Левит 27 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Cовременный перевод WBTC → Комментарии МакДональда

Cовременный перевод WBTC

1 Господь сказал Моисею:
2 "Скажи народу Израиля: человек может дать особое обещание Господу. Он может пообещать посвятить человека Господу. И тогда этот человек будет служить Господу особым образом. Священник должен установить цену этому человеку. И если кто захочет выкупить его у Господа, людям надо будет заплатить за него эту цену.
3 Цена на мужчину в возрасте от двадцати до шестидесяти лет — пятьдесят серебряных сиклей. (Вы должны пользоваться официальной мерой для серебра).
4 Цена на женщину от двадцати до шестидесяти лет — тридцать сиклей.
5 Цена на мужской пол от пяти до двадцати лет — двадцать сиклей, а на женский пол от пяти до двадцати лет — десять сиклей.
6 Цена на ребёнка мужского пола от месячного возраста до пяти лет — пять сиклей, а женского пола — три сикля.
7 Цена на мужчину от шестидесяти лет и старше — пятнадцать сиклей, а на женщину — десять сиклей.
8 Если же человек слишком беден, чтобы заплатить такую цену, приведите его к священнику, и тот решит, сколько денег может заплатить этот человек".
9 "В жертву Господу можно приносить некоторых животных. Если человек приведёт одного из этих животных, оно становится священным.
10 Если человек обещает отдать это животное Господу, он не должен пытаться заменить его другим животным, не должен выменивать его на что-то другое, подменять хорошее животное плохим или плохое хорошим. Если же человек всё же попытается заменить животных, то оба животных станут священными, и оба будут принадлежать Господу.
11 Некоторых животных нельзя приносить в жертву Господу. Если человек принесёт одного из таких нечистых животных Господу, то эти животные должны быть отведены к священнику.
12 Священник определит цену этому животному, хорошее оно или плохое; и как священник оценит, так и будет.
13 Если же человек захочет выкупить это животное, пусть добавит одну пятую часть к цене".
14 "Если человек посвящает свой дом в святыню Господу, священник должен определить стоимость дома, хорош ли дом, или плох; как священник оценит его, так и будет.
15 Но если человек, который отдал дом, захочет получить его назад, он должен добавить к его цене одну пятую часть. Тогда дом будет принадлежать этому человеку".
16 "Если человек посвящает часть своих полей Господу, стоимость этих полей будет зависеть от того, сколько зерна нужно, чтобы их засеять; 50 сиклей серебра за каждый хомер ячменя.
17 Если человек даёт своё поле Богу в год Юбилея, его стоимость будет такой, какой назначит её священник.
18 Но если человек отдаёт своё поле после Юбилея, то священник должен определить его точную цену. Он должен сосчитать количество лет до следующего Юбилейного года и в соответствии с этим числом определить цену.
19 Если человек, который отдал поле, захочет выкупить его, он должен прибавить пятую часть к его стоимости. И тогда поле будет снова принадлежать этому человеку.
20 Если же этот человек не выкупит поле, то оно навсегда будет принадлежать священникам. Если земля эта продана кому-то другому, этот первый человек может выкупить землю.
21 Если человек не выкупил землю, тогда в год Юбилея поле будет оставаться посвящённым Господу и будет принадлежать священнику навечно!
22 Если человек посвящает Господу поле, которое он купил, и оно не является частью наследства его семьи,
23 тогда священник должен сосчитать количество лет до года Юбилея и определить цену этой земли. После этого земля будет принадлежать Господу.
24 В год Юбилея земля эта отойдёт к её первоначальному владельцу. Она отойдёт к семье, которая владеет этой землёй.
25 Пользуйтесь при оплате официальной мерой. Сикль по этой мере весит 20 гер".
26 "Люди могут давать быков и овец, как особое приношение Господу. Но если это животное — первенец, то оно уже по первенству принадлежит Господу. Таких животных нельзя отдавать, как особое приношение.
27 Первенцев из скота люди должны посвящать Господу. Но если это животное нечистое, тогда человек должен его выкупить. Священник определит цену животного, и человеку надо будет приложить пятую часть. Если же человек не выкупит это животное, тогда священник должен продать его за ту цену, которую он назначил".
28 "Люди приносят Господу особое приношение. Это приношение принадлежит только Господу и не может быть выкуплено или продано. Таким приношением могут быть люди, животные и поля из семейного владения. Всё это принадлежит Господу.
29 Если это особое приношение — человек, то его нельзя выкупить. Он должен быть убит.
30 Десятина всего урожая принадлежит Господу. Это значит, что десятая часть урожаев с полей и фруктов с плодовых деревьев принадлежит Господу.
31 Если человек хочет получить назад свою десятую долю, он должен добавить одну пятую часть к её стоимости, а потом выкупить её.
32 Священники будут брать каждого десятого животного у владельца быков или овец. Каждое десятое животное будет принадлежать Господу.
33 Владельцу не надо беспокоиться о том, хорошее это животное или плохое. Он не должен заменять одного животного другим. Если же он решит заменить животное, то оба животных будут принадлежать Господу. Это животное не может быть выкуплено".
34 Вот заповеди, которые Господь передал народу Израиля через Моисея на горе Синай.

