Числа 20 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Cовременный перевод WBTC → Комментарии МакДональда

Cовременный перевод WBTC

1 В первый месяц израильский народ пришёл в пустыню Син и остановился в Кадесе. Там умерла Мариамь, и там её похоронили.
2 Там не было воды для всего народа, и вот люди собрались все вместе, и стали жаловаться Моисею и Аарону,
3 и стали роптать: "Может, нам лучше было бы умереть перед Господом, как умерли наши братья! — сказали они. —
4 Зачем ты привёл народ Господний в эту пустыню? Ты хочешь, чтобы мы здесь все погибли вместе с нашим скотом!
5 Зачем ты вывел нас из Египта и привёл в это негодное место, где нет ни хлеба, ни фиг, ни винограда, ни гранатов, ни воды для питья?!"
6 И вот Моисей и Аарон пошли от толпы ко входу в шатёр собрания. Они пали ниц, и явилась им Слава Господняя.
7 Господь говорил с Моисеем и сказал:
8 "Возьми дорожный посох брата твоего Аарона, и со всем народом пойди к той скале, и на глазах у них обратись к ней. И потечёт из скалы вода, и ты сможешь напоить водой народ и скот ваш".
9 Дорожный посох был перед Господом, и Моисей взял его, как повелел Господь.
10 Моисей и Аарон велели всему народу собраться перед скалой, и Моисей сказал: "Люди, вы постоянно ропщете, так слушайте же меня! Я сделаю так, что из этой скалы потечёт вода".
11 Моисей поднял руку и два раза ударил по скале; из скалы потекла вода, и весь народ и скот пили эту воду.
12 Господь же сказал Моисею и Аарону: "Весь израильский народ собрался вокруг, но ты не оказал Мне почести, не показал израильскому народу, что сила произвести эту воду была у тебя от Меня, не показал народу, что веришь в Меня. Я дам этому народу обещанную землю, но не ты приведёшь в неё народ!"
13 То место называлось водами Меривы. В том месте израильский народ вступил в распрю с Господом, и в этом месте Господь явил им святость Свою.
14 Во время пребывания в Кадесе Моисей отправил несколько человек с посланием к царю Едомскому, в котором говорилось: "Брат твой, израильский народ, обращается к тебе! Ты знаешь обо всех бедах, которые мы претерпели.
15 Много, много лет тому назад наши предки ушли в Египет, и жили мы там долгие годы. Египетский народ жестоко обходился с нами,
16 но мы просили Господа о помощи, и Господь услышал нас, послал нам на помощь Ангела и вывел нас из Египта. И вот мы здесь, в Кадесе, где начинается твоя земля,
17 и просим тебя: разреши нам пройти через твою страну. Мы не пойдём через твои поля и виноградники и не будем пить воду из твоих колодцев, а пройдём по царской дороге, не сворачивая ни налево, ни направо, пока не пройдём через твою страну".
18 Но Едом ответил: "Не ходите через нашу землю, а если пойдёте, мы сразимся с вами мечами".
19 Израильский народ ответил: "Мы пройдём большой дорогой. Если наш скот будет пить вашу воду, мы вам заплатим. Мы хотим только пройти через вашу страну, мы не хотим забрать её себе".
20 И снова ответил Едом: "Мы не позволим вам пройти через нашу страну". И они собрали большую, сильную армию и вышли сражаться с израильским народом.
21 Итак, Едом отказался разрешить израильскому народу пройти через свою страну, и израильский народ пошёл другой дорогой.
22 Израильский народ отправился из Кадеса к горе Ор,
23 у границы с Едомом. И сказал Господь Моисею и Аарону:
24 "Иди соединись со своими предками. Аарон не войдёт в землю, обещанную Мной израильскому народу. Я говорю это тебе, Моисей, ибо вы оба — и ты, и Аарон, не исполнили до конца повеление, которое Я дал у вод Меривы.
25 Приведи Аарона и сына его, Елеазара, к горе Ор,
26 возьми у Аарона его особые одежды и облеки в них сына его, Елеазара. Там, в горах, Аарон умрёт и соединится со своими предками".
27 Моисей исполнил повеление Господнее: Моисей, Аарон и Елеазар на глазах у всего израильского народа поднялись на гору Ор,
28 Моисей снял с Аарона его особые одежды и облёк в эти одежды сына его, Елеазара. И там, на вершине горы, Аарон умер, а Моисей с Елеазаром спустились с горы вниз.
29 И весь израильский народ узнал, что Аарон мёртв, и каждый в Израиле оплакивал его тридцать дней.

