан был слугой и начальником лучших воинов Навуходоносора. Он пришёл в Иерусалим седьмого числа пятого месяца в девятнадцатый год царствования Навуходоносора в Вавилоне
9 и сжёг храм Господа, царские палаты и все дома в Иерусалиме. Он разрушил даже самые большие дома.
10 Затем Вавилонское войско, которое было с Навузарданом, разрушило стены вокруг Иерусалима.
11 Навузардан захватил всех людей, которые ещё оставались в городе. Он взял весь народ в плен, и даже тех, кто пытался сдаться.
12 Навузардан оставил там только самых бедных из простого народа, чтобы они ухаживали за виноградниками и полями.
13 Вавилонские воины разбили на кусочки медные колонны в храме Господа. Они разбили медные подставы и большой медный резервуар. Затем они отнесли всю эту медь в Вавилон.
14 Вавилонцы также забрали тазы, лопатки, инструменты для подрезания светильников, ложки и всю медную посуду, которой пользовались в храме Господа.
15 Навузардан забрал все кадильницы и чаши, он забрал все вещи, сделанные из чистого золота, и все вещи, сделанные из чистого серебра.
16 Навузардан взял: две колонны, один резервуар и подставы, которые Соломон сделал для храма Господа; и меди в них было слишком много, чтобы её взвесить.
17 Каждая из двух колонн была высотой в восемнадцать локтей. Венцы на колоннах были медные, высотой в три локтя, украшенные сеткой и плодами гранатового дерева; и обе колонны были одинаковые.
18 Из храма Навузардан взял главного священника Сераию, второго священника Цефанию, и трёх мужчин, стоявших на страже у порога.
19 А из города Навузардан взял одного начальника, который руководил войском, пять царских советников, которые ещё находились в городе, и одного секретаря, командующего войском. Он считал простой народ, и выбирал некоторых из них в солдаты — шестьдесят человек из простого народа, которые были в городе.
20 Затем Навузардан привёл всех этих людей к царю Вавилонскому в Ривлу, в землю Емаф.
21 И царь Вавилонский убил их там, в Ривле. И народ Иудеи был выселен из своей земли.
22 Навуходоносор, царь Вавилонский, оставил некоторых из народа в земле Иудейской. И был там человек по имени Годолия, сын Ахикама, сына Шафана. Навуходоносор сделал его начальником над этими людьми в Иудее.
23 Военачальниками были Исмаил, сын Нефании, и Иоханан, сын Карея, и Сераия, сын Танкумефа из Нетофафа, и Иезания, сын Маахитянина. Когда эти военачальники и их люди услышали, что царь Вавилонский сделал Годолию начальником, они пошли в Массифу, чтобы встретиться с Годолией.
24 Годолия дал обещание этим военачальникам и их людям. Он сказал им: "Не бойтесь вавилонцев. Оставайтесь здесь, в земле, и служите царю Вавилонскому. Тогда вам будет хорошо".
25 Исмаил, сын Нефании, сына Елишамы, был из царской семьи. В седьмой месяц Исмаил, и десять человек с ним, напали на Годолию, и убили его, и всех евреев, и вавилонцев, которые были с Годолией в Массифе.
26 Затем все военачальники и весь народ бежали в Египет, от самого незначительного до самого важного, из-за страха перед вавилонцами.
27 Позже Евилмеродах стал царём Вавилонским. Он выпустил царя Иудейского из темницы в тридцать седьмой год после того, как был захвачен Иехония. Это было в двадцать седьмой день двенадцатого месяца со времени начала правления Евилмеродаха.
28 Евилмеродах был милостив к Иехонии. Он посадил его на более важное место, чем других царей, которые были с ним в Вавилоне.
29 Евилмеродах позволил Иехонии снять тюремную одежду, и Иехония до конца своей жизни ел за одним столом с Евилмеродахом.
30 Царь Евилмеродах кормил Иехонию изо дня в день до конца его жизни.