Комментарии МакДональда

XII. ОБЕТЫ И ДЕСЯТИНЫ (Гл. 27)

В последней главе книги Левит речь идет о добровольных обетах, данных Господу. По-видимому, тот, кто был благодарен Богу за какое-либо благодеяние, мог посвятить Ему человека (себя или кого-либо из своей семьи), животное, дом или поле. Посвященное Богу отдавалось священникам (Чис 18:14). Но были такие дары, которыми священники воспользоваться не могли, и поэтому вместо даров им можно было принести денежную стоимость посвященной Господу вещи.

27:1, 2 Обет посвящения Господу был очень серьезным решением.

27:3−7 Если Богу посвящался человек, то размер выкупа священнику был следующим:

  • мужчина от 20 до 60 лет —  50 сиклей
  • женщина от 20 до 60 лет — 30 сиклей
  • мужчина от 5 до 20 лет — 20 сиклей
  • женщина от 5 до 20 лет — 10 сиклей
  • мужчина от 1 месяца до 5 лет — 5 сиклей
  • женщина от 1 месяца до 5 лет  — 3 сикля
  • мужчина от 60 лет и старше  — 15 сиклей
  • женщина от 60 лет и старше — 10 сиклей

27:8 Если человек был настолько беден, что не мог принести столько денег, сколько требовалось в соответствии с этой таблицей, то священник назначал сумму соразмерно с его достатком.

27:9−13 Если кто-то обещал принести животное, то следовало соблюдать некоторые правила. Животное должно было быть чистым, пригодным для жертвоприношения, и его нельзя было выкупить (ст. 9). Его нужно было принести в жертву на жертвеннике (Чис 18:17). Заменив это животное другим, хозяин не получал никакой выгоды, потому что в таком случае оба животных принадлежали Богу (ст. 10, 33). Нечистое животное можно было выкупить, заплатив столько, сколько назначит священник, и прибавив к этому пятую часть стоимости (ст. 11−13).

27:14−15 Посвятивший Господу дом имел возможность передумать и выкупить его. Для этого нужно было заплатить цену, назначенную священником, прибавив к ней пятую часть.

27:16−18 Назначить цену поля было сложнее, потому что его следовало вернуть владельцу в юбилейный год.

Если поле посвящал первоначальный владелец (т.е. получивший его в наследство), то действовали правила, приведенные в стихах 16−21. Оно оценивалось согласно тому, что там было посеяно. Например, если в нем был посеян хомер ячменя, то следовало заплатить пятьдесят сиклей серебра.