Комментарии МакДональда

З. Грех Моисея (20:1−13)

20:1 К началу этой главы проходит сорок лет со времени выхода Израиля из Египта, и тридцать восемь лет с того момента, когда соглядатаи исследовали Ханаан. Народ странствовал на протяжении тридцати восьми лет и вот, они снова вернулись в Кадес, в пустыню Син — в то самое место, из которого они отправили соглядатаев. За тридцать восемь лет они ничуть не приблизились к Обетованной Земле! Здесь умерла и была погребена Мириам. Более 600 тысяч человек погибли за эти потраченные впустую годы, прошедшие между 19-ой и 20-ой главами. Горький плод неверия пожинался в молчании целым поколением.

20:2−9 Люди, которые роптали на Моисея и Аарона из-за недостатка воды, принадлежали новому поколению, но поступали так же, как их отцы (ст. 2−5). Господь повелел Моисею сказать скале, и она даст воду. Он должен был взять жезл Аарона, который хранился в скинии (ст. 9; см. также Числа 17:10), хотя в стихе 11 он называется «его жезлом». Жезл Аарона был жезлом священства; жезл Моисея был жезлом суда и власти.

20:10−13 Ранее, когда Израиль находился в месте, называемом Масса (и Мерива) народ возроптал, требуя воды. Тогда Господь приказал Моисею ударить по скале (Исход 17:1−7). Но сейчас терпение Моисея подошло к концу. Сначала он опрометчиво обратился к людям, назвав их непокорными (ст. 10). Во-вторых, вместо того, чтобы проговорить к скале, он ударил ее дважды. Скала, пораженная ударами жезла в 17-ой главе Исхода, была символом Христа, пораженного на Голгофе. Но Христос был поражен только однажды. После Его смерти Божьему народу был дан Святой Дух, чьим прообразом является вода, истекшая из камня в 11-м стихе. Из-за этого греха Моисея и Аарона Бог объявил, что они не войдут в Землю Обетованную. Он назвал это место Мерива, но это не та Мерива, о которой говорится в 17-ой главе книги Исход. Это место иногда называют Мерива-Кадеш. Дж. Кэмпбелл Морган поясняет:

«Этим проявлением гнева, которое, как мы уже говорили, было таким естественным, служитель Божий неправильно представил Бога перед народом. Его поражение стало следствием того, что на какое-то мгновение его вера не достигла высшей точки действия. Он по-прежнему верил в Бога и в Его силу: но он не верил в Него так, чтобы являть святость Бога в глазах Его народа. Этот урок должен стать вызовом для каждого из нас. Даже правильные поступки могут совершаться весьма неправильным образом, что приведет к пагубным последствиям. Не уделив особого внимания строчкам старинного гимна, легко упустить глубочайший смысл его слов:

«...Господь, говори ко мне, чтобы мои слова стали живым эхом Твоих интонаций...

Это больше, чем просто молитва о том, чтобы донести до людей Божье послание. Скорее, это мольба о том, чтобы мы могли передать Его интонации, Его настроение, Его характер. Именно в этом потерпел неудачу Моисей, и именно за это ему не было позволено войти в Землю Обетованную».

И. Смерть Аарона (20:14−29)

20:14−21 План входа в Землю Обетованную заключался в том, чтобы не идти прямо на север из пустыни, а сначала пройти на восток, через земли Едома, и потом на север, вдоль восточного побережья Мертвого моря. Там народ должен был пересечь Иордан. Но царь Едома не согласился позволить Израилю пройти через его пределы — несмотря на все заверения, что иудеи не будут ни есть, ни пить, и не причинят какого-либо вреда владениям Идумеев. Позднее Израиль под руководством царя Саула сразится с Идумеями, потомками Исава, брата Иакова, и поразит их.

20:22−29 Когда отправились сыны Израилевы из Кадеса к горе Ор, у пределов земли Едомской, умер там Аарон, и его служение принял Елеазар, его сын (ст. 22−29). Мэтью Генри пишет:

«Аарон, хотя и погибает за свое прегрешение, не предается смерти как преступник, язвою или огнем с небес, но умирает в чести и спокойствии. Он не истреблен из своего народа, как это сказано о погибших от божественного правосудия, но приложился к народу своему, как умерший в руках божественной благодати. ... Моисей, чьи руки впервые облекли Аарона в его священнические одеяния, теперь снимает их; ибо, в знак почитания священства, не подобало, чтобы он умер в них».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.