Комментарии МакДональда

25:1−7 Интриги Седекии с Египтом нанесли окончательный удар по Иерусалиму. Навуходоносор осадил город, и осада продолжалась восемнадцать месяцев. В городе начался жестокий голод. Седекия и его военные попытались убежать из города ночью и укрыться в пустыне близ Мертвого моря. Халдеи схватили царя и отвели его к царю Вавилонскому в Ривлу (в Емафе, Сирия). Вавилонский царь велел заколоть сыновей Седекии перед глазами его, после чего его ослепили, оковали оковами и отвели в Вавилон. Так исполнилось два замечательных пророчества: Иеремия предсказал, что Седекия увидит царя Вавилонского лицом к лицу (Иер 32:4; Иер 34:3). Это исполнилось в Ривле. Иезекииль также предсказывал, что он будет увезен в Вавилон, но не увидит его, хотя умрет там (Иез 12:13). Седекии выкололи глаза, прежде чем увезти в Вавилон. Он умер в Вавилоне.

И. Падение Иерусалима (25:8−21)

25:8−12 Окончательно Иерусалим был разрушен в 586 г. до Р. Х., Навузарданом, начальником вавилонских телохранителей. Он сжег храм, царский дворец и все большие здания. Он разрушил стены и переселил в Вавилон всех оставшихся, кроме самого бедного люда.

25:13−17 В этих стихах описывается разграбление храмовых сокровищ. Те предметы, которые были слишком велики, чтобы унести их целиком, разрезали на небольшие части. Меди было захвачено очень много. Кроме того, халдеи завладели всем, что было золотое и было серебряное.

25:18−21 Навузардан привел около семидесяти двух высокопоставленных жителей Иерусалима к царю Навуходоносору в Ривлу, где они были без промедления казнены.

К. Губернаторство Годолии (25:22−26)

Царь Вавилона назначил Годолию начальником над народом, оставшимся в Иудее. Когда четыре военачальника услышали об этом, они пришли к нему в Массифу, возможно, чтобы посоветовать народу бежать в Египет. Годолия же рекомендовал им подчиниться Вавилонскому игу, и тогда все будет хорошо. Позже Исмаил, из племени царского, напал на Годолию и его друзей и убил их. Народ остался неуправляемым и бежал в Египет.

Л. Царь Иехония (25:27−30)

Книга завершается обнадеживающей нотой. Четвертая книга Царств и книга Иеремии заканчиваются упоминанием об одном и том же событии (см. 25:27−30; Иер 52:31−34). На тридцать седьмой год плена царь Вавилонский стал почтительно относиться к Иехонии. Это вселяло надежду: может быть изгнание станет легче и рано или поздно совсем закончится.

Третья книга Царств начинается со смерти Давида, Четвертая завершается рассказом об уничтожении Иудеи. Народ терпел поражение при Моисее, при судьях, теперь — при царях. Народ отказывался слушать Слово Божье. Их не трогали слезы пророков. Их сердца ожесточались, они становились все более упрямыми, пока Бог не решил руками ассирийцев и вавилонян научить их тому, что следствие греха — смерть. Плен помог им уяснить это: он очистил сердца избранного Божьего народа от идолопоклонства.

=====

Примечания

(1:2) Многие ученые переводят имя Ваалзевул как «возвышенный Ваал».

(6:24−31) Существует мнение, что имеются в виду действительно птичьи экскременты, которые использовались для растопки.

(17:41) Однако в Луки 2:36 упоминается пророчица Анна из колена Асира, одного из десяти колен. Очевидно, некоторые из этих колен все-таки вернулись. Иаков также адресует свое послание «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (1:1), так что десять колен не совсем «исчезли» с лица земли, даже в раннехристианскую эпоху.

(19:35−37)  Многие полагают, что это Христос до воплощения (на это указывает использование заглавной буквы в слове Ангел в примечаниях в НКИ).

(25:18−21) С главой 25 связаны три проблемы с числами, которые, вероятно, объясняются ошибкой переписчиков, либо здесь в 4 Царств, либо в соответствующих стихах 3 Царств и Иеремии. Точность копирования цифр в древних рукописях создает определенные проблемы. (Смотри подробнее об этих проблемах в комментарии ко 2 Паралипоменон). Трудности таковы: дата сожжения Иерусалима (в ст. 8 говорится, что это седьмое число месяца, а в Иеремии 52:12 — что десятое); высота капителей колонн (в ст. 17 сказано, что три локтя, а в 3 Царств 7:16 — пять локтей); количество убитых советников (в ст. 19−21 сказано, что их было пять; в Иеремии 52:25 — семь).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.