Если поле передавалось по обету в юбилейный год или юбилейный год как раз приближался, то действовала вышеописанная схема. Но если поле посвящалось через несколько лет после юбилейного года, цена снижалась. Иными словами, поле могло стоить всего 30 сиклей, если оно передавалось по обету через двадцать лет после юбилейного года.

27:19−21 Чтобы выкупить поле, нужно было добавить пятую часть к его цене.

Если поле посвящено Богу, и хозяин не выкупил его перед юбилейным годом или втайне продал кому-то другому, то его уже нельзя было выкупить. В юбилейный год поле переходило во владение священника. Земля становилась «посвященной», или «святыней» Господу.

27:22−25 В стихах 22−25 описано, что нужно делать тому, кто посвящал купленное им поле. Священник назначал цену, в зависимости от того, сколько засевов можно было сделать перед юбилейным годом. В юбилейный год поле возвращалось к первоначальному владельцу.

27:26−27 Первенцев жертвенных животных нельзя было посвящать Богу, потому что они и так принадлежали Ему. Первенца нечистого скота можно было выкупить по оценке священника, прибавив пятую часть. Если животное не выкупали, священник имел право продать его.

27:28, 29 Все, что подлежало смерти или уничтожению, нельзя было выкупить. Именно это подразумевалось под заклятой или запретной вещью. Например, сына, который проклял родителей, нельзя было выкупить. Его следовало предать смерти.

Стоит отметить, что существует важное различие между тем, что «посвящено» (consecrated — НАСБ) или «освящено» (sanctified — КИ), и тем, что находится под «запретом» (proscribed — НАСБ) или «заклятием» (devoted — НКИ, КИ). То, что отдавалось, как обет — т.е. то, что отделялось для Бога, — можно было выкупить. То, что заклинали, отдавалось окончательно и выкупу не подлежало.

27:30−31 Десятина, или десятая часть зерна и плодов, принадлежала Богу. Тот, кто хотел оставить ее у себя, должен был заплатить ее цену, прибавив пятую часть.

27:32−33 Выражение «все, что проходит под жезлом» относится к обычаю считать овец или коз, пропуская их под пастушьим жезлом. Лесли Флинн дает этому такой комментарий:

«С жезлом в руке, он [пастух] прикасался к каждому десятому животному. Он не мог изменить порядок, в котором они шли, чтобы хорошее животное не попало на десятое место. Если пастух все-таки пытался изменить порядок, то оба животных — и десятое по счету, и то, которым пастух пытался его подменить, — принадлежали Богу». Первая десятина называлась десятиной левитов, потому что она отдавалась левитам (Чис 18:21−24). О второй десятине, которая, похоже, отличалась от первой, говорится во Второзаконии 14:22−29.

27:34 «Заповеди, которые дал Господь Моисею». Эти слова в последнем стихе книги Левит, относятся, скорее всего, ко всей книге. Изучив все множество обрядов и жертвоприношений, подробно описанных в этой книге, мы понимаем радость М. Генри, который пишет:

«Мы живем не в тени закона, а в свете Евангелия. На нас лежит не тяжкое бремя закона с его плотскими установлениями, а приятные и легкие заповеди Евангелия,. которое говорит, что истинные поклонники поклоняются Отцу в духе и истине, и только через Христа, только в Его Имя, потому что Он — наш священник, храм, жертвенник, жертва и очищение. Он стал для нас всем. Поэтому не станем полагать, что если мы свободны от ритуальных очищений, праздников и приношений, то на служение Богу не стоит тратить много времени, сил и средств. Напротив, пусть наши сердца будут шире открыты для жертвы хвалы, пусть наши сердца пылают святой любовью и радостью, пусть наши помышления будут серьезными, а намерения искренними. Имея дерзновение входить в святилище посредством Крови Иисуса Христа, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, поклоняясь Богу с еще большей радостью и смирением, говоря: благословен Бог за Иисуса Христа!»



